рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Антимонопольное регулирование в рыночной эконимике

Довольно часто приходится наблюдать конкуренцию, искаженную поведением реальных или потенциальных конкурентов, по­лучившую название недобросовестной. Недобросовестная конкуренция наблюдается в форме отклонений от узаконенных, принятых правил и норм конкурентной борьбы. Недобросовестные конкуренты вступают в сговор, направленный против соперников, стремятся опорочить их, дискредитировать, используют ложную рекламу, прибегают к поддержке влиятельных лиц и организаций, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в самых злостных формах называют хищнической.

Различают также виды конкуренции в зависимости от методов ее осуществления.

Ценовая конкуренция основывается на продаже товаров и услуг по ценам, более низким, чем у конкурентов, с целью привлечь покупателей. Относительное снижение цен достигается либо благодаря преимуществу в виде меньших издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения рентабельности во имя увеличения объема продаж и вытеснения конкурентов. В отдельных случаях ценовая конкуренция осуществляется и путем временной продажи товаров по себестоимости при полной потере прибыли с тем, чтобы укрепить свои позиции на рынке и не допустить расширения поля действия конкурентов, а в последующем повысить цены.

Неценовая конкуренция опирается преимущественным образом на повышение качества продукции, товаров, услуг при неизменных рыночных ценах на них. Используются также расширение ас­сортимента, оказание дополнительных услуг. Особое значение в неценовой конкуренции имеют маркетинг в виде мер по продвижению продукции на рынок и ее сбыту благодаря активной рекламной кампании, стимулированию продаж, привлечению покупателей.  Основным орудием неценовой конкуренции служит сни­жение производственных затрат, что позволяет увеличить прибыль при фиксированной цене и направить дополнительную прибыль на совершенствование технологии, обеспечивающее повышение технического уровня, качества, надежности продукции. Частич­но экономия затрат направляется на проведение маркетинговых мероприятий, призванных создать конкурентные преимущества.

 

2. Государственное противодействие монополизму

В странах с рыночной экономикой государство заинтересовано в развитии конкуренции в ее форме, приближающейся к совершенной, чистой. Такая конкуренция побуждает соревнование между производителями, что ведет к росту качества производимых товаров и услуг, снижению издержек производства и обращения, стремлению к более полному удовлетворению потребностей населения. Возбуждая качественный и количественный рост производительных сил страны, пересекая границы национальной экономики и распространяясь на мировые рынки, конкуренция способствует укреплению экономического положения государства на мировой арене.

В то же время органы государственной власти обладают ограниченными возможностями управления конкуренцией, включая ее стимулирование. В среде товаропроизводителей и продавцов товаров и услуг существует неистребимое стремление к монополизму и недобросовестной конкуренции во имя достижения собственных выгод и устранения соперников с рынка. Государство в лице органов власти препятствует монополизму посредством про­ведения антимонопольной политики, направленной на всемерное ограничение монополистических тенденций посредством запретов деятельности монополий, устранения их с рынков, принуди­тельного дробления крупных компаний.

Приходится в то же время отмечать, что некоторые коррумпированные государственные чиновники и даже органы способны поддерживать неявно, а то и явно монополистов в результате под­купа или непосредственного участия в монополистической деятельности и в монополизированных компаниях. Подобная форма внешне скрытого локального монополизма под «крышей» государства особенно свойственна и проявляется в российской экономике периода рыночных трансформаций.

Распространение монополизма в любых его формах приводит к ощутимым потерям для государства и общества, экономики и предпринимательства. Негативные последствия захвата рынков монопольными структурами проявляются в следующем:

1)                                  монополисты способны устанавливать высокие цены предложения на свои товары при явно ограниченной возможности покупателей противостоять монопольному ценовому сговору;

2)                                  производители-монополисты не заинтересованы в развитии производства, повышении качества товаров и услуг, более полном удовлетворении потребностей покупателей, так как им не угро­жают конкуренты, а высокую прибыль можно получать путем увеличения цен при ограниченном объеме производства;

3)                                  монополизм порождает неэффективное распределение ресурсов в пользу монополистов вне зависимости от эффективности их производства, отдачи ресурсов;

4)                                  монополисты, увлеченные собственной выгодой, в минимальной мере озабочены интересами государства и общества, безжалостно вытесняют из производства и с рынка своих соперников;

5)                                  монополизм подобно раковой опухоли способен разрастаться, включая в свою орбиту новых и новых участников, и по мере обретения силы сращиваться с аппаратом государственной влас­ти, органами государственного управления, чиновниками разных уровней.

В связи с подобными негативными проявлениями монополизма практически все государства вынуждены проводить антимонопольную деятельность, опирающуюся на обширный арсенал мер. Антимонопольная деятельность государства в зависимости от степени и форм проявления монополизма направлена на предупреждение, ограничение, подавление, пресечение действий, препятствующих конкуренции или извращающих ее путем превращения в недобросовестную.

Государственное антимонопольное регулирование в виде запретов осуществления монопольного производства и продажи то­варов возникло более полутора тысяч лет тому назад. В качестве основного инструмента противостояния монополистическим тенденциям стало использоваться антимонопольное законодательство, ограничивающее или запрещающее монополии. Антимонопольные законы стали крайне необходимыми в связи с возникновением исключительно крупных монополистов в виде мощных корпораций. Наибольшее развитие так называемое антитрестовское законодательство получило в США, где в 1890 г. был принят Закон Шермана, запрещавший монополизацию рынка, монополистический сговор компаний, соглашения между ними, ограничивающие предпринимательство.

Принятый в США в 1914 г. Закон Клейтона шагнул значительно дальше в государственном противостоянии монополизму. Этот закон запретил ценовую дискриминацию потребителей, поглощение одной корпорацией других путем приобретения их активов, создание переплетающихся директоратов нескольких компаний, иные способы ослабления конкуренции. В дальнейшем действие Закона Клейтона было усилено и расширено введением поправок. Антимонопольное законодательство вошло в практику государственного регулирования многих стран мира.

В советской экономике проблеме антимонопольного регулирования не уделялось внимания, так как, с одной стороны, существовала глобальная государственная монополия и отсутствовал свободный конкурентный рынок, а с другой — монополизму пред­приятий препятствовал государственный план. Что же касается конкуренции, то ее стремились заменить так называемым социалистическим соревнованием между товаропроизводителями за высокие результаты производства.

Проведение рыночных преобразований и становление свободного рынка товаров и услуг в России значительно активизировали государственную антимонопольную деятельность. Уже в 1991 г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», дополненный и измененный в 1995 г. В соответствии с российским антимонопольным законодательством сделки между субъектами хозяйственной деятельности, направленные на ограничение и противодействие конкуренции, признаются недействительными. Не допускается принятие и осуществление органами власти актов, соглашений, препятствующих конкуренции.

С 2004 г. Федеральная антимонопольная служба как главный государственный орган проведения антимонопольной политики подчинена Председателю Правительства Российской Федерации. На государственные антимонопольные органы возложены функции предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, регулирования деятельности естественных монополий в России. С целью контроля за монополиями введен государственный реестр организаций-монополистов, обладающих на российских рынках объемом продаж, превышающим 35% их общего количества.

Одной из серьезных трудностей преодоления монополизма в мире служит выявление и доказательство его наличия, умело скрываемого самими монополистами под маской законности. Исключительно трудно установить однозначно определяемые и четко фиксируемые критерии, в соответствии с которыми деятельность организации, компании следует считать монополистической и относить ее к категории монополистов.

В теории и практике антимонополистического государственного регулирования используется понятие «доминирующее положение на рынке», относящееся к субъектам хозяйственной деятельности, представленным на рынке определенного товара. Доминирующим называют исключительное положение одного или нескольких  хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия об­ращения товара на соответствующем рынке или затруднять дос­туп на рынок другим хозяйствующим субъектам. Принято считать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, если доля продаваемого им определенного товара на рынке превышает 65% общего объема продаж.­

К злоупотреблению своим доминирующим положением на рынке относят все виды деятельности хозяйствующих субъектов, которые приводят к ограничению конкуренции посредством со­здания искусственного дефицита товаров, нарушения установленного порядка ценообразования, приводящего к повышению цен, препятствий доступу на рынок других участников, навязывания контрагентам своих условий соглашений.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении мо­нополиста и его экономической власти в учете так называемых аффи­лированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 28 декабря 1995 г. обязывает акционер­ные общества вести учет своих аффилированных лиц и ежегодно пуб­ликовать в открытой печати их списки с указанием числа и категорий принадлежащих им акций.

Аффилированные (взаимозависимые) лица — это любые физичес­кие и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К ним отно­сятся следующие категории лиц:

лицо, участвующее в имуществе другого, если доля такого участия составляет более 20%;

физическое лицо, подчиняющееся другому физическому лицу по должностному положению;

лица, состоящие в родственных отношениях (супруги, родители — дети; братья — сестры).

Отношения аффилированных лиц могут быть имущественными; до­говорными; организационно-управленческими; родственными; смешан­ными.

Антимонопольное государственное регулирование призвано препятствовать, не допускать недобросовестную конкуренцию на рынке, к проявлениям которой относят:

— опорочение конкурентов путем распространения ложных сведений о них;

—              распространение заведомо искаженной информации о потребительских свойствах и качестве товаров;

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.