рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Теория и практика проведения налоговых проверок юридических лиц

Решение вопроса о том, какие именно документы необходимы для такой проверки, находится в компетенции налогового инспектора или другого должностного лица налогового органа. Отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов или непредоставление их в пятидневный срок признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную в статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации "Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, необходимых для осуществления налогового контроля".


2.2 Налоговая отчетность: порядок приема


Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога или содержащее другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Камеральной налоговой проверкой должны быть охвачены только те показатели документов, входящих в состав налоговой отчетности, которые имеют значение для правильного исчисления налогоплательщиком объектов налогообложения и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет. Принятие налоговой отчетности в случае представления лично налогоплательщиком или его агентом осуществляется в присутствии налогоплательщика. При отправке налогоплательщиком налоговой отчетности по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам запрещается отказывать в принятии налоговых деклараций. Вместе с тем, обязанность налогоплательщика по предоставлению налоговым органам документов налоговой отчетности не может считаться исполненной при наличии следующих оснований:

·                     отсутствие в представленном документе какого-либо из обязательных реквизитов, предусмотренных нормативно-правовыми актами, предусмотренными для подобного рода документов;

·                     нечеткое заполнение документа, делающее невозможным его прочтение, заполнение карандашом;

·                     наличие не оговоренных налогоплательщиком исправлений;

·                     составление отчетности на иных языках, кроме русского. При выявлении одного или нескольких таких фактов, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о неисполнении им вышеназванной обязанности, а также о применении к нему в случае непредоставления им документов налоговой отчетности по установленной форме и в определенный законодательством срок, мер ответственности, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

На каждом документе налоговой отчетности проставляется дата принятия, штамп или отметка налогового органа и подпись ответственного лица, принимающего отчетность. По просьбе налогоплательщика на остающихся у него копиях отчетности налоговый орган проставляет указанные выше реквизиты.

Следует иметь в виду, что налоговая отчетность, переданная налогоплательщиком в налоговый орган на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, должна быть подтверждена информацией на бумажных носителях, оформленных в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов. Датой получения информации считается дата ее фактической передачи в налоговый орган на бумажных носителях, обозначенная в штемпеле почтовой организации. Настоящее требование не распространяется на документы, возможность представления которых в налоговый орган на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, установлена законодательством о налогах и сборах.

При проведении камеральной проверки налоговых деклараций работник налогового органа заполняет графы "по данным налоговой инспекции; строки, отметки и замечания инспектора (экономиста)" или иные графы (строки), специально предусмотренные в налоговых декларациях, а в случае выявления фактов неправильного отражения показателей налоговой декларации, приводящих к неполной (излишней) уплате налогоплательщиком сумм налогов, фиксируются замечания налогового инспектора.

Проверенная налоговая декларация подписывается работником налогового органа, проводившим проверку, с указанием даты ее проведения. В случае, если форма налоговой декларации предусматривает реквизит подписи руководителя налогового органа, данная декларация передается на подпись руководителю.

Кодекс не содержит норм, обязывающих налоговый орган оформлять акт камеральной налоговой проверки. Однако арбитражная практика и статья 115 "Давность взыскания налоговых санкций" Кодекса определяют, что в суд о взыскании налоговых санкций налоговые органы вправе обратиться не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Необходимость составления акта камеральной проверки следует также из общего смысла статьи 101 "Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом и (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки)" Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Кодекса в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. Данная статья Кодекса должна содержать прямое указание на составление акта при осуществлении камеральной налоговой проверки.

При выявлении нарушения правил составления налоговой декларации, которые привели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, и при этом факт налогового правонарушения достоверно установлен и не требует подтверждения при выездной налоговой проверке, руководителем налогового органа выносится решение, которое оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В постановлении налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральных проверок излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту (при их наличии), и результаты проверки этих доводов, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика, виды налоговых правонарушений и размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие нормы Налогового Кодекса.

На основании вынесенного постановления налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего постановления, направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных правонарушений.

Настоящее требование и копия постановления налогового органа вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком.

В случае, если в результате умышленных действий налогоплательщика требование и копия решения налогового органа не могут быть ему вручены, они считаются полученными налогоплательщиком по истечении 6-ти дней после их отправки заказным письмом.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица о реозганизаций-налогоплательщиков подлежат привлечению к административной ответственности, должностными лицами налоговых органов осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

В случае если налогоплательщик самостоятельно обнаружил в поданной им налоговой декларации неотражение или неполноту сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Налогоплательщик, сделавший заявление о внесении дополнений и изменений в налоговую декларацию в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом, и уплативший в бюджет недостающую сумму налога и пени (в случае если указанное заявление сделано после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога), освобождается от ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации.


Глава 3. Выездная налоговая проверка


Налоговый контроль за деятельностью бюджетных организаций осуществляется сотрудниками налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, предусмотренных п. 1 ст. 82 НК РФ, в частности путем проведения камеральной (КНП) и выездной (ВНП) налоговых проверок.


3.1 Порядок проведения выездной налоговой проверки


Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и в здании налоговой инспекции, если налогоплательщик не может предоставить помещение для ее проведения. Форма такого Решения приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; Требований к составлению акта налоговой проверки" (далее - Приказ ФНС России N САЭ-3-06/892@).

Решение о проведении ВНП в обязательном порядке должно содержать следующие сведения (п. 2 ст. 89 НК РФ):

- полное и сокращенное наименования налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

- периоды, за которые проводится проверка;

- должность, Ф.И.О. сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

В соответствии с п. 3 ст. 89 НК РФ в отношении одного налогоплательщика ВНП может проводиться по одному или нескольким налогам.

В ходе контрольных мероприятий налоговики вправе охватить проверкой период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Причем периодичность таких проверок в отношении одного налогоплательщика не должна превышать двух раз в течение года (п. 5 ст. 89 НК РФ). Исключение из правила - решение руководителя ФНС.

Вместе с тем контролеры могут провести повторную выездную налоговую проверку в порядке контроля вышестоящим налоговым органом деятельности инспекции или на основании поданной налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ). В рамках этой проверки проверяется период, за который представляется уточненная налоговая декларация.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ срок проведения ВНП не может превышать двух месяцев, начиная со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивая днем оформления справки о проведенной проверке. В Письме от 04.04.2007 N 03-02-07/1-157 Минфин дал разъяснения о сроках проведения ВНП. В нем, в частности, сказано, что если последний день срока ее проведения попадает на нерабочий день, то с учетом ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ).


3.2 Основания продления выездной налоговой проверки


В определенных случаях проверка может затянуться до четырех, а иногда и до шести месяцев. Основания и порядок продления срока ее проведения утверждены Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892@.

В соответствии с п. 3 этого Приказа основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе выездной (повторной выездной) налоговой проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.д.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

- четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;

- менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;

- десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. В данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.