рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Для разработки антиинфляционной политики исходным пун­ктом является совершенствование теории инфляции как много­факторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

•     оздоровление экономики (устранение структурных переко­сов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

•     наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финан­сирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

•     нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекуля­тивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

•     активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

•          конверсию военного производства;

•     развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспе­чить разбухшую денежную массу невозможно. (13, стр. 105-106)

Если говорить об экономике на­шей страны, то следует принять во внимание следующее:

1. Предприятия республики (по крайней мере, их значительная доля) функционируют в услови­ях мягких бюджетных ограни­чений. Размер просроченной кредитор­ской задолженности превышает сумму остатков средств субъек­тов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просро­ченная свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банков­ских счетах в 2,2 раза. О какой системе жестких бюджетных ограничений нужно говорить при таких соотношениях? То есть в существующих реалиях экономика не в состоянии эф­фективно обслуживать сово­купное количество обяза­тельств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денеж­ные активы. При проведении относительно жесткой монетар­ной политики недостаток денег компенсируется за счет квази­денежных суррогатов и барте­ра. Инфляция загоняется вглубь, и это является пробле­мой общеэкономического ха­рактера. Многие страны с пере­ходной экономикой решали ее фактически путем деиндустри­ализации, пойдя на политику «шоковой терапии», предпола­гающей волну массовых бан­кротств и ликвидацию целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, со­держание и задачи денежной политики действительно приобретают многие черты, характер­ные для западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов «шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным  и выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что денежно-кредитная полити­ка — всего  лишь составная часть всей социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее контекста.

2. Экономика Беларуси тесно свя­зана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иност­ранной валюте _ (срочные и до востребования) превышает руб­левые в 2,5 — 3 раза. При этом совокупные пассивы предприя­тий в иностранной валюте при­мерно в 2 раза выше по сравне­нию с их валютными активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут до­статочно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные ин­фляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые пере­кладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в даль­нейшем увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков, вынуж­денное смягчение денежно-кредит­ной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных из­держек на цену и конечных потре­бителей. В результате при «внеш­нем» сходстве динамики цен и де­нежных агрегатов в западных эко­номиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо про­порциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не анало­гичными. Если в условиях «спросоограниченной экономики» важ­нейшим фактором, определяющим сумму номинального предложе­ния, действительно является уро­вень денежного спроса, у нас объе­мы производства и цены во многих секторах не чувствительны к уров­ню текущего спроса, но очень «чув­ствительны» к издержкам. Инфля­ционный потенциал реализуется в параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нере­ализованной продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев рыноч­ной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и де­биторской задолженности немину­емо приводит к снижению качества банковских активов и уровня лик­видности банков. Для поддержа­ния последней Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп деваль­вации превышает индекс цен, воз­никает дополнительный инфляци­онный импульс. Од­нако если Национальный банк предпринимает меры, направлен­ные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях от­носительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии прак­тически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуще­ствлена (через рефинансирование банков, кредитование Правитель­ства и другим), не имеет принци­пиального значения.

Разумеется, все это не значит, что можно безнаказанно прово­дить «щедрую» эмиссионную по­литику, не спровоцировав ускоре­ние темпа роста цен. И в этом слу­чае, если темп роста цен будет воз­растать до 4 — 5% в месяц и выше, инфляция постепенно приобретет классический монетарный харак­тер. Однако правда и в том, что проведение жесткой денежной по­литики является необходимым, но недостаточным условием подавле­ния инфляции до уровня ниже 15 — 20% в год. Фундаментальные причины трансформационной ин­фляции могут быть устранены только за счет системной полити­ки, выходящей за рамки монетар­ной.

Подытоживая сказанное, мож­но сделать следующие выводы. 1. В экономике республики доста­точно сильны немонетарные факторы инфляции. Рост цен с определенным лагом обуслав­ливает увеличение номиналь­ных размеров потоков плате­жей. Это приводит к соответст­вующему увеличению номи­нальных величин денежных аг­регатов. В данном случае моне­тарная политика является пре­имущественно «ведомой», а не «ведущей» составляющей этого процесса. Что касается актив­ной роли денежной политики, то она проявляется прежде все­го во влиянии на динамику ва­лютного курса. При этом наибо­лее приемлемым вариантом ва­лютной политики представля­ется такая, которая предпола­гает поддержание значений темпов девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции, но не на порядок, тем более не на фиксированном уровне. В этом случае: а) созда­ются благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) как свидетельствует ряд исследований, в долгосрочной перспективе для стран с пере­ходной экономикой объективно характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются необходимые усло­вия для поддержания нормаль­ного состояния экспортеров, а также недопущения существен­ной разницы между валютной доходностью процентных опе­раций в национальной валюте и нормой процента на междуна­родных финансовых рынках.

 Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и со­вершенствованием системы це­нообразования, налогообложе­ния, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением про­блемы неплатежей. Что касает­ся денежно-кредитной полити­ки, то она должна последова­тельно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потря­сений» и по мере проведения общеэкономических преобразова­ний.

Последний вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что как не стоит пренебре­гать достижениями современной западной экономической науки, также нет смысла искать в ней го­товые рецепты для решения на­ших проблем. (14, стр. 3-4)

Проект Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год (далее – Основные направления на 2006 год) разработаны Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь.

Основные направления на 2006 год предполагают сохранение стратегической направленности денежно-кредитной политики, которая, являясь составной частью общей экономической политики государства, будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе через развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Предполагается, что конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 году будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов, наряду с мерами общей экономической политики Правительства, снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7 – 9 процентов. Достижение данной цели наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты явится главным вкладом денежно-кредитной политики в обеспечение запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 год и создание предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения в предстоящем пятилетии.

Одновременно денежно-кредитная политика будет нацелена на совершенствование условий для устойчивого экономического роста, то есть повышение эффективности выполнения банками функции финансового посредника по трансформации сбережений в инвестиции. Данная цель предполагает расширение реального кредитования банками предприятий и населения, а также последовательное снижение стоимости кредитных ресурсов при сохранении стимулов к сбережениям в национальной валюте. (20)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проделанной работы можно сказать, что в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.

1. Существует ли вообще в природе первопричина инфляции? Да, существует. Это инфляция издержек, которая проявляется в росте издержек производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продук­ции. С одной стороны, повышение издержек единицы продукции сокращает прибыль и объемы производства при сложившемся новом уровне цен. С другой стороны, удорожание продукции и уменьшение совокупного предложения пред­приятиями приводит к росту цен в экономике в целом.

Таким образом, первопричина инфляции лежит не в сфе­ре обращения, как обычно принято думать, а в сфере произ­водства.

Становится очевидным, что основным по значимости фактором воспроизводства инфляции в целом является ин­фляция издержек на каждом отдельном предприятии. В ши­роком смысле слова — это изменения баланса между возросшей ценой готовой продукции в связи с ростом издержек и нехваткой денежных средств для покрытия затрат. (11, стр. 53)

2. А нужно ли вообще бороться с инфляци­ей? Априори считается, что тут не о чем даже и говорить. Но инфляция не болезнь, она симптом. Попытки лечить экономиче­ский организм только от инфляции безре­зультатны. Ограничение денежного пред­ложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно провоцирует инфляцион­ные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если главное на­правление в борьбе с ней сместится в сто­рону создания благоприятной экономи­ческой, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в борьбе с ин­фляцией, надо сравнивать ее показатели с показателями экономического роста. Ка­кой смысл в снижении инфляции, если одновременно падают темпы экономиче­ского развития? (5, стр. 21)

3. Эффективная антиинфляцион­ная политика должна содержать комплексную сис­тему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического регулирования, включая:

—  денежно-кредитную и валютную политику, которая определяет динами­ку денежного предложения и обменно­го курса;

—  налогово-бюджетную  политику, влияющую на инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюд­жетного дефицита, методы его финан­сирования,  уровень и структуру нало­гообложения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.