рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ эффективности различных форм финансирования инвестиционной деятельности полиграфического предприятия

2) лизинг может быть единственным методом финансирования инвестиционных проектов, реализуемых компаниями, еще не имеющими кредитной истории и достаточных активов для обеспечения залога, а также компаний, находящихся в трудном финансовом положении;

3) оформление лизинга не требует таких гарантий, как получение банковского кредита, поскольку обеспечением лизинговой сделки является имущество, взятое в лизинг;

4) использование лизинга повышает коммерческую эффективность инвестиционного проекта, в частности, за счет льгот по налогообложению и возможности применения ускоренной амортизации, а также удешевления некоторых работ, связанных с приобретением имущества (например, участие в предпродажной подготовке оборудования, контроль качества, монтаж оборудования, консультационные, координирующие и информационные услуги и др.);

5) лизинговые платежи отличаются значительной гибкостью, они обычно устанавливаются с учетом реальных возможностей и особенностей конкретного лизингополучателя;

6) если банковский кредит на приобретение оборудования выдается обычно в размере 50–80% его стоимости, то лизинг обеспечивает полное финансирование капитальных затрат, причем не требующее немедленного начала выплат лизинговых платежей.

Бюджетное финансирование инвестиционных проектов проводится, как правило, посредством финансирования в рамках целевых программ и финансовой поддержки. Оно предусматривает использование бюджетных средств в следующих основных формах: инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых организаций, бюджетных кредитов (в том числе инвестиционного налогового кредита), предоставления гарантий и субсидий.

В России финансирование инвестиционных проектов в рамках целевых программ связано с осуществлением федеральных инвестиционных программ (Федеральная адресная инвестиционная программа, Федеральные целевые программы), ведомственных, региональных и муниципальных целевых инвестиционных программ.

Предоставление государственных бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, влечет за собой одновременное возникновение права собственности государства на долю в уставном капитале такого юридического лица и его имущества. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом.

Бюджетное финансирование всех инвестиционных проектов осуществляется на конкурсной основе и инвестор может рассчитывать лишь на следующие формы финансовой поддержки государства в реализации отобранных на конкурсной основе проектов:

- бюджетный кредит — предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком возврата в течение двух лет с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере, установленном от действующей учетной ставки Центрального банка РФ. Условия предоставления, использования, возврата и платы за предоставляемые средства оговаривались в соглашениях, заключаемых Министерством финансов РФ с уполномоченными коммерческими банками;

- закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализовались на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости), и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета;

- предоставление государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

В настоящее время описанная форма финансирования инвестиционных проектов встречается довольно редко, но в нынешних условиях кризиса о ней стали чаще задумываться, как инвесторы, так и представители власти.

Под проектным финансированием понимается финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые получит создаваемая или реструктурируемая организация в будущем. Специфический механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, а базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек.

Особенностью этой формы финансирования является также возможность совмещения различных видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного. В отличие от традиционной кредитной сделки может быть осуществлено рассредоточение риска между участниками инвестиционного проекта.

Проектное финансирование характеризуется широким составом кредиторов, что обусловливает возможность организации консорциумов, интересы которых представляют, как правило, наиболее крупные финансовые институты — банки-агенты. Финансирование капиталоемких проектов связано с повышенными рисками. Как правило, возможности отдельных банков в кредитовании таких проектов ограниченны, и они редко принимают на себя риски их финансирования. Действуя в рамках системы управления рисками, банки стремятся диверсифицировать риски своих инвестиционных портфелей, используя различные организационные схемы, в рамках которых снижение рисков достигается путем их распределения между банками.

В зависимости от способа построения таких схем проектного финансирования выделяют параллельное и последовательное финансирование.

Параллельное (совместное) финансирование включает две основные формы:

- независимое параллельное финансирование, когда каждый банк заключает с заемщиком кредитное соглашение и финансирует свою часть инвестиционного проекта;

- софинансирование, когда создается банковский консорциум. Участие каждого банка лимитировано определенным объемом кредита и консорциума. В дальнейшем контроль за осуществлением кредитного соглашения (а нередко и реализацией инвестиционного проекта), необходимые расчетные операции осуществляет специальный банк-агент из состава консорциума, получая за это комиссионное вознаграждение.

При последовательном финансировании в схеме участвует крупный банк — инициатор кредитного соглашения и банки-партнеры. Крупный банк, имеющий значительный кредитный потенциал, высокую репутацию, опытных экспертов в области инвестиционного проектирования, получает кредитную заявку, оценивает проект, разрабатывает кредитный договор и предоставляет кредит.

Но даже крупный банк не всегда может профинансировать масштабный проект без ухудшения состояния своего баланса. Поэтому после выдачи займа организации банк-инициатор передает свои требования по задолженности другому кредитору или кредиторам, получая комиссионное вознаграждение, и снимает дебиторскую задолженность со своего баланса. Другой способ передачи требований банками-организаторами предполагает размещение кредита среди инвесторов — секьюритизацию. Банк-организатор осуществляет продажу дебиторской задолженности по выданному кредиту трастовым компаниям, которые выпускают под нее ценные бумаги и с помощью инвестиционных банков размещают ценные бумаги среди инвесторов. Средства, поступающие от заемщика в счет погашения задолженности, зачисляются в фонд выкупа ценных бумаг. При наступлении срока инвесторы предъявляют к выкупу ценные бумаги. Зачастую банк-организатор продолжает обслуживать кредитную сделку, осуществляя инкассацию платежей, поступающих от заемщика.

Существует три степени кредитного риска, принимаемого на себя банком при финансировании инвестиционного проекта:

1) с полным регрессом на заемщика. Регресс означает обратное требование о возмещении предоставленной суммы денежных средств, предъявляемое одним лицом другому. При проектном финансировании с полным регрессом на заемщика банк не принимает на себя риски, связанные с проектом, ограничивая свое участие предоставлением средств против определенных гарантий;

2) с ограниченным регрессом на заемщика. При проектном финансировании с ограниченным регрессом кредитор частично берет на себя проектные риски;

3) без регресса на заемщика. При проектном финансировании с ограниченным регрессом кредитор полностью берет на себя проектные риски.

В настоящее время наиболее широкое распространение в мировой практике получило проектное финансирование с полным регрессом на заемщика. Это вызвано тем, что данная форма финансирования отличается быстротой получения необходимых инвестору средств, а также более низкой стоимостью кредита.

Достаточно распространенной формой является проектное финансирование с ограниченным регрессом на заемщика. При этой форме финансирования все риски, связанные с реализацией проекта, распределяются между участниками таким образом, чтобы последние могли принимать на себя зависящие от них риски. Например, заемщик несет на себе все риски, связанные с эксплуатацией объекта; подрядчик берет риск за завершение строительства и т.п.

Проектное финансирование без регресса на заемщика на практике используется весьма редко. Данная форма связана со сложной системой коммерческих обязательств, а также высокими расходами на привлечение специалистов по экспертизе инвестиционных проектов, консультационные и другие услуги. Поскольку при проектном финансировании без регресса на заемщика кредитор не имеет никаких гарантий и принимает на себя почти все риски, связанные с реализацией проекта, необходимость компенсации этих рисков обусловливает высокую стоимость финансирования для заемщика. Без регресса на заемщика финансируются проекты, обладающие высокой рентабельностью. Как правило, этими проектами предусматривается выпуск конкурентоспособной продукции, например добыча и переработка полезных ископаемых [26].

1.3. Методика оценки эффективности инвестиционной деятельности

Вопросы оценки эффективности инвестиционных проектов в последнее время широко рассматриваются в научной литературе. Этой проблеме уделяется внимание на всех стадиях жизненного цикла инвестиционного проекта – прединвестиционной, инвестиционной, стадии эксплуатации.

Однако центральное место оценка эффективности планируемого проекта занимает в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами, т.е. на этапе прединвестиционных исследований [19].

Эффективность – это понятие, часто рассматриваемая как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле (как экономическая категория) – это характеристика соответствия результатов и затрат, их совокупной отдачи, в узком (как показатель) – это отношение количественных оценок результатов и затрат. Следует разделять понятия эффективности и эффекта, особенно при оценке инвестиционных проектов, несмотря на то, что в экономической литературе часто понятие эффективности подменяется понятием эффекта. Поскольку один и тот же эффект можно получить от использования различных инвестиций, то разумный инвестор основывает выбор объекта вложений (инвестиционного проекта) не на эффекте от инвестиций, а на их эффективности, то есть на соотношении полученного эффекта и затрат, необходимых для его получения.

Расчёт эффективности инвестиционного проекта невозможен без качественной и количественной определённости лежащих в её основе результатов и затрат. Кроме того, рассчитанные показатели эффективности должны с чем-то сравниваться, т.е. необходимо иметь критерий оценки эффективности инвестиционной деятельности. Под критерием эффективности для целей анализа инвестиционного проекта понимается степень достижения цели. Следовательно, оценка эффективности инвестиционного проекта не имеет смысла без определения целей инвестирования.

Цели субъектов инвестиционной деятельности, безусловно, разные и основаны на специфических интересах каждого из них. Цели функционирования любого субъекта (а значит, и цели инвестирования) определяются, прежде всего, отношениями собственности. Поскольку эти отношения в России подверглись глубокому реформированию, то и интересы, и цели различных субъектов, а значит и методические подходы к оценке эффективности инвестиций в российских условиях претерпели значительные изменения.

В России советского периода при оценке эффективности капиталовложений использовалась «Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений», разработанная коллективом специалистов во главе с академиком Т.С. Хачатуровым. Она основывалась на подходе к определению эффективности капиталовложений с позиций интересов народного хозяйства в целом, используя в качестве критерия эффективности экономию общественного труда. Выбор оптимального варианта производился путем расчёта показателей срока окупаемости, сравнительной экономической эффективности и минимума приведённых затрат [11].

Срок окупаемости капитальных вложений (Ток) определялся путем сопоставления экономии себестоимости и объема капитальных вложений, вызвавших эту экономию:


Ток = К / (С1 - С2),                                                                                        (1.1)


где К – капитальные вложения;

С1 и С2 – себестоимость продукции до и после осуществления капитальных вложений.

Расчёт сравнительной эффективности капитальных вложений при ограниченном количестве вариантов (Ес) производится по формуле (1.2):


Ес = (С1 - С2) / (К2 - К1),                                                                             (1.2)


где К1 и К2 – капитальные вложения по сравниваемым вариантам;

С1 и С2 – себестоимость продукции по сравниваемым вариантам.

Расчетная величина Ес сравнивается с нормативным коэффициентом сравнительной эффективности Ен. Если Ес > Ен, то дополнительные капиталовложения, а, следовательно, и более капиталоёмкий вариант эффективны. В условиях планово-директивной системы хозяйствования значение норматива эффективности устанавливалось государством в централизованном порядке и соответствовало средней норме рентабельности основных производственных фондов в народном хозяйстве (последняя в условиях СССР норма была на уровне Ен = 0,15).

При наличии нескольких вариантов капиталовложений наиболее эффективный из них выбирается по минимуму приведённых затрат:


3i = Ci + Eн Ki> min,                                                                                     (1.3)


где 3i – приведённые затраты по каждому варианту;

Ci – текущие затраты (себестоимость продукции) по тому же варианту;

Ki – капиталовложения по тому же варианту;

Eн – норматив эффективности капиталовложений.

Рассмотренная методика не может быть взята за основу при определении эффективности инвестиционных проектов в условиях рыночной экономики, так как не учитывает разновременность вложения средств и получения результатов, взаимосвязь реальных и номинальных оценок в условиях инфляции, неопределённость и риски осуществления вложений. Кроме того, норматив эффективности капиталовложений так и не получил достаточного научного обоснования.

Международные стандарты в сфере инвестиционного проектирования основываются на методике обоснования эффективности инвестиционных проектов, разработанных ЮНИДО – Международной специализированной организацией ООН по промышленному развитию (UNIDO – United Nations Industrial Development Organization), которые впервые были опубликованы в 1978 г., а затем постоянно совершенствовались. Методика ЮНИДО стала принятым во многих странах мира руководством по оценке эффективности инвестиций и универсальным средством общения между инициаторами проекта и его потенциальными инвесторами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.