рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Акция как финансовый инструмент \на примере банковской деятельности\

3. Франция

115

4. Германия

110

5. Россия

35

6. Австро-Венгрия

26

7. Италия

18

8. Япония

16

 

За период с 1 января 1893 года общая сумма эмитированных и гарантированных государством обязательств оценивалась в 2 272 млн. руб. а к 1 января 1912 года она составила 5 782 млн. руб., обороты ценных бумаг увеличились на 154%.  Причем эти данные не учитывают акции и облигации, выпущенные банками и торгово-промышленными предприятиями, которые не имели правительственной гарантии.

И все-таки, основой рынка ценных бумаг в России были государственные долговые обязательства. Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации делились на именные бумаги и бумаги на предъявителя. Первые появились гораздо раньше. Предъявительскими были купоны, дававшие право на получение дивидендов. Со временем рос биржевой оборот и вместе с ним спрос на предъявительские бумаги.

Государственные бумаги выпускались правительством в обоих формах. Так, первый заем 1820 года был выпущен в исключительно именных билетах, лишенных даже купонов. С 1906 года владелец предъявительских облигаций государственных займов мог заменить их на именные облигации государственных займов или так называемые удостоверения именной записи.

Акции по российскому законодательству были именными бумагами. Однако в уставах отдельных акционерных компаний делались исключения в пользу бумаг на предъявителя, которые в начале ХХ века стали самыми распространенными (см. табл.1)  А так как устав каждого акционерного общества в России был законодательным актом, то его положения имели приоритет перед положениями общего законодательства.

Таблица 1

Число компаний

 

Годы

 

 

1910

1911

1912

Общее

1811

222

320

В том числе выпускавших:

-     именные бумаги

-     предъявительские

 

 

58

 

123

 

 

75

 

147

 

 

78

 

242

 

Таким образом, преобладали предъявительские бумаги при наличии свободного выбора между бумагами того и другого типа.

Особое значение при размещении ценных бумаг имел вопрос о номинале акций.  Практика утверждения уставов российских корпораций показывает, что правительство не склонно было разрешать выпуск мелкокупюрных акций. Долгое время минимальная цена акции составляла 100 рублей.  В акционерных компаниях, учрежденных в последние годы перед революцией, преобладали номиналы в 100, 250 и 1 000 рублей.  Акции в 50 рублей были исключением, а в 25 уже совершенным раритетом.

По закону 1885 года сбор от операций с ценными бумагами составлял 5% от приносимого капиталом дохода.  От налога могли быть освобождены займы, при осуществлении которых это специально оговаривалось.  Как правило, от сборов освобождались займы, которые в значительной части или целиком заключались за границей. Такое условие, как правило, оговаривали иностранные посредники, способствовавшие заключению займа. От сбора также освобождались вклады, внесенные в государственные сберегательные кассы, в учреждения мелкого кредита или, например. В Кустарный банк Пермского губернского земства.

Налог с капитала уплачивался в размере 15 коп. с каждых 100 рублей основного капитала предприятия, причем капитал менее 100 руб. в расчет не принимался.

 

Курс ценных бумаг и репутация российских фондов, как впрочем, и сейчас, во многом (помимо промышленно-финансового кризиса) определялась политической ситуацией.  Во время революции 1905-1907 годов курсы российских акций на иностранных биржах значительно понизились.

 Поэтому Российскому правительству приходилось прибегать к специальным мерам, чтобы повлиять на курсы российских бумаг, котировавшихся на западных рынках. Вмешательство Государственного банка в курсообразующую игру прекратилось лишь в 1908 году, когда курс займа 1906 года поднялся до выпускной цены (87-88% номинала), а затем перешел эту грань.

   В 1914 году, в связи с началом 1-й Мировой войны, рынок акций рухнул. В 1918 году большая часть акций предприятий была национализирована, но в 1921-22г.г. отечественный рынок акций возродился и успешно просуществовал (в том числе и с участием иностранного капитала) до начала 30-х годов, когда иностранный капитал снова стал уходить с отечественного рынка, а государство стало выкупать частные доли в акционерных обществах и преобразовывать их в государственные предприятия. После принятия Конституции в 1937 году в СССР остались два всесоюзных акционерных общества, а бывший акционерный сектор был представлен только паевыми фирмами в виде кооперативов и колхозов, над которыми государство имело очень сильный контроль.

 

 

 

 

1.4. Акции в современной России

 

В современной России рынок ценных бумаг находится на перекрестке противоречивых интересов и трудно совместимых целей различных участников экономической деятельности: предприятий и  государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д.

О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению отношениями на этом рынке свидетельствует целый ряд негативных процессов. Рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся  в  состоянии глубокого кризиса.  В такой ситуации любые существенные события,  воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. или “черный понедельник 17.08.1998г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению ценных бумаг и главным образом корпоративных акций. В свое время негативную  роль  сыграли также скандалы с АО “МММ”, “Русским Домом Селенга”, “Хопром-Инвестом”, “Русской недвижимостью” и другими дутыми компаниями. Неустойчивы  многие российские коммерческие банки (особенно после августа 1998г).

Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации  экономики, несовершенства  законов о рынке ценных бумаг и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики,  и не вкладывают свои сбережения в акции,  облигации и другие источники устойчивого дохода,  т.е.  не стремятся к рублевым формам сбережений,  поскольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основ ном, доллары США.

Управление движением средств на рынке ценных бумаг требует анализа многих аспектов экономической деятельности.

Традиционными ориентирами действий государственных органов  по управлению рынком ценных бумаг выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние  основных  сегментов  финансового рынка,  прежде всего движение капиталов;  борьба с отмыванием денег,  неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

   Уровень текущих котировок основных, в том числе и корпоративных, ценных бумаг внутри страны является тем ключевым  фактором,  который, наряду с валютным курсом и показателями ВВП связывает экономику страны с остальным миром. Применительно к акциям различают два вида текущих котировок:  номинальные и реальные.  Номинальный курс это провозглашенная цена акций.  Реальный - относительная (чаще средневзвешенная) цена в ходе биржевых сессий.

В практике используемых странами рыночной экономики систем регулирования на рынке ценных бумаг можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.

      Схемы действий государственных органов находятся  в  диапазоне между двумя крайними режимами: это система фиксированных курсов акций (чаще для госсектора в экономике и корпораций с преимущественной долей активов государства) и режим свободного их котирования на бирже.

      Режим фиксированных курсов.  Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования,  не допускающей отклонение от  заранее  выбранных  приоритетов,  которая  обеспечивается  ограничениями  по операциям физических и юридических лиц,  т.е. государство жестко фиксирует курсы акций своих предприятий. В данном случае Правительство должно располагать адекватными резервами средств для смягчения колебаний на рынке ценных бумаг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.