В силу отмеченных, а также некоторых других
причин в 1997 г. индекс потребительских цен вырос больше чем на 163 %, а индекс
производственных цен - почти на 189 %. По темпам инфляции Беларусь вышла на
одно из первых мест среди бывших республик СССР.
В 1998 г. предпосылки снижения покупательной силы
национальной валюты, падение ее курса получают дальнейшее развитие. Некоторые
положительные тенденции в денежном хозяйстве Беларуси, накопленные ранее, были
утрачены.
Разрушительными для денежной системы республики
становятся попытки наращивания объемов производства в условиях нерыночной
экономики за счет кредитной эмиссии.
Развитию инфляционных процессов способствовали
сохранившаяся «советская» структура народного хозяйства республики, монополизм,
отсутствие противозатратного механизма производства. (4, стр.161-162)
Рост отрицательного сальдо торгового баланса
вызывает сокращение поступлений валюты, ее дефицит, ажиотаж на валютном рынке.
Ухудшению ситуации способствует отсутствие собственных
валютных резервов для поддержания курса. белорусского рубля.
Ускорение бегства от белорусского рубля, снижение
доверия к нему ведут к усилению «долларизации» национальной экономики. К концу
1998 г. доля иностранной валюты в совокупной денежной массе превысила 55 %
против 27,3 % к началу года.
Кроме того, неустойчивость белорусской
национальной валюты сделала ее объектом активных спекуляций на валютных,
рынках.
В результате нарастания такого широкого спектра
негативных причин в марте 1998 г. произошло резкое падение курса белорусского
рубля, что привело страну к глубокому, валютному кризису. Скрытый прежде
инфляционный потенциал, незапланированные повышения минимальной заработной
платы, высокие инфляционные ожидания, ускоренное наращивание Национальным
банком эмиссии, неотрегулированность ряда параметров денежно-кредитной
политики вызвали резкий рост цен. Дестабилизирующим элементом продолжал
оставаться высокий разрыв между официальным, нерыночным курсом, белорусского
рубля, доходивший иногда до 300 %. Ситуацию усугубил и разразившийся в августе
1998 г. финансовый кризис в России, которая являлась главным экономическим
партнером республики.
Осенью 1998 г., как и в 1993-1994 гг., проблема
инфляции становится важнейшей. За январь - сентябрь уровень инфляции превысил
53 %. Особенно обвальными были последние три месяца, когда рост цен достигал
20 - 25 %. Инфляция принимает ступенчатый характер, когда рост цен идет
скачкообразно и становится фактически неуправляемым. В результате в 1998 г. инфляция
превысила 260 %.
Попытки сдержать обвал цен административными
методами обернулись дефицитом товаров, переходом к их нормированному отпуску.
Так начала набирать обороты подавленная (скрытая) инфляция, которая проявилась
в неудовлетворенном платежеспособном спросе на товары с дотируемыми ценами.
Каждое очередное повышение минимальной заработной
платы, проводимое правительством с целью индексации падающих денежных доходов
населения, вело к новому росту цен и снижению обменного курса белорусского
рубля.
Завершение XX столетия характеризуется дальнейшим нарастанием
инфляционных процессов. В 1999 г. индекс потребительских цен превысил 350 %,
что является наивысшим показателем за вторую половину 90-х гг. Свидетельством
безудержного роста инфляции явилось появление в обращении денежных билетов
номиналом в 1 и 5 млн руб. Доходная и расходная и части консолидированного
бюджета страны 1999 г. перешагнули за квадрильон рублей.
Административное сдерживание роста цен привело к
падению рентабельности, лишению производителей экономических стимулов и в
конечном счете к необходимости их финансирования денежными эмиссиями.
К концу 90:х гг. становится очевидным,
что практически все резервы искусственного сдерживания цен оказались исчерпанными.
Правительство республики вынуждено было признать, что «устойчивый экономический
рост немыслим без надежного денежного хозяйства».
В сентябре 1999 г. утверждается Концепция
валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которая определила
предпосылки для стабилизации инфляционной ситуации: сокращение эмиссии,
положительные процентные ставки, финансирование народного хозяйства за счет
неинфляционных источников и др.
19 октября 1999 г. в целях укрепления
национальной валюты, совершенствования денежного обращения было решено провести
с 1 января 2000г. деноминацию денежной единицы и провести замену обращающихся
денежных знаков на новые в соотношении 1000 руб в деньгах старого образца на
1 руб. новых денежных знаков. В обращение выпускаются новые денежные билеты
номиналом 1,5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб. Расчетные билеты
Национального банка Республики Беларусь образца 1992-1999 гг. в течение всего
2000 г. остаются в обращении параллельно с билетами нового образца. (4, стр. 163-164)
Начиная с 2000 года, в республике предпринимаются
решительные шаги по снижению уровня инфляции. Принятые меры обеспечили
ежегодное замедление роста цен. В результате в 2004 году сложился самый низкий
с 1991 года прирост индекса потребительских цен, который составил 1,1 процента
в среднем за месяц против 3,2, 2,5 и 1,9 процента соответственно в 2001, 2002 и
2003 годах.
Ограничению инфляционных процессов в 2004 году способствовало уменьшение темпов
девальвации обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам
и, прежде всего, к доллару США.
Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране
оказало прекращение использования кредитов Национального банка для
финансирования дефицита государственного бюджета, в том числе за счет покупки
государственных ценных бумаг на первичном рынке. (18)
Динамику инфляционных процессов в Республике
Беларусь с 1992 по 2004 мы наблюдаем в таблице. (Приложение)
Инфляция в Беларуси за 2005 год
составит 8-8,5 проц., что соответствует прогнозным показателям. Об этом сообщил
министр экономики Беларуси Николай Зайченко. При этом он уточнил, что, по самым
пессимистичным прогнозам, инфляция в республике в текущем году не превысит 9
проц. Как напоминает Белорусское Телеграфное агентство, что в соответствии с Основными
направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год годовая инфляция
запланирована на уровне 8-10 проц., а среднемесячный рост потребительских цен -
0,6-0,8 проц. По итогам 9 месяцев прирост потребительских цен в Беларуси
составил 4,6 проц., или 0,5 проц. в среднем за месяц. В январе-сентябре темпы
инфляции в стране в 1,9 раза ниже, чем в России, и в 1,5 раза меньше, чем в
Украине. По словам Николая Зайченко, в 4 квартале текущего года инфляция
ожидается на уровне 3,2-3,5 проц., что объясняется как сезонными факторами, так
и определенными проблемами. (19)
Инфляцию
в Беларуси в 2006 году планируется снизить до 7-9%. Более того, достижение
указанных темпов инфляции определено как основная цель денежно-кредитной
политики на будущий год. (17)
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основными
методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и
денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по
государственному регулированию экономики, направленному на ограничение
инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и
методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение
краткосрочных результатов.
Антиинфляционная стратегия включает в себя
уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов
(комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой
инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную
монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги
(регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на
ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на
сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних
инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции), включающую в
себя регулирование сальдо платежного баланса и валютного курса. (13, стр. 103)
Антиинфляционная тактика направлена не столько на устранение
причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер
воздействия, т.е. направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и
подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер. Методы
антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предложение без
соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего
спроса без соответствующего уменьшения предложения (косвенное воздействие на
денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности и
т.п.).
Основой
антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия
на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та
деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции (в
макроэкономическом аспекте — на устранение неравновесия рынков по предложению
и спросу) и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является
борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных
мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту
населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и всевдоантиинфляционные
меры (меры государственного воздействия — тотальный государственный контроль
за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.),
которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы
в скрытую.
Мировая практика накопила богатый опыт форм и
методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор
денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и
программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним
из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная
ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального
банка и, соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их
операции. Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области
выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые
кредитные институты должны держать в центральном банке. (13, стр.104)
Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер,
которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции
падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки
стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе
способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать
они должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна
рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.
В качестве
ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает
установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального
банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет
возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка
возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные
ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя,
иностранную валюту, а так же депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков
могут находиться лишь под косвенным воздействием.
Кейнсианцы
обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции.
Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение
номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и
увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже
облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают
применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного
"перегрева" экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.
В противоположность кейнсианской схеме
представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с
помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с
инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в
экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег
в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным
денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада
производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку
при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время
расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых
инфляционных тенденций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|