Содержание и место бюджетирования в системе планирования организации
Содержание
Введение
1. Бюджет и бюджетирование: понятие, сущность, назначение
2.Виды бюджетов. Проблема определения форматов основных бюджетов
в РФ
3. Типы бюджетов
3.1. Бюджеты в структуре центров ответственности
3.2.Бюджетирование при различной степени определенности
будущего. Информационная база бюджетов
4. Составные элементы и этапы бюджетирования как
управленческой технологии
5.Функции бюджетирования
6. Анализ безубыточности на примере ГУ «ТГК-2»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В сознании российских
людей бюджет представляет собой категорию государственного управления. За
рубежом бюджет является категорией прежде всего бытовой: бюджет семьи или
финансовый план компании, то есть утвержденный ее руководителями прогноз
финансового состояния фирмы, в котором определены основные лимиты расходов и
затрат, нормативы финансовых результатов, различные финансовые показатели.
Бюджеты также связывались
с финансовыми показателями компании, и считалось, что бюджет-это финансовый
план, план, выраженный в стоимостном выражении.
Сегодня под бюджетом
понимают не только финансовые показатели, и, кроме того, финансовые показатели
находят свое выражение не только в стоимостном, но и натуральном выражении.
Существует множество
различных трактовок термина « бюджет».
По определению Института
дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США), бюджет
– «это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до
определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая
должна быть достигнута, и (или) расходы, которые понижены в течение этого периода,
и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели»[1].
В соответствии с определением
бюджета профессора А.Д. Шеремета, бюджет-это финансовый документ, созданный до
того, как предполагаемые действия выполняются. Часто бюджет называют финансовым
планом действий. Ключом к пониманию термина «бюджет» является осознание того,
что он есть не что иное, как лист бумаги, на котором представлены финансовые
данные.
Петер Хорват, Роланд
Гляйх и специалисты «Horvath and Partners» дали следующее определение бюджета
как « план, сформулированный в стоимостных величинах, который с определенной
степенью обязательности выполнения задается структурной единице с полномочиями
принимать решения на определенный временной период»[2].
Итак, бюджет компании – это
набор (система) взаимосвязанных сбалансированных показателей в натуральном и
стоимостном выражении, выстроенных по уровням управления[3].
Бюджет компании имеет целевой характер. Его показатели-это результат, который
желает получить экономический субъект в конце бюджетного периода.
К определению термина «
бюджетирование» авторы различных научных трудов также не подходят однозначно.
По мнению В.А. Самочкина,
«бюджетирование-это система согласованного управления подразделениями
предприятия в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса. С
его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями,
на основе систематической обработки данных»[4].
По определению К.В.
Щиборщ, « бюджетирование-это процесс составления и реализации» бюджета « в практической
деятельности компании»[5].
Таким образом, если
бюджет – это набор показателей, то бюджетирование (в общем понятии)- это
совокупность процессов составления планов и бюджетов, их утверждения,
исполнения, контроля, анализа и корректировок. Требуется отметить, что в некоторых
работах российских авторов наблюдается слияние определений бюджета и
бюджетирования. Эти два определения «… безусловно, взаимосвязаны, но в то же
время они различны по своему значению, поскольку бюджет предприятия-это
документ, а бюджетирование- это, прежде всего, процесс постановки и принятия
бюджета предприятия, а также процесс его реализации на предприятии»[6].
Главная цель
бюджетирования – повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия
благодаря целевой направленности всех событий, выявлению и минимизации рисков и
негативных последствий, повышению управляемости бизнес-процессов предприятия и,
как следствие, рост стоимости бизнеса.
Однако процесс бюджетирования
невозможно осуществить без управленческого учета, что еще раз подтверждает ,
что в современных условиях жесткой конкуренции нельзя недооценивать его роль на
предприятии.
Целью данной курсовой
работы является определение содержания и места бюджетирования в системе
планирования организации. Актуальность темы данной курсовой работы
подтверждается тем, что ценность бюджетирования для организации справедливо
высока, так как оно осуществляет координацию всех сторон деятельности
экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо
для принятия управленческих решений.
К основными задачам курсовой
работы можно отнести следующие: определение смысловой нагрузки термина «
бюджет», видов и форм бюджетов; раскрытие сущности, назначения, функций и
процесса осуществления бюджетирования на предприятии, а также проведение
анализа безубыточности во второй части курсовой работы на основе данных
конкретного предприятия.
1. Бюджет
и бюджетирование: понятие, сущность, назначение
Наряду с контролем одной
из важнейших функций управления является планирование, которое представляет
собой оценку поставленной организацией цели с точки зрения того, какие ресурсы
для этого необходимы и будут ли они доступны, когда в них возникнет
потребность. Планирование подразумевает под собой процесс определения действий,
которые должны быть выполнены в будущем.
На предприятиях
планирование неразрывно связано с финансовыми ресурсами. Прогнозирование
емкости рынка — это начальная точка любого планирования в условиях рыночной
экономики. Организация как экономический субъект ставит перед собой различные
цели, причем как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Решение всех
поставленных задач невозможно без разработки планов достижения целей.
Выделяют следующие уровни
планирования:
стратегический уровень
(на определенных промежутках времени имеется возможность в изменении ресурсов и
факторов без потери результативности деятельности);
оперативный уровень
(возможность регулирования существует для ограниченного количества факторов
производства);
тактический уровень
(существует возможность варьирования одной частью ресурсов в широких пределах,
а другой — ограниченно).
Стратегическое
планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает
формулирование целей, задач, масштабы и сферы деятельности предприятия на
качественном уровне или в виде общих количественных ориентиров.
Тактическое планирование
осуществляется на среднесрочную перспективу (от 1 до 5 лет) и определяет
ресурсы, которые необходимы предприятию для вступления на избранный стратегический
уровень, выполняется в форме бизнес-планирования.
Оперативное планирование
охватывает текущую деятельность предприятия, осуществляется в форме
бюджетирования.
Бюджетирование
представляет собой, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и
смет, а с другой - управленческую технологию, предназначенную для выработки и
повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
При постановке
бюджетирования как процесса важно определить его объект. Для бюджетирования как
управленческой технологии важно также определить уровни составления и
консолидации бюджетов, соответствующие уровням управленческой иерархии (бюджеты
дочерних компаний или центров финансовой ответственности).
Основным объектом
бюджетирования является бизнес. В качестве объекта финансового планирования
могут выступать производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов,
обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка.
Бюджетирование применимо ко множеству объектов различного уровня: компании или
предприятию в целом; отдельному структурному подразделению (бюджет отдела,
цеха, участка); программе работ или функции управления (бюджет коммерческих
расходов, бюджет продаж и так далее); отдельному контракту или проекту;
специально выделенным центрам учета (центры прибыли, центры затрат,
венчурцентры и тому подобное).
Бюджетирование позволяет
управлять финансами как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, при этом
определяются набор видов бизнеса, сроки и направления реструктуризации и тому
подобное.
Бюджетирование может
осуществляться также на различных стадиях производства продукции (для расчета
внутренней себестоимости изделия или полуфабриката по переделам).
Бюджетирование- это
технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов,
получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать
прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами[7].
В основу бюджетирования,
прежде всего, положена разработка различных видов бюджетов (планов), являющихся
одним из основных инструментов управления компанией.
Перед тем как ввести
понятие бюджета, необходимо остановится на проблемах терминологии. Обычно
понятие « бюджет» мы связываем с такими определениями, как государственный, федеральный,
местный. В управленческом учете как самостоятельной подсистеме учета в западных
странах термин « бюджет» используется в несколько ином смысле, который ближе к
нашему термину « смета» (смета доходов и расходов). Процесс составления
бюджетов – один из важнейших в системе планирования и контроля в управленческом
учете. Составление бюджета является процессом планирования.
Бюджеты представляют
собой ключевой инструмент системы управленческого контроля. Практически все
организации, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие
организации в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который
показывает планируемую деятельность организации по центрам ответственности для
получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты.
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит
от того, что является предметом составления бюджета; размера организации;
степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой
структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. В отличие от
формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса бюджет
не имеет стандартизированных, которые следует строго соблюдать. При разработке
бюджетов необходимо учитывать принцип стандартизации бюджетных форм, с тем,
чтобы форматы разрабатываемых бюджетов давали возможность консолидировать
бюджеты и формировать на основе бюджетов по отдельным ЦФО сводного бюджета по
всему предприятию.
Бюджет должен
представлять информацию доступно и ясно, так, чтобы его содержание было понятно
пользователю. Избыток информации затемняет значение и точность данных,
недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений,
данных, принятых в документе.
Бюджет может не содержать
одновременно данные и о доходах, и о расходах, то есть нет необходимости, чтобы
они сбалансированы. Например, в бюджете закупок использования материалов
представлены сведения только о планируемых расходах сырья и полуфабрикатов.
Бюджет также может быть подготовлен целиком в неденежном (натуральном)
выражении: в часах, единицах продукции, объемах услуг.
Таким образом, бюджет
предприятия или компании – это финансовый план, то есть выраженное в цифрах
запланированное на будущее финансовое состояние предприятия или компании,
количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и
производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
Соответственно бюджетирование – это процесс разработки, исполнения, контроля и
анализа финансового плана, охватывающего все стороны деятельности организации.
Главная цель
бюджетирования – повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия
благодаря целевой направленности всех событий, выявлению и минимизации рисков и
негативных последствий, повышению управляемости бизнес-процессов предприятия и,
как следствие, рост стоимости бизнеса.
В соответствии с этим
назначение бюджетирования в самом общем виде - это основа:
-планирования
деятельности и принятия управленческих решений;
- оценка всех аспектов
финансового состояния организации;
- укрепление финансовой
дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных единиц интересам
организации (компании в целом и собственникам капитала) [8].
При этом в каждой
компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта
финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей.
Говоря о назначении бюджетирования, необходимо понимать, что в каждой компании
в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные
цели и использовать собственные средства, собственный инструментарий.
Главным отличием
бюджетирования от планирования является то, что для планирования важнее сам процесс
планирования, чем результат, на который этот процесс направлен. В процессе
планирования на предприятии вырабатываются подходы и пути решения возникающих
проблем и задач, оцениваются существующие риски. «Кроме того, планирование не
учитывает различия темпов роста предприятия и цикличность на различных фазах
его развития, не разделяет некоторые аспекты управления, такие как
краткосрочный и долгосрочный, опирается на финансовые показатели»[9].
Процесс бюджетирования
направлен прежде всего на получение результата, то есть достижение
стратегических целей предприятия. Определение стратегических целей предприятия –
начальный этап процесса бюджетирования деятельности предприятия. Причем цели
должны четко сформулированными и реально достижимыми.
Сущностью бюджетирования
является структурирование доходов и расходов с четко определенными местами их
возникновения и закрепление ответственных лиц за их движением.
Роль и место
бюджетирования в общей системе финансовой деятельности предприятия достаточно
полно характеризуются функциями бюджета предприятия (Глава 3).
Главное в бюджетировании
- создать систему координат для бизнеса, по которой было бы видно, куда
движется бизнес в настоящее время и каковы его перспективы на будущее, то есть
создать основу для выработки и принятия управленческих решений в финансовой
сфере. По данным группы « Top-Консультант»,
около 80 % российских предпринимателей, занимающихся постановкой
внутрифирменного бюджетирования, внедряют на своих предприятиях финансовое
планирование с целью более эффективного управления затратами. Они считают, что с
помощью успешного контроля за издержками можно добиться их снижения.
Для того чтобы система
бюджетирования была действительно эффективна, должна быть выстроена система
план-фактного анализа, при этом аналитические показатели план-фактного анализа
должны быть взаимно сопоставимы. И если плановые данные берутся из системы
бюджетирования, то источником фактических данных обычно является бухгалтерский
(производственный) учет.
Таким образом, можно
сделать вывод, что с одной стороны бюджетирование это прежде всего процесс
составления финансовых планов и смет, а с другой-управленческая технология,
предназначенная для выработки и повышения обоснованности принимаемых
управленческих решений.; термин « бюджет» означает финансовый план,
охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все
понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий
период в целом и по отдельным его частям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|