рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Состояние, анализ и проблемы совершенствования водного налога

стационарных, передвижных и плавучих сооружений по механическому и самотечному забору воды из водных объектов;

водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные, промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;

комплекса сооружений порта, в том числе для подхода, стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов, посадки и высадки пассажиров, ремонта, отстоя, технического осмотра судов и иных плавучих объектов;

плотин, шлюзов-регуляторов и других водорегулирующих сооружений (в том числе временных перегораживающих сооружений);

гидравлических электростанций (приплотинных, деривационных, приливных, гидроаккумулирующих);

организованных пляжей, причалов для яхт, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств отдыха на воде, а также других сооружений и устройств, предназначенных для. рекреационных и оздоровительных целей;

платформ и искусственных островов;

оросительных, обводнительных и оросительно-обводнительных мелиоративных систем;

водохозяйственных сооружений тепловых станций и атомных электростанций, предприятий ядерного топливного цикла, предназначенных для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для охлаждения;

землеройной, буровой, грузоподъемной, другой спецплавтехники при выполнении строительно-монтажных, изыскательских, дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных (кроме транспортных и по предотвращению вредного воздействия вод), строительство и эксплуатация сооружений, подводных коммуникаций, прокладка кабелей, строительство мостов, подводных переходов газопроводов, продуктопроводов и других работ, добычи полезных ископаемых из недр, торфа и сапропеля со дна водного объекта;

судов и других плавательных средств (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, а также сплав леса в плотах и кошелях.

Изменения в Водном Кодексе

В советский период наблюдалось потребительское отношение к водным ресурсам как к даровому и неисчерпаемому благу. Исключением являлась кратковременная и ограниченная плата за орошение. Она взималась в 20-е годы, а затем в 1949 - 1956 гг. Причем получаемые средства вкладывались в мероприятия по борьбе с вторичным засолением земель. Но низкая доходность колхозов и совхозов, рост их задолженности по плате за воду привели к отмене этой платы. Лишь с 1982 г. промышленные предприятия начали платить за забор воды из водохозяйственных систем.

С переходом на рыночные отношения российское законодательство утверждает в качестве важного условия платность водопользования (как и других видов природопользования). Поэтому важной обязанностью водопользователей является своевременное внесение платежей, связанных с пользованием водными объектами. Такова была позиция законодателя, закрепленная в принятом в 1995 г. Водном кодексе РФ.

16 мая 2008 года группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесла в Совет Государственной Думы проект Федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), разработанный во Фракции КПРФ. Законопроект изложен на 27 страницах и предусматривает внесение изменений в семь федеральных законов.

Законопроект подготовлен с учетом заключения Правительства Российской Федерации и содержит положения, направленные на приведение отдельных положений Водного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" и внесенных этим Федеральным законом изменений в смежные отрасли законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также на устранение недостатков и внутренних противоречий в Водном кодексе Российской Федерации, рассогласованности между Федеральным законом "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" и Водным кодексом Российской Федерации.

Целью настоящего законопроекта является правовое обеспечение безопасного состояния водных объектов, в первую очередь источников водоснабжения питьевого назначения, и безопасного для здоровья граждан пользования ими, а также конституционных прав на свободный и бесплатный доступ граждан к воде.

Одной из важных задач законопроекта является устранение противоречия Кодекса и Закона Российской Федерации "О недрах" пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации и традициям российского законодательства, в соответствии с которыми водное законодательство является самостоятельной отраслью законодательства и поэтому подземные воды всегда признавались водными объектами и включались в единый водный фонд. Кодекс не устанавливает порядок определения права собственности на подземные водные объекты, предоставления и прекращения права пользования этими водными объектами для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также использования и охраны подземных водных объектов и отсылает к несуществующим нормам законодательства о недрах (статьи 8, 9, 10, 43, 59). Устранение этого противоречия - одно из условий создания единого и ответственного органа управления использованием и охраной как поверхностных. так и подземных водных объектов. Законопроектом предусматривается исключение из Кодекса положений, установленных статьями 8, 9, 10, 43, 59 в отношении подземных водных объектов, отнесение к законодательству о недрах вопросов регулирования использованием подземных вод, содержащих полезные ископаемые, лечебные природные ресурсы или тепловую энергию.

Законопроект дополнен главой об экономическом регулировании отношений в области использования и охраны водных объектов, в которой установлены принципы экономического регулирования отношений в области использования, восстановления и охраны водных объектов; объекты платы за пользование водными объектами; принципы определения ставок платы за пользование водными объектами; порядок финансирования бассейновых (федеральных) программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; порядок определения приоритетов в финансировании программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; принципы экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Необходимость в дополнении Кодекса этими положениями для специалиста очевидна, так как они определяют единый порядок платности водопользования, финансового обеспечения программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов от загрязнения водных объектов и истощения водных ресурсов.

Законопроект предусматривает свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам. Этот документ содержит правовые нормы по охране водных объектов в случае сброса сточных и дренажных вод, положения об ограничении использования водных объектов для добычи песка, гравия и других общераспространенных полезных ископаемых со дна водных объектов, в нем определены обязанности собственников водных объектов принимать своевременные меры по предотвращению загрязнения и засорения водных объектов, истощения водных ресурсов, а также осуществлению мероприятий по их восстановлению и охране.

В отношении подземных вод законопроектом предлагается провести разграничение сфер действия между законодательством о недрах и водным законодательством на основании положений главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми только "подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды" объявлены видами добытых полезных ископаемых и объектом налогообложения.

Инициаторы законодательной инициативы считают, что принятие данного законопроекта позволит укрепить законодательную базу, регулирующую отношения в области управления использованием, восстановлением и охраной водных объектов, направленные на обеспечение рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных ресурсов, а также на защиту прав граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам.



3.3 Экономическая оценка водных объектов


Цена природных ресурсов - это их ценность, отражаемая суммой экономической и внеэкономической оценок. Экономическая оценка может выполняться в денежных единицах, баллах или в натуральных величинах. Цена - есть отражение экономической оценки природных ресурсов. Эффект влияния различных водных ресурсов на производительность труда может оцениваться стоимостью, издержками и капитализированной рентой. Денежным выражением хозяйственного эффекта от эксплуатации природных ресурсов может выступать дифференциальная рента. Дифференциальная рента возникает в результате приложения общес-твенного труда к ограниченным природным ресурсам разного местонахождения и качества и является одним из методов экономической оценки.

К этой величине необходимо прибавлять социальную цену, экологическую цену и др.

Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, который обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в Российской Федерации (РФ) регулируются водным законодательством, которое состоит из Водного Кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления. Участниками водных отношений также являются граждане и юридические лица (водопользователи), которым водные объекты предоставлены в пользование.

Водное законодательство РФ как основа экономического оценивания водных ресурсов.

Согласно водному законодательству в РФ устанавливается государственная собственность на водные объекты, а муниципальная и частная собственность допускается только на небольшие по площади непроточные искусственные водоемы (обособленные водные объекты), не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами относятся к ведению соответствующих собственников (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи в чьей собственности находятся обособленные водные объекты). Права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов регламентируются Водным Кодексом РФ.

В частности, указанные лица имеют следующие права на водные объекты:

право долгосрочного пользования;

право краткосрочного пользования;

право ограниченного пользования (водный сервитут).

Владение и пользование водными объектами для данной категории лиц осуществляется на условиях и в пределах установленных Водным Кодексом РФ в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов (ст.42 Водного Кодекса РФ). Водопользователи могут также распоряжаться правами пользования водными объектами. В соответствии Водным Кодексом РФ предусмотрена аренда водных объектов.

Основанием приобретения прав пользования водными объектами является лицензия, учитывающая наличие водных ресурсов, потребности в них водопотребителей и состояние водных объектов и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом.

Согласно статье 121 Водного Кодекса РФ основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Платность водопользования предполагает, что при использовании и охране водных объектов субъекты водных отношений также вступают в финансовые отношения, включая налоговые. Согласно статье 12 ВКРФ экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов предусматривает создание систем: платежей, связанных с пользованием водных объектов; финансированием восстановления и охраны водных объектов; экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

Система платежей, связанных с пользованием водными объектами включает:

плату за пользование водными объектами (водный налог);

плату направленную на восстановление и охрану водных объектов.

Водный налог, плата направленная на восстановление и охрану водных объектов введены в Российской Федерации с 1998 года федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" - они действуют в целях экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, развития водохозяйственных отношений, формирования федеральных целевых бюджетных фондов.

Законом Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами" (ст.4) устанавливаются минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по категориям плательщиков. При этом установление минимальных и максимальных ставок платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (ст.4). Закон РФ "О плате за пользование водными объектами" предоставляет органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации право устанавливать ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов. Этим же законом (ст.5) представительным органам власти субъектов РФ предоставляется право устанавливать льготы на плату для отдельных категорий плательщиков. Платная база при этом может определяться как:

объем воды, забранной из водного объекта;

объем продукции (работ, услуг) произведенной (выполненной, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;

площадь акватории используемых водных объектов;

объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Таким образом, ценовое зонирование и дифференциация ставок платы за пользование водными объектами является одним из первых и необходимых шагов в создании концепции стоимостной оценки водных ресурсов органами управления субъектов РФ и муниципальными образованиями.

Система дифференциации ставок платежей как законодательная основа современного экономического оценивания стоимости водных ресурсов

Разработка концепции комплексной стоимостной оценки использования водных ресурсов для целей стоимостного зонирования и дифференциации платы за пользование водными объектами базируется на системе экономического регулирования водопользования, сформулированной Водным кодексом Российской Федерации, Законом "О плате за пользование водными объектами" и другими правовыми актами водного законодательства.

Основным в этой системе является следующее:

наличие прав государственной, муниципальной, частной собственности на водные объекты и решение вопросов владения, пользования и распоряжения водными объектами;

наличие лицензии и договора на водопользование, в которых содержатся:

сведения о водном объекте;

сведения о водопользователе;

сведения о водопотребителях;

указание на способы и цели использования водного объекта;

сведения о лимитах водопользования и пространственных границах предоставляемого в пользование водного объекта или его частей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.