рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление финансовыми потоками в ООО "IMT - сервис"

Таким образом, прибыль является важнейшим показателем ре­зультата и целью производственно-хозяйственной деятельности, в том числе и на МП, ради ее получения оно и создается.

Рациональное управление производственно-хозяйственной дея­тельностью малого предприятия через прибыль способствует решению ряда задач:

- производственного характера. Для этого с целью повышения прибы­ли увеличивают выпуск продукции, дополнительно загружая произ­водственное оборудование за счет роста его коэффициента смен­ности без дополнительных инвестиций в основной капитал;

- социального характера. Стремясь к росту прибыли, работники спла­чиваются, предотвращая вероятность трудовых конфликтов, вза-имозаменяют друг друга, повышают эффективность функциониро­вания МП и не участвуют в забастовках;

- коммерческого характера. Ради прибыли работники уделяют много внимания маркетингу, расширяют рынки сбыта своей продукции (работ, услуг), улучшают обслуживание, повышают культуру и кон­курентоспособность.

На рис. 14 показаны основные направления формирования и ис­пользования прибыли на МП в общем виде.

Управление прибылью привносит в экономику малого пред­приятия новую шкалу ценностей, изменяет приоритеты и тенденции его развития. Целью управления прибылью является рост благосостоя­ния владельца и работников МП или прирост капитала, вложенного в данное производство. Государство не должно вмешиваться в этот про­цесс или контролировать его за исключением проверки определенных схем распределения чистой прибыли, дающих право МП на получение налоговых льгот.


Рис. 14. Типовая схема образования и распределения прибыли МП •за отчетный период


При управлении финансами важно знать: как распределяются денежные средства по этапам основной производственно-хозяйствен­ной деятельности МП или сколько денежных средств задействовано в производстве, на складе, а также сколько отгружено продукции, но еще не оплачено покупателем. Так, в состав показателя "Материально-производственные запасы" включают те ресурсы МП, которые еще не нашли покупателя - это сырье, материалы, незавершенное производ­ство, готовая продукция, включаемые в эту категорию оборотных средств.

2.3. Оценка экономической эффективности управления производством.

Экономическая эффективность управления производством на МП представляет собой результат множества отдельных управленче­ских решений, постоянно принимаемых его руководством. Оценка эко­номической эффективности управления производством, таким обра­зом, включает в себя совокупность финансового и экономического эф­фекта и его оценку с применением сравнительных показателей. Для этой оценки существует множество методов, включая использование различных финансовых коэффициентов. Однако следует помнить, что различные методы применимы для достижения различных целей, по­этому необходимо определить следующие аспекты оценки экономи­ческой эффективности:

• точку зрения, с которой производится оценка экономической эф­фективности управления производством;

• цели оценки;

• потенциальные стандарты, объекты сравнения.

Действительная полезность каждого конкретного коэффициента строго определена спецификой целей оценки, так как коэффициенты не являются абсолютным критерием. Большинство коэффициентов слу­жит для выявления изменений в финансовом состоянии или результа­тах производственно-хозяйственной деятельности, а также помогают проиллюстрировать тренды и характер таких изменений, которые мо­гут показать, какие риски и возможности существуют для МП.


При этом имеется достаточно большой круг людей, заинтересо­ванных в успехе или провале управления производством на каждом от­дельно взятом МП, это прежде всего:

• владельцы (инвесторы);

• заимодавцы (кредиторы);

• персонал;

• профсоюзы;

• правительственные учреждения;

• общество в целом.

Точки зрения этих групп людей на результаты производственно-хозяйственной деятельности МП - разные: часто они выходят за рамки оценки экономической эффективности управления производством и используют в своей оценке более широкие ценности.

Ближе всего к текущей деятельности и долгосрочным перспек­тивам развития МП стоят владельцы (инвесторы) и персонал. Затем идут кредиторы и заимодавцы, предоставляющие МП капитал на раз­личные сроки. Их беспокоит надежность выплат по причитающимся им процентам, а также способность малого предприятия вернуть основную сумму задолженности и обеспечение кредита активами, что может защитить их от риска.

Другие группы - общественность, правительство, профсоюзы -преследуют собственные интересы: надежность уплаты налогов, свое­временность выплаты заработной платы, стабильность занятости и другое, например, охрану окружающей среды.

Для малого предприятия в целом или для любого из его подраз­делений первоначальная оценка экономической эффективности управ­ления производством обычно осуществляется путем следующего соот­ношения:



Эффект производства

—————————      *   100%

Затраты и вложения


Если в числитель этой формулы подставить балансовую при­быль до уплаты процентов за кредит и налогов на прибыль, так назы­ваемый НРЭИ (нетто-результат эксплуатации инвестиций), а в знаме­натель - АКТИВ, т.е. актив баланса МП, где отражены направления расходования и вложений средств, то получим уровень экономической рентабельности активов (ЭР):

                                     Балансовая прибыль +

                 Проценты за кредит, относимые на себестоимость

Эр  =       ——————————————————————

                                                  АКТИВ


Достаточная величина уровня экономической рентабельности активов - залог настоящих и будущих успехов МП.

Различные варианты соотношений затрат + вложений с эффек­том производства используются как для выработки мнения о взаимо­связи этих ключевых элементов, так и для выявления тенденций к улучшению или ухудшению производственно-хозяйственной деятельности МП и управления им.

При этом необходимо также иметь в виду и специфику отрасли, ее особые свойства и характеристики, так как от этого зависит величина показателя экономической рентабельности ак­тивов. Так, рентабельность ювелирного производства существенно выше рентабельности производства овощных консервов. Однако срав­нение этих показателей конкретного МП с аналогичными показателя­ми других МП той же отрасли за длительный промежуток времени может стать индикатором выяснения: улучшилась или ухудшилась эф­фективность управления производственно-хозяйственной деятель­ностью. Именно этот показатель используют для ранжирования эф­фективности производственной деятельности западные промышленни­ки стран с развитой рыночной экономикой.

Если формулу экономической рентабельности активов в числи­теле и знаменателе умножить на оборот малого предприятия, склады­вающийся из выручки от реализации продукции (работ, услуг), то величина рентабельности не изменится, так как

оборот

         ————  =  1,

оборот


однако при этом появятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации  (КТ). Запишем эти коэф­фициенты в виде следующей формулы:

ЭР = НРЭИ/АКТИВ * оборот/оборот * 100% =

НРЭИ/оборот * 100% * оборот/АКТИВ =

КМ * 100% * КТ


Как правило, коммерческая маржа измеряется в процентах и по­казывает, какой результат эксплуатации инвестиций дают каждые 100 денежных единиц оборота, т.е. это экономическая рентабельность реализованной продукции (работ, услуг).

В зависимости от отраслевой принадлежности, КМ может коле­баться от 5-10%, например, на малых предприятиях по переработке овощей и до 40-50% - например, на ювелирных МП.


Коэффициент трансформации показывает: сколько раз за отчет­ный период оборачивается каждая денежная единица активов или сколько денежных единиц оборота снимается с каждой денежной еди­ницы актива. Достижение значительного оборота свидетельствует, ка­залось бы, об успешном управлении производственно-хозяйственной деятельностью на МП. Однако всегда необходимо учитывать, какой ценой достигается этот успех. Рассмотрим простой пример: для получе­ния 10 млн. денежных единиц НРЭИ на 100 млн. оборота задействованно 200 млн. денежных единиц активов,-при этом приличный уровень KM -

10% (10/100*100%)  -  сводится на нет слишком малым значением КТ:   0,5 (100/200)

Таким образом, на каждую денежную единицу оборота надо вложить по две денежных единицы актива. Экономическая рентабель­ность такого малого предприятия равна всего  

5% :  (10% * 0,5).

Влияние на изменение экономической рентабельности сводится к воздействию на коммерческую маржу и коэффициент трансформа­ции. Чем ниже деловая активность МП, тем больше это должно ком­пенсироваться повышением рентабельности за счет снижения затрат на производство продукции или роста цен на эту продукцию.

Оценка экономической эффективности управления производ­ством тесно связана с оценкой эффективности производственно-хозяйственной деятельности, а именно:

• с изменением объема производства продукции (работ, услуг) на одного занятого на МП;

• с изменением доли балансовой прибыли в стоимости продукции (работ, услуг);

• с изменением величины балансовой прибыли на одного занятого на МП.

Зачастую управление производством основано на ожиданиях, прогнозах, а иногда просто на догадках. Поэтому с большой степенью осторожности следует относиться к точности математического аппарата.

Малые предприятия, в силу своей специфики, слабо защищены от различного рода негативных обстоятельств, поскольку наиболее чувствительны ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка, необязательности контрагентов, несвоевременности поставок, задержкам платежей.

Центром экономических реформ путем опроса руководителей МП в городах различных регионов России проводился сбор данных о стоящих перед малым бизнесом проблем, что позволило выявить при­оритетность следующего:

- так, на первом месте оказалась нехватка финансовых ресурсов, на это указали 70% опрошенных руководителей;

- ощущалась потребность в информации о внутренних рынках сбыта. Ее считают важной 59% участников опроса, что свидетельствует об изменении рыночных отношений, развитии рыночной системы, при которой спрос определяет предложение;

- ощущались также сложности со сбытом произведенной продукции. Эту проблему считают своей основной проблемой 56% участников опроса;

- возникновение проблем с кредитованием ощутили 45% участников опроса;

- возникновение проблем со снабжением - 13% участников опроса.

Малые предприятия получили дополнительную помощь в виде Указа Президента "О первоочередных мерах поддержки малого пред­принимательства" от 4 апреля 2002 г., которым предписано прави­тельству России выделить квоту в 500 млрд. руб. для предоставления кредитов субъектам Федерации на нужды развития малого предприни­мательства.

Несмотря на поддержку, МП - это повышенный риск всей про­изводственно-хозяйственной деятельности. Так, если крупные пред­приятия могут существенно увеличить свои доходы только за счет пе­рехода на массовый выпуск продукции, то МП могут рассчитывать лишь на свою исключительную предприимчивость и изворотливость, ориентированную на узкие группы потребителей, а также на возмож­ность находить взаимовыгодные формы сотрудничества с фирмами[6].

Иногда МП приходится решать вопрос о реорганизации или ликвидации своего предприятия. В этом случае необходимо сопостав­лять различные показатели стоимости, исходя из их назначения:

• стоимость - это цена приобретения активов;

• существует средневзвешенная стоимость капитала (предельная торговая ставка). Она рассчитывается исходя из стоимости для МП собственного капитала и задолженности;

• стоимость действующего предприятия - чистая текущая стои­мость ожидаемых будущих денежных потоков, созданных в ре­зультате производственно-хозяйственной деятельности МП;

• рыночная стоимость - рыночная цена активов, цена, устано­вившаяся на свободном рынке, где есть много покупателей и про­давцов, например, на фондовой бирже;

• экономическая стоимость (ЭС) малого предприятия - чистая те­кущая стоимость всех прогнозируемых денежных потоков, кото­рые будет генерировать коммерческое предприятие, т.е.:

                                               

                                                  Ежегодный чистый денежный поток

            ЭС=   ————————————————————— ;

                                                           Средневзвешенная стоимость капитала


• ликвидационная стоимость - прогнозируемая стоимость МП, полу­чаемая на основе предположения о ликвидации его активов;

• ликвидационная стоимость при принудительной распродаже - стои­мость активов или МП в целом, определяемая исходя из предполо­жения об их срочной распродаже, заниженная по сравнению с ры­ночной стоимостью.

Например, ликвидационная стоимость МП, дело о банкротстве которого рассматривается в суде, оценена в 10,6 млн. денежных еди­ниц. В случае реорганизации прогнозируется получать 1 млн. денеж­ных единиц чистых потоков ежегодно. Средневзвешенная стоимость капитала составляет 10%. Суд собирается принять решение о ликвида­ции МП. Верно ли это в финансовом отношении?

Да, верно, так как ликвидационная стоимость (10,6 млн. ден. единиц) выше его экономической стоимости (1 млн. ден. единиц : 0,1 = 10 млн. ден. единиц). При неудовлетворительной оценке экономической эффективности управления производством малое предприятие прекращает свою произ­водственно-хозяйственную деятельность как по решению судебных ор­ганов, так и по добровольному согласию его владельцев и совладельцев. Особым случаем ликвидации МП является его банкротство.

Банкротство[7] - это юридический акт финансовой несостоятель­ности, неплатежеспособности, который выражается в невозможности продолжения малым предприятием предпринимательской деятель­ности из-за превышения долговых обязательств над стоимостью иму­щества.

Факт банкротства устанавливается арбитражным судом как крайняя мера в цепочке оздоровления экономики предприятия, его со­хранения путем реорганизации с использованием санации, внешнего управления с целью восстановления платежеспособности и отсрочки требований кредиторов. Когда различные меры восстановления пла­тежеспособности не дают положительного экономического эффекта, тогда вводится так называемое конкурсное производство и все права и обязанности руководителя переходят к конкурсному управляющему, который и осуществляет ликвидационные мероприятия.

Таким образом, при ликвидации МП должен соблюдаться опре­деленный порядок и прежде всего удовлетворяются претензии:

- наемного персонала (выплата заработной платы и других возна­граждений, оговоренных трудовым законодательством или кон­трактом с нанимаемым работником);

- государственных органов (налоговой службы, специализирован­ных фондов и др.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.