стационарных, передвижных и
плавучих сооружений по механическому и самотечному забору воды из водных
объектов;
водоотводящих сооружений,
предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные,
промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных
вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;
комплекса сооружений порта, в
том числе для подхода, стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов,
посадки и высадки пассажиров, ремонта, отстоя, технического осмотра судов и
иных плавучих объектов;
плотин, шлюзов-регуляторов и
других водорегулирующих сооружений (в том числе временных перегораживающих
сооружений);
гидравлических электростанций (приплотинных,
деривационных, приливных, гидроаккумулирующих);
организованных пляжей, причалов
для яхт, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств
отдыха на воде, а также других сооружений и устройств, предназначенных для. рекреационных
и оздоровительных целей;
платформ и искусственных
островов;
оросительных, обводнительных и
оросительно-обводнительных мелиоративных систем;
водохозяйственных сооружений
тепловых станций и атомных электростанций, предприятий ядерного топливного цикла,
предназначенных для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для
охлаждения;
землеройной, буровой,
грузоподъемной, другой спецплавтехники при выполнении строительно-монтажных, изыскательских,
дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных (кроме транспортных и по
предотвращению вредного воздействия вод), строительство и эксплуатация сооружений,
подводных коммуникаций, прокладка кабелей, строительство мостов, подводных
переходов газопроводов, продуктопроводов и других работ, добычи полезных
ископаемых из недр, торфа и сапропеля со дна водного объекта;
судов и других плавательных
средств (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, а также сплав
леса в плотах и кошелях.
Изменения в Водном Кодексе
В советский период наблюдалось
потребительское отношение к водным ресурсам как к даровому и неисчерпаемому
благу. Исключением являлась кратковременная и ограниченная плата за орошение. Она
взималась в 20-е годы, а затем в 1949 - 1956 гг. Причем получаемые средства
вкладывались в мероприятия по борьбе с вторичным засолением земель. Но низкая
доходность колхозов и совхозов, рост их задолженности по плате за воду привели
к отмене этой платы. Лишь с 1982 г. промышленные предприятия начали платить за
забор воды из водохозяйственных систем.
С переходом на рыночные отношения
российское законодательство утверждает в качестве важного условия платность
водопользования (как и других видов природопользования). Поэтому важной
обязанностью водопользователей является своевременное внесение платежей,
связанных с пользованием водными объектами. Такова была позиция законодателя,
закрепленная в принятом в 1995 г. Водном кодексе РФ.
16 мая 2008 года группа
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
внесла в Совет Государственной Думы проект Федерального закона "О внесении
изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (далее - законопроект), разработанный во Фракции
КПРФ. Законопроект изложен на 27 страницах и предусматривает внесение изменений
в семь федеральных законов.
Законопроект подготовлен с
учетом заключения Правительства Российской Федерации и содержит положения,
направленные на приведение отдельных положений Водного кодекса Российской
Федерации (далее Кодекс), Федерального закона "О введении в действие
Водного кодекса Российской Федерации" и внесенных этим Федеральным законом
изменений в смежные отрасли законодательства в соответствие с Конституцией
Российской Федерации, а также на устранение недостатков и внутренних
противоречий в Водном кодексе Российской Федерации, рассогласованности между
Федеральным законом "О введении в действие Водного кодекса Российской
Федерации" и Водным кодексом Российской Федерации.
Целью настоящего законопроекта
является правовое обеспечение безопасного состояния водных объектов, в первую
очередь источников водоснабжения питьевого назначения, и безопасного для
здоровья граждан пользования ими, а также конституционных прав на свободный и
бесплатный доступ граждан к воде.
Одной из важных задач
законопроекта является устранение противоречия Кодекса и Закона Российской
Федерации "О недрах" пункту "к" статьи 72 Конституции
Российской Федерации и традициям российского законодательства, в соответствии с
которыми водное законодательство является самостоятельной отраслью законодательства
и поэтому подземные воды всегда признавались водными объектами и включались в
единый водный фонд. Кодекс не устанавливает порядок определения права
собственности на подземные водные объекты, предоставления и прекращения права
пользования этими водными объектами для целей питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, а также использования и охраны подземных водных объектов и
отсылает к несуществующим нормам законодательства о недрах (статьи 8, 9, 10,
43, 59). Устранение этого противоречия - одно из условий создания единого и
ответственного органа управления использованием и охраной как поверхностных. так
и подземных водных объектов. Законопроектом предусматривается исключение из
Кодекса положений, установленных статьями 8, 9, 10, 43, 59 в отношении
подземных водных объектов, отнесение к законодательству о недрах вопросов
регулирования использованием подземных вод, содержащих полезные ископаемые,
лечебные природные ресурсы или тепловую энергию.
Законопроект дополнен главой об
экономическом регулировании отношений в области использования и охраны водных
объектов, в которой установлены принципы экономического регулирования отношений
в области использования, восстановления и охраны водных объектов; объекты платы
за пользование водными объектами; принципы определения ставок платы за
пользование водными объектами; порядок финансирования бассейновых (федеральных)
программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; порядок
определения приоритетов в финансировании программ и мероприятий по
восстановлению и охране водных объектов; принципы экономического стимулирования
рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Необходимость
в дополнении Кодекса этими положениями для специалиста очевидна, так как они
определяют единый порядок платности водопользования, финансового обеспечения
программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов от
загрязнения водных объектов и истощения водных ресурсов.
Законопроект предусматривает
свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам. Этот документ содержит
правовые нормы по охране водных объектов в случае сброса сточных и дренажных
вод, положения об ограничении использования водных объектов для добычи песка,
гравия и других общераспространенных полезных ископаемых со дна водных
объектов, в нем определены обязанности собственников водных объектов принимать
своевременные меры по предотвращению загрязнения и засорения водных объектов,
истощения водных ресурсов, а также осуществлению мероприятий по их
восстановлению и охране.
В отношении подземных вод
законопроектом предлагается провести разграничение сфер действия между
законодательством о недрах и водным законодательством на основании положений
главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми только
"подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или)
природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды" объявлены
видами добытых полезных ископаемых и объектом налогообложения.
Инициаторы законодательной инициативы
считают, что принятие данного законопроекта позволит укрепить законодательную
базу, регулирующую отношения в области управления использованием,
восстановлением и охраной водных объектов, направленные на обеспечение
рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных
ресурсов, а также на защиту прав граждан на охрану здоровья, благоприятную
водную среду, свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам.
Цена природных ресурсов - это их
ценность, отражаемая суммой экономической и внеэкономической оценок. Экономическая
оценка может выполняться в денежных единицах, баллах или в натуральных
величинах. Цена - есть отражение экономической оценки природных ресурсов. Эффект
влияния различных водных ресурсов на производительность труда может оцениваться
стоимостью, издержками и капитализированной рентой. Денежным выражением
хозяйственного эффекта от эксплуатации природных ресурсов может выступать
дифференциальная рента. Дифференциальная рента возникает в результате
приложения общес-твенного труда к ограниченным природным ресурсам разного
местонахождения и качества и является одним из методов экономической оценки.
К этой величине необходимо
прибавлять социальную цену, экологическую цену и др.
Вода является важнейшим
компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным
ресурсом, который обеспечивает экономическое, социальное, экологическое
благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Отношения в области
использования и охраны водных объектов (водные отношения) в Российской
Федерации (РФ) регулируются водным законодательством, которое состоит из
Водного Кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним
федеральных законов и иных правовых актов РФ, а также законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Участниками водных
отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования
в лице органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ,
органы местного самоуправления. Участниками водных отношений также являются
граждане и юридические лица (водопользователи), которым водные объекты
предоставлены в пользование.
Водное законодательство РФ как основа экономического
оценивания водных ресурсов.
Согласно водному
законодательству в РФ устанавливается государственная собственность на водные
объекты, а муниципальная и частная собственность допускается только на
небольшие по площади непроточные искусственные водоемы (обособленные водные
объекты), не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными
объектами.
Вопросы владения, пользования и
распоряжения водными объектами относятся к ведению соответствующих
собственников (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и
водопользователи в чьей собственности находятся обособленные водные объекты). Права
на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов
регламентируются Водным Кодексом РФ.
В частности, указанные лица
имеют следующие права на водные объекты:
право долгосрочного пользования;
право краткосрочного пользования;
право ограниченного пользования
(водный сервитут).
Владение и пользование водными
объектами для данной категории лиц осуществляется на условиях и в пределах
установленных Водным Кодексом РФ в зависимости от целей использования,
ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов (ст.42 Водного
Кодекса РФ). Водопользователи могут также распоряжаться правами пользования
водными объектами. В соответствии Водным Кодексом РФ предусмотрена аренда
водных объектов.
Основанием приобретения прав
пользования водными объектами является лицензия, учитывающая наличие водных
ресурсов, потребности в них водопотребителей и состояние водных объектов и заключенный
в соответствии с ней договор пользования водным объектом.
Согласно статье 121 Водного
Кодекса РФ основным принципом экономического регулирования использования,
восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Платность
водопользования предполагает, что при использовании и охране водных объектов
субъекты водных отношений также вступают в финансовые отношения, включая
налоговые. Согласно статье 12 ВКРФ экономическое регулирование использования,
восстановления и охраны водных объектов предусматривает создание систем: платежей,
связанных с пользованием водных объектов; финансированием восстановления и
охраны водных объектов; экономическое стимулирование рационального
использования, восстановления и охраны водных объектов.
Система платежей, связанных с
пользованием водными объектами включает:
плату за пользование водными
объектами (водный налог);
плату направленную на
восстановление и охрану водных объектов.
Водный налог, плата направленная
на восстановление и охрану водных объектов введены в Российской Федерации с
1998 года федеральным законом "О плате за пользование водными объектами"
- они действуют в целях экономического стимулирования рационального
использования, восстановления и охраны водных объектов, обеспечения прав граждан
на чистую воду и благоприятную водную среду, развития водохозяйственных
отношений, формирования федеральных целевых бюджетных фондов.
Законом Российской Федерации
"О плате за пользование водными объектами" (ст.4) устанавливаются
минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по
категориям плательщиков. При этом установление минимальных и максимальных
ставок платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам относится
к полномочиям Правительства Российской Федерации (ст.4). Закон РФ "О плате
за пользование водными объектами" предоставляет органам законодательной (представительной)
власти субъектов Российской Федерации право устанавливать ставки платы по
категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами,
состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения
и хозяйственных объектов. Этим же законом (ст.5) представительным органам
власти субъектов РФ предоставляется право устанавливать льготы на плату для
отдельных категорий плательщиков. Платная база при этом может определяться как:
объем воды, забранной из водного
объекта;
объем продукции (работ, услуг) произведенной
(выполненной, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
площадь акватории используемых
водных объектов;
объем сточных вод, сбрасываемых
в водные объекты.
Таким образом, ценовое
зонирование и дифференциация ставок платы за пользование водными объектами
является одним из первых и необходимых шагов в создании концепции стоимостной
оценки водных ресурсов органами управления субъектов РФ и муниципальными
образованиями.
Система дифференциации ставок
платежей как законодательная основа современного экономического оценивания
стоимости водных ресурсов
Разработка концепции комплексной
стоимостной оценки использования водных ресурсов для целей стоимостного
зонирования и дифференциации платы за пользование водными объектами базируется
на системе экономического регулирования водопользования, сформулированной
Водным кодексом Российской Федерации, Законом "О плате за пользование
водными объектами" и другими правовыми актами водного законодательства.
Основным в этой системе является
следующее:
наличие прав государственной,
муниципальной, частной собственности на водные объекты и решение вопросов
владения, пользования и распоряжения водными объектами;
наличие лицензии и договора на
водопользование, в которых содержатся:
сведения о водном объекте;
сведения о водопользователе;
сведения о водопотребителях;
указание на способы и цели
использования водного объекта;
сведения о лимитах
водопользования и пространственных границах предоставляемого в пользование
водного объекта или его частей;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|