рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

В силу отмеченных, а также некоторых других причин в 1997 г. индекс потребительских цен вырос больше чем на 163 %, а индекс производственных цен - почти на 189 %. По темпам ин­фляции Беларусь вышла на одно из первых мест среди бывших республик СССР.

В 1998 г. предпосылки снижения покупательной силы наци­ональной валюты, падение ее курса получают дальнейшее раз­витие. Некоторые положительные тенденции в денежном хозяй­стве Беларуси, накопленные ранее, были утрачены.

Разрушительными для денежной системы республики стано­вятся попытки наращивания объемов производства в условиях нерыночной экономики за счет кредитной эмиссии.

Развитию инфляционных процессов способствовали сохра­нившаяся «советская» структура народного хозяйства респуб­лики,   монополизм,  отсутствие  противозатратного  механизма производства. (4, стр.161-162)

 Рост отрицательного сальдо торгового баланса вызывает сокращение поступлений валюты, ее дефицит, ажиотаж на валют­ном рынке.

Ухудшению ситуации способствует отсутствие собственных валютных резервов для поддержания курса. белорусского рубля.

Ускорение бегства от белорусского рубля, снижение дове­рия к нему ведут к усилению «долларизации» национальной экономики. К концу 1998 г. доля иностранной валюты в сово­купной денежной массе превысила 55 %  против 27,3 % к нача­лу года.

Кроме того, неустойчивость белорусской национальной ва­люты сделала ее объектом активных спекуляций на валютных, рынках.

В результате нарастания такого широкого спектра негатив­ных причин в марте 1998 г. произошло резкое падение курса бе­лорусского рубля, что привело страну к глубокому, валютному кризису. Скрытый прежде инфляционный потенциал, незапла­нированные повышения минимальной заработной платы, высокие инфляционные ожидания, ускоренное наращивание Нацио­нальным банком эмиссии, неотрегулированность ряда парамет­ров денежно-кредитной политики вызвали резкий рост цен. Дестабилизирующим элементом продолжал оставаться высокий разрыв между официальным, нерыночным  курсом, белорусского рубля, доходивший иногда до 300 %. Ситуацию усугубил и разразившийся в августе 1998 г. финансовый кризис в России, ко­торая являлась  главным  экономическим партнером республики.

Осенью 1998 г., как и в 1993-1994 гг., проблема инфляции становится важнейшей. За январь - сентябрь уровень инфляции превысил 53 %. Особенно обвальными были последние три ме­сяца, когда рост цен достигал 20 - 25 %. Инфляция принимает ступенчатый характер, когда рост цен идет скачкообразно и ста­новится фактически неуправляемым. В результате в 1998 г. ин­фляция превысила 260 %.

Попытки сдержать обвал цен административными методами обернулись дефицитом товаров, переходом к их нормированно­му отпуску. Так начала набирать обороты подавленная (скры­тая) инфляция, которая проявилась в неудовлетворенном пла­тежеспособном спросе на товары с дотируемыми ценами.

Каждое очередное повышение минимальной заработной пла­ты, проводимое правительством с целью индексации падающих денежных доходов населения, вело к новому росту цен и сниже­нию обменного курса белорусского рубля.

Завершение XX столетия характеризуется дальнейшим нарастанием инфляционных процессов. В 1999 г. индекс потреби­тельских цен превысил 350 %, что является наивысшим показа­телем за вторую половину 90-х гг. Свидетельством безудержного роста инфляции явилось появление в обращении денежных билетов номиналом в 1 и 5 млн руб. Доходная и расходная и части консолидированного бюджета страны 1999 г. перешагнули за квадрильон рублей.

Административное сдерживание роста цен привело к паде­нию рентабельности, лишению производителей экономических стимулов и в конечном счете к необходимости их финансирования денежными эмиссиями.

К концу 90:х гг. становится очевидным, что практически все резервы искусственного сдерживания цен оказались исчерпан­ными. Правительство республики вынуждено было признать, что «устойчивый экономический рост немыслим без надежного денежного хозяйства».

В сентябре 1999 г. утверждается Концепция валютной и де­нежно-кредитной политики Республики Беларусь, которая определила предпосылки для стабилизации инфляционной си­туации: сокращение эмиссии, положительные процентные став­ки, финансирование народного хозяйства за счет неинфляцион­ных источников и др.

19 октября 1999 г. в целях укрепления национальной валю­ты, совершенствования денежного обращения было решено про­вести с 1 января 2000г. деноминацию денежной единицы и про­вести замену обращающихся денежных знаков на новые в соот­ношении 1000 руб в деньгах старого образца на  1 руб.  новых де­нежных знаков. В обращение выпускаются новые денежные  би­леты номиналом 1,5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб. Рас­четные билеты Национального банка Республики Беларусь об­разца 1992-1999 гг. в течение всего 2000 г. остаются в обраще­нии параллельно с билетами нового образца. (4, стр. 163-164)

Начиная с 2000 года, в республике предпринимаются решительные шаги по снижению уровня инфляции. Принятые меры обеспечили ежегодное замедление роста цен. В результате в 2004 году сложился самый низкий с 1991 года прирост индекса потребительских цен, который составил 1,1 процента в среднем за месяц против 3,2, 2,5 и 1,9 процента соответственно в 2001, 2002 и 2003 годах.
Ограничению инфляционных процессов в 2004 году способствовало уменьшение темпов девальвации обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам и, прежде всего, к доллару США.
Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране оказало прекращение использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета, в том числе за счет покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке. (18)

Динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь с 1992 по 2004 мы наблюдаем в таблице. (Приложение)

Инфляция в Беларуси за 2005 год составит 8-8,5 проц., что соответствует прогнозным показателям. Об этом сообщил министр экономики Беларуси Николай Зайченко. При этом он уточнил, что, по самым пессимистичным прогнозам, инфляция в республике в текущем году не превысит 9 проц. Как напоминает Белорусское Телеграфное агентство, что в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год годовая инфляция запланирована на уровне 8-10 проц., а среднемесячный рост потребительских цен - 0,6-0,8 проц. По итогам 9 месяцев прирост потребительских цен в Беларуси составил 4,6 проц., или 0,5 проц. в среднем за месяц. В январе-сентябре темпы инфляции в стране в 1,9 раза ниже, чем в России, и в 1,5 раза меньше, чем в Украине. По словам Николая Зайченко, в 4 квартале текущего года инфляция ожидается на уровне 3,2-3,5 проц., что объясняется как сезонными факторами, так и определенными проблемами. (19)

Инфляцию в Беларуси в 2006 году планируется снизить до 7-9%. Более того, достижение указанных темпов инфляции определено как основная цель денежно-кредитной политики на будущий год. (17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

Основными методами стабилизации денежного обращения яв­ляются антиинфляционная политика и денежная реформа. Анти­инфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на страте­гические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

Антиинфляционная стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механиз­мов (комплекс институциональных преобразований) и искорене­ния неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, пре­дусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, на­правленную на сокращение дефицита бюджета, защиту националь­ной экономики от внешних инфляционных воздействий (полити­ка ограничения импорта инфляции), включающую в себя регули­рование сальдо платежного баланса и валютного курса. (13, стр. 103)

Антиинфляционная тактика направлена не столько на устра­нение причин инфляции, сколько на использование краткосроч­ных, но сильных мер воздействия, т.е. направленных на умень­шение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер. Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предло­жение без соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего умень­шения предложения (косвенное воздействие на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидно­сти и т.п.).

Основой антиинфляционных мер является достижение относи­тельно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность госу­дарства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте — на устранение неравновесия рын­ков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реали­зации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиин­фляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индекса­цию доходов и т.п.) и всевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия — тотальный государственный кон­троль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфля­ции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространен­ных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у цент­рального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других бан­ков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирова­ния в денежно-кредитной области выступает изменение норм обя­зательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке. (13, стр.104)

Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат по­тенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в про­тивоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений анти­инфляционной политики.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а так же депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием.

Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, вы­годна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и уве­личить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной сто­имости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредит­ных ограничений в случае чрезмерного "перегрева" экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители мо­нетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности пу­тем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику под­держания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влияни­ем инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с уче­том прошлых инфляционных тенденций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.