Особенности взаимодействия
налоговых органов с правоохранительными органами Российской Федерации связаны с
задачами указанных органов, которые всей своей деятельностью на основе закона в
соответствующих формах и на базе демократических принципов призваны обеспечить
законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, общества и
государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять
государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим
законность и правопорядок.
Основные принципы,
которыми должны руководствоваться при организации взаимодействия и координации
своей деятельности налоговые и правоохранительные органы:
- соблюдение
государственной, служебной, налоговой и иной охраняемой законом тайны;
- самостоятельность в
реализации задач и полномочий, а также выработке форм и методов использования
собственных сил и средств;
- плановость и
непрерывность взаимодействия и координации;
- обеспечение защиты
информации и контроль доступа к информации[23].
В сфере налогообложения на
органы внутренних дел возложено решение следующих основных задач:
1) предупреждение,
выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
2) предупреждение, выявление
и пресечение коррупции в налоговых органах и органах внутренних дел;
3) обеспечение
безопасности деятельности налоговых органов, защита должностных лиц налоговых
органов от противоправных посягательств при исполнении ими служебных
обязанностей[24].
В качестве форм
взаимодействия налоговых и правоохранительных органов можно выделить:
обмен информацией;
совместные проверки;
совместная подготовка
кадров;
подготовка совместных
аналитических материалов;
издание совместных
приказов и других документов;
проведение совместных
служебных расследований[25].
Совместная контрольная
работа органов МВД и налоговых органов осуществляется по следующим
направлениям:
выявление и пресечение фактов
подпольного производства алкоголя;
проверка соблюдения
установленных правил производства, хранения и реализации этилового спирта,
правильности уплаты акцизных сборов;
проверка полноты уплаты
налогов лицами в местах массовой торговли24.
Непосредственное участие
органов внутренних дел в оказании содействия налоговым органам начинается с
проведения ими профилактических мероприятий, направленных на пресечение
противоправных действий налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых
агентов).
В случае возникновения
вышеназванных проблем налоговые органы должны обращаться в милицию. Милиция
входит в систему МВД России.
Сотрудники милиции при
наличии данных о влекущем налоговую или административную ответственность
нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную,
предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для
возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по
мотивированному постановлению начальника органа милиции имеют право:
производить в присутствии
не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а при
отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти
или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских,
торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования
имущества;
производить досмотр
транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и владельца данного
транспортного средства, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие
этого лица;
изучать документы,
отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую
деятельность, требовать предоставления в 5-дневный срок с момента вручения
соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий этих
документов;
изымать с обязательным
составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров,
необходимые для проведения исследований или экспертиз;
требовать при проверке
имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного
проведения в срок не более 30 дней проверок и ревизий финансовой,
хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также
самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать
при их производстве подлинные документы (их копии) с обязательным составлением
протокола и описи изымаемых документов. В случае если изымаются подлинные
документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом
органа милиции, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого
изымаются подлинные документы. При невозможности изготовления и передачи копий
одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа милиции,
проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у
которого изъяты подлинные документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем
делается соответствующая запись в протоколе об изъятии[26].
По запросу налоговых
органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в
проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках [27]. Выездные налоговые
проверки с участием органов внутренних дел проводятся налоговыми органами с
целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.
Органы внутренних дел и
налоговые органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют
друг друга об имеющихся у них материалах о нарушении законодательства о налогах
и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о
проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой
необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Так, при
выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым
кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в
10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в
соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения[28]. Аналогично, если в
течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил
указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать
факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего
признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня
выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел
для решения вопроса о возбуждении уголовного дела[29].
Взаимодействие органов
внутренних дел с налоговыми органами организуется и по другим направлениям,
таким как:
- мероприятия по контролю
за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований
Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт»;
- мероприятия по контролю
за продажей и хождением в регионах специальных марок для маркировки алкогольной
продукции; по выявлению и пресечению фактов подпольного производства и
реализации неучтенной алкогольной продукции; по предотвращению незаконного
предпринимательства в сфере торговли спиртными напитками; по раскрытию других
замаскированных преступлений, связанных с производством и реализацией
алкогольной продукции;
- мероприятия по выявлению
и пресечению нарушений налогового законодательства физическими и юридическими
лицами, сдающими в аренду жилые и нежилые помещения;
Правовые механизмы
взаимодействия и координации налоговых органов и органов внутренних дел
регулируются межведомственными правовыми актами.
2.3 Взаимодействие
налоговых и таможенных органов
В целях организации
взаимодействия между налоговыми и таможенными органами РФ для выполнения
возложенных на них задач руководители налоговых органов РФ и руководители
таможенных органов РФ в центре и на местах принимают меры по организации и
осуществлению взаимодействия по следующим основным направлениям:
1. Обмен информацией по
вопросам, представляющим взаимный интерес.
В этих целях указанные
органы организуют взаимодействие ин формационных систем и безвозмездно
предоставляют друг другу по со ответствующим запросам информацию, содержащуюся
в архивах, учетах и банках данных; информируют о фактах нарушения налогового и
таможенного законодательства; о физических и юридических лицах, имеющих
отношение к таким нарушениям; причинах и условиях, способствующих совершению
налоговых и таможенных правонарушений.
2. Передача сведений
таможенных деклараций из ГТК РФ в МНС РФ, а также обмен другими необходимыми
сведениями и информацией осуществляются на магнитных носителях или по каналам
связи между Главным научноисследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) МНС
РФ и Главным научноинформационным центром (ГНИЦ) ГТК РФ[30].
Передаваемая из ГТК РФ в МНС
РФ информация включает сведения из таможенных деклараций по всем участникам
внешнеэкономической деятельности и группам Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности.
Таможенные органы
информируют налоговые органы об участниках внешнеэкономических связей (юридические
и почтовые адреса, финансовые реквизиты, телефоны, факсы, телексы);
предоставляют информацию о декларировании товаров и транспортных средств,
перемещаемых через государственную границу (грузовые таможенные декларации,
транспортные декларации, сведения о декларантах).
Налоговые органы по
собственной инициативе либо по запросу таможенных органов выдают информацию об
имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля.
При взаимодействии
налоговых и таможенных органов последние в течение суток информируют налоговые
органы по установленной форме о выявленных нарушениях для принятия налоговыми
органами решения в соответствии с действующим законодательством РФ. А налоговые
органы - о принятых ими мерах по выявленным таможенными органами нарушениям, с
указанием мер ответственности за эти нарушения. Налоговые органы обеспечивают
формирование Сводного государственного реестра лицензий на закупку, хранение и
экспорт алкогольной продукции, на импорт, хранение и поставки алкогольной и
спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 3 ст.
82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке,
определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у
них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых
преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых
проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях
исполнения возложенных на них задач.
Необходимость
взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми и таможенными органами
обусловлена рядом причин. В налоговые органы налогоплательщики не представляют
налоговую отчетность в 40% случаев. Борьба с налоговыми правонарушениями
позволяет вскрыть финансовую базу, где возникает и функционирует преступность и
коррупция. Решение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия
органов внутренних дел, таможенных и налоговых органов. Среди выработанных
практикой методов подобного взаимодействия можно назвать: обмен оперативной
информацией о нарушениях законодательства о налогах и сборах, оказание
налоговым органам помощи в изъятии документации, проведение совместных проверок
по сохранности денежных сумм и материальных ценностей на проверяемых объектах[31].
Взаимодействие налоговых и
таможенных органов с органами внутренних дел нацелено на совершенствование
механизма реализации положений, регулирующих отношения в сфере внешней
торговли. Оно может включать разнообразные формы, заключающиеся в совместной
нормотворческой деятельности. По мнению специалистов, важнейшей формой
взаимодействия органов публичной власти является издание совместных правовых
актов.
Наиболее распространенной
формой взаимодействия таможенных органов с иными органами исполнительной власти
является обмен информацией по письменным запросам. Запрашивается статистическая
информация, разъяснения законодательства, уточняются и согласовываются позиции
этих органов по вопросам их ведения. Учитывая, что одной из функций таможенных
органов выступает обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров через
таможенную границу, проверке подлежат лицензии и иные разрешительные документы,
выдаваемые Минэкономразвития России, Минобороны России, Ростехнадзором России и
другими государственными органами.
Взаимодействие и
координация деятельности органов внутренних дел с налоговыми и таможенными
органами должны осуществляться в следующих формах:
- принятие совместных
нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к их ведению;
- реализация механизма
осуществления отдельных юридических процедур, планирование и проведение
совместных мероприятий, направленных на решение задач взаимодействия сторон;
- методологическое
взаимодействие по вопросам, отнесенным к совместному ведению, и основным
направлениям взаимодействия сторон;
- координация усилий по
выявлению, пресечению и предотвращению нарушений законодательства о налогах и
сборах, о таможенном деле, о валютном регулировании и валютном контроле;
- информационное
взаимодействие, предоставление сведений по вопросам, интересующим стороны с
учетом принципа конфиденциальности;
- обмен опытом в целях
повышения профессионализма кадров и совершенствования юридических процедур;
- проведение совместных
экспертиз и консультаций;
- создание совместных
рабочих групп, проведение ими исследования по вопросам, относящимся к ведению
сторон;
- проведение
научно-практических семинаров, в том числе с участниками внешнеэкономической
деятельности, направленных на достижение цели содействия развитию внешней
торговли[32].
2.4 Взаимодействие
налоговых органов с иными исполнительными органами
Правоохранительные и налоговые
органы, спецслужбы взаимодействуют между собой в сфере охраны водных
биологических ресурсов и контроля внешнеторговых операций с продукцией рыбного
промысла, а также в области контроля за пересечением государственной границы РФ
транспортными средствами и перемещением товаров через границу в морских пунктах
пропуска. Взаимодействие осуществляется в форме информационного обеспечения в
рамках законодательства с применением карточек контроля товаров и транспортных
средств; совместных проверок законности внешнеторговых операций и деятельности
участников ВЭД; совместных мероприятий по поддержанию режима государственной
границы.
Применяются следующие
формы взаимодействия:
оказание взаимной помощи
при обеспечении собственной безопасности сотрудников;
обмен специалистами,
учебно-методическими материалами по основным направлениям служебной
деятельности для проведения консультаций, оказания методической помощи.
Взаимодействие налоговых
органов и подразделений пограничной службы осуществляется в следующих формах:
обмен информацией об
обстановке в сфере ВЭД;
разработка и проведение в
пределах своей компетенции совместных мероприятий по обеспечению правопорядка и
предупреждению противоправной деятельности в сфере ВЭД;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|