Коэффициент
абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием
ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных
обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся
денежных средств:
ДС
КАБС,Л =
КО
В
отношении этого коэффициента рекомендательных ориентиров практически нет.
В
настоящее время уже сложились приемлемые для российской практики оптимальные
значения рассмотренных показателей. Так, значение коэффициента текущей
ликвидности = 1 считается нормальным, коэффициент критической ликвидности
должен быть 0,7 – 0,8; коэффициент абсолютной ликвидности может варьировать в
диапазоне от 0,05 до 0,1. И опыт работы с отечественной отчетностью показывает,
что значение коэффициента абсолютной ликвидности, как правило, варьирует от
0,05 до 0,1.
Рассмотренные
показатели являются основными для оценки ликвидности и платежеспособности.
Оценка финансовой устойчивости компании «Старт»
Рассчитать
основные показатели; результаты расчета оформить в таблице 3:
Таблица
3. Показатели финансовой устойчивости компании «Старт» на конец года
Показатель
|
Величина
показателя, тыс.руб.
|
Коэффициент
концентрации собственного капитала (Keg)
|
0.73%
|
Коэффициент
финансовой зависимости (Kf)
|
1.3
|
Коэффициент
маневренности собственного капитала (Kme)
|
0.23
|
Коэффициент
структуры привлеченных средств (Ktds)
|
0.27%
|
Коэффициент
соотношения привлеченных и собственных средств (Ktde)
|
0.36
|
Уровень
финансового левериджа (FL)
|
0.36
|
Финансовая
устойчивость организации характеризуется показателями: доля собственного
капитала в общей сумме долгосрочных пассивов, под которыми понимается
собственный и заемный капитал; коэффициент обеспеченности процентов по кредитам
и займам полученным; коэффициент соотношения заемного и собственного капитала.
Коэффициент
концентрации собственного капитала характеризует долю
собственности владельцев организации в общей сумме средств, авансированных в
его деятельность:
СК
Keg
=
Wб
где
СК – собственный капитал;
Wб
– общая сумма источников средств (долгосрочных и краткосрочных), т.е. итог
баланса.
Чем
выше значение этого коэффициента, тем более финансово-устойчива, стабильна и
независима от внешних кредиторов организация.
Дополнением
к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченных средств (Ktds):
ДО+КО
Ktds
=
Wб
где
ДО – долгосрочные обязательства.
Сумма
этих коэффициентов равна 1 или 100%..
Коэффициент
маневренности собственного капитала (Kme)
показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования
текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть
капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в
зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.
Коэффициент
финансовой зависимости является обратным к коэффициенту
концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение
доли заемных средств в финансировании организации. Если его значение снижается
до 1 или 100%, это означает, что владельцы полностью финансируют свою
организацию.
Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств (Ktde) :
ДО+КО
Ktde
=
СК
Уровень финансового левериджа (FL) считается одной из
основных характеристик финансовой устойчивости предприятия. Известны различные
алгоритмы его расчета; наиболее широко применяется следующий:
ДО
FL
=
СК
Экономическая
интерпретация показателя очевидна: сколько рублей заемного капитала приходится
на один рубль собственных средств. Чем выше значение уровня финансового
левериджа, тем выше риск, ассоциируемый с данной компанией, и ниже ее резервный
заемный потенциал. Однако в современной российской экономической практике
показатель финансового левериджа является вырожденным в силу того, что у
большинства российских организаций отсутствуют долгосрочные заемные средства.
Поэтому в данной работе к числителю дроби мы добавим краткосрочные кредиты и
займы.
Оценка рентабельности компании «Старт».
Рассчитать
основные показатели; результаты расчета оформить в таблице 4:
Таблица
4. Показатели рентабельности и деловой активности компании «Старт»
Показатель
|
Величина
показателя, тыс.руб.
|
Рентабельность
средств в активах (ROA),%
|
12.9
|
Рентабельность
собственного капитала (ROE),
%
|
0.08
|
Операционный
леверидж (BL), %
|
15.69
|
Чистая
рентабельность продаж (NPM),
%
|
81.61
|
Рентабельность
основной деятельности (RB),
%
|
35.8
|
Коэффициент
экономического роста (Кд), %
|
8.2
|
Доходность
финансово-хозяйственной деятельности компании характеризуется показателями:
доход, выручка от продаж, прибыль, рентабельность продаж, рентабельность совокупного
капитала, рентабельность собственного капитала.
Основным
показателем, характеризующим результативность и экономическую целесообразность
функционирования организации, является прибыль. Она представляет собой
экономический эффект, т.е. показатель, характеризующий результат деятельности.
Но прибыль – это абсолютный, объемный показатель, сама по себе она не дает
возможности судить о масштабах деятельности организации. Поэтому при анализе
используются относительные показатели экономической эффективности, соизмеряющие
полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения
этого эффекта. Такими показателями являются коэффициенты рентабельности,
рассчитываемые как отношение полученного дохода к средней величине
использованных ресурсов. Рентабельность совокупного капитала (ROA)
рассчитывается по следующему алгоритму:
Рп + проценты к уплате в после налоговом исчислении
ROA
=
Совокупный капитал
где
Рп – чистая прибыль.
Коэффициент
ROA показывает,
какую чистую прибыль получает организация с каждого рубля, вложенного в активы.
Теоретически более правильным является использование в знаменателе дроби
совокупной оценки собственного капитала и долгосрочных заемных средств:
Рп + проценты к уплате в после налоговом исчислении
ROA
=
Совокупный капитал – КО
Рентабельность
собственного капитала (ROE)
рассчитывается
по следующему алгоритму:
Рп + проценты к уплате в после налоговом исчислении
ROE
=
СК
Показатель
ROE позволяет
судить о том, какую прибыль приносит каждый рубль инвестированного
собственниками капитала. Этот показатель представляет интерес для имеющихся и
потенциальных владельцев привилегированных и обыкновенных акций.
Чистая
рентабельность продаж (NPM)
рассчитывается
по следующему алгоритму:
Рп
NPM
= * 100%
Выручка от продаж
Коэффициент
экономического роста (Кд) рассчитывается по следующему
алгоритму:
Рп – дивиденды, выплачиваемые акционерам
Кд = *100%
СК
Коэффициент
(Кд) показывает какими темпами увеличивается собственный капитал за счет
финансово-хозяйственной деятельности, а не за счет привлечения дополнительного
акционерного капитала.
Рейтинговая
оценка текущего финансового состояния компании «Старт».
Рассчитать
основные показатели; результаты расчета оформить в таблице 5:
Таблица
5. Интегральная оценка финансового состояния компании «Старт»
|
Показатель
|
Рейтинг
|
К1-
Относительный запас финансовой прочности
|
0.36
|
17.5
|
К2-
Соотношение срочной и спокойной краткосрочной задолженности
|
0.3
|
---------
|
К3-
Коэффициент текущей ликвидности
|
1.6
|
18
|
К4-
Соотношение темпов изменения выручки и совокупного капитала
|
1
|
16
|
К5-
Коэффициент реагирования затрат
|
1
|
12
|
Итого,
рейтинг
|
|
63.5
|
Срочная
краткосрочная задолженность складывается из задолженности перед
государственными внебюджетными фондами, задолженности по налогам и сборам,
задолженности перед персоналом организации и обязательств по займам и кредитам
Спокойная
задолженность определяется вычитанием из величины краткосрочных обязательств
величины срочной краткосрочной задолженности.
Соотношение
темпов изменения выручки и совокупного капитала и коэффициент реагирования
затрат считать равными 1.
В
зависимости от набранного количества баллов, исходя из фактических значений
показателей финансового состояния, предприятие может быть отнесено к
определенному классу. Класс присваивается предприятию на основе таблицы 6.
Таблица
6. Группировка организаций по критериям оценки финансовой устойчивости.
Показатель
|
Классы
|
1(лучший)
|
11
|
111
|
1V
|
V
|
К1
|
0,5
= 28 баллов
|
За
каждые 0,05 пункта ухудшения показателя снимать 3,5 балла
|
К2
|
0,2
= 24 балла
|
За
каждые 0,01 пункта ухудшения показателя снимать 3 балла
|
К3
|
1,5
= 20 баллов
|
За
каждые 0,1 пункта ухудшения показателя снимать 2 балла
|
К4
|
16
баллов
|
Т
выр. < Т сов.кап. = 0 баллов
|
К5
|
12
баллов
|
Больше
1 = 0 баллов
|
Итого
|
100
- 68
|
53
- 68
|
34
- 53
|
17
- 34
|
0
- 17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализируемая
компания может быть отнесена к определенному классу в зависимости от набранного
количества баллов, исходя из фактических значений показателей финансового
состояния.
1
класс – компании высшего класса, реализующие услуги с высоким уровнем
рентабельности, являющиеся лидерами в своей отрасли, способные противостоять
влиянию внешней среды, имеющие низкие операционные риски, способные к стабильному
развитию.
11
класс – хорошие компании, сходные с представителями 1 класса, но имеющие
меньшую деловую активность (меньшее соотношение выручки и активов), уязвимые к
перепадам характеристик внешней среды, имеющие элементы, способные ослабить
компанию в будущем.
111
класс – компании среднего качества, имеющие факторы внутри и вне, способные их
ослабить.
1V
класс – компании, качество которых ниже среднего, имеющие нестабильное
финансовое состояние, при ухудшении внешних и внутренних факторов может произойти
резкое их ослабление.
V
класс – компании нестабильного развития с плохими перспективами, испытывающие
серьезные финансовые трудности, без перспективы погашения долга.
Необходимо
подчеркнуть, что не существует каких-то единых нормативных критериев для
рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой
принадлежности организации, принципов кредитования, сложившейся структуры
источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации организации и
др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и
направлений изменения могут быть установлены только в результате
пространственно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий.
Можно
сформулировать лишь одно правило, которое «работает» для организаций любых
типов: владельцы организации ( акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие
взнос в уставный капитал ) предпочитают разумный рост в динамике доли заемных
средств; напротив, кредиторы ( поставщики сырья и материалов, банки
предоставляющие краткосрочные ссуды, и другие контрагенты ) отдают предпочтение
организациям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой
автономностью.
Список
используемой литературы
1.
Финансовый
менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 6-е изд. –
М.: Изд-во «Перспектива», 2007. – 656с.
2.
Стоянова
Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 1994,1995.
– 208с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|