За январь – сентябрь т.г. поступления НДС составили 4057,9
млн.руб., что на 14,0% превышает показатель 2007 года.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в доход
федерального бюджета за 9 месяцев 2008 года были в объеме 2531,8 млн.руб.,
увеличившись к уровню прошлого года на 25,7%.
По платежам в государственные внебюджетные фонды за счет единого
социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
поступлений в погашение задолженности прошлых лет по страховым взносам, пеням,
штрафам в государственные внебюджетные фонды, сумма поступлений за январь –
сентябрь 2008г. составила 8137,7 млн.руб. при темпе роста к соответствующему
периоду 2007 года 125,8%, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации
поступило за 9 месяцев 2008 года 6603,2 млн. руб., темп роста по сравнению с
тем же периодом 2007 года 126,5%.
По сравнению с показателем января – сентября 2007г. поступления по
налогу на доходы физических лиц возросли на 1685,5 млн.руб. или на 29,6%,
поступило за 9 месяцев 2008г. 7379,8 млн.руб. По сводной группе акцизов
снижение к данным за 2007 год на 156,5 млн.руб. или на 15,5%, поступило всего
на 1 октября 2008г. 851,7 млн.руб., в т.ч. в доход федерального бюджета 84,6
млн.руб. или 60,6% от показателя за 9 месяцев 2007 года.
По налогу на имущество организаций сумма поступлений за отчетный
период составила 2056,2 млн.руб., увеличившись по сравнению с девятью месяцами
2007 года на 36,0%.
Выполнение индикативных показателей поступления доходов в
федеральный бюджет (с учетом ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет) за январь
– сентябрь 2008г. составило 125,2%, в областной бюджет – 102,4% (по данным
статистической налоговой отчетности).
По государственным внебюджетным фондам выполнение индикативных
показателей за 9 месяцев 2008 года характеризуется следующими показателями: по
страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ 101,7%, по ФСС – 20,7% (без
учета расходов на цели государственного социального страхования), по ФФОМС – 101,7%,
по ТФОМС – 103,3%.
Задолженность по налоговым платежам за истекший месяц текущего
года (сентябрь) сократилась на 219,6 млн.руб.( на 8,3%) и составила на
01.10.08г. 2438,2 млн.руб., недоимка уменьшилась на 313,9 млн.руб. ( или на
31,0%) и составила на 01.10.08г. 698,2 млн.руб. По сравнению с показателем на
начало года ( 01.01.08г.) задолженность снизилась в абсолютном выражении на
142,1 млн.руб. или на 5,5%, размер недоимки меньше на 7,6 млн.руб. или на 1,1%.
Таким образом, эти показатели характеризуют с разной степенью
детализации значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета
в целом и налоговых поступлений в частности. Место и роль налогов в финансовой
системе государства определяют также и другие показатели – степень собираемости
налогов, степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего
назначения, размер убытка или дохода от действия той или иной льготы.
1.2 Права и обязанности
налогоплательщиков
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:[6]
-
получать
от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах
и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы
законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях
налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
-
получать
от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные
разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
-
использовать
налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством
о налогах и сборах;
-
получать
отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в
порядке и на условиях, установленных НКРФ;
-
на
своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных
налогов, пеней, штрафов;
-
представлять
свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего
представителя;
-
представлять
налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате
налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
-
присутствовать
при проведении выездной налоговой проверки;
-
получать
копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые
уведомления и требования об уплате налогов;
-
требовать
от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и
сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
-
не
выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных
лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
-
обжаловать
в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их
должностных лиц;
-
требовать
соблюдения налоговой тайны;
-
требовать
в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных
незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями
(бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и
другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется
административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты
прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется
НК и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими
обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет
ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Налогоплательщики обязаны:
-
уплачивать
законно установленные налоги;
-
встать
на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
-
вести
в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о
налогах и сборах;
-
представлять
в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации
по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность
предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую
отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
-
представлять
налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ,
документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
-
выполнять
законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных
лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
-
предоставлять
налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке,
предусмотренных НК РФ;
-
в
течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и
других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также
документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и
произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
-
нести
иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели —
помимо вышеперечисленных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый
орган по месту учета:[7]
-
об
открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;
-
обо
всех случаях участия в российских и иностранных организациях -— в срок не
позднее месяца со дня начала такого участия;
-
обо
всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не
позднее месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
-
об
объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в
срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения;
-
об
изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее 10
дней с момента такого изменения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы,
а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и
сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него
обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в
соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и
сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут
обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.
Организация налогового контроля осуществляется с помощью налоговых
проверок. Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового
контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность
уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей,
возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Статья 87 НК РФ
подразделяет все налоговые проверки на два основных вида: камеральные и
выездные. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех
налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки – в отношении организаций и
индивидуальных предпринимателей.[8]
Камеральная налоговая проверка – это проверка представленной
налогоплательщиком налоговой отчетности, а также других имеющихся у налогового
органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту
нахождения налогового органа. Она проводится уполномоченными должностными
лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без
какого-либо специального решения руководителя (его заместителя) налогового
органа.
Цель камеральной налоговой проверки - контроль за соблюдением
налогоплательщиками законодательных и иных нормативно-правовых актов о налогах
и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм
неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям,
привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых
правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения
рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых
проверок.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения
руководителя (его заместителя) налогового органа в отношении организаций и
индивидуальных предпринимателей. В ходе выездной налоговой проверки
проверяющими исследуются документы (в том числе информация, хранящаяся в
электронном виде), имеющие значение для формирования выводов о правильности
исчисления, полноте и своевременности уплаты и (или) перечисления
налогоплательщиком в соответствующие бюджеты установленных действующим
законодательством налогов и сборов, а также принятия правильного решения по
результатам проверки.[9]
Объекты проверки: устав организации, ее учредительные документы,
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации,
документы бухгалтерской отчетности организации, договоры (контракты),
банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей,
акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы,
учетные регистры, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты
налогов.
Отбор
налогоплатель-щиков для проведения выездных налоговых проверок
|
|
Вынесение руководителем
налогового органа (зам.) решения о проведении выездной налоговой проверки
|
|
Вручение
налогоплательщику решения о проведении выездной проверки и требования о
предостав-лении документов для проверки
|
|
Налогоплательщик
обращается в на-логовый орган с просьбой о переносе по объективным причинам
сроков проведения выездной налоговой проверки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Передача
матери-алов выездной проверки в органы налоговой полиции для принятия
процессуального решения в порядке ст.145 УПК РФ (если сумма налогов и пеней
больше для физических лиц – 200; для юриди-ческих лиц – 1000 МРОТ)
|
|
Вручение
налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогам и пеням. Принятие
мер принудительного взыскания, направление материалов в службу судебных
приставов, взыскание налоговых санкций через судебные органы
|
|
Налогоплательщик
документы предоставил полностью
|
|
|
Рук-ль
нал.органа (его зам.) рассмат-ривает просьбу налогоплательщика о переносе
сроков (приостановлении) выездной проверки
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение
выездной налоговой проверки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выездная
налоговая проверка переносится (приостанавливается)
|
Проведение
мероприятий налогового контроля (осмотр территорий и помещений, опрос
свидетелей, привлечение специалистов, экспертов, поня-тых, проведение
инвентари-зации)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рук-ль
нал.органа (его зам.) выносит решение по материалам выездной проверки (ст.101
НК РФ)
|
|
|
|
Начало
проведения выездной проверки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Налогоплательщик
документы не предоставил (предоставил не полностью)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рук-ль
нал.органа (его зам.) рассматривает материалы проверки, возражения
налогоплательщика
|
|
Составление
справки об окон-чании выездной налоговой про-верки, оформление результатов
проверки (акта проверки)
|
|
|
Применение
налоговых санкций, предусмотренных ст.126 НК РФ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Должностным
лицом налогового органа выносится мотивированное постановление о производстве
выемки документов и предметов у налогопла-
тельщика и
утверждается руководителем органа (зам.)
|
|
|
Представление
налогоплательщику возражений по акту налоговой проверки
|
|
|
|
|
|
|
Проведение
нал.проверки по аналогичным налого-плательщикам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вручение
налогоплательщику акта выездной налоговой проверки
|
|
|
Выемка у
налогоплательщика
документов
и предметов (ст.94 НК РФ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 5. Общая схема проведения выездных налоговых проверок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|