Таблица 1.
Последовательность и характеристики антикризисных изменений
Из таблицы видно,
как меняются характеристики задач по мере перехода от оперативных точечных мер
к регулярным мерам и далее к прогрессивным мерам, особенно, как возрастает роль
и потребность использования ИТ.
Вероятно, у читателей возник вопрос по некоторым пунктам: "Причем тут роль
ИТ?" или "Какое отношение ИТ имеет к слияниям и поглощениям?". Я
постараюсь ответить на эти вопросы в данной статье.
Если на первом
этапе оперативных точечных мер роль ИТ может быть неочевидна для руководства,
то по мере перехода к регулярным и прогрессивным изменениям, роль ИТ существенно
возрастает и видна любому современному руководителю. Кризис – период, когда ИТ
можно использовать не только как средство минимизации затрат и сохранения
стабильности бизнеса, но и как очень эффективное средство в конкурентной
борьбе.
Рассмотрим практические инструменты для решения
актуальных задач в последовательности из 7 укрупненных блоков в привязке к
типовой структуре управления предприятием (Рис. 3):
Рис. 3. Последовательность рассмотрения антикризисных задач и
инструментов для их решения
Последовательность рассмотрения
задач руководителей различных направлений:
1. Задачи,
характерные для коммерческого директора, директора по продажам, руководителя
отдела сбыта, руководителя отдела маркетинга.
2. Комплекс производственных задач, которые решают директор по
производству, руководители технических служб, руководители
планово-экономического отдела, отдела организации труда и заработной платы.
3. Задачи, связанные со снабжением и обеспечением производства, решаемые
начальником отдела материально технического снабжения или руководителем отдела
закупок.
4. Комплекс задач, связанных с персоналом и решаемых директором по
персоналу, руководителем отдела кадров, руководителем отдела организации труда
и заработной платы.
5. Комплекс задач управления материальными ресурсами на предприятии
(склады, логистика) решение которых часто бывает в ведении директора по
логистике или иногда исполнительного директора, т.к. задача затрагивает многие
структурные подразделения предприятия.
6. Комплекс финансовых задач, решением которых занимаются финансовый
директор, главный бухгалтер, руководитель планово-экономического отдела,
руководитель финансового отдела, руководитель группы по подготовке отчетности в
формате МСФО, руководитель отдела консолидации, руководитель
контрольно-ревизионной службы и другие руководители, связанные с решением
широкого круга актуальных в условиях кризиса финансовых задач.
7. Несколько стратегических задач, решением которых занимаются учредители,
совет директоров, генеральный директор, директор по развитию бизнеса, директор
по управлению проектами и другие топ менеджеры предприятия или холдинга.
4.1 Задачи и инструменты
управления сбытом, продажами
В условиях финансово-экономического кризиса, когда
потребители не уверены в будущем экономики, во многих отраслях снижается спрос
на продукцию или меняется его структура, возрастают требования к поставщикам.
Часто у покупателей возникают проблемы с платежеспособностью, и к структурным
изменениям спроса прибавляются проблемы возврата долгов. Для промышленных
предприятий в период финансового кризиса также характерны риски невыполнения
заказов покупателей по причине перебоев со снабжением сырьем и материалами,
связанными с дефицитом денежных средств. При существенном изменении курсов
валют к этим проблемам прибавляются сложности правильного расчета рентабельности
заказов и ценообразования. В этих условиях на участке сбыта и продаж возникает
ряд задач, для решения которых важно действовать оперативно, при этом адекватно
оценивать имеющиеся риски и располагать данными для принятия правильного
решения.
Задача 1: Оптимизировать
дебиторскую задолженность. Классифицировать должников, определить для каждого
из них политику взыскания долгов. Ряд покупателей в период кризиса
заинтересованы в отсрочке платежа, и для предприятия важно принимать
обоснованные решения по предоставлению им кредитных линий.
Риски: Задержки платежей, потери денег, потери клиентов, судебные
издержки и др.
Данные для правильного решения: Данные о текущей задолженности, включая
срок просроченной задолженности, история отношений с клиентом, объем и
регулярность осуществляемых им закупок, доля покупателя в структуре доходов и
структуре валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.
Задача 2: Привлечь
и удержать покупателей в условиях постоянного изменения рыночных условий.
Риски: Неэффективная реклама, потеря клиентов из-за некачественной
работы персонала и неэффективного взаимодействия, из-за неконкурентоспособных
условий отгрузки и др.
Данные для правильного решения: информация об эффективности источников
рекламы, об эффективности работы персонала, информация об обращениях клиентов,
их классификация по ABC-методу, история взаимоотношений с ними и др.
Задача 3: Определить оптимальные цены на товары. Здесь важно найти ответы на вопросы: на какую
номенклатуру и на сколько необходимо изменить цену, как это соотносится с
динамикой цен конкурентов.
Риски: Работа "в минус", лавинообразное снижение цен на рынке,
неэластичность спроса и др.
Данные для правильного решения: Цены конкурентов, себестоимость текущая
и прогнозная, остатки продукции и планы поступлений, динамика спроса, рыночная
конъюнктура, дополнительные затраты, различные сценарии продаж и др.
Задача 4: Оперативно просчитать рентабельность сделки. Например, в позаказном производстве важным конкурентным
преимуществом является возможность оперативно в момент приема заказа просчитать
плановую рентабельность производства продукции под индивидуальные потребности
заказчика.
Риски: Завысить цену и потерять клиента или назначить цену, при которой
в итоге не будет прибыли.
Данные для правильного решения: Динамически составленная структура
затрат по заказу на основе формализованных инженерных данных и себестоимости
ресурсов, прогнозируемая рентабельность в зависимости от объемов заказа.
Задача 5: Повысить
эффективность работы торгового персонала, оптимизировать затраты и адаптировать
систему мотивации менеджеров под новые условия.
Риски: Кадровые ошибки, неэффективность системы мотивации.
Данные для правильного решения: Сравнение показателей работы менеджеров,
привязка системы оплаты труда к показателям, информация о классе сотрудника:
"генератор прибыли"; "середнячок", которого можно
эффективно обучить; "балласт", от которого нужно избавляться.
Задача 6: Не допустить утечки информации о клиентах при сокращении персонала.
Риски: Кража информации о клиентах.
Данные для правильного решения: База данных CRM с разграничением прав
доступа.
4.2 Задачи и инструменты
управления производством
Последствия финансово-экономического кризиса
заставляют многие предприятия вносить существенные изменения в планы и
структуру производства. В одних случаях производство частично останавливают, в
других ищут пути минимизации затрат и снижения себестоимости, в некоторых
случаях принимают решение пересмотреть ассортимент продукции или выпустить для
рынка специальные модификации. Все эти решения требуют взвешенного
многофакторного подхода, и на участке производства помощь от использования
информационных технологий, как правило, наиболее ощутима.
Задача 1:
Оптимизировать производственные процессы и снизить себестоимость.
Риски: Получить существенно меньший эффект от экономии, чем ожидался, не
обратить внимание на затраты, которые можно существенно снизить без ущерба для
бизнеса, получить существенное снижение качества продукции, не выполнить план
производства и потерять клиентов и др.
Данные для правильного решения: Подробная структура затрат по
подразделениям, детальная себестоимость каждого вида продукции, контроль затрат
на местах их возникновения, анализ влияния изменений на технологию
производства, анализ и оптимизация норм выполнения операций и др.
Задача 2:
Осуществлять динамичное перепланирование производства с учетом изменений планов
продаж.
Риски: Не перестроив вовремя планы, можно произвести изделия и их
компоненты, которые не будут востребованы длительное время. Отсутствие
необходимых ресурсов или сбои в поставках материалов не позволят выполнить в
срок заказ клиента.
Данные для правильного решения: Изменения и различные сценарии планов
продаж, производства и снабжения, информация о ресурсах и загрузке рабочих
центров, состояния заказов в производстве, объемах незавершенного производства,
изменениях в составе и технологиях изготовления изделий и многое другое.
Задача 3:
Повысить качество и конкурентоспособность продукции без роста себестоимости,
адаптировать производство под выпуск измененных изделий с учетом специфики
заказываемых клиентами опций, контролировать рентабельность производства в
изменяющихся условиях.
Риски: Ошибки в проектировании новых изделий, не выполнение в срок
заказов на новую продукцию, большие потери на переналадке оборудования,
неоптимальная загрузка ресурсов, срыв планов выпуска параллельных изделий,
"работа в ноль" и др.
Данные для правильного решения: Инженерные данные, тесно увязанные с
данными о ресурсах предприятия.
Задача 4:
Сократить затраты на проведение ремонтов и обслуживание оборудования, на
период приостановки инвестиций в переоснащение производства поддерживать работоспособность
имеющегося оборудования с минимальными затратами.
Риски: Закупка излишних запчастей и материалов, сохранение высоких
затрат на ремонты при сниженном объеме производства и продаж, невыполнение
ремонтов, от которых зависит выполнение плана производства.
Данные для правильного решения: Планируемая загрузка рабочих центров,
оптимизированный график технического обслуживания и ремонтов для каждого
оборудования, загрузка трудовых ресурсов в рамках не отдельного цеха, а
предприятия в целом, перечень запчастей и материалов, от закупки которых можно
временно отказаться.
Задача 5: Не допустить утечки
конфиденциальных данных при сокращении
персонала.
Риски: Кража информации о технологиях, показателях производства.
Данные для правильного решения: База данных с разграничением прав
доступа.
4.3 Задачи и инструменты
управления снабжением, закупками
Еще одной актуальной задачей в условиях
финансово-экономического кризиса является снижение затрат на закупаемые
материалы, запчасти, сырье и другие ресурсы при сохранении должного уровня их качества.
Поэтому от направления снабжения и закупок требуется повышенная эффективность
работы, учитывающая динамично меняющиеся как внутренние, так и внешние факторы
(изменение планов продаж и производства, изменение бюджетов, изменение цен и
условий работы поставщиков и др.).
Задача 1: Правильный выбор поставщиков с учетом
изменяющихся в период кризиса цен и условий поставок.
Риски: Срыв поставок критичных для
производства материалов из-за недостатка финансирования, выбор поставщиков с
неоптимальными ценами и условиями поставок. Для торговых предприятий также
важно не допускать ситуации "аут оф сток", при которой спрос на
ходовые товары не обеспечивается складскими запасами.
Данные для правильного решения: База поставщиков с ценами, условиями
поставок, история отношений с поставщиком, актуальные планы производства и
снабжения, бюджет на закупки.
Задача 2: Закупать
только то, что необходимо в условиях постоянного изменения планов и прогнозов
продаж товаров, потребностей в материалах основных и обслуживающих производств.
Контролировать заявки служб на их соответствие планам и лимитам.
Риски: При ограниченном финансировании закупить ненужные материалы и не
обеспечить закупку необходимых для выпуска востребованной продукции материалов,
заморозить дефицитные оборотные средства на складе.
Данные для правильного решения: Точные актуальные потребности в
материалах с классификацией по критичности закупки, календарные планы закупок,
лимиты по подразделениям, бюджеты на закупки, информация о прогнозируемом
наличии денежных средств для платежа на определенную дату, база поставщиков с
условиями поставок.
Задача 3: Сократить
дополнительные затраты при закупке материалов.
Риски: Не выявить часть затрат, которые можно эффективно сократить.
Данные для правильного решения: Структура косвенных затрат в
себестоимости материалов.
Задача 4: Классифицировать
задолженности поставщикам по рискам для бизнеса, определить очередность
погашения задолженностей.
Риски: Срыв поставок по причине неоплаты, остановки производства,
проблемы с покупателями.
Данные для правильного решения: Информация о задолженности поставщикам,
платежный календарь, информация от каких закупок можно отказаться из-за
изменения планов производства, информация об условиях поставок.
Задача 5: Не
допустить утечки информации о поставщиках при сокращении персонала.
Риски: Кража информации о поставщиках.
Данные для правильного решения: База данных поставщиков с разграничением
прав доступа.
4.4 Задачи и инструменты управления персоналом
Периоды
экономических потрясений, как правило, сопровождаются существенными изменениями
на рынке труда. Одни предприятия находят возможность предоставить рынку новые
кадровые ресурсы, другие предприятия находятся в поиске ресурсов, способных качественно
улучшить показатели их работы. Что объединяет и тех, и других – так это экономически
обоснованное желание, чтобы изменения в результате повысили эффективность работы
персонала и отдачу на вложенные в работников средства. Эффективность реализации
управленческих решений, направленных на достижение данных целей, в существенной
степени зависит от использования ИТ.
Задача 1: Выявить неэффективные трудовые ресурсы для сокращения затрат на
персонал.
Риски: "Под метелку" сократить полезных сотрудников, от которых
зависит прибыльность компании.
Данные для правильного решения: Объективные измеримые показатели работы
сотрудников
Задача
2: Оптимизировать систему мотивации персонала, завязать систему оплаты на
ключевые показатели.
Риски: Не учесть возможные сценарии
изменения ключевых показателей и их отражения в фонде оплаты труда.
Данные для правильного решения: Сценарии планов затрат на персонал с
учетом различных вариантов развития экономики.
Задача
3: Выявить персонал, обучение которого позволит в условиях кризиса повысить
эффективность работы компании.
Риски: Вложить средства в обучение и не
получить улучшения показателей работы.
Данные для правильного решения: Динамика показателей работы сотрудника
до и после обучения.
Задача
4: Изменить систему оплаты труда производственного персонала, оптимизировать нормативы расхода времени на выполнение
производственных операций.
Риски: Ошибки чреваты сбоями в производстве, саботажем, забастовками.
Данные для правильного решения: Точные данные о количестве выполненных в
производстве операций и актуальные нормативы по их исполнению, автоматический
расчет сдельной зарплаты.
Страницы: 1, 2, 3
|