Альтернативные пути выхода из кризиса РФ
1. Введение............................................... 3
2. Проблемы перехода
от плановой к рыночной экономике..... 3
3. Экономические
реформы в России......................... 9
3.1 Кредитно-денежная политика.......................... 9
3.2 Налоговая система в России......................... 11
3.3 Приватизация в России.............................. 13
3.4 Структурный кризис в российской экономике.......... 14
3.4.1
Проблема организации рынка..................... 16
3.4.2
Общая нехватка платежных средств............... 17
3.4.3
Отрыв финансового рынка от реального сектора экономики. 17
3.4.4
Межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен. 17
3.4.5
Утрата предприятиями оборотных средств......... 18
4. Альтернативные пути
выхода из кризиса................. 19
5. Нотложные меры по
выходу из финансово-экономического кризиса. 23
5.1 Концептуальные предложения......................... 23
5.2 Меры по стабилизации ситуации...................... 24
5.2.1
Обеспечение устойчивости рубля:................ 24
5.2.2
Регулирование цен:............................. 25
5.2.3
Преодоление бюджетного кризиса и жизнеобеспечение:.. 25
5.2.4
Расширение системы государственных закупок в целях натурального обеспечения
соответствующих направлений бюджетных расходов. 26
5.2.5 Национализация
неплатежеспособных предприятий и банков, имеющих стратегическое значение для
экономики страны......... 26
5.3 Оживление производства и инвестиционной активности,
преодоление платежного кризиса................................................ 26
5.3.1.
В бюджетно-налоговой сфере:................... 26
5.3.2.
В сфере управления государственными активами:. 26
5.3.3.
В денежно-кредитной политике:................. 27
5.3.4.
Во внешней торговле:.......................... 27
5.3.5.
Переход к активной промышленной и научно-технической политике. 27
6. Заключение............................................ 30
7. Список используемой
литературы:....................... 31
Двадцатый век для России – век экономических
потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство
социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во
всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую
экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в
шестидесятые годы. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений
в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры,
перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без
такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые
экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).
История сложилась иначе, и руководству России пришлось
не перестраивать экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайно
сложной задачей: СССР представлял собой единый экономический организм, а
хозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-административными
методами экономику ужу было невозможно, а новых механизмов еще не было. В этих
условиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположную
плановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программы
действий – концепцию мoнетаристов. По прошествии
семи лет с начала реформ, представляется возможным оценить их результаты:
успехи и провалы, какие действия дали положительный эффект, какие провалились
из-за искажения их в российских условиях, и что было ошибочным с самого
начала.[3.c 133-157; 7. C 3-11]
Под переходной экономикой понимается
процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Особенностью
переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации
намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное
планирование уже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной
мере. Рыночные реформы включают в себя три этапа: макроэкономическое
регулирование, приватизацию и структурные реформы.[1 c18-38]
Независимо от программы проведения
рыночных преобразований, они не могут осуществиться без макроэкономической
стабилизации экономики. Она заключается в поддержании объема производства и
занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности
нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения,
не допускать перегрева экономики или глубокого спада.
Это, однако, характерно для стран с
уже сформировавшейся рыночной экономикой. В странах, переходящих к рынку или
восстанавливающих его функционирование под макроэкономической стабилизацией
понимается прежде всего преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной
диспропорциональности. Самое яркое ее проявление - высокая инфляция
(галопирующая или гиперинфляция). Во всех странах, переходящих к рынку – в
России, странах СНГ, государствах Восточной Европы, а также Чили, Мексике,
Бразилии – наблюдается (или наблюдалось) сильнейшее расстройство финансовой
системы, обесценение национальной валюты и спад производства. Причина таких
явлений – гипертрофия государственного вмешательства в экономику.
Часто можно встретиться с
утверждением, что финансовая и кредитно-денежная система СССР была
сбалансированной, а инфляция – это результат начатой в 1992 г. реформы. Однако
инфляция может проявляться как в открытом, явном росте цен, так и быть
подавленной. Подавленная инфляция выражается в дефиците, ухудшении качества
товаров, очередях. Из-за постоянного дефицита товаров у населения появляются
вынужденные сбережения, ввиду невозможности потратить деньги. Это способствует
образования денежного навеса - избыточной денежной массы, что способствует
инфляции. Таким образом, в январе 1992 г., в связи с либерализацией цен
инфляция в России перешла из подавленной формы в открытую.[11 c133-140]
При разнообразии теоретических
подходов и программ экономической стабилизации, можно выделить два основных
сценария: ортодоксальный и неортодоксальный.
Ортодоксальный сценарий стабилизации
– совокупность макроэкономических мероприятий, включающих минимизацию
бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и
фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса валюты в качестве
«якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводятся быстро, то они
называются «шоковой терапией».
Согласно этому сценарию, данные меры
должны не растягиваться на много лет, а проводиться за 1-2 года, чтобы не дать
сформироваться устойчивым инфляционным ожиданиям. Во-вторых, предполагается
устранение или минимизация дефицита государственного бюджета. Опасен не только
сам дефицит, но и инфляционные методы его финансирования. Этот подход
предполагает отказ от эмиссионного покрытия дефицита. В-третьих, предполагается
проведение жесткой кредитно-денежной политики, контроль над объемом денежного
предложения, прекращение раздачи льготных кредитов. В-четвертых, предполагается
вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого
номинального «якоря». Номинальный «якорь» – это макроэкономический показатель,
который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных
программ. В качестве «якоря» могут фиксироваться обменный курс валюты,
предложение денег «номинальная денежная масса», номинальная заработная плата.
Однако ортодоксальный подход далеко
не всегда оказывается эффективным. Это зависит от экономических особенностей
стран. В связи с этим необходимо рассмотреть другой сценарий макроэкономической
стабилизации.
Неортодоксальный подход к
макроэкономической стабилизации – это жесткая кредитно-денежная политика в
сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, этот подход включает в
себя методы ортодоксального сценария, но она дополняется контролем над
заработной платой и ценами, т.е. использование зарплатного «якоря» (фиксируется
уровень номинальной заработной платы).
При переходе к рыночной экономике
наряду с макроэкономической стабилизацией и структурными реформами важнейшим
элементом является приватизация – переход государственного имущества в частный
сектор экономики.
В странах с развитой рыночной экономикой
приватизация осуществляется в случае кризиса государственного сектора
экономики, т.е. неэффективного распределения ресурсов при помощи
государственного вмешательства. Приватизация Проходит только в тех секторах
экономики, где после перехода собственности в частный сектор эффективность
экономики возрастает (так неразумно, например, приватизировать железнодорожный
транспорт).
В бывших социалистических странах иная
ситуация. Здесь речь идет даже не о государственном секторе, а о монополизме
государственной собственности – тотальном огосударствлении всех сторон
хозяйственной жизни. Вот следствия этого явления:
-
затратный
характер материального производства;
-
снижение или
отсутствие стимулов к повышению производительности труда;
-
застой в
развитии техники и технологии;
-
иждивенчество,
патернализм, как в сфере производственной деятельности, так и на уровне
домашних хозяйств;
-
разрастание
теневой экономики.
Таким образом, приватизация в
переходной экономике служит реализации нескольких целей:
1.
Экономической
(повышение эффективности функционирования хозяйства)
2.
Фискальной
(увеличение доходов госбюджета за счет продажи государственных предприятий в
частные руки)
3.
Социальной
(обеспечение социального мира, особенно когда идет речь о бесплатной
приватизации)
При проведении приватизации в России
выделяют два основных подхода: платная и бесплатная приватизация.
Бесплатная приватизация. Практическая
реализация ее состоит в том, что каждый гражданин страны наделяются
приватизационными чеками – «ваучерами».
Платная приватизация. В этом случае
государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Главная
идея – продажа государственного имущества на аукционах за деньги.
В экономике России за годы господства
командно-административной системы Советского Союза произошли серьезные
структурные деформации:
-
практически
полная монополизация всех отраслей предприятиями государственного сектора,
вследствие чего многие из них неэффективны;
-
милитаризация
промышленности и гипертрофия тяжелой индустрии;
-
отсутствие
ценовых и прочих рыночных индикаторов, сделавших невозможным процесс
саморегуляции уровней спроса и предложение;
-
административная
система распределения инвестиционных и прочих ресурсов: застой сельского
хозяйства, неразвитые сфера услуг и социальная инфраструктура.
Таким образом, реформирование
экономики осуществляется с целью ликвидации этих дисбалансов. Основные
разногласия возникают, когда идет речь о методах реформирования. Есть два
подхода: в первом упор делается на сформировавшиеся рыночные механизмы, которые
и без государственного вмешательства определят направление структурных реформ.
Этот подход критикуют за то, что рыночные механизмы в переходной экономике
весьма слабые и часто искажены пережитками командно-административной системы.
Поэтому, если пустить на самотек процессы переориентации экономики на
производство потребительских товаров и услуг, демилитаризацию, повышение
эффективности использования ресурсов, формирование новой экспортной базы, то
это может привести к катастрофическим последствиям: глубокому спаду
производства, массовой безработице, потере страной научного потенциала,
криминализации общества. В конечном итоге это приведет к консервации еще
недоразвитой рыночной структуры и свертыванию реформ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|