Особо
следует отметить последний пункт, который делает перечень
"исключительных" случаев увеличения срока проведения ВНП открытым.
Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что при большом желании налоговики
могут применить данный пункт практически ко всему, тем самым затягивая срок
проведения проверки на полгода.
В
соответствии с п. 4 Приказа ФНС России N САЭ-3-06/892@ для продления срока
проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговый орган,
проводящий проверку, направляет в вышестоящий налоговый орган мотивированный
запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой
проверки.
Решение
о продлении ее срока принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС:
-
при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой
управлением ФНС по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового
органа, проводившего проверку;
-
при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки,
проводимой межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
-
при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки,
проводимой ФНС. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока ее
проведения представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС
руководителем проверяющей группы (бригады).
В
остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной)
налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления
ФНС по субъекту РФ.
Положения
налогового законодательства (п. 9 ст. 89 НК РФ) позволяют контролерам в
определенных случаях приостанавливать проведение ВНП, однако общий срок
приостановления не может превышать шести месяцев. Если была приостановлена
проверка по вопросу получения информации от иностранных государственных органов
в рамках международных договоров, срок ее приостановления может быть увеличен
еще на три месяца.
Приостановление
и возобновление проведения ВНП осуществляются на основании решений руководителя
налогового органа или его заместителя, формы которых утверждены Приказом ФНС
России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106
В
ходе налоговой проверки могут осуществляться выемка и истребование документов.
По
поводу выемки документов Минфин в Письме от 06.03.2009 N 03-02-07/1-113 дал
следующие пояснения: если у проверяющего достаточно оснований полагать, что
документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть
уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, то производится выемка этих
документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, то есть на основании
мотивированного постановления о выемке документов. Данное постановление
подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего
налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).
Истребование
документов осуществляется согласно ст. 93.1 НК РФ. Налоговый орган вправе
запросить документы бухгалтерского и налогового учета, касающиеся деятельности
проверяемого налогоплательщика (Письма Минфина России от 13.02.2008 N
03-02-07/1-58, от 04.12.2007 N 03-02-07/1-468). В свою очередь,
налогоплательщик обязан предоставить ему такую возможность (пп. 5 п. 1 ст. 23,
п. 12 ст. 89 НК РФ).
В
этих целях налоговики вручают учреждению Требование о представлении документов
(информации) по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 N
ММ-3-06/338@. В нем должны быть указаны наименования, реквизиты, иные
индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся.
Интересующие
контролеров документы должны быть представлены проверяемым в виде заверенных им
копий в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст.
93 НК РФ). Причем данный срок следует исчислять в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК
РФ). В противном случае налогоплательщика могут привлечь к ответственности,
предусмотренной п. 1 ст. 126 "Непредставление налоговому органу сведений,
необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ. Напомним, что
данной нормой установлена ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за
каждый непредставленный документ.
В
соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в
течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке
уполномоченные должностные лица налоговых органов обязаны составить в
установленной форме акт налоговой проверки.
Из
п. 5 ст. 100 НК РФ следует, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с
даты составления данного акта должен быть вручен лицу, в отношении которого
проводилась проверка, или его представителю под расписку либо передан иным
способом, свидетельствующим о дате получения акта указанным лицом (его
представителем). При этом в акте налоговой проверки согласно пп. 1 п. 3 ст. 100
НК РФ должна быть отражена дата его подписания лицами, проводившими проверку.
Срок
вручения акта налоговой проверки не был законодательно установлен, на что
неоднократно указывал Минфин (Письма от 26.09.2008 N 03-02-07/2-161 и от
02.06.2008 N 03-02-08-12), поэтому Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ
были внесены изменения в п. 5 ст. 100 НК РФ, вступившие в силу с 01.01.2009.
Согласно внесенным
поправкам акт выездной налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику
в срок не позднее двух месяцев и пяти дней, исчисляемый в соответствии с п. 2
ст. 6.1 НК РФ со дня, следующего за последним днем проверки
3.5 Нюансы проведения выездных налоговых проверок
Проверки,
проводимые налоговыми органами, - это составная часть финансовых проверок и
важнейшая форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения налогоплательщиками в бюджеты и государственные
внебюджетные фонды налогов и сборов, а также за исполнением ими иных
обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и другими
нормативными актами. В данном материале мы разберемся в нюансах проведения
выездных налоговых проверок.
В
п. 1 ст. 89 НК РФ определен основной признак выездной налоговой проверки,
отличающий ее от камеральной: выездная налоговая проверка проводится на
территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя
(заместителя руководителя) налогового органа. При этом также предусмотрено, что
в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить
помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может проводиться по
месту нахождения налогового органа.
В
соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки
выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства
физического лица (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 мая 2008 г. N
А56-31372/2007).
Решение
о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке,
предусмотренном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков,
выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в
качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная
выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на
основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного
подразделения.
Решение
о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
-
полное и сокращенное наименования организации либо фамилию, имя, отчество
налогоплательщика;
-
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых
подлежит проверке;
-
периоды, за которые проводится проверка;
-
должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается
проведение проверки.
Форма
решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении
выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см.
форму данного решения в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006
г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при
проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока
проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых
органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к
составлению Акта налоговой проверки").
Пункт
3 ст. 89 НК РФ гласит, что выездная налоговая проверка в отношении одного
налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Предметом
выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность
уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом в рамках выездной налоговой
проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет,
предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
В
соответствии с разъяснениями, предоставленными ФНС России в Письме от 22
октября 2007 г. N ШТ-6-03/809@ "О направлении Письма Минфина России от
19.06.2007 г. N 03-07-08/160", срок проведения выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления
справки о проведенной проверке.
В
п. 5 ст. 89 НК РФ закреплено, что налоговые органы не вправе проводить две и
более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же
период (Постановление ФАС Центрального округа от 19 февраля 2009 г. N
А08-2803/2008-25).
Также
они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух
выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев
принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Постановление
Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о
Федеральной налоговой службе"), о необходимости проведения выездной
налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При
определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не
учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок
его филиалов и представительств.
Пункт
6 ст. 89 НК РФ регламентирует, что выездная налоговая проверка не может
продолжаться более двух месяцев (Постановление ФАС Поволжского округа от 21
января 2009 г. N А12-7693/2008).
Указанный
срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до
шести месяцев (форму решения о продлении выездной налоговой проверки см. в
Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 7 мая 2007 г. N ММ-3-06/281@ "Об
утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при
реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о
налогах и сборах").
Основания
и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно
положениям Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. N
САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении
и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения
выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по
выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта
налоговой проверки" основаниями продления срока проведения выездной
налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:
-
проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
-
получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки
информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных
источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора,
налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей
дополнительной проверки;
-
наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.д.) на
территории, где проводится проверка;
-
другое.
В
соответствии с п. 7 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки налоговый
орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств
налогоплательщика. Он также вправе проводить самостоятельную выездную налоговую
проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и
своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов (Постановление ФАС
Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. N А56-27517/2008).
Налоговый
орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и
представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства
две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот
же период.
Налоговый
орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства
налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного
календарного года.
При
проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и
представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
Пункт
8 ст. 89 НК РФ регламентирует, что срок проведения выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления
справки о проведенной проверке.
Приостановление
и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются
соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового
органа, проводящего указанную проверку.
В
соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в
связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может
проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет,
предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налогоплательщик
обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих
выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с
исчислением и уплатой налогов.
При
проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть
истребованы необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ).
Ознакомление
должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только
на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной
налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев,
предусмотренных ст. 94 НК РФ ("Выемка документов и предметов").
Пункт
13 ст. 89 НК РФ закрепляет положение, согласно которому при необходимости
уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную
налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика,
а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных
помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода
либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном
ст. 92 НК РФ ("Осмотр").
При
наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц
достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении
правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены,
производится выемка этих документов (смотрите подробнее ст. 94 НК РФ).
В
последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан
составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет
проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его
представителю (форму данной справки можно найти в Приложении N 2 к Приказу ФНС
России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов,
используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях,
регулируемых законодательством о налогах и сборах"). В случае если
налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о
проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным
письмом по почте.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|