рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Виды прочей дебиторской задолженности и их учет

-  сумма основного долга по арендным обязательствам к поступлению по финансируемой аренде, лизингу;

-  возмещение убытков от чрезвычайных ситуаций (по договору страхования);

-  штрафы, пени, неустойки;

-  дебиторская задолженность, связанная с операциями по доверительному управлению и другие.

1290 «Резерв по сомнительным требованиям», который отражает информацию о создании и движении резервов по сомнительным требованиям. [10,с.24]


2 Порядок и сроки инвентаризации расчетов с дебиторами


Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении. На основе данных бухгалтерского учета предприятия составляют годовую финансовую отчетность.

Для обеспечения достоверности данных учета и отчетности перед составлением годовой финансовой отчетности все предприятия должны провести инвентаризацию имущества и обязательств. [22, с.7]

Международные стандарты финансовой отчетности напрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества предприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» от 1 июля 1998г отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетности предприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. [17, с.492]

Порядок проведения инвентаризаций установлен методическими рекомендациями к стандарту бухгалтерского учета №24. В них определены как общие правила проведения инвентаризации, так и правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств. [8, с.254]

Процедуры внутреннего контроля предприятия основываются на защитных принципах бухгалтерского учета, в том числе двойной записи, балансовом обобщении, контрольной, аналитической и других функциях. Наряду с этим широкого применения требует инвентаризация, как одно из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. [12, с.14]

Инвентаризации подлежат не только имущество организации, но и ее расчеты с дебиторами и кредиторами. При этом проверяется и подтверждается правильность осуществления расчетов с ними и обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами необходимо руководствоваться Законом Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", казахстанскими и международными стандартами учета.

Инвентаризация расчетов с дебиторами заключается в проверке обоснованности числящихся на бухгалтерских счетах сумм дебиторской задолженности и их реальности. Инвентаризация расчетов с дебиторами включает в себя: расчеты с покупателями и заказчиками; расчеты с подотчетными лицами; расчеты с работниками за товары проданные в кредит и по материальному ущербу, расчеты с арендаторами, расчеты со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, а также расчеты с дебиторами по прочим финансовым активам.

Инвентаризацию расчетов с дебиторами обязаны проводить все организации. Периодичность этой процедуры предприятие определяет самостоятельно. Оговоримся, что есть случаи, когда предприятие должно провести инвентаризацию независимо от воли руководства. Например, это необходимо сделать организации-кредитору до того, как она спишет безнадежную задолженность. При этом руководитель предприятия должен издать приказ по форме ИНВ-22.

На дату проведения инвентаризации бухгалтерии необходимо составить справку о состоянии дебиторской задолженности предприятия. Этот документ нужно приложить к «Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» (форма ИНВ-17). Он должен содержать подробные сведения о каждом дебиторе, сумму задолженности и причину ее возникновения. Также там перечисляют документацию, которая подтверждают задолженность (прежде всего, это платежные и отгрузочные документы). В форме ИНВ-17 предусмотрены графы для выделения подтвержденного и неподтвержденного дебиторами долга. Помимо этого, в ней отдельно указывают обязательства, срок исковой давности по которым подошел к концу.

К сожалению, в акте не отведено места для указания сумм задолженности с еще не истекшим сроком давности, но которую, тем не менее, посчитали нереальной для взыскания. Поэтому предприятие может ввести в документ дополнительную графу. Если этого не сделать, то сумма безнадежных долгов сольется с «просроченными» обязательствами.

На основании составленного акта директору предприятия надо издать приказ о списании безнадежной задолженности.

Также при проверке расчетов следует установить:

- имеется ли равенство остатков (дебетовых и кредитовых раздельно) по счетам расчетов по балансу, остаткам в оборотных ведомостях (карточках аналитического учета), а также законность и хозяйственную целесообразность совершенной операции.

- правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям.

Сведения о реальности учтенных финансовых активов записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.


3 Учет дебиторской задолженности дочерних, зависимых и совместно контролируемых юридических лиц и ее документальное оформление


Как уже было рассмотрено во введении курсовой работы, объектом исследования послужили практические материалы бухгалтерского учета на предприятии ТОО «Нива». Основными видами деятельности ТОО «Нива» является:

-    Производство и сбыт, сельскохозяйственной продукции;

-    Производство и сбыт продовольственных товаров;

-    Производство и сбыт товаров народного потребления;

-    Коммерческая, посредническая деятельность.

Зарегистрировано 15 октября 2003 года. Деятельность ТОО строится на основании Гражданского кодекса Республики Казахстан, а также на основании Устава. Кроме основного вида деятельности ТОО «Нива» ведет торгово-посредническую деятельность.

Рабочий план счетов предприятия разработан в соответствии со спецификой деятельности предприятия. В нем открыты синтетические и аналитические счета, исходя из потребностей деятельности организации в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами.

Синтетические счета бухгалтерского учета в рабочем плане счетов открыты в порядке уменьшения ликвидности. Номера счетов бухгалтерского учета в рабочем плане счетов содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принадлежность к разделам, вторая - на принадлежность к подразделам, которые расположены в порядке уменьшения ликвидности, третья - на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая цифра - определяется предприятием самостоятельно в порядке ликвидности расположения синтетических счетов. [3, с.1]

Возникновение дебиторской задолженности у данного предприятия отражается по дебету счетов раздела 1 «Краткосрочные активы» подраздел «Краткосрочная дебиторская задолженность».

Данный подраздел включает в себя следующие счета:

1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»;

1220 «Краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций»;

1230 «Краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций»

1240 «Краткосрочная дебиторская задолженность филиалов и структурных подразделений»

1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников»

1260 «Краткосрочная дебиторская задолженность по аренде»

1270 «Краткосрочные вознаграждения к получению»

1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность»

1290 «Резерв по сомнительным требованиям»

Для учета дебиторской задолженности дочерних, зависимых, ассоциированных и совместных организаций предусмотрены следующие группы счетов:

Группа счетов 1220 «Краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций». На счетах этой группы отражаются операции по расчетам с дочерними организациями за реализованные активы и оказанные услуги сроком до одного года и прочая краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций.

Группа счетов 1230 - «Краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций». На счетах группы отражаются операции по расчетам с ассоциированными и совместными организациями за реализованные активы и оказанные услуги сроком до одного года и прочая краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций.

Группа счетов 1240 «Краткосрочная дебиторская задолженность филиалов и структурных подразделений». На счетах группы отражаются операции по поступлению и списанию денежных средств на счета филиалов и прочая краткосрочная дебиторская задолженность филиалов и структурных подразделений. [10, с.20]


Таблица 1 – Типовая корреспонденция счетов по учету краткосрочной дебиторской задолженности дочерних, совместных и ассоциированных организаций

п/п


Содержание операции

Корреспонденция счетов

Д-т

К-т

1

Списание кредиторской задолженности филиала в пределах и за счет дебиторской задолженности филиала и дочерней или совместной организации

3320-3340

1220-1240

2

Выплата денежных средств филиалу и дочерней или совместной организации

1220-1240

1010, 1040,

1050

3

Перенос краткосрочной дебиторской задолженности филиала на счет долгосрочной дебиторской задолженности филиала

2140

1240

4

Отражение курсовой разницы в результате изменения рыночного курса иностранной валюты (положительная курсовая разница)

1220-1240

6250

5

Отражение курсовой разницы при изменении рыночного курса иностранной валюты (отрицательная курсовая разница)

7430

1220-1240


ТОО «Нива» не имеет дочерних, зависимых, ассоццированных и совместных организаций, а также филиалов и подразделений, поэтому бухгалтерской службой предприятия не ведется учет данной прочей дебиторской задолженности.

 

4 Документальное оформление и учет начисленных вознаграждений


Краткосрочная дебиторская задолженность начисленных вознаграждений – это задолженность по начисленным процентам (по предоставленным займам, векселям, вознаграждениям по финансовой аренде и т.д.).

Учет дебиторской задолженности по начисленным вознаграждениям ведется на счетах группы счетов 1270 «Краткосрочные вознаграждения к получению», на которых отражаются операции, связанные с движением дебиторской задолженности по начисленным процентам (по предоставленным займам, векселям, вознаграждениям по финансовой аренде). [10, 21]

С юридической точки зрения арендованное имущество собственностью арендатора не является, но, учитывая, что экономические выгоды арендатор имеет в течение срока полезной службы или болыыей части срока службы имущества и исполняет обязательство оплатить арендодателю справедливую стоимость имущества и вознаграждение за его использование, то арендованное имущество признается собственностью арендатора. [12, с.232]

Рассмотрим хозяйственную операцию по начислению вознаграждения за предоставленные предприятием ТОО «Нива» в финансовую аренду основные средства предприятию АО Агрофонд. В качестве объекта лизинга (финансовой аренды) выступили два зерноуборочных самоходных комбайнов РСМ-101 «Вектор», необходимых АО Агрофонд для обновления парка зерноуборочной техники.

Договором финансового лизинга сроком на пять лет предусмотрена ежегодная арендная плата в сумме 2500,0 тыс. тенге. Условиями договора предусмотрено, что арендные платежи производятся в начале каждого отчетного периода, а первый платеж осуществляется на момент заключения договора. Стоимость арендуемого оборудования составляет 10000,0 тыс. тенге, сумма арендной платы за период аренды составит 12500,0 тыс. тенге. Процентная ставка платежей установлена в 12,5 процента за год.

Арендная плата определяется в процентах к сумме оставшегося обязательства, и для распределения платы по периодам, при этом допускаются приближенные расчеты.

Аналитический учет по счету 1270 «Краткосрочные вознаграждения к получению» ведется по предприятиям-займополучателям, векселедателям, арендаторам и т.д. и времени возникновения задолженности по процентам в ведомости, имеющей форму оборотной ведомости. [14, с.292]

Операцию по начислению и списанию вознаграждений за переданные основные средства на условиях финансовой аренды бухгалтерская служба предприятия ТОО «Нива» отразила в учете следующим образом (таблица 2).


Таблица 2 Корреспонденция счетов по учету начисленных вознаграждений (тыс.тенге)

п/п

Операция

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

 Отражена стоимость оборудования

10000

2410

4150

2

на сумму процентов

2500,0

2920

4160

3

В конце первого года начисляются проценты, причитающиеся арендодателю

937,5

7310

2920


Суммы вознаграждения и арендных обязательств, 937,5 тыс. тенге и 1562,5 тыс. тенге, соответственно, дают в итоге 2500,0 тыс. тенге, т.е. общую сумму платежа по договору финансовой аренды. График арендных платежей можно привести в форме таблицы, в которой отражаются начисляемые проценты в конце каждого года и сокращение основного долга по годам и суммы амортизации. (Приложение 1)

Распределение платежа на суммы вознаграждения и арендного обязательства производится:

— на конец 1 года: 7500,0 х 12,5% = 937,5 — сумма вознаграждения;

2500,0 — 937,5 = 1562,5 — сумма арендного обязательства;

— на конец 2 года: 5937,5 х 12,5% = 742,2 — сумма вознаграждения;

2500,0 — 742,2 = 1757,8 — сумма арендного обязательства и т.д.

При этом ставка процента, подразумеваемая в договоре финансового лизинга, обеспечивает равенство между справедливой стоимостью и суммой дисконтируемой стоимости минимальных арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости. Минимальные арендные платежи — это платежи, предусмотренные на срок аренды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.