Примечательно, что в Боливии
значительно более высокая инфляция была прекращена без применения каких-либо
гетеродоксальных мер. Боливийское правительство в начале стабилизационной
программы освободило все цены вместо их фиксации. Наиболее существенным
различием между ситуациями, в которых стабилизация была успешной (в Боливии,
Израиле и Мексике), и тремя потерпевшими неудачу гетеродоксальными
экспериментами являлся контроль над бюджетом. В ходе неудавшихся попыток
стабилизации наличие значительного бюджетного дефицита задержало стабилизацию
обменного курса более чем на несколько месяцев.7
Из этого опыта можно сделать
несколько выводов. Во-первых, для успешной стабилизации абсолютно необходима
серьезная корректировка бюджета. Во-вторых, один лишь контроль над заработной
платой и ценами недостаточен для прекращения инфляции. В-третьих, не существует
однозначных выводов относительно применения контроля над заработной платой и
ценами в дополнение к пакету ортодоксальных мероприятий. На самом деле мы не
знаем, были ли издержки стабилизации в Израиле и Мексике снижены путем введения
контроля над заработной платой и ценами или эти издержки в Боливии возросли в
результате использования ортодоксальных методов. Весьма вероятно, что в стране,
переживающей подлинную гиперинфляцию, как в Боливии, инфляционная инерция
исчезает, так что гетеродоксальный контроль над ценами и заработной платой
нецелесообразен. Когда темпы инфляции ниже, как это было в Израиле и Мексике,
инфляционная инерция может быть достаточной для того, чтобы осуществлять
дополнительный контроль над ценами и заработной платой.
С начала 1992 г. проблемы
высокой инфляции и мер борьбы с ней выдвигаются в экономической политике России
на первое место. Вызвано это тем резким повышением цен, которое произошло
вследствие их либерализации. Высокая инфляция является негативной составляющей
всего процесса перехода от прежней огосударствленной командно-директивной к
новой рыночной экономике.4 Рынок в России находится в фазе
становления, экономика только начинает функционировать по законам рынка и
рыночные регуляторы народнохозяйственных пропорций работают ещё плохо. Это
вызывает необходимость сочетания рыночного антиинфляционного регулирования с
государственным.5
Выбор мер борьбы с инфляцией
и их результативность неразрывно связаны с ключевыми вопросами путей и
направлений указанного перехода.
Можно выделить два принципиально
различных подхода к решению данной проблемы в нашей стране. Первый связан с
последовательным проведением в жизнь ортодоксально-монетаристской программы
финансовой стабилизации МВФ. Именно этот подход довлеет с начала 1992 г. в
государственной экономической политике: его правомерность активно обосновывают
и защищают многие отечественные экономисты (хотя в настоящее время их ряды
заметно поредели по сравнению с прошлыми годами). Их доводы не отличаются
оригинальностью и, как правило, сводятся к повторению азов монетаристской
теории, включая отношение к инфляции и мерам борьбы с ней. Как отмечалось выше,
монетаристы трактуют инфляцию как чисто денежное явление; поэтому и меры борьбы
с ней сосредоточиваются на мерах так называемой финансовой стабилизации. Сюда в
первую очередь на макроэкономическом уровне относятся минимизация или даже
ликвидация дефицита госбюджета и проведение жесткой ограничительной
кредитно-денежной политики при сохранении плавающего (а точнее, применительно к
России, как это отмечалось длительное время, снижающегося) курса обмена рубля
на доллары и другую твердую валюту в рамках так называемой внутренней (т. е.
ограниченной) его конвертируемости. По мнению сторонников этой позиции,
проведение таких мер уже привело к отмеченному выше замедлению инфляции в
стране; соответственно дальнейшее жесткое и последовательное осуществление
указанных мер должно в конце концов перевести чрезмерно высокую инфляцию если
не на ползучий, то хотя бы на приемлемый умеренно галопирующий уровень.
Жесткость и последовательность понимаются, в частности, как максимально
возможный отказ от тех гетеродоксальных мер, которые иногда применялись
параллельно с чисто ортодоксально-монетаристскими (кредитная поддержка
некоторых отраслей или производств; государственные ограничения во
внешнеэкономической сфере; сдерживание роста цен на отдельные товары и услуги,
например, на энергоресурсы, квартирную плату и некоторые другие).
По мнению сторонников монетаристского
подхода, преодоление высокой инфляции должно сформировать благоприятную основу
для экономического возрождения России; неминуемо произойдет не только
стабилизация, но и оживление, и подъем производства и всей экономической
деятельности. В качестве решающих факторов подобных радужных перспектив
называются два — обязательное с точки зрения монетаристски-неоклассического
подхода стихийно саморегулирующееся воздействие сформировавшихся рыночных сил и
усиление притока в страну иностранных, прежде всего частных, инвестиций.
Другой подход в оценке мер борьбы с
высокой инфляцией и вообще перспектив развития российской экономики
принципиально отличен от описанного выше радикально-монетаристского; в
последнее время его часто называют «производственно-экономическим» или
«воспроизводственным». Он предусматривает и обосновывает необходимость
использования не только монетаристских, но и определенных достаточно жестких
гетеродоксальных мер, рекомендуемых немонетаристскими теориями (кейнсианством,
«структурной инфляцией», «экономикой предложения») или же просто вытекающих из
здравого смысла. Напомним, что именно подобные меры, как показано в
предшествующем разделе, сыграли весьма плодотворную роль в преодолении высокой
инфляции в западных странах.
Остановимся на основных положениях
немонетаристского подхода. Прежде всего отвергается чисто денежная трактовка
инфляции в России. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и
инфляции издержек. Причем влияние факторов инфляции спроса не играет
доминирующей роли, что достаточно отчетливо проявляется в отставании увеличения
денежной массы от роста цен». Более того, и в факторах инфляции издержек
влияние тех из них, которые более легко регулируются монетаристскими ограничениями,
также не довлеет. Это, например, относится к действию спирали «заработная плата
— цены», которое очень слабо проявляется (если проявляется вообще) в нашей
ситуации. Ведь основное ее действие — более быстрое повышение заработной платы
по сравнению с ростом цен, а в современных условиях, наоборот, увеличение
заработной платы заметно отстает от повышения цен. (В то же время в инфляции
издержек довлеют мощные и в значительной мере уникальные факторы, слабо
поддающиеся хотя бы косвенному воздействию монетаристских ограничений,—
давление быстрорастущих цен на энерго- и другие сырьевые ресурсы, а также
транспортных тарифов, столь важных для сохранения единого хозяйственного
пространства в огромной России; сверхмонополизированный характер российской
экономики, препятствующий быстрому и легкому возникновению хотя бы относительно
конкурентной среды; серьезные структурные диспропорции в экономике, особенно
преобладание тяжелой промышленности; разрыв хозяйственных связей, обусловленный
распадом СССР и ликвидацией СЭВа, разрыв этих связей и в рамках самой России;
полное отсутствие каких-либо рыночных отношений или секторов до начала «шоковой
терапии»; суровые климатические условия на значительной части территории
России; отсутствие социально-политической стабильности; огромные возможности
по вывозу материальных и валютных ресурсов в дальнее и ближнее зарубежье
(проблемы так называемых прозрачных границ и легкости и выгодности вывоза
валютных капиталов за рубеж), что неминуемо оголяет товарные и финансовые рынки
страны, и др.
Именно эти особенности России
и ставят под сомнение идею о возможности преодоления высокой инфляции с помощью
одних лишь ортодоксально-монетаристских методов, рекомендуемых МВФ. Во всяком
случае, к настоящему времени достигнутые «успехи» в борьбе с инфляцией выглядят
достаточно скромными, особенно при учете вызванных ею социально-экономических
последствий и некоторых других сопутствующих обстоятельств.
Ортодоксально-монетаристская
антиинфляционная политика ведет не к подавлению или сдерживанию воздействия
мощных факторов инфляции издержек, а лишь к острой нехватке платежных средств в
стране, что обусловливает кризисное сокращение производства и другие
отрицательные явления (вроде пресловутых неплатежей заработной платы). Иначе
говоря, обеспечиваемое таким образом замедление роста цен достигается за счет
падения производства (что в конечном счете делает крайне непрочным и само
замедление инфляции).
Но предположим, что ценой
всенарастающих социально-экономических издержек будет-таки путем монетаристских
ограничений преодолена высокая инфляция (т. е. переведена хотя бы на умеренно
галопирующий уровень). Есть серьезные основания полагать, что упования
отечественных монетаристов на последующее оживление и развитие производства на
основе действия «невидимой руки» рынка и притока иностранных капиталов окажутся
иллюзорными. Опыт тех же западных стран (в частности, глубокого экономического
кризиса 1929—1933 гг. и последующей депрессии) свидетельствует, что одних мер
финансовой стабилизации и преодоления высокой инфляции (или вообще отсутствие
последней), как правило, недостаточно для стихийного возрождения даже рыночной
экономики. Практически все страны были вынуждены для преодоления этого кризиса
и депрессии, несмотря на отсутствие инфляции, использовать, хотя и в различной
форме, мощное государственное регулирование, направленное прежде на оживление и
подъем производства. Именно на базе этого опыта возникло кейнсианство. В
качестве примера можно привести и азиатские страны, достигшие за послевоенные
годы впечатляющих экономических успехов,— Японию, Китай, Южную Корею. Во всех
из них использовалось мощное экономическое государственное регулирование,
характер которого менялся в зависимости от конкретных условий. Поэтому
совершенно непонятно, почему преодоление высокой инфляции в России вопреки
всему мировому опыту должно будет само по себе, на основе действия только стихийных
рыночных сил, вызвать экономический рост. Несомненно, что без мощного
экономического регулирования государства, и прежде всего активной промышленной
политики и стимулирования необходимых структурных преобразований в экономике,
ожидать экономического возрождения страны не приходится.
В отношении же обоснованности
надежд на широкий приток частного иностранного капитала в Россию тоже возникают
серьезные сомнения (за исключением отдельных сырьевых отраслей). Общеизвестно,
что существуют два условия, необходимые для широкого привлечения частного
иностранного капитала в любую страну — социально-политическая стабильность
(независимо от характера правящего режима) и устойчивое экономическое развитие.
В России подобных условий нет, поэтому во всех зарубежных оценках
привлекательности различных стран для иностранных инвесторов она занимает одно
из последних мест.4
Таким образом, анализ мирового опыта
и экономической ситуации в России свидетельствуют, что для сдерживания инфляции
не за счет снижения производства, а за счет его реальной стабилизации,
оживления и подъема необходимо наряду с гибкой монетаристской политикой
использовать с учетом нашей специфики и гетеродоксально-немонетаристские меры с
целью восстановления управляемости экономики. Наиболее существенное значение,
на наш взгляд, имеют те две группы гетеродоксальных мер, которые применялись в
послевоенных «шоковых» вариантах западногерманского и особенно японского
образца и которые в основном обеспечили их положительный результат, —
восстановление государственного внешнеэкономического и валютного контроля и
государственное регулирование изменений цен (в форме «политики доходов» или в
других формах) товаров и услуг, имеющих огромное экономическое и социальное
значение (энергоресурсов, транспортных тарифов, сельскохозяйственной продукции
и др.).
Первоочередная задача в борьбе с
инфляцией — преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная
политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью
постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.
Специфика российской инфляции
заключается в том, что она своими корнями уходит в существовавшую ранее
централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают, усиливаясь, два
крайне неблагоприятных фактора: технологическая отсталость и монополизм.
Технологическую отсталость необходимо
уравновесить так, чтобы основная масса предприятий (за исключением заведомо
несостоятельных или ненужных) обладала приемлемой рентабельностью. Тогда
стимулы к постоянному увеличению цен будут ослаблены или полностью исчезнут,
инфляция пойдёт на убыль при одновременном росте производства. Это можно
сделать с помощью изменения налоговой и дотационной политики.
Необходима эффективная и регулируемая
государством инвестиционная политика. Особое место в ней должно занимать
привлечение иностранных инвестиций при условии защиты национального
производства.
Государству нужно соблюдать лимиты
внешних заимствований и предоставления российских кредитов иностранным
государствам и международным организациям. Нельзя брать больше, чем надо
платить по прежним кредитам.
В условиях раскручивания инфляционной
спирали заработной платы и цен важным направлением антиинфляционной политики
должна стать политика доходов. Необходимо оздоровление бюджетов всех уровней,
упрощение сбора налогов.2
Активна роль банков в инфляционном
процессе. ЦБР должен обладать статусом относительной независимости, выполнять
свою важнейшую задачу — стабилизировать рубль, ограничивать кредиты на покрытие
дефицита госбюджета и расходы даже на валютную интервенцию, осуществлять
эффективное регулирование деятельности коммерческих банков, кредитно-финансовых
институтов, сдерживая их кредитную экспансию. Необходимо совершенствование порядка
установления официального курса рубля Центральным банком.5
На антиинфляционную политику влияют и
коммерческие банки. Необходимо ограничение кредитной экспансии, увеличение
инвестиций в производство, работа с несостоятельными предприятиями, взвешенная политика
перевода капитала за рубеж, создание электронной клиринговой системы. Также
имеет значение информатизация и компьютеризация финансовых и банковских
операций.
Необходима разработка эффективного
законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики России: о
Центральном банке, акционерных обществах, фондовом рынке и т. п.5
Любое антиинфляционное регулирование
обречено на провал, если государство не в состоянии противостоять теневой
экономике, которая контролирует около половины ВВП. Необходима борьба с теневой
экономикой и коррупцией государственных чиновников, а также укрепление
государственной и политической стабильности.
Антиинфляционная политика эффективна,
если не вызывает негативных последствий (таких, как экономический спад,
безработица, снижение жизненного уровня населения). Она должна быть основана на
системном подходе и ответственности за проведение её в жизнь.
1. Долан,
Линдсей. Макроэкономика. — СПб. , 1994.
2. Красавина
Л. Н. , Баранова Е. П. Антиинфляционная политика и стратегия экономического
роста. // Деньги и кредит. — 1999. — №1.
3. Мэнкью,
Н. Грегори. Макроэкономика. — М. , 1994.
4. Никитин
С. Инфляция и возможности её преодоления. // Экономист. — 1995. — №8.
5. Проблемы
антиинфляционной стратегии и политики в России. // Деньги и кредит. — 1995. —
№1.
6. Пугачёв
В., Пителин А. Анализ вариантов антиинфляционной политики. // Экономист. —
1996. — №5.
7 Сакс
Дж. Д. , Ларрен Ф. Б. Макроэкономика: глобальный подход. — М. , 1996.
8. Шишов
А. Л. Макроэкономика; Учебник. — М. , 1997.
9. Экономика:
Учебник. // Под ред. Булатова А. С. — М. , 1999.
Инфляция и её виды.
Управление инфляцией________________________________ 1
Теория и практика антиинфляционной политики на Западе_____________________ 2
Взгляды структуралистов___________________________________________________ 7
Меры борьбы с инфляцией__________________________________________________ 8
Рациональные ожидания и безболезненное обуздание инфляции__________________ 8
Контроль и управление спросом_____________________________________________ 9
Контроль над заработной платой и ценами___________________________________ 10
Индексация______________________________________________________________ 12
Изменение режима экономической политики__________________________________ 13
«Валютный коридор»______________________________________________________ 15
Кредитно-денежная политика______________________________________________ 15
Денежная реформа: введение новой денежной единицы________________________ 16
Смягчение внешнего бюджетного ограничения________________________________ 17
Проблема доверия________________________________________________________ 17
«Концепция предложения»_________________________________________________ 18
Виды стабилизационных программ__________________________________________ 22
Гетеродоксальная программа_______________________________________________ 23
Инфляция и антиинфляционная политика в России__________________________ 25
Два подхода______________________________________________________________ 26
Основные задачи в борьбе с российской инфляцией сегодня_____________________ 29
Использованная литература________________________________________________ 31
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|