рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Состояние государственных финансов


Объем внутреннего государственного и гарантированного государством долга в 2009 г. по сравнению с 2007 г. увеличился в гривнях в 5,59, а в долларах – в 3,53 раза. Что касается внешнего государственного и гарантированного государством долга в 2009 г. по сравнению с 2007 г., то он увеличился в гривнях в 3,03, а в долларах – в 1,91 раза. Продолжала расти сумма как внутреннего, так и внешнего государственного и гарантированного государством долга.

За 2004–2009 гг. государственный долг Украины увеличился в 3,35 раза (при этом наиболее существенные приросты имели место в последние годы: в 2008 г. по сравнению с 2004 г. – в 3,31, а в 2009 г. – в 5,07 раза). Следует обратить внимание и на наращивание в последнее время внутреннего гарантированного государством долга (в 2009 г. по сравнению с 2007 г. – более чем в 14 раз) и внешнего (более чем в 4 раза).

Значительно увеличились объемы предоставления государственных гарантий. По состоянию на начало октября 2009 г. правительство расширило применение разрешений на привлечение кредитов под государственные гарантии. По сравнению с 2008 г. сумма гарантированного государством долга увеличилась в 4,3 раза, или на 58,1 млрд. грн., и была равна 75,6 млрд. грн. При этом гарантии направлялись не на поддержку финансирования инвестиционных проектов, а на решение текущих проблем. Оказалось, что объемы государственных гарантий на 54,7 млрд. грн. превысили сумму, предусмотренную законом о государственном бюджете Украины.

Усложнились условия и для НБУ. Так, в 2009 г. существенно увеличился объем его текущих расходов (в 5,8 раза по сравнению с 2008 г.); прибыль от текущей деятельности сократилась в 3,2 раза; уменьшилась сумма международных резервов (с 31,5до26,5 млрд. дол.). На состояние денежно-кредитного рынка большое влияние оказывали фискальные факторы, что повлекло за собой ускорение расходования средств с единого казначейского счета и осуществление НБУ обязательного выкупа государственных облигаций Украины. Сумма средств и депозитов НБУ в иностранной валюте уменьшилась вследствие проведения интервенций по продаже иностранной валюты. В течение 2009 г. НБУ приобрел облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на сумму 7,99 млрд. грн. (для проведения реструктуризации задолженности правительства перед Н БУ по кредитам в иностранной валюте), а также облигаций внешнего государственного займа на сумму 2,26 млрд. грн. (с целью проведения рефинансирования банков Украины).

Из-за усложнения доступа к международным рынкам капитала и значительного оттока средств со счетов клиентов в 2009 г. в Украине заметно сократилась ресурсная база и снизилась кредитная активность банков, усилились риски развития государственных финансовых учреждений. С целью улучшения их состояния правительство увеличило уставные капиталы государственных банков. Такие меры были осуществлены путем использования чистой прибыли 2008 г. и нераспределенной прибыли прошлых лет. Важным инструментом увеличения уставных капиталов стал выпуск ОВГЗ. Таким образом был обеспечен их рост в ОАО «Государственный сберегательный банк Украины» и ПАО «Государственный экспортно-импортный банк Украины». НБУ выкупал государственные ценные бумаги у рекапитализированных банков.

В 2008–2009 гг. обострились финансовые проблемы ведущих государственных предприятий. Достаточно сложной была ситуация в НАК «Нефтегаз Украины», поскольку возросли объемы неплатежей компании. Так, предприятия теплокоммунэнерго задолжали ей свыше 3 млрд. грн., из-за чего увеличился дефицит бюджета НАК (в октябре 2009 г. его объемы составляли 33 млрд. грн.). Чистый убыток НАК «Нефтегаз Украины» за девять месяцев 2009 г. был равен 1,901 млрд. грн., хотя аналогичный период 2008 г. она завершила с чистой прибылью в 2,145 млрд. грн.

Для укрепления финансового состояния НАК правительство приняло решение увеличить ее уставный капитал путем выпуска ОВГЗ и передачи их в состав активов НАК. Так, в конце 2009 г. уставный капитал компании был увеличен на 12 млрд. грн. (предварительное увеличение было проведено в августе 2009 г.).

Разбалансированность государственных финансов усилилась ростом задолженности за потребленный газ. В частности, по расчетам специалистов, задолженность теплоносителей за потребленный в течение года природный газ перед ГК «Газ Украины» достигала (по состоянию на конец октября 2009 г.) 2,45 млрд. грн., а уровень оплаты – 73%. По состоянию на сентябрь 2010 г. предприятия теплокоммунэнерго рассчитались с ГК «Газ Украины» за потребленный в течение отопительного сезона 2009/10 г. природный газ лишь на 79%. В целом задолженность теплоснабженческих предприятий за потребленный в 2008–2010 гг. природный газ составляла 4,68 млрд. грн. Таким образом, ухудшение финансового состояния НАК объяснялось как усложнением развития экономики в целом, так и проведением рискованной государственной финансовой политики. Наиболее острыми оказались вопросы тарифов на услуги государственных корпораций и оплаты потребителями использованных энергоресурсов.

Накопились проблемы и в сфере оплаты коммунальных услуг. В частности, в ноябре 2009 г. долг населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги увеличился до 9835,7 млн. грн. Долг по квартплате (по состоянию на 10 декабря) возрос на 27,3 млн. грн. (до 1902,3 млн. грн.), долг за отопление – на 553,9 млн. грн. (до 4783,8 млн. грн.), долг за газоснабжение – на 295,6 млн. грн. (до 1314,7 млн. грн.).

В последние годы значительно усилилась нагрузка на Пенсионный фонд Украины. Начиная с 2005 г. происходит стремительный рост его расходов. Если в 2004 г. они составляли 36,2 млрд. грн., то в 2007 г. – уже почти 102 млрд. грн., а на 2009 г. было запланировано увеличение расходов в 4,5 раза (до 164 млрд. грн.). Без дотаций из госбюджета выполнять свои функции Пенсионный фонд Украины уже был не способен.

Таким образом, в условиях экономического кризиса финансовое состояние рассмотренных составляющих государственных финансов в Украине значительно ухудшилось, нарушились установленные пропорции между ними. Проблемы, возникавшие в государственных целевых фондах, в банковских учреждениях (государственной и частично негосударственной форм собственности), у государственных корпораций решались с использованием средств госбюджета, а не путем их реформирования. Были увеличены государственные гарантии, предоставлявшиеся субъектам предпринимательской деятельности. Выполнение госбюджета осуществлялось путем значительного увеличения объемов его дефицита и использования заимствований для его финансирования, следствием чего стал стремительный рост государственного прямого и гарантированного государством долга. Такие мероприятия стали основой усиления давления на сферу государственных финансов, что привело к возникновению глубоких противоречий в ее развитии. Поэтому насущным является оздоровление государственных финансов, направленное как на их оптимизацию, так и на повышение результативности.

Оздоровление сферы государственных финансов Украины предусматривает проведение оптимизации их объемов и структуры, а также повышение результативности формирования, распределения и использования государственных ресурсов. Основными направлениями таких преобразований являются:

1) уменьшение доли государства в финансовых операциях и укрепление негосударственного сектора экономики;

2) достижение рациональной структуры государственных финансов;

3) проведение децентрализации бюджетной системы и повышение финансовой состоятельности местных бюджетов;

4) реформирование пенсионной системы;

5) повышение эффективности привлечения, распределения и использования государственных ресурсов (госбюджет, государственные целевые фонды, государственные финансовые учреждения, государственные корпорации);

6) укрепление финансовой устойчивости государственных финансовых учреждений (банков) и корпораций;

7) переориентация государственной долговой политики на решение проблем реформирования хозяйственного комплекса страны.

К мероприятиям по реализации таких направлений относятся:

– оптимизация системы налогообложения (с учетом интересов государства, бизнеса и населения) путем внесения изменений в действующую систему, направленных на ограничение теневого сектора экономики, снижение давления на ответственный перед государством, социально ориентированный, направленный на решение как текущих, так и долгосрочных задач бизнес;

– создание более рациональной бюджетной системы, повышение результативности использования государственных ресурсов путем внедрения современных подходов к их формированию, распределению и использованию; повышение результативности Стабилизационного фонда в составе госбюджета путем определения рациональных объемов и структуры источников его формирования, а также направлений использования, введение более рациональной системы государственной поддержки незащищенных слоев населения (ограничение давления социальных расходов на государственный и местные бюджеты, на государственные целевые фонды);

– усиление ориентации денежно-кредитной политики на поддержку отечественного бизнеса и модернизацию хозяйственного комплекса страны;

– проведение реформирования системы пенсионного обеспечения;

– упорядочение цен и тарифов на услуги государственных корпораций и решение проблем их задолженности;

– усиление социальной ответственности бизнеса;

– активизация государственной долговой политики, направленной на более результативное использование ресурсов, привлеченных на условиях долга, ограничение его негативного влияния на развитие предпринимательства и денежно-кредитной сферы, погашение накопленной в 2008–2009 гг. стремительными темпами задолженности государства (как прямой, так и опосредованной).

В период преодоления кризисных явлений в экономике особого внимания заслуживают вопросы улучшения условий развития предпринимательства, внесения кардинальных изменений в финансирование непроизводственной сферы, погашения государственной задолженности, накопленной в прошлый период. Требуют решения вопросы погашения задолженности субъектов хозяйствования за предоставленные гарантии со стороны государства и оптимизации государственной политики в сфере предоставления и использования государственных гарантий.

финансы экономический кризис государственный



Выводы


Период преодоления последствий экономического кризиса в Украине отмечался активизацией государственного финансирования. Реализация таких программ позволила решить определенные проблемы. Однако остановить негативные тенденции в экономике не удалось, вместо этого происходили значительный рост нагрузки на сферу государственных финансов и усиление разбалансирования соотношений между ее составляющими.

Обострились риски развития бюджетной сферы. Существенно усложнилось привлечение бюджетных доходов. Произошли резкое увеличение объемов дефицита госбюджета и обеспечение преимущественно долгового его финансирования. Были увеличены объемы государственных гарантий, которые направлялись в основном на решение не столько стратегических, сколько текущих проблем.

Обострились проблемы тарифов и задолженности за использованные ресурсы со стороны потребителей, что привело к ухудшению показателей развития государственных корпораций и увеличению дефицита их бюджетов. Усилилась нагрузка на Пенсионный фонд Украины, и из-за резкого увеличения его расходов, не подкрепленных доходами, произошло разбалансирование его бюджета. Попытки решить указанные проблемы путем использования заимствований из госбюджета обусловили стремительный рост объемов государственного долга.

Оздоровление сферы государственных финансов Украины предусматривает проведение оптимизации их объемов и структуры, а также повышение результативности формирования, распределения и использования государственных ресурсов. Для решения таких задач целесообразно осуществить реформирование практически всех звеньев этой важной сферы: госбюджета, государственных целевых фондов, государственных корпораций, государственных учреждений в банковской сфере. Важная роль принадлежит оптимизации государственной долговой политики. Реализация таких мероприятий предусматривает комплексное реформирование всех направлений финансовой деятельности государства: системы налогообложения, пенсионного обеспечения, денежно-кредитной сферы, тарифной, ценовой и долговой государственной политики.




Список источников


1.       Клинова М. «Возвращение» государства: «скорая помощь» в кризис или устойчивая тенденция? «Мировая экономика и международные отношения» №5, 2010, с. 18–31.

2.       Василик О.Д. Теорія фінансів. Підручник. К., НІОС, 2003, с. 143

3.       Романенко О.Р. Фінанси. Підручник. К., Центр навчальної літератури, 2004, с. 91

4.       Опарін В. Фінансова система України (теоретико-методологічнні аспекта). Монографія. К., КИПУ, 2005, с. 21 – 22,91

5.       Загородній А.Г., Вознюк ГЛ. Фінансово-економічний словник. Львів, видавництво Національного університету «Львівська політехніка», 2005, с. 592

6.       Макконнелл К. P., Брю СЛ. Макроекономіка. 13-те видання. Аналітична економія: принципи, проблеми і політика. Ч. 1. Львів, «Просвіта», 1997, с. 632.

7.       Соціально-економічний стан України: наслідки для народу та держави. Національна доповідь. За заг. ред. В.М. Гейця, А. I. Даниленка, М.Г. Жулинського, Е.М. Лібанової, О.С. Онищенка. К., НВЦ НБУВ, 2009, с. 154–155

8.       «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава». Програма економічних реформ на 2010–2014 роки. Комітет з економічних реформ при Президентові України. Версія для обговорення 2 червня 2010 p. (wwwrmmm.gov.m/control/uk/publish/art)

9.       Закон України «Про першочергові заходи щодо запобігання негативним наслідкам фінансової кризи та про внесення змін до деяких законодавчих актів України» від 31.10.2008 р. №639-VI.

10.  Закон України «Про Державний бюджет на 2006 рік»; Закон України «Про Державний бюджетна 2007 рік»; Закон України «Про Державний бюджетна 2008 рік»

11.  Закон України «Про Державний бюджет на 2009 рік»

12.  Закон України «Про Державний бюджет на 2010 рік».

13.  #"#">#"#">#"#">#"#">acrada.gov.ua/control/main/uk/index).

19.  Ющенко підбив сумний підсумок. «Українська правда» от 4 февраля 2010 г. (www.pravda.com.ua).

20.  По тонкій кризі. «Дзеркало тижня» №19 от 22 мая 2010 г. (#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.epravda.com.ua/news/4b3b0daa71170).

 


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.