Метод определения финансовых потоков
предприятия в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе
презумпции, что действуют всего два налога, а именно: косвенный налог (НДС,
налог с продаж, акцизы, отчисления в дорожный фонд) (ставка налога t o)
и налог на прибыль (ставка налога t p). Ряд налогов
игнорируется в силу своей незначительности (налог на содержание милиции, водный
налог, налог на рекламу и т.п.) либо выводятся с помощью определенных итераций
к одному из этих двух видов налогов (налог на пользование недрами, налог на
воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.).
Пусть валовая прибыль
предприятия — R, а все затраты предприятия, относимые на реализацию
некоторого проекта, т.е. собственные инвестиции, составляют I. Для расчета
налоговых поступлений от одного предприятия (элементарного звена хозяйственного
механизма) необходимо учитывать только доходы предприятия, а также доходы и
расходы его персонала. Эти расходы можно считать связанными в данной модели с
рассматриваемым элементарным звеном. Таким образом, соотношение для налоговых
поступлений имеет вид:
T= t o*R + t p *(R-1) +E, (2)
где
Е — полные налоговые поступления от
персонала предприятия. Для определения величины Е рассмотрим
структуру инвестиций предприятия. Очевидно, что все расходы предприятия
складываются из следующих величин:
- налог на недвижимость (F);
- амортизация оборудования (A);
- возврат заемных средств с
процентами (L);
- расходы, совершенные за счет
собственных оборотных средств (Io);
- расходы на оплату труда персонала
(S);
- единый социальный налог (s).
Таким
образом, имеем:
I= F+
A+ L+ Io+ S+ s. (3)
Из
выражения (3) определим долю заемных средств в полных инвестициях предприятия,
расходуемых на оплату труда:
a s = S/I. (4)
Пусть
предельная склонность населения к сбережениям составляет р%,
а средняя ставка подоходного налога для физических лиц равна t r.
Средства,
получаемые на руки персоналом предприятия, расходуются на уплату подоходного
налога, сбережения и текущие затраты е, поэтому имеем:
a
sI = a sI*t r+e+(a sI-a sI*t
r)*p. (5)
Из
(5) получаем выражение для е:
e = a sI*(1-t r)*(1-p). (6)
Следовательно,
если принять во внимание, что косвенный налог, уплачиваемый персоналом
предприятия, составляет e*t o, а подоходный налог
соответственно a sI*t r, выражение (2)
окончательно приобретает вид:
T = t o*R+t p*(R-I)+ a sI*[(1-p)* t o+t r]. (7)
Определим
долю налоговых поступлений от валовой выручки предприятия как отношение:
d =
T/R. (8)
Учитывая,
что валовая прибыль D R=R-I, получаем соотношение для рентабельности
проекта до уплаты налогов:
D R/R= 1-I/R. (9)
С
учетом (8) и (9) выражение (7) принимает вид:
d = t o+t p*D R/R+
+(1-D R/R)*a s*[(1-t r)*(1-p)*t o+t r]. (10)
Полученное
соотношение имеет следующий экономический смысл: оно показывает долю налоговых
отчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатной
налоговой системе. Кроме того, оно позволят получить, в случае, если не будет
зависеть от отношения D R/R, прямую связь между ставками косвенного
налога и налога на прибыль с юридических и физических лиц с другими
макроэкономическими показателями, а именно, величиной налога на недвижимость,
величиной амортизационных отчислений, величиной социального налога, объемом
используемых предприятием собственных и заемных средств и величины процентов,
выплачиваемых за их использование, действующим порядком отнесения расходов на
себестоимость. Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой
оптимизации, налоговые специалисты могут оценить их влияние на величину двух
основных (базовых) налогов, взимаемых с промышленного предприятия.
3. Методы оптимизации налоговых платежей и
уменьшения налоговых отчислений
Таким образом, можно резюмировать,
что, исходя из понимания того факта, что налоговое планирование есть
экономическая конструкция, абстрактный процесс прогнозирования определенных
действий, планирование налогов подразделяется на оперативное, тактическое и
стратегическое. Иная классификация возможна лишь с позиций его практического
предназначения, когда в качестве основания классификации используются
атрибутивные качества мероприятий, содержащихся в налоговом плане, субъекты,
планирующие мероприятия по оптимизации налоговых отчислений,
территориально-юрисдикционный признак действия указанных мероприятий, объекты,
испытывающие влияние планируемых мероприятий.
В зависимости от соответствия
юридическим формулам, предусмотренным законодательными и иными нормативными
актами, действия, направленные на оптимизацию налоговой политики,
подразделяются на противоправные, не соответствующие правовым
положениям, и проводимые в установленном законом порядке (законные).
Противоправные мероприятия,
содержащиеся в налоговом плане, в свою очередь, подразделяются на следующие
группы правонарушений [42]:
а) виды уклонения от уплаты
налогов, связанные с сокрытием выручки или дохода:
- сокрытие выручки от реализации
продукции (например, отражение ее как аванса от заказчика), работ и услуг,
хотя в наличии имеются акты выполненных работ;
- сокрытие выручки от розничной
торговли путем подмены или уничтожения накладных и других документов после
продажи товара;
- сокрытие дохода от
налогообложения путем заключения договора о предоставления займа (заемные
средства не облагаются налогом);
- безфактурный отпуск
товарно-материальных ценностей для сокрытия фактического объема выручки,
полученной от реализации;
- неоприходование наличной выручки
за продукцию, реализованную через доверенных лиц;
- неотражение в бухгалтерских
учетах прибыли, полученной за предоставленные предприятиям и организациям
займы;
- занижение объема реализации
продукции;
- занижение количества и завышение
цены товара при составлении акта их закупки у частных лиц;
б) виды уклонения от уплаты
налогов, связанные с использованием фондов предприятий:
- перечисление средств в виде финансовой
помощи в специальные фонды предприятия (за оказанные услуги, выполненные
работы, отпущенную продукцию);
- зачисление различных поступающих
средств в “фонды экономического стимулирования”;
- преднамеренное занижение
стоимости продукции, товаров и услуг на условиях перечисления заказчиком
средств напрямую в фонды предприятия;
- излишнее начисление ремонтного
фонда;
- неправомерность применения
нормативов ускоренной амортизации основных фондов;
- пополнение фонда материального
поощрения без фактов реализации продукции, выполнения работ и оказания
услуг путем получения временной финансовой помощи;
в) виды уклонения от уплаты
налогов, связанные с использованием расчетных счетов:
- нарушение срока предоставления
сведений об открытии и закрытии счета в банке;
- осуществление финансовых
операций с использованием счетов других предприятий по взаимной
договоренности;
- проведение финансовых операций
(минуя расчетный счет) с использованием счетов в коммерческих банках;
- помещение полученной валютной выручки
на счета иностранного партнера или доверенного лица с целью последующего
использования всей суммы и полученного банковского процента на собственные
нужды без налогообложения;
- уход от уплаты налогов путем
закрытия расчетных счетов и распределения имущества предприятия среди его
членов;
- перечисление средств за
выполненные работы (услуги) на личные счета руководителей предприятий
вместо расчетного счета самого предприятия;
- зачисление части выручки от
реализованной за границей продукции на открытые там личные счета и счета
предприятий на основании подложных, специально разработанных для этих
целей договоров, которые, в отличие от официальных, по завершении сделки и
поступлении средств на открытый за рубежом счет уничтожаются;
г) виды уклонения от уплаты
налогов, совершаемого путем манипуляций с издержками:
- завышение затрат на производство
на сумму прибыли, заложенную в цену изделий, путем учета брака не по
фактической себестоимости, а по оптовым ценам;
- отнесение к себестоимости
производства расходов по содержанию аппарата управления вышестоящей
организации;
- включение в издержки
производства расходов по содержанию аппарата управления вышестоящей
организации;
- включение в издержки
производства списания запасных частей для ремонта автотранспорта и другой
техники при отсутствии дефектных ведомостей и пообъектных актов на
списание;
- включение в затраты
предварительной оплаты за неполученную продукцию;
- завышение себестоимости
продукции путем необоснованного отнесения к ней расходов, подлежащих
финансированию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;
- фиктивное завышение стоимости
ввозимого из-за рубежа оборудования, материалов и т.д. с целью
последующего завышения фактических затрат;
д) виды уклонений от уплаты
налогов, совершаемого посредством злоупотреблений в личных интересах:
- использование в личных интересах
материальных денежных средств государственных или муниципальных
предприятий их сотрудниками, которые одновременно являются владельцами
частных предприятий;
- передача в личное пользование
товарно-материальных ценностей с отражением их стоимости на забалансовом
счете “товары на ответственном хранении”;
- аренда жилых помещений для
проживания сотрудников предприятия под видом аренды этих помещений для
производственных нужд;
- неполная регистрация в учетных
журналах взятых на складирование (хранение) товарно-материальных
ценностей;
е) виды уклонения от уплаты
налогов, совершаемого путем формального увеличения числа сотрудников:
- формальное зачисление на работу
инвалидов с целью получения льгот по налогообложению;
- формальное придание статуса
ученика основным работникам предприятия с целью снижения коэффициента
расчета налога на вмененный доход;
ж) виды уклонения от уплаты
налогов, совершаемого посредством подделки документов:
- использование фиктивных
закупочных документов;
- подделка финансово-расчетных
документов (например, выписка фиктивных нарядов на работу);
- использование при проведении
коммерческих операций подложных документов (утерянных паспортов, накладных,
иных документов, оформленных на других лиц);
з) виды уклонений от уплаты
налогов, совершаемого посредством неправомерного учреждения новых структур:
- создание коммерческих структур
на базе предприятия без разделения финансово-хозяйственной деятельности;
- создание не предусмотренных
законом благотворительных организаций и фондов;
- ликвидация действующих
предприятий и создание теми же учредителями новых структур, не являющихся
их правопреемниками, в целях неуплаты сумм задолженности бюджету;
и) виды уклонения от уплаты
налогов, совершаемые путем неправомерного ведения деятельности:
- ведение посреднической
деятельности под видом торговой с целью применения пониженной ставки
налога на прибыль;
- ведение основного вида
деятельности под видом строительства, производства сельскохозяйственной
продукции и т.п. для получения льгот по налогу на прибыль;
- ведение коммерческой
деятельности без регистрации в налоговом органе либо нарушение срока
постановки на налоговый учет;
- осуществление лицензируемой
коммерческой деятельности без лицензии;
- реализация товаров,
изготовленных предприятиями одного региона в другом регионе через частных
лиц за денежное вознаграждение;
- заключение госпредприятиями
договоров с предприятиями других форм собственности с заранее
обусловленными большими штрафными санкциями;
к) виды уклонения от уплаты
налогов, совершаемого посредством несоблюдения порядка регистрации и хранения
денежных средств:
- совершение
финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными без оприходования
этих сумм в кассах предприятия;
- несоблюдение порядка хранения в
кассе предприятия наличных денежных средств.
Представленные выше правонарушения по
своей сути не являются ни элементами налогового планирования, ни элементами
налогового менеджмента в целом, ибо являются деятельностью, противной основам
действующего правопорядка, а значит не составляющей предмет изучения
экономической науки. Поэтому в дальнейшем под налоговым планированием будет
подразумеваться деятельность, соответствующая принципам правовой системы РФ.
Изучать налоговые правонарушения призваны иные науки, в частности юридические.
Исходя из критерия воздействия на
налоговую нагрузку планируемые действия могут быть оптимизационными,
направленными на минимизацию налоговых отчислений предприятия, и тривиальными,
или, как их называют в литературе, мероприятиями по классическому налоговому
планированию.
Таким образом, основными элементами
финансового и налогового планирования при создании дочерних фирм за рубежом
являются:
- анализ и сопоставление налоговых
условий стран, где планируется создание зарубежных фирм. Выявление
государств и административных территорий с наиболее благоприятным режимом
налогообложения прибыли. Прогнозирование налога на прибыль находящихся
здесь дочерних фирм;
- оценка условий ввоза-вывоза
капитала и репатриирования доходов дочерних фирм, определение связанных с
этим налогов;
- анализ возможностей перевода
капиталов в форме прямых и портфельных инвестиций, внутрифирменного
кредитования; дивидендов и платежей роялти;
- решение вопросов
финансово-бухгалтерской совместимости “задействованных” компаний и их
представительств;
- разработка схем международных
деловых операций, обеспечивающих снижение налогов и других затрат;
- создание инвестиционных схем,
вспомогательных компаний и организация управления международными
операциями;
- анализ “финансового окружения”
дочерних фирм, особенностей региональных финансовых рынков, выбор наиболее
доходных финансовых инструментов и способов вложения свободных и резервных
капиталов материнской фирмы.
Несмотря на то, что мероприятия по
международному налоговому планированию в последнее время стали очень
перспективной сферой финансовых услуг, ими пользуются практически все участники
ВЭД, минимизируя таким образом свои налоговые издержки, в современный период
развития мировой экономики использование указанных выше офшорных схем
сталкивается с некоторыми трудностями, вызванными желанием ряда высокоразвитых
стран, прежде всего членов ОЭСР, ликвидировать существующие офшорные зоны. В РФ
также существуют определенные предпосылки к ограничению использования
мероприятий по налоговому планированию. Так, ЦБ 12 февраля 1999 г. выпустил
Указание № 500-У, где установил особый режим работы российских банков с рядом
офшоров (всего список включает 47 наиболее популярных офшорных зон). Теперь
банки должны резервировать 100 процентов от суммы платежа в ЦБ до тех пор, пока
сделка не будет проведена и как следует проверена. Решение ЦБ и введение
эмбарго на офшорные сделки со стороны развитых западных стран привели к тому,
что интерес к офшорным зонам в России c начала 2000 г. начал падать.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|