- сумма
основного долга по арендным обязательствам к поступлению по финансируемой
аренде, лизингу;
- возмещение
убытков от чрезвычайных ситуаций (по договору страхования);
- штрафы,
пени, неустойки;
- дебиторская
задолженность, связанная с операциями по доверительному управлению и другие.
1290 «Резерв по сомнительным требованиям», который
отражает информацию о создании и движении резервов по сомнительным требованиям.
[10,с.24]
Одной из основных задач бухгалтерского учета
является формирование полной и достоверной информации о деятельности
предприятия и его имущественном положении. На основе данных бухгалтерского
учета предприятия составляют годовую финансовую отчетность.
Для обеспечения достоверности данных учета и
отчетности перед составлением годовой финансовой отчетности все предприятия
должны провести инвентаризацию имущества и обязательств. [22, с.7]
Международные стандарты финансовой отчетности
напрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества
предприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»
от 1 июля 1998г отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетности
предприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. [17, с.492]
Порядок проведения инвентаризаций установлен
методическими рекомендациями к стандарту бухгалтерского учета №24. В них
определены как общие правила проведения инвентаризации, так и правила
проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств.
[8, с.254]
Процедуры внутреннего контроля предприятия
основываются на защитных принципах бухгалтерского учета, в том числе двойной
записи, балансовом обобщении, контрольной, аналитической и других функциях.
Наряду с этим широкого применения требует инвентаризация, как одно из условий, обеспечивающих
достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. [12,
с.14]
Инвентаризации подлежат не только имущество
организации, но и ее расчеты с дебиторами и кредиторами. При этом проверяется и
подтверждается правильность осуществления расчетов с ними и обоснованность
сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
При проведении инвентаризации расчетов с дебиторами
и кредиторами необходимо руководствоваться Законом Республики Казахстан "О
бухгалтерском учете и финансовой отчетности", казахстанскими и
международными стандартами учета.
Инвентаризация расчетов с дебиторами заключается в
проверке обоснованности числящихся на бухгалтерских счетах сумм дебиторской
задолженности и их реальности. Инвентаризация расчетов с дебиторами включает в
себя: расчеты с покупателями и заказчиками; расчеты с подотчетными лицами;
расчеты с работниками за товары проданные в кредит и по материальному ущербу,
расчеты с арендаторами, расчеты со структурными подразделениями организации,
выделенными на отдельные балансы, а также расчеты с дебиторами по прочим
финансовым активам.
Инвентаризацию расчетов с дебиторами обязаны
проводить все организации. Периодичность этой процедуры предприятие определяет
самостоятельно. Оговоримся, что есть случаи, когда предприятие должно провести
инвентаризацию независимо от воли руководства. Например, это необходимо сделать
организации-кредитору до того, как она спишет безнадежную задолженность. При
этом руководитель предприятия должен издать приказ по форме ИНВ-22.
На дату проведения инвентаризации бухгалтерии
необходимо составить справку о состоянии дебиторской задолженности предприятия.
Этот документ нужно приложить к «Акту инвентаризации расчетов с покупателями,
поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» (форма ИНВ-17). Он должен
содержать подробные сведения о каждом дебиторе, сумму задолженности и причину
ее возникновения. Также там перечисляют документацию, которая подтверждают
задолженность (прежде всего, это платежные и отгрузочные документы). В форме
ИНВ-17 предусмотрены графы для выделения подтвержденного и неподтвержденного
дебиторами долга. Помимо этого, в ней отдельно указывают обязательства, срок
исковой давности по которым подошел к концу.
К сожалению, в акте не отведено места для указания
сумм задолженности с еще не истекшим сроком давности, но которую, тем не менее,
посчитали нереальной для взыскания. Поэтому предприятие может ввести в документ
дополнительную графу. Если этого не сделать, то сумма безнадежных долгов
сольется с «просроченными» обязательствами.
На основании составленного акта директору
предприятия надо издать приказ о списании безнадежной задолженности.
Также при проверке расчетов следует установить:
- имеется ли равенство остатков (дебетовых и
кредитовых раздельно) по счетам расчетов по балансу, остаткам в оборотных
ведомостях (карточках аналитического учета), а также законность и хозяйственную
целесообразность совершенной операции.
- правильность и обоснованность числящейся в
бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям.
Сведения о реальности
учтенных финансовых активов записываются в инвентаризационные описи или акты
инвентаризации.
Как уже было рассмотрено во введении курсовой
работы, объектом исследования послужили практические материалы бухгалтерского
учета на предприятии ТОО «Нива». Основными
видами деятельности ТОО «Нива» является:
-
Производство и сбыт, сельскохозяйственной
продукции;
-
Производство и сбыт
продовольственных товаров;
-
Производство и сбыт товаров
народного потребления;
-
Коммерческая, посредническая
деятельность.
Зарегистрировано 15
октября 2003 года. Деятельность ТОО строится на основании Гражданского кодекса
Республики Казахстан, а также на основании Устава. Кроме основного вида
деятельности ТОО «Нива» ведет торгово-посредническую деятельность.
Рабочий план счетов предприятия разработан в соответствии со спецификой
деятельности предприятия. В нем открыты синтетические и аналитические счета,
исходя из потребностей деятельности организации в соответствии с
законодательством Республики Казахстан и учредительными документами.
Синтетические счета бухгалтерского учета в рабочем плане счетов открыты в
порядке уменьшения ликвидности. Номера счетов бухгалтерского учета в рабочем
плане счетов содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на
принадлежность к разделам, вторая - на принадлежность к подразделам, которые
расположены в порядке уменьшения ликвидности, третья - на принадлежность к
группам синтетических счетов, четвертая цифра - определяется предприятием
самостоятельно в порядке ликвидности расположения синтетических счетов. [3, с.1]
Возникновение дебиторской
задолженности у данного предприятия отражается по дебету счетов раздела 1
«Краткосрочные активы» подраздел «Краткосрочная дебиторская задолженность».
Данный подраздел включает
в себя следующие счета:
1210 «Краткосрочная
дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»;
1220 «Краткосрочная
дебиторская задолженность дочерних организаций»;
1230 «Краткосрочная
дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций»
1240 «Краткосрочная
дебиторская задолженность филиалов и структурных подразделений»
1250 «Краткосрочная
дебиторская задолженность работников»
1260 «Краткосрочная
дебиторская задолженность по аренде»
1270 «Краткосрочные
вознаграждения к получению»
1280 «Прочая
краткосрочная дебиторская задолженность»
1290 «Резерв по
сомнительным требованиям»
Для учета дебиторской задолженности дочерних,
зависимых, ассоциированных и совместных организаций предусмотрены следующие
группы счетов:
Группа счетов 1220
«Краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций». На счетах этой
группы отражаются операции по расчетам с дочерними организациями за
реализованные активы и оказанные услуги сроком до одного года и прочая
краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций.
Группа счетов 1230 -
«Краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций».
На счетах группы отражаются операции по расчетам с ассоциированными и
совместными организациями за реализованные активы и оказанные услуги сроком до
одного года и прочая краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и
совместных организаций.
Группа счетов 1240
«Краткосрочная дебиторская задолженность филиалов и структурных подразделений».
На счетах группы отражаются операции по поступлению и списанию денежных средств
на счета филиалов и прочая краткосрочная дебиторская задолженность филиалов и
структурных подразделений. [10, с.20]
Таблица 1 – Типовая корреспонденция счетов по
учету краткосрочной дебиторской задолженности дочерних, совместных и
ассоциированных организаций
№
п/п
|
Содержание операции
|
Корреспонденция счетов
|
Д-т
|
К-т
|
1
|
Списание кредиторской
задолженности филиала в пределах и за счет дебиторской задолженности филиала
и дочерней или совместной организации
|
3320-3340
|
1220-1240
|
2
|
Выплата денежных
средств филиалу и дочерней или совместной организации
|
1220-1240
|
1010, 1040,
1050
|
3
|
Перенос краткосрочной
дебиторской задолженности филиала на счет долгосрочной дебиторской
задолженности филиала
|
2140
|
1240
|
4
|
Отражение курсовой
разницы в результате изменения рыночного курса иностранной валюты
(положительная курсовая разница)
|
1220-1240
|
6250
|
5
|
Отражение курсовой
разницы при изменении рыночного курса иностранной валюты (отрицательная
курсовая разница)
|
7430
|
1220-1240
|
ТОО «Нива» не имеет дочерних, зависимых,
ассоццированных и совместных организаций, а также филиалов и подразделений,
поэтому бухгалтерской службой предприятия не ведется учет данной прочей
дебиторской задолженности.
Краткосрочная дебиторская задолженность начисленных
вознаграждений – это задолженность по начисленным процентам (по предоставленным
займам, векселям, вознаграждениям по финансовой аренде и т.д.).
Учет дебиторской задолженности по начисленным
вознаграждениям ведется на счетах группы счетов 1270 «Краткосрочные вознаграждения
к получению», на которых отражаются операции, связанные с движением дебиторской
задолженности по начисленным процентам (по предоставленным займам, векселям,
вознаграждениям по финансовой аренде). [10, 21]
С юридической точки зрения арендованное имущество
собственностью арендатора не является, но, учитывая, что экономические выгоды
арендатор имеет в течение срока полезной службы или болыыей части срока службы
имущества и исполняет обязательство оплатить арендодателю справедливую
стоимость имущества и вознаграждение за его использование, то арендованное
имущество признается собственностью арендатора. [12, с.232]
Рассмотрим хозяйственную операцию по начислению
вознаграждения за предоставленные предприятием ТОО «Нива» в финансовую аренду
основные средства предприятию АО Агрофонд. В качестве объекта лизинга
(финансовой аренды) выступили два зерноуборочных
самоходных комбайнов РСМ-101 «Вектор», необходимых АО Агрофонд для обновления парка зерноуборочной техники.
Договором
финансового лизинга сроком на пять лет предусмотрена ежегодная арендная плата в
сумме 2500,0 тыс. тенге. Условиями договора предусмотрено, что арендные платежи
производятся в начале каждого отчетного периода, а первый платеж осуществляется
на момент заключения договора. Стоимость арендуемого оборудования составляет
10000,0 тыс. тенге, сумма арендной платы за период аренды составит 12500,0 тыс.
тенге. Процентная ставка платежей установлена в 12,5 процента за год.
Арендная плата
определяется в процентах к сумме оставшегося обязательства, и для распределения
платы по периодам, при этом допускаются приближенные расчеты.
Аналитический учет по счету 1270 «Краткосрочные
вознаграждения к получению» ведется по предприятиям-займополучателям,
векселедателям, арендаторам и т.д. и времени возникновения задолженности по
процентам в ведомости, имеющей форму оборотной ведомости. [14, с.292]
Операцию по начислению и списанию вознаграждений за
переданные основные средства на условиях финансовой аренды бухгалтерская служба
предприятия ТОО «Нива» отразила в учете следующим образом (таблица 2).
Таблица 2 Корреспонденция счетов по учету
начисленных вознаграждений (тыс.тенге)
№
п/п
|
Операция
|
Сумма
|
Корреспонденция счетов
|
Дебет
|
Кредит
|
1
|
Отражена стоимость
оборудования
|
10000
|
2410
|
4150
|
2
|
на сумму процентов
|
2500,0
|
2920
|
4160
|
3
|
В конце первого года
начисляются проценты, причитающиеся арендодателю
|
937,5
|
7310
|
2920
|
Суммы вознаграждения и арендных обязательств, 937,5
тыс. тенге и 1562,5 тыс. тенге, соответственно, дают в итоге 2500,0 тыс. тенге,
т.е. общую сумму платежа по договору финансовой аренды. График арендных
платежей можно привести в форме таблицы, в которой отражаются начисляемые
проценты в конце каждого года и сокращение основного долга по годам и суммы
амортизации. (Приложение 1)
Распределение платежа на суммы вознаграждения и
арендного обязательства производится:
— на конец 1 года: 7500,0 х 12,5% = 937,5 — сумма
вознаграждения;
2500,0 — 937,5 = 1562,5 — сумма арендного
обязательства;
— на конец 2 года: 5937,5 х 12,5% = 742,2 — сумма
вознаграждения;
2500,0 — 742,2 = 1757,8 — сумма арендного
обязательства и т.д.
При этом ставка процента, подразумеваемая в
договоре финансового лизинга, обеспечивает равенство между справедливой
стоимостью и суммой дисконтируемой стоимости минимальных арендных платежей и
негарантированной ликвидационной стоимости. Минимальные арендные платежи — это
платежи, предусмотренные на срок аренды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|