рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление развитием региона

Формирование бюджетных доходов происходит еще во многом традиционно для унитарной бюджетной системы. Подавляющий объем доходов во всех бюджетах составляют одни и те же виды налогов: на прибыль, подоходный НДС и акцизы.

Местные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. То есть их можно охарактеризовать как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. [9. 201]

В последние десятилетия во многих странах наблюдается регионализация социальных и экономических процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина местных финансов растет и во многих странах - это преобладающая часть финансовых ресурсов государства.

Через местные финансы государство активно проводит социальную политику на основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов. Осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог.

При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательная школа, но и высшие и средне-специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

Таким образом, местные финансы оказывают значительное влияние на социальное и экономическое развитие территорий. [11]


1.3 Состояние малого и среднего бизнеса, как индикатор уровня развития региона

 

1.3.1 Состояние малого предпринимательства в Российской Федерации

В Российской Федерации, по данным Госкомстата России, на 1 января 2006 года функционировало 861 063 малых предприятий в форме юридических лиц с численностью постоянно занятых свыше 6,5 млн. человек. С учетом работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято более 12,5 млн. человек.

В 2008 году малыми предприятиями произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 303 056,3 млрд. деноминированных рублей, а выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг составила более 450 млрд. рублей.

Основные проблемы частного предпринимательства в России в порядке значимости по мере упоминания:

1. Налоги;

2. Законодательство;

3. Инфляция;

4. Экономическая ситуация в целом;

5. Поставки, дефицит;

6. Трудности получения и высокая ставка за кредит;

7. Неплатежеспособность партнеров, клиентов;

8. Несовершенство банковской системы;

9. Политическая ситуация;

10. Бюрократия;

11. Недостаток производственных площадей, офисов;

12. Действия правительства, властей;

13. Коррупция, взятки;

14. Недостаток материальной базы;

15. Финансовая политика государства, действия ЦБ;

16. Сбыт, поиск клиентов, потребителей;

17. Высокие цены на сырье и материалы;

18. Монополия государства, госпредприятий;

19. Трудности с арендой;

20. Малый уровень деловой культуры в обществе;

21. Проблемы собственности;

22. Кадровые проблемы;

23. Недостаток собственных средств;

24. Невыгодность производства;

25. Большая, громоздкая отчетность;

26. Нет льгот;

27.Рэкет, в том числе со стороны госструктур;

28. Невыгодность инвестиций;

29. Недобросовестная конкуренция;

30. Несовершенство рынка;

31. Отрицательное отношение к предпринимателям.[9]

Как отмечает в упомянутом докладе Российская ассоциация поддержки малых предприятий, важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости таких факторов производства, как то:

А также:

рынок капитала (сейчас он находится в зачаточном состоянии, ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив, серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью валютных курсов и общеэкономической конъюнктуры );

рынок труда (в России он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения );

рынок инвестиционных товаров, включая землю и другие объекты недвижимости (он законодательно не отрегулирован, слабо ориентирован на потребности малого бизнеса и в значительной степени монополизирован).

На тенденции развития малого бизнеса оказывают непосредственное влияние негативная динамика основных макроэкономических показателей, продолжение спада производства. К числу основных макроэкономических факторов следует отнести:

ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса на внутреннем рынке в связи с недостатком свободных финансовых средств предприятий и падением реальных доходов населения;

вялую инвестиционную активность, отсутствие притока средств из финансового в реальный сектор экономики, ужесточение требований к обеспечению кредитов со стороны финансовых организаций (даже при значительно более низких по отношению к 1996-2000 гг. процентных ставках, крайне низкую эффективность инвестиций );

неконкурентоспособность многих видов продукции отечественного производства в условиях растущего давления со стороны импортных товаров.

Адаптация к жестким внешним условиям происходит, прежде всего, на микроуровне путем изменения стратегии поведения малых предприятий, их переориентации на выпуск товаров и услуг, пользующихся сегодняшним спросом и заполняющих новые сегменты рынка. Малые предприятия при этом могут эффективно использовать свои объективные преимущества в гибкости, мобильности и быстроте приспособления к запросам потребителей.


1.3.2 Состояние малого предпринимательства в Ивановской области

Малое предпринимательство Ивановской области является мощным рычагом для решения комплекса политических, экономических и социальных проблем региона: создание прогрессивной структуры экономики и предпринимательской среды; организация конкурентоспособных предприятий и производств; насыщение рынка продукцией и услугами, в том числе первой необходимости; расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней; снижение остроты безработицы и обеспечение занятости населения путем создания новых рабочих мест.

Экономический кризис в стране, обострившийся во второй половине 1998 года, значительно осложнил положение субъектов малого предпринимательства в Ивановской области. Около 30% малых предприятий приостановили свою деятельность, осталось только 44 действующих СП , 15 стран покинули областной рынок.

Несовершенство законодательства, регулирующего функционирование малого бизнеса, непосильное налоговое бремя, чрезмерно усложненный учет и отчетность, недоступность инвестиционных ресурсов усугубляют проблемы субъектов малого предпринимательства, способствуют свертыванию их деятельности или переходу их в теневую экономику. По данным комитета государственной статистики,[1] на начало 2006 года в Ивановской области функционировало порядка 5 940 малых предприятий и 36,3 тысячи индивидуальных предпринимателей.

На малых предприятиях занято порядка 59 тысяч человек, на условиях вторичной занятости работает около 21 тысячи человек: с 2000 года вновь наблюдается устойчивый рост числа малых предприятий, количество которых к началу 2006 года увеличилось в 6 раз. Общая численность занятых в МП в это же время увеличилась в 4,1 раза, а объем производимой продукции (услуг) в 11 раз.

Основные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства: недостаточный уровень подготовки предпринимателей, отсутствие стартового капитала, сложности с поиском помещения, лицензированием деятельности, организацией сбыта продукции и услуг.

В целом все эти проблемы можно разбить на три основные группы:

Проблема преодоления административных барьеров: регистрация, юридическое оформление, открытие счета в банке.

Обеспечивающие проблемы: аренда помещений, оборудования, персонал, криминогенность, безопасность.

Материально-финансовые проблемы, в числе которых и малая финансовая дисциплина предприятий.

Сохраняется в целом неблагоприятная тенденция «точечной» концентрации малого бизнеса, когда более 755 его приходится на города Иваново, Кохма, Кинешма и Шуя. Доля бюджетных поступлений здесь составляет 15-20% при уровне доходящем до 2-3% во многих сельских районах области.

Отрицательное влияние на развитие малого бизнеса оказывают низкая платежеспособность населения и сложности в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес.

2. Факторы стратегического планирования регионального развития на примере Ивановской области

 

2.1 Проблемы управления развитием в Ивановской области

 

2.1.1 Региональная экономическая и административная специфика

Известно, что Ивановская область уже не первый год пытается найти понимание своим проблемам в московских коридорах власти. Все последние годы, в ответ на слезные просьбы о помощи и спасении в Москве просят предоставить обоснованную программу развития области или хотя бы нескольких ключевых отраслей соответствующую критериям инвестиционных проектов. То есть такую, которая помимо направления расходования федеральных средств, независимо в какой форме бы они не выступали, будь то прямые трансферты (централизованные инвестиции) или, столь любимые отечественными производителями, льготные цены и налоговые списания, ясно показывала их окупаемость по времени и уровню рентабельности. То есть такую программу, которая, с точки зрения инвестора, могла бы демонстрировать область (как регион), или хотя бы ее отраслевой фрагмент как эффективный бизнес.

Что только не делалось прошлыми администрациями ( именно такое создается впечатление ) чтобы такой проект не предоставлять. Началось еще с громких попыток объявить в Государственной Думе первого созыва, из лоббистских соображений, Ивановскую область зоной экономического бедствия.

Тогда же, в период 1994-1995-х годов, администрация области, под руководством А. Лаптева, пыталась переломить кризисные тенденции и сформировать бюджет развития области. Однако в тот период он, к сожаленью, не был выделен отдельной строкой в областном бюджете. Это произошло в силу представлений самой администрации о том, что средства такого бюджета наиболее эффективно могли быть использованы в качестве льготных кредитов на пополнение оборотных средств предприятий ( прежде всего текстильных ). Такие кредиты выдавались дважды в 1994 и один раз в 1995гг. консорциумом московских банков ( во главе с банком «Менатеп» ) под гарантии Правительства РФ и согарантии администрации Ивановской области ( в счет средств, уже тогда дефицитного, областного бюджета, то есть практически в счет сумм федерального трансферта ) в общей сумме около 540 млрд. неденоминированных рублей и проходили через «профильный» банк «Текстиль». Далее они шли на кредитование избранных текстильных предприятий под залог их ОФ и пакетов акций. Однако использование этих кредитов текстильными предприятиями было неэффективным прежде всего ввиду устаревшей (и часто криминализированной ) системы продаж ( отпуск продукции на реализации, без надлежащих гарантий и т.п.).

Далее последовала очередь многострадальной программы «Текстиль». Оная, зародившись в тихих кабинетах ивановского ГПИ-6, троекратно переделываясь, четырежды возилась в Москву в период 1995-1998гг., пока не была окончательно похоронена в околоправительственных приемных. Параллельно муссировался и вопрос о создании некой ( или неких ) ФПГ в окончании названия коих упорно фигурировал все тот же «текстиль». Реальным «активом» этой мифологической стадии оздоровления экономики области стал пожалуй только приснопамятный «английский» проект 1997-1998гг. в ходе которого ЗАО «ИВТЕКС», выступая в качестве «давальщика» снял сливки с более 20 областных текстильных предприятий и, менее чем через год после его окончания, большую часть из них ( самый яркий пример АО «Навтекс» г. Наволоки и «Основа» г. Фурманов ) поставил в состояние практического банкротства.

Нынешняя администрация, на первый взгляд, мыслит несколько более «стратегическими» категориями и в этой связи можно отметить в качестве ее несомненной заслуги то, что ее усилиями в настоящее время создан Центр стратегического развития области под эгидой областного СПП. ( Правда тут надо оговориться, что и предыдущая власть, на излете своего правления уже, тоже решила приникнуть к живительному источнику стратегической мысли и с этой целью способствовала созданию независимого Центра стратегического планирования под эгидой известного в области ЗАО «Союз». По его поручению, упомянутым выше Институтом народно-хозяйственного прогнозирования РАН, и был разработан в 2001-2006гг. 180 страничный отчет («Отчет» ) о состоянии дел и перспективах развития области.)

Место и роль Ивановской области в российской экономике характеризуется показателями, приведенными в таблице 1. [2]


Таблица 1.

Вклад региона в основные общероссийские социально-экономические показатели в % от суммарной величины по РФ.


2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Население области на конец года

0,87

0,86

0,84

0,84

Валовой региональный продукт

1,04*

0,42

0,30

0,28*

Стоимость основных фондов (на конец года; по полной балансовой стоимости)

0,68

0,57

0,55

0,54

Объем промышленного производства в фактически действовавших ценах

2,03

0,48

0,41

0,31

Продукция сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий, в фактически действующих ценах)

0,77

0,72

0,59

0,63

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах)

0,62

0,28

0,38

0,18

Экспорт

0,49

0,14

0,10

0,1

Импорт

0,64

0,32

0,21

0,6

Розничный товарооборот

0,83

0,52

0,40

0,4

Доходы бюджета

0,60

0,61

0,42

0,52

Расходы бюджета

0,60

0,61

0,43

0,55

Среднегодовая численность занятых в экономике

0,87

0,78

0,75

0,8

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.