Способы сравнения в анализе хозяйственной деятельности. Эффективность использования капитала предприятия
Содержание
1.
Теоретическая
часть
1.1
Способ сравнения
в анализе хозяйственной деятельности: виды сравнения, способы приведения
показателей в сопоставимый вид
1.2
Анализ
эффективности и интенсивности использования капитала предприятия
2.
Практическая
часть
Список
использованных источников
1.
Теоретическая часть
1.1
Способ сравнения
в анализе хозяйственной деятельности: виды сравнения, способы приведения
показателей в сопоставимый вид
Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности. Сравнение,
как один из способов познания, наиболее широко используется в экономическом
анализе. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов с целью
выявления черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения
выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются
изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности
их развития. В анализе применяются следующие типы сравнений[1].
Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых
периодов. Здесь
сопоставляют результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца,
квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения
изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития
экономических процессов.
Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Такое сравнение
необходимо для оценки степени выполнения плана, для определения
неиспользованных резервов предприятия.
В практике аналитической работы очень широко используется сравнение
с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива, энергии,
воды и т.д.). Такое сравнение необходимо для выявления экономии или перерасхода
ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в
процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска
продукции и снижения себестоимости.
Следующий вид — сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими
образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники. Внутри
предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых
коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это
позволяет выявить передовой опыт и новые возможности предприятия.
Большое
значение имеет межхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого
показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих
предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях
хозяйствования. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей
производства, изучение передового опыта и является важным средством определения
резервов повышения эффективности работы предприятия. Особенно большое значение
имеют сопоставления результатов деятельности анализируемого предприятия с
данными предприятий конкурентов.
Очень часто в анализе показатели исследуемого предприятия
сравниваются со среднеотраслевыми данными или средними по министерству,
объединению, концерну и др. Такое сравнение требуется для определения рейтинга
анализируемого предприятия среди других субъектов хозяйствования данной
отрасли, более полной и объективной оценки уровня развития предприятия,
изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его
хозяйственной деятельности.
Сравнение параллельных и динамических рядов используется в анализе
для определения и обоснования формы и направления связи между разными
показателями. С этой целью числа, характеризующие один из показателей, необходимо
расположить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть, как в связи с
этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают они или убывают и в
какой степени.
В анализе применяется также сравнение разных вариантов решения
экономических задач что позволяет выбрать наиболее оптимальный из них и тем
самым полнее использовать возможности предприятия. Особенно широко оно
используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих
решений[2].
При расчете влияния факторов и определении величины резервов
широко используется также сопоставление результатов деятельности до и после
изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе — необходимость
обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только
качественно однородные величины.
Несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами:
разным
уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью
качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми
календарными периодами и т.д.
Сравнение несопоставимых показателей приведет к неправильным
выводам по результатам анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнение, надо
привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые
показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута,
если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя, например,
сравнивать такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма
прибыли и т.д., без учета •производственной базы предприятия. Но если вместо
абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на
одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такие сопоставления вполне
корректны. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости
показателей используются поправочные коэффициенты.
1.2 Анализ эффективности
и интенсивности использования капитала предприятия
Бизнес в любой сфере деятельности начинается с определенной суммы
денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое количество
ресурсов, организуется процесс производства и сбыт продукции. Капитал в
процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота:
заготовительную, производственную и сбытовую.
На первой стадии предприятие приобретает необходимые ему основные
фонды, производственные запасы, на второй — часть средств в форме запасов
поступает в производство, а часть используется на оплату труда работников,
выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы.
Заканчивается она выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая
продукция реализуется, и на счет предприятия поступают денежные средства,
причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной прибыли
от бизнеса. Следовательно, чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше
предприятие получит и реализует продукции при одной и той же сумме капитала за
определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к
замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и
может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия[3].
Достигнутый в
результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска
продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за
счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли,
так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением. Если
производство и реализация продукции являются убыточными, то ускорение
оборачиваемости средств ведет к ухудшению финансовых результатов и «проеданию»
капитала. Из сказанного следует, что нужно стремиться не только к ускорению
движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к его максимальной отдаче,
которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала. Повышение
доходности капитала достигается рациональным и экономным использованием всех
ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота. В
результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, т.е.
с прибылью.
Таким образом, эффективность использования капитала характеризуется его
доходностью (рентабельностью) — отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме капитала[4].
В зависимости от того, с чьих позиций оценивается деятельность
предприятия, существуют разные подходы к расчету показателей рентабельности
капитала.
С позиции
всех заинтересованных лиц (государства, собственников и кредиторов) общая оценка
эффективности использования совокупных ресурсов производится на основании
показателя рентабельности совокупного капитала, который определяют отношением
общей суммы брутто-прибыли и до выплаты процентов и налогов (EВIТ) к средней сумме
совокупных активов предприятия за отчетный период:
Данный показатель рентабельности показывает, сколько прибыли
зарабатывает предприятие на рубль совокупного капитала, вложенного в его
активы, для всех заинтересованных сторон. Он характеризует доходность всех
активов, вверенных руководству, независимо от источника их формирования. Этот
показатель позволяет аналитику сравнить его значение с тем, которое было бы при
альтернативном использовании капитала. Он используется для оценки качества и
эффективности управления предприятием; оценки способности предприятия получать
достаточную прибыль на инвестиции; прогнозирования величины прибыли.
С позиции
собственников и кредиторов рентабельность капитала определяют отношением чистой прибыли
и процентов за кредиты с учетом налогового корректора к средней сумме
совокупных активов за отчетный период:
Или RОА = ВЕР(1 – Кn)
Многие авторы при расчете рентабельности совокупного капитала
предлагают использовать чистый денежный поток (Cash-flov), возвращающийся на
предприятие в виде чистой прибыли и амортизации. Чем больше сумма амортизации,
тем больше возможностей у субъекта хозяйствования для самофинансирования даже
при относительном уменьшении прибыли. Поэтому в силу различий в амортизационной
политике межхозяйственный сравнительный анализ уровней рентабельности, в основу
расчета которых положена прибыль, может быть не совсем корректным, тогда как
использование Cash-flov позволяет получить вполне сопоставимые результаты.[5]
Определяют
также рентабельность операционного (функционирующего) капитала, непосредственно
задействованного в основной (операционной) деятельности предприятия, от уровня
которого зависит величина всех остальных показателей доходности капитала:
В состав операционного капитала не включают основные средства
непроизводственного назначения, неустановленное оборудование, остатки
незаконченного капитального строительства, долгосрочные и краткосрочные
финансовые вложения, ссуды для работников предприятия и т.д.
Рентабельность оборотного капитала определяется отношением прибыли от
основной деятельности и полученных процентов от краткосрочных финансовых вложений
к средней сумме оборотных активов.
Рентабельность
финансовых инвестиций определяется отношением прибыли от инвестиционной деятельности к
средней сумме финансовых вложений:
С позиции
собственников предприятия определяют рентабельность собственного капитала как отношение
чистой прибыли (ЧП) к средней сумме собственного капитала за период (СК):
Держателей
обыкновенных акций и потенциальных инвесторов интересуют и такие показатели,
как прибыль на акционерный капитал:
По уровню этих показателей можно судить, насколько эффективно
используется капитал акционеров, вложенный в предприятие и является ли данное
предприятие привлекательным для вложения капитала.
Следует отметить, что в мировой практике все большее
распространение получает подход, предусматривающий более широкое понимание
финансового результата как прироста чистых активов. По темпам прироста данного
показателя можно судить, насколько эффективно используется капитал акционеров,
вложенный в предприятие, и является ли данное предприятие привлекательным для
вложения капитала.
В процессе анализа необходимо изучить динамику показателей
рентабельности капитала, установить тенденции их изменения, провести
межхозяйственный сравнительный анализ их уровня с целью более полной оценки
эффективности работы предприятия и поиска резервов ее повышения.
2.
Практическая
часть
Задача 1
Применив метод корреляционно-регрессионного анализа определить
зависимость объема продаж от расходов на рекламу. Подсчитать ожидаемый объем
продаж, если на рекламу в будущем периоде будет истрачено 10 тыс. денежных
единиц. Данные о продажах и расходах на рекламу представлены в таблице 1.
Таблица 1
Данные о продажах и
расходах на рекламу
В тысячах денежных единиц
Расходы на рекламу, Х
|
Продажи, У
|
8
|
100
|
11
|
170
|
13
|
140
|
15
|
160
|
6
|
130
|
22
|
240
|
17
|
190
|
25
|
270
|
19
|
230
|
23
|
290
|
20
|
230
|
21
|
250
|
Итого: 200
|
2400
|
Решение:
1) Определим значения
средних величин Х и У по следующей формуле (1)
(1)
де ∑хi – суммарные расходы на рекламу;
∑уi – суммарные продажи.
n – количество единиц совокупности.
2) Для дальнейшего решения необходимо произвести ряд расчетов
(таблица 2).
Таблица 2
Расчетные показатели
Хi -
|
(Хi - )2
|
Уi -
|
(Уi - )2
|
(Хi - ) (Уi - )
|
-8,67
|
75,26
|
-100
|
10000
|
867
|
-5,67
|
32,15
|
-30
|
900
|
170,1
|
-3,67
|
13,47
|
-60
|
3600
|
220,2
|
-1,67
|
2,79
|
-40
|
1600
|
66,8
|
-10,67
|
113,85
|
-70
|
4900
|
746,9
|
5,33
|
28,41
|
40
|
1600
|
213,2
|
0,33
|
0,11
|
-10
|
100
|
-3,3
|
8,33
|
69,39
|
70
|
4900
|
583,1
|
2,33
|
5,43
|
30
|
900
|
69,9
|
6,33
|
40,07
|
90
|
8100
|
569,7
|
3,33
|
10,09
|
30
|
900
|
99,9
|
4,33
|
18,75
|
50
|
2500
|
216,5
|
итого
|
409,77
|
-
|
40000,0
|
3820,0
|
Страницы: 1, 2
|