Функциональное предназначение
системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические
формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить
сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение».
Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими)
при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель –
равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и
территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно
быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют
фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того,
функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать –
значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в
рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое
оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось
относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это
достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.
налоговая
система бюджет поступление
1.2 Принципы построения налоговой системы
Впервые принципы налогообложения
были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и
естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде
«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил
пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»[9]:
§
Налоги не должны
быть чрезмерно обременительны.
§
Они должны быть
понятны налогоплательщикам.
§
Каждый
налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и
почему.
§
Налоги должны
быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики
должны платить примерно одинаковые налоги.
§
Государство
должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.
Сегодня эти постулаты
называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в
настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Принципы
построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой
теории и включают в себя следующие:
-
Экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию
предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных,
трудовых и финансовых).
- Определенность
налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы
налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и
юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в
течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически
смыкается с принципом стабильности налоговой системы.
-
Справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении
налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным
налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях
между ним и налоговой администрацией.
- Простота
налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое
законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству
налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно
дешевой.[10]
Система налогообложения
Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья
3):
1) принцип всеобщности
налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо
должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2) принцип
недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической
деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и
применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных
подобных критериев;
3) принцип недопустимости
создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав –
недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих
конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не
могут быть произвольными;
4) принцип единства
экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы,
нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или
косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров
(работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать
препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических
лиц и организаций;
5) принцип определённости
правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все
элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть
сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи,
обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не
предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК
РФ.
6) принцип истолкования
всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика – все
неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.
В экономической
литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения,
которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности
(эластичности) – суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть
оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;
2) принцип стабильности –
этот принцип предполагает постоянство налоговой системы, что важно для
субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части
бюджета, а для плательщиков – при планировании своих доходов, в том числе
налоговом планировании);
3) принцип исчерпывающего перечня
региональных и местных налогов – суть его заключается в исключении возможности
установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами
местного самоуправления.
В мировой практике имеет
место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно
отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип
презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства;
принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип
обложения чистых доходов налогоплательщика и др.[11]
2.1 Характеристика и анализ поступления основных
налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г.
Согласно Налоговому
кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные,
региональные и местные. Структуру налоговой системы РФ см.(приложение № 1).
Федеральные
налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории
Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам
относятся:
- налог на
добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на
доходы физических лиц;
- единый
социальный налог;
- налог на
прибыль организаций;
- налог на
добычу полезных ископаемых;
- водный
налог;
- сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
-
государственная пошлина.
Региональными
налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о
налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих
субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на
имущество организаций;
- налог на
игорный бизнес;
-
транспортный налог.
Местными
налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований о налогах и
обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В настоящее время к местным налогам относятся:
- земельный
налог;
- налог на
имущество физических лиц.
Специальные
налоговые режимы:
- система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система
налогообложения;
- система налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения
при выполнении соглашений о разделе продукции.
Федеральные,
региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут
устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не
предусмотренные НК РФ.
По оперативным данным
Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в
январе-августе 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей,
администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога,
зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4052,7 млрд.рублей, что на 28,4%
меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г.
поступления в консолидированный бюджет составили 477,5 млрд.рублей и
сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 31,8% см. табл. 1[12].
Таблица 1
Поступление
налогов, сборов и иных обязательных платежей
в
консолидированный бюджет Российской Федерации по видам
млрд. рублей
|
Январь-август
2009г.
|
В % к
январю-августу 2008г.
|
консолиди-
рованный бюджет
|
в том числе
|
консолиди-
рованный бюджет
|
в том числе
|
феде-
ральный бюджет
|
консолиди-
рованные бюджеты субъектов
Российской Федерации
|
феде-
ральный бюджет
|
консолиди-
рованные бюджеты субъектов
Российской Федерации
|
Всего
|
4052,7
|
1572,5
|
2480,1
|
71,6
|
59,4
|
82,4
|
из них:
налог на прибыль организаций
|
833,6
|
134,2
|
699,4
|
45,6
|
24,6
|
54,5
|
налог на доходы физических лиц
|
1052,7
|
-
|
1052,7
|
99,4
|
-
|
99,4
|
налог на добавленную стоимость на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
|
773,4
|
773,4
|
-
|
94,3
|
94,3
|
-
|
акцизы по подакцизным товарам
(продукции), производимым на территории Российской Федерации
|
212,5
|
52,0
|
160,5
|
103,4
|
64,4
|
128,7
|
налоги на имущество
|
408,2
|
-
|
408,2
|
116,1
|
-
|
116,1
|
налоги, сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами
|
630,1
|
586,3
|
43,8
|
50,8
|
50,2
|
60,3
|
из них налог на добычу полезных
ископаемых
|
613,6
|
571,2
|
42,4
|
50,4
|
49,8
|
59,4
|
поступления в счет погашения
задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным
обязательным платежам
|
1,6
|
0,7
|
0,8
|
55,3
|
127,4
|
36,8
|
Основную часть налогов,
сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе
2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога
на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%,
налога на добычу полезных ископаемых - 15,1% см рис 2[13].
Рисунок 2.
Структура поступивших налогов и иных обязательных платежей в бюджет РФ
В январе-августе 2009г. в
консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и
сборов 3521,9 млрд.рублей (87,0% от общей суммы налоговых доходов),
региональных - 338,7 млрд.рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0
млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1
млрд.рублей (2,9%).
Поступление налога на
прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в
январе-августе 2009г. составило 833,6 млрд.рублей и сократилось по сравнению с
соответствующим периодом предыдущего года на 54,4%. В общей сумме поступлений
по данному налогу в январе-августе 2009г. доля налога на прибыль организаций,
зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по
соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом
предыдущего года на 2,6 процентного пункта и составила 94,1%, доля налога с
доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 2,1 процентного пункта и
составила 4,9%. В августе 2009г. поступление налога на прибыль организаций
составило 75,3 млрд.рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на
41,9% см. табл. 2[14].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|