Для разработки антиинфляционной политики исходным
пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного
социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме
воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная
антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К
этим самым общим мерам можно отнести:
• оздоровление экономики (устранение
структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и
военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);
• наведение порядка в капиталовложениях
(инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования
(основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле
негосударственного сектора);
• нормализацию торговли, так как самовольное
накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным
ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной
массой;
• активное вовлечение в рыночный оборот
нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для
получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или
покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным
ценам;
• конверсию военного производства;
• развитие рынка услуг, поскольку одними
товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно. (13, стр. 105-106)
Если говорить об экономике нашей страны, то
следует принять во внимание следующее:
1. Предприятия республики (по крайней мере, их
значительная доля) функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений.
Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков
средств субъектов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просроченная
свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банковских
счетах в 2,2 раза. О какой системе жестких бюджетных ограничений нужно говорить
при таких соотношениях? То есть в существующих реалиях экономика не в
состоянии эффективно обслуживать совокупное количество обязательств,
эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денежные активы. При проведении
относительно жесткой монетарной политики недостаток денег компенсируется за
счет квазиденежных суррогатов и бартера. Инфляция загоняется вглубь, и это
является проблемой общеэкономического характера. Многие страны с переходной
экономикой решали ее фактически путем деиндустриализации, пойдя на политику
«шоковой терапии», предполагающей волну массовых банкротств и ликвидацию
целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, содержание и задачи
денежной политики действительно приобретают многие черты, характерные для
западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов
«шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным и
выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что
денежно-кредитная политика — всего лишь составная часть всей
социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее
контекста.
2. Экономика Беларуси тесно связана с внешним
миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер
депозитов предприятий в иностранной валюте _ (срочные и до востребования)
превышает рублевые в 2,5 — 3 раза. При этом совокупные пассивы предприятий в
иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными
активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут достаточно
долго действовать, имея «просрочку», первоначальные инфляционные импульсы
исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние
превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может
быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в дальнейшем
увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков,
вынужденное смягчение денежно-кредитной политики становится лишь элементом
механизма завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных
потребителей. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных
агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к
прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются
противоположными, а не аналогичными. Если в условиях «спросоограниченной
экономики» важнейшим фактором, определяющим сумму номинального предложения,
действительно является уровень денежного спроса, у нас объемы производства и
цены во многих секторах не чувствительны к уровню текущего спроса, но очень
«чувствительны» к издержкам. Инфляционный потенциал реализуется в
параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нереализованной
продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев
рыночной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и дебиторской
задолженности неминуемо приводит к снижению качества банковских активов и
уровня ликвидности банков. Для поддержания последней Национальный банк
Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на
валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает
дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк
предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов
девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует
соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в
условиях относительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика,
которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать
денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет
осуществлена (через рефинансирование банков, кредитование Правительства и
другим), не имеет принципиального значения.
Разумеется, все это не значит, что можно
безнаказанно проводить «щедрую» эмиссионную политику, не спровоцировав ускорение
темпа роста цен. И в этом случае, если темп роста цен будет возрастать до 4 —
5% в месяц и выше, инфляция постепенно приобретет классический монетарный характер.
Однако правда и в том, что проведение жесткой денежной политики является
необходимым, но недостаточным условием подавления инфляции до уровня ниже 15 —
20% в год. Фундаментальные причины трансформационной инфляции могут быть
устранены только за счет системной политики, выходящей за рамки монетарной.
Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы.
1. В экономике республики достаточно сильны немонетарные факторы инфляции.
Рост цен с определенным лагом обуславливает увеличение номинальных размеров
потоков платежей. Это приводит к соответствующему увеличению номинальных
величин денежных агрегатов. В данном случае монетарная политика является преимущественно
«ведомой», а не «ведущей» составляющей этого процесса. Что касается активной
роли денежной политики, то она проявляется прежде всего во влиянии на динамику
валютного курса. При этом наиболее приемлемым вариантом валютной политики
представляется такая, которая предполагает поддержание значений темпов
девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции, но не на порядок,
тем более не на фиксированном уровне. В этом случае: а) создаются
благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) как свидетельствует ряд
исследований, в долгосрочной перспективе для стран с переходной экономикой
объективно характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются
необходимые условия для поддержания нормального состояния экспортеров, а
также недопущения существенной разницы между валютной доходностью процентных
операций в национальной валюте и нормой процента на международных финансовых
рынках.
Инфляция представляет собой комплексную
проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как
аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием
системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений
и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики,
то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений»
и по мере проведения общеэкономических преобразований.
Последний
вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что как не стоит
пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, также нет
смысла искать в ней готовые рецепты для решения наших проблем. (14, стр. 3-4)
Проект Основных
направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год (далее –
Основные направления на 2006 год) разработаны Национальным банком совместно с
Правительством Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом
Республики Беларусь.
Основные направления на 2006 год предполагают сохранение
стратегической направленности денежно-кредитной политики, которая, являясь
составной частью общей экономической политики государства, будет содействовать
достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством
реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и
валютного регулирования, в том числе через развитие и укрепление банковской
системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования
платежной системы.
Предполагается, что конечной целью денежно-кредитной политики в
2006 году будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов, наряду
с мерами общей экономической политики Правительства, снижения инфляции,
измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7 – 9 процентов.
Достижение данной цели наряду со стабильностью обменного курса национальной
валюты явится главным вкладом денежно-кредитной политики в обеспечение
запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 год и
создание предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения
благосостояния населения в предстоящем пятилетии.
Одновременно денежно-кредитная политика будет нацелена на
совершенствование условий для устойчивого экономического роста, то есть
повышение эффективности выполнения банками функции финансового посредника по
трансформации сбережений в инвестиции. Данная цель предполагает расширение
реального кредитования банками предприятий и населения, а также
последовательное снижение стоимости кредитных ресурсов при сохранении стимулов
к сбережениям в национальной валюте. (20)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе
проделанной работы можно сказать, что в настоящее время природа инфляции в
Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег
(вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита
государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и
целей по росту заработной платы.
1. Существует ли вообще в природе первопричина инфляции? Да,
существует. Это инфляция издержек, которая проявляется в росте издержек
производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся
объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь,
ведет к завышению себестоимости единицы продукции. С одной стороны, повышение
издержек единицы продукции сокращает прибыль и объемы производства при
сложившемся новом уровне цен. С другой стороны, удорожание продукции и
уменьшение совокупного предложения предприятиями приводит к росту цен в
экономике в целом.
Таким образом, первопричина инфляции лежит не в
сфере обращения, как обычно принято думать, а в сфере производства.
Становится очевидным, что основным по значимости
фактором воспроизводства инфляции в целом является инфляция издержек на каждом
отдельном предприятии. В широком смысле слова — это изменения баланса между
возросшей
ценой готовой продукции в связи с ростом издержек и нехваткой денежных средств
для покрытия затрат. (11, стр. 53)
2. А нужно ли вообще бороться с инфляцией?
Априори считается, что тут не о чем даже и говорить. Но инфляция не болезнь,
она симптом. Попытки лечить экономический организм только от инфляции безрезультатны.
Ограничение денежного предложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно
провоцирует инфляционные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если
главное направление в борьбе с ней сместится в сторону создания благоприятной
экономической, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в
борьбе с инфляцией, надо сравнивать ее показатели с показателями экономического
роста. Какой смысл в снижении инфляции, если одновременно падают темпы
экономического развития? (5, стр. 21)
3. Эффективная антиинфляционная политика должна содержать
комплексную систему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического
регулирования, включая:
— денежно-кредитную и валютную политику, которая
определяет динамику денежного предложения и обменного курса;
— налогово-бюджетную политику, влияющую на
инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюджетного дефицита,
методы его финансирования, уровень и структуру налогообложения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|