рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Состояние государственных финансов

Состояние государственных финансов

Введение


Тема контрольной работы «Состояние государственных финансов» по дисциплине «Финансы Украины».

В работе проведен анализ состояния государственных финансов Украины в условиях экономического кризиса, раскрыты их характерные черты в период преодоления последствий, определены пути оздоровления государственных финансов, направленные на стабилизацию экономики и решения социальных проблем.

Во время экономического кризиса обнаружилась ограниченность механизмов рыночного регулирования в преодолении негативных тенденций и восстановлении экономической динамики. При таких условиях значительно возросла роль государственных финансов в поддержке бизнеса и решении социальных проблем. Преобладающее большинство развитых стран вынуждены были активизировать использование таких рычагов. Благодаря этому были введены антикризисные меры, направленные на ограничение рецессии и стабилизацию финансового и реального секторов экономики. Влияние государственных финансов (прямое и опосредованное) на развитие предпринимательства и решение социальных проблем существенно усилилось.

В поддержке нуждались финансовый и реальный секторы экономики, отдельные отрасли, регионы и социальные группы населения. В развитых странах преимущественная доля государственных расходов направлялась на финансирование инфраструктуры, на предоставление помощи малообеспеченным слоям населения, а также безработным. Была значительно увеличена помощь малому и среднему бизнесу, отдельным отраслям хозяйственного комплекса. При усилении государственного вмешательства в экономику внимание было направлено на решение не только текущих проблем, но и стратегических задач, и особенно на стимулирование совокупного спроса. Таким образом, имела место активизация использования фискальных механизмов со стороны государства в поддержке и регулировании развития экономики. В отдельных странах введены меры по национализации компаний в финансовой сфере путем приобретения пакетов акций в частных фирмах или субсидирования их деятельности

Государственные программы стабилизации экономики имели положительные результаты, что привело к преодолению кризисных явлений в экономике большинства развитых стран. Но при этом значительно углубились диспропорции в движении денежных потоков. В то же время стремительно возросла нагрузка на сферу государственных финансов, следствием чего стало обострение рисков их развития. В частности, это касается бюджетной сферы (на разных уровнях), государственных целевых фондов, государственных предприятий и учреждений. Ухудшились условия деятельности региональных органов управления и местного самоуправления. Усложнились операции по проведению государственного регулирования экономики и социальной сферы.

Государственные финансы играют важную роль в развитии страны. С их использованием обеспечивается хозяйственная деятельность в государственном секторе экономики и реализуются социальные программы. Содержание и структура государственных финансов по-разному определяются в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых. Так, О. Василик относит в их состав «совокупность всех бюджетов государства; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование». К. Макконнелл и С. Брю определяют государственные финансы как отрасль аналитической экономии, которая исследует государственные доходы и расходы. По определению В. Опарина, в характеристике содержания государственных финансов преобладает «ориентация на процессы формирования государственных доходов и осуществления государственных расходов». Предлагаем разделить государственные финансы на «централизованную (бюджет и целевые фонды) и децентрализованную (финансы государственных предприятий) составляющие». А. Загородний и Г. Вознюк в состав государственных финансов относят госбюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения, финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной собственности, государственный кредит, государственное личное и имущественное страхование.

Трактовку государственных финансов как совокупности государственных доходов и расходов можно отнести лишь к начальному этапу определения их структуры. К ним относятся разные субъекты, а привлечение доходов и осуществление расходов происходят в разных формах. Исходя из характеристики субъектов проведения финансовых операций, в состав государственных финансов вполне логично относят госбюджет, государственные целевые фонды, финансы государственных предприятий и учреждений. Что касается предприятий коммунальной собственности, то вряд ли их прямо можно отнести в состав государственных финансов. В зарубежных странах муниципальные предприятия принадлежат не к государственным, а к публичным финансам. Также не совсем логично рассматривать государственный кредит и государственное социальное страхование в качестве отдельных составляющих (на уровне субъектов) государственных финансов, поскольку они учтены в составе госбюджета, государственных целевых фондов и государственных предприятий и учреждений.

В то же время такие подходы не принимают во внимание многие другие важные элементы государственных финансов. К ним, в частности, относятся акционерные компании и объединения предприятий, в уставных фондах которых присутствует доля государственной собственности. Активами государства, которыми управляют государственные органы исполнительной власти и специально созданные для этого государственные учреждения, являются государственные корпоративные права в хозяйственных обществах. В ходе исследования вопросов развития государственных финансов также следует выделить в отдельные блоки операции с субъектами частного бизнеса, которые осуществляются в форме использования бюджетных средств, предоставления кредитов, привлеченных государством или под государственные гарантии, либо международной технической помощи. Особого внимания заслуживают и вопросы аренды государственного имущества, операции на основе государственного контракта и государственных закупок, государственного заказа, использования средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования в случае получения дотаций, компенсаций, целевых инвестиций и субсидий, инновационных, инвестиционных, налоговых и других льгот, а также передачи природных ресурсов, находящихся в общегосударственной собственности, субъектам предпринимательства для использования в сфере хозяйствования, предоставления органами государственной власти субъектам бизнеса прав на создание и управление объектами концессии.

Целью работы является исследование состояния государственных финансов в Украине и соотношения между их основными элементами в разрезе самых важных составляющих – госбюджета, государственных целевых фондов, государственных предприятий (как в финансовой, так и в нефинансовой сферах) – и определение направлений их оздоровления.




Состояние государственных финансов


За последнее десятилетие произошло существенное увеличение государственных расходов (бюджетной системы, Пенсионного фонда и фондов общеобязательного социального страхования). Возросла доля ВВП, распределяемая через сводный бюджет. Перераспределение ВВП через бюджет и внебюджетные фонды достигло высокого уровня: удельный вес доходов сводного бюджета вместе с доходами внебюджетных фондов составлял в 2009 г. 42,4% ВВП.

Введение антикризисных мер в Украине предусматривало привлечение дополнительных ресурсов в госбюджет и направление их на предотвращение последствий финансового кризиса. В частности, в составе госбюджета предусматривалось создать Стабилизационный фонд, источниками поступлений которого были определены: в 2008 г. – сверхплановые поступления от приватизации, в 2009 г. – их внеплановые поступления в полном объеме, а также привлеченные ресурсы от целевого размещения государственных ценных бумаг. Средства фонда предусматривалось направить на поддержку отечественных банковских учреждений, кредитование долгосрочных инфраструктурных, инвестиционных и инновационных проектов, удешевление кредитов для малого и среднего бизнеса, развитие внутреннего спроса. Также был утвержден специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, рыболовства; определены источники пополнения средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, капитализации банков и Государственного ипотечного учреждения; разрешено пополнять уставные капиталы государственных банков за счет поступлений от государственных заимствований, приобретать акции банков в обмен на государственные облигации.

Результатом таких мер стало решение определенных проблем. Однако побочным эффектом стало усиление давления на сферу государственных финансов, что обусловило существенное ухудшение ее состояния и нарушение соотношений между ее составляющими, ведь проведение операций по поддержке отдельных секторов экономики сопровождалось ограничением ресурсного обеспечения других сфер, что повлекло за собой усиление тенденции к разбалансированию государственных финансов. Обострились риски развития бюджетной сферы. Усложнились условия привлечения доходов, исполнения расходов и проведения кредитования из госбюджета. При этом принятие государственного бюджета Украины в 2008–2009 гг. осуществлялось без достаточного учета негативных тенденций развития экономики, следствием чего стало недовыполнение его плановых показателей. Обнаружилась потребность в значительном увеличении ресурсов для финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим динамику показателей доходов, расходов, кредитования и дефицита бюджета в 2006–2010 гг. (табл. 1).


Таблица 1. Плановые показатели выполнения государственного бюджета Украины в 2006–2010 гг.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Доходы…………………………………………….

127,52

157,29

231,93

239,22

267,45

Расходы…………………………………………….

140,20

174,63

253,21

267,68

324,02

Возврат кредитов………………………………

2,21

1,98

1,57

3,13

5,68

Предоставление кредитов из бюджета.

2,77

3,71

5,31

5,84

6,86

Предельный размер дефицита бюджета.

13,24

15,72

25,02

31,18

57,75


В течение 2006–2009 гг. было запланировано увеличение всех составляющих бюджета, что стало результатом как изменений в экономическом состоянии страны, так и влияния монетарных, социальных и внешних факторов. При этом темпы роста доходной и расходной частей бюджета в 2006–2008 гг. значительно превышали темпы номинальных и реальных приростов экономики. В 2009 г. предполагалось увеличение доходов и расходов при условии снижения приростов как номинального, так и реального ВВП (табл. 2).


Таблица 2. Показатели динамики ВВП в Украине в 2006–2009 гг. (% к соответствующему периоду предыдущего года)


2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Показатель

(прирост/

(прирост/

(прирост/

(прирост/


снижение)

снижение)

снижение)

снижение)

Номинальный ВВП………….

23,26

32,45

31,79

-3,52

Реальный ВВП………………….

7,30

7,90

2,1

-15,1


За 2006–2009 гг. доходы госбюджета было запланировано увеличить на 87,59%, расходы – на 90,93%, объемы погашения кредитов – на 41,63%, сумму предоставления кредитов – на 110,83%, величину предельного уровня дефицита бюджета – на 135,5%. Таким образом, имели преимущество увеличение расходов и предоставление кредитов. Также предусматривалось значительно увеличить объемы бюджетного дефицита.

Переломным в проведении бюджетной политики (на уровне государственного бюджета Украины) можно считать 2008 г. По сравнению с 2007 г. было запланировано, что доходы бюджета увеличатся на 47,45%, расходы – на 45%, сумма предоставленных кредитов – на 43,13%, вместо этого объемы погашения бюджетных кредитов уменьшились почти на 21%. Предусматривалось и существенное увеличение (на 59,16%) предельных размеров дефицита бюджета. При этом темпы прироста номинального ВВП (не плановые, ареальные) составляли 31,79%, а прирост реального ВВП сократился (по сравнению с предыдущим годом) с 7,9 до 2,1%. Также было запланировано увеличить сумму предоставленных кредитов на 43,13%.

Выполнение государственного бюджета Украины в 2008–2009 гг. осуществлялось со значительными трудностями. По оценкам экспертов, формирование доходной части достигалось с помощью методов привлечения ресурсов с использованием механизмов управления в ручном режиме. Меры, применявшиеся с целью выполнения запланированных показателей, не полностью отвечали требованиям Бюджетного кодекса Украины. Существенно усилилось фискальное давление на добросовестных налогоплательщиков (субъектов предпринимательской деятельности) путем повышения ставок налогообложения (в частности, акцизного сбора), уплаты налоговых платежей авансом, задержки возмещения НДС. Увеличились объемы доходов, переданные в государственный бюджет Украины со стороны НБУ. Однако это не привело к достижению запланированных показателей доходной части бюджета (табл. 3).


Таблица 3. Показатели выполнения государственного бюджета Украины в 2006–2009 гг. (млрд. грн.)

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Доходы…………………………………………………….

133,52

165,94

231,69

209,70

Расходы…………………………………………………….

137,11

174,24

241.45

242,44

Кредитование……………………………………………

_

1,52

2,73

2,78

Финансирование бюджета……………………….

3.78

9,81

12.50

35,52

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.