Задача
5: Иметь достаточные кадровые ресурсы для осуществления инвестиционных
проектов.
Риски: Несогласованное между собой
сокращение инвестиционных проектов и персонала может привести к невозможности
выполнения тех проектов, которые решено продолжить или активизировать.
Данные для правильного решения: Портфель проектов, содержащий данные по
задействованному персоналу.
Задача
6: Не допустить утечки информации
при кадровых изменениях.
Риски: Передача информации конкурентам.
Данные для правильного решения: База данных персонала с распределением
прав доступа
4.5 Задачи и инструменты управления материальными
ресурсами
Важной задачей в условиях финансово-экономического кризиса
является качественное управление материальными ресурсами на всех складах и в
цеховых кладовых. Если до кризиса многие предприятия относились к ненормативным
запасам, заделам и прочим неликвидам относительно спокойно – "себе дороже
их отыскивать", то сейчас, когда деньги предприятиям нужны как воздух, а
персонал зачастую простаивает, самое время навести порядок в материальных
запасах и потоках предприятия, решив с помощью ИТ ряд задач.
Задача 1: Выявить для списания, реализации или
использования в производстве невостребованные запчасти и материалы, цеховые
заделы, неучтенные материальные ценности и другие неликвидные запасы.
Риски: Получение недостоверных данных, не
учитывающих планы производства и перемещения ТМЦ между складами и цехами,
происходившие в период инвентаризации.
Данные для правильного решения: Данные инвентаризации складов и
незавершенного производства в сопоставлении с потребностями производства в
соответствии с планами продаж, данные обо всех движениях ТМЦ.
Задача 2: Выявить источники добавочной стоимости
материальных ресурсов и отказаться от многих из них.
Риски: Без всестороннего анализа
добавочной стоимости можно принять ошибочные решения – сократить затраты на
одном конце бизнес-процесса, увеличив их на другом.
Данные для правильного решения: Данные о себестоимости каждой партии
материальных запасов и динамики изменения себестоимости по мере осуществления
антикризисных изменений.
Задача 3: Оптимизировать
затраты на складской персонал.
Риски: Если не обеспечить замену персонала оптимизированными складскими
технологиями, можно получить комплекс проблем.
Данные для правильного решения: Данные из информационной системы,
оптимизирующей складское хранение и высвобождающей ресурсы.
Задача 4: Использовать освободившиеся в ходе оптимизации
складов помещения для предоставления услуг ответственного хранения и получения
дохода с них.
Риски: Без ИТ оказание услуг
ответственного хранения может существенно увеличить затраты на ручной контроль
за товарно-материальными ценностями и персоналом.
Данные для правильного решения: Данные из автоматизированной системы
учета услуг ответственного хранения.
Задача 5: Оптимизировать потоки материалов на
предприятии.
Риски: Без системы сквозного планирования продаж – производства -
снабжения оптимизация может стоить дороже, чем полученная в результате
экономия, так как при каждом существенном изменении планов нужно вновь
"вручную" оптимизировать материальные потоки.
Данные для правильного решения: Данные о потребностях в материальных
ресурсах на всех участках, согласованные по времени с планами производства и
снабжения.
4.6 Задачи и инструменты управления финансами
Кризис начался с банковско-финансового сектора и ударил в
первую очередь по ликвидности финансовых компаний, доступности и стоимости
привлечения заемного капитала. В этих условиях для предприятий стало особенно
важно считать деньги, снижать затраты, прогнозировать различные сценарии
развития событий и строить в соответствии с ними финансовые планы.
Задача 1: Быстро получать оперативную информацию по финансовым
показателям.
Риски: При ускоренной подготовке
данных разными подразделениями в ручном режиме и при лоскутной
автоматизации неизбежны ошибки, которые могут привести к неправильным решениям.
Данные для правильного решения: Данные непосредственно из комплексной
учетно-управленческой системы.
Задача 2: Не допускать кассовых разрывов, планировать поступления и расходы.
Риски: Не оплатить вовремя поставку материалов – сорвать выполнение
плана, не выплатить вовремя задолженность – поставить под вопрос новые кредиты,
не предоставить покупателю рассрочку на 3 дня, имея такую возможность –
потерять покупателя и т.д.
Данные для правильного решения: Прогнозные данные о поступлениях и
расходах на каждый день, план-фактные сравнения, учет отклонений.
Задача 3: Оптимизировать
дебиторскую задолженность. Классифицировать должников, определить для
каждого из них политику взыскания долгов. Ряд покупателей в период кризиса
заинтересованы в отсрочке платежа, и для предприятия важно принимать
обоснованные решения по предоставлению им кредитных линий.
Риски: Задержки платежей, потери денег, потери клиентов, судебные
издержки и др.
Данные для правильного решения: Данные о текущей задолженности, включая
срок просроченной задолженности; история отношений с клиентом, объем и регулярность
осуществляемых им закупок; доля покупателя в структуре доходов и структуре
валовой прибыли; количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.
Задача 4: Оперативно отслеживать структуру оборотных
средств.
Риски: Если отслеживать структуру оборотных
средств по итогам периода, можно пропустить изменения, начавшиеся в начале
месяца и угрожающие созданием дефицита денежных средств.
Данные для правильного решения: Оперативные данные из учетной системы о
структуре оборотных средств.
Задача 5: Анализировать доходность по видам деятельности, подразделениям, проектам.
Риски: Если при сокращении затрат или персонала не отслеживать структуру
доходности в нескольких разрезах, есть риск "зарезать курицу несущую
золотые яйца".
Данные для правильного решения: Данные о доходности, маржинальной
прибыли, выработке на 1 сотрудника в различных разрезах структуры и бизнес
процессов предприятия.
Задача 6: Оптимизировать затраты, выявив все источники их
снижения
Риски: Если не иметь детальные данные о
структуре затрат и их взаимосвязях, есть риск принятия неправильных решений
Данные для правильного решения: Достоверные данные о структуре затрат в
различных разрезах по периодам
Задача 7: Планировать деятельность по нескольким сценариям
развития в зависимости от длительности кризиса, степени его проникновения в
отрасль, влияния на курсы валют.
Риски: В условиях постоянных изменений
бюджетирование без качественной автоматизации превращается в монстра из тысяч
слабосвязанных таблиц, не позволяющего быть уверенным в достоверности планов и
принятии правильных решений.
Данные для правильного решения: Бюджеты движения денежных средств,
доходов и расходов, разработанные для нескольких сценариев развития экономики,
регулярные оперативные данные план-фактного анализа.
Задача 8: Оперативно контролировать финансовые показатели
филиалов и дочерних обществ.
Риски: Если получать данные из филиалов и
ДЗО один раз в месяц, через несколько дней после сведения баланса, есть
огромный риск неправильно оценить скорость проникновения кризиса в регионы и
ошибиться в планируемых поступлениях и затратах.
Данные для правильного решения: Оперативная (не реже 1 раза в день)
информация по ключевым показателям, в том числе поступлениям и расходам.
Задача 9: Управлять платежами филиалов и ДЗО.
Риски: Как правило, качество управления в
региональных отделениях ниже, чем в центральном аппарате, в таких условиях без
централизации управления финансами есть риск не отследить существенные необоснованные
в новых условиях расходы.
Данные для правильного решения: Система контроллинга, построенная на
данных консолидации показателей, бюджетирования и установления лимитов.
Задача 10: Анализировать
бизнес по стандартам международной отчетности, принимать более точные
управленческие решения.
Риски: Без системы автоматизации составление отчетности МСФО путем
трансформации данных бухгалтерского учета трудоемко, затратно, несет риски
ошибок и нестыковок.
Данные для правильного решения: Автоматическая генерация основной части
отчетности в соответствии с МСФО, синхронизация изменений в ходе подготовки
регламентированной отчетности и отчетности МСФО.
4.7 Задачи и инструменты стратегического управления
В период экономических потрясений многие компании вынуждены
пересматривать стратегию своего развития. Стратегические решения при этом в
значительной степени опираются на оценки финансовых рисков и перспектив. В XXI
веке информационные технологии существенно развились и являются полноценными
инструментами для поддержки принятия решений по многим стратегическим вопросам,
такие продукты принято относить к классам CPM (Corporate Performance Management
-Управление эффективностью корпорации), BI (Business Intelligence -
Бизнес-интеллект) и отчасти ERP II (Enterprise Resource & Relationship
Processing - Управление ресурсами и внешними связями предприятия).
Задача 1: Осуществлять долгосрочное планирование
стратегических целей, определять сценарии их достижения с учетом сценариев
развития кризиса, контролировать показатели в ключевых точках.
Риски: Ошибка в планах, неучтенные факторы,
непредусмотренные сценарии развития событий могут нанести бизнесу непоправимый
урон.
Данные для правильного решения: Ключевые показатели текущей
деятельности, прогнозы развития ключевых внешних факторов (спрос, конкуренция,
доступность финансов, развитие технологий и др.), ключевые показатели через 1,
3 и 5 лет с учетом различных сценариев развития бизнеса.
Задача 2: Прозрачность ключевых показателей деятельности
группы компаний.
Риски: Не видя истинную картину в
многочисленных ДЗО, эффективность стратегического корпоративного управления
существенно снижается.
Данные для правильного решения: Оперативные данные ключевых показатели
из всех дочерних и зависимых обществ не позволят подтасовывать результаты в
конце отчетного периода.
Задача 3: Прозрачность и инвестиционная привлекательность
бизнеса.
Риски: На определенном этапе развития
отсутствие прозрачности бизнеса несет в себе существенные риски замедления
темпов развития вследствие сложности и высокой стоимости привлечение заемных
средств.
Данные для правильного решения: Кредиторы должны видеть прозрачную для
понимания структуру собственности и отчетность в соответствии с МСФО,
заверенную ведущими аудиторами.
Задача 4: Оперативно оценивать перспективность сделок
слияний, поглощений и стратегических партнерств.
Риски: Неправильное решение может нанести
существенный урон бизнесу.
Данные для правильного решения: Сопоставление показателей планируемого к
приобретению актива с показателями, имеющимися в интегрированных активах (при
сопоставимости их видов деятельности).
Задача 5: Выявить непрофильные или неперспективные активы,
произвести их оценку для принятия решения о продаже – задача, обратная вышеперечисленной.
Риски: Если есть ряд однотипных активов, от некоторых из которых нужно
отказаться, не учитывая и не сравнивая ключевые показатели деятельности
активов, можно избавиться от выгодного актива, оставив менее выгодный при их
сопоставимой рыночной стоимости.
Данные для правильного решения: Детальные данные ключевых показателей в
группе компаний с учетом потенциала развития.
Задача 6: Решить, какие инвестиционные проекты необходимо
заморозить, а какие продолжить, как это отразится на затратах и доходах, каким
будет срок возврата инвестиций по каждому из проектов.
Риски: Когда решение о сокращении затрат
нужно принимать быстро, без информации о последствиях сокращения персонала и
инвестиционных проектов можно допустить серьезные ошибки, которые отразятся на
других инвестиционных проектах и текущей деятельности.
Данные для правильного решения: Информация о последствиях при изменении
кадровых и финансовых ресурсов, а также состава портфеля инвестиционных
проектов.
Товарные запасы являются
основными денежными вложениями для торговых фирм и компаний, основным
источником получения прибыли, основной проблемой ежедневного контроля. В
настоящее время торговые компании в условиях ужесточения конкуренции вынуждены
уменьшать процент устанавливаемой наценки. Поэтому для обеспечения необходимой
отдачи от вложенных в бизнес средств, для обеспечения необходимых темпов роста
фирмы актуальным является эффективное управление товарными запасами.
Сроки исполнения товаром роли
товарного запаса могут растянуться от нескольких часов до нескольких месяцев, и
даже лет. Естественно, что сверхнормативные товарные запасы, "зависшие"
на складах предприятия ведут к потерям и убыткам, мешая высвобождению оборотных
средств и занимая полезную торговую и складскую площадь. В тоже время недостаточность
товарных запасов, вызывающая постоянные "перебои" с теми или иными видами
товаров, может отрицательно повлиять на отношение потребителей.
Выбор политики управления
запасами практически заключается в ответе на один, достаточно простой вопрос:
"Какая величина запасов является для компании оптимальной?"
Поэтому компания должна найти
для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня
товарных запасов и определить, какая величина запасов по каждой товарной группе
(или даже позиции) является достаточной.
Эффективность работы
торгового предприятия в условиях конкуренции и борьбы за покупателя определяет
оптимальность применяемых методов управления торговыми запасами. Оптимальная
система контролирования товарного запаса, объединяющая программу
прогнозирования продаж и программу оперативного пополнения запаса, способна принести
значительные выгоды. Сводятся к минимуму вероятность устаревания товара и
затраты на содержание товарного запаса, одновременно появляется возможность максимизировать
продажи ходовых товаров.
Ответом на вопрос, что, по какой цене и в каких
количествах следует закупать, для поддержания максимального объема продаж,
избегая при этом разрывов в торговом процессе, при отсутствии необходимого
товара на складе, снижая при этом риск затоваривания на складе и минимизируя
объем финансирования закупок – является организация эффективного управления
закупками.
Итак, в данной работе были рассмотрены
теоретические аспекты управления ассортиментом и складскими запасами, выявлены
проблемы, возникающие вследствие негативного воздействия
финансово-экономического кризиса и предложены меры для решения возникающих
трудностей. В работе была обозначена последовательность
постановки антикризисных задач, оценка рисков на каждом этапе и конкретные
предложения для принятия правильного решения.
Т.о., были достигнуты поставленные задачи, и, достигнута основная цель - определение
круга проблем в области управления ассортиментом и складскими запасами в условиях
кризиса, практические решения, меры, направленные на сохранение стабильности бизнеса
и использование новых возможностей для его развития.
Страницы: 1, 2, 3
|