рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Антимонопольное регулирование в рыночной эконимике

Отмеченная выше специфика рынка продаж и аренды объек­тов собственности стимулирует проявление скрытого монополиз­ма, который трудно уловить непосредственно на рынке. Поэтому в антимонопольное управление рынками объектов собственности следовало бы включать предварительный контроль за концентрацией собственности определенного вида или разных видов в руках одного владельца. При этом имеется в виду концентрация как вещественных, материальных объектов собственности, так и куп­ленных долей, паев, акций.

Особым направлением антимонопольного управления объектами собственности является установление аффилированных групп, тайных сговоров, картельных соглашений.

 

5. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей

К антимонопольному управлению объектами собственности следует отнести ограничение или пресечение монопольных прав вы­дачи лицензий, титулов, официальных рекомендаций, заключений юридическими и физическими лицами, осуществляемой от имени государственных органов и используемой в целях принесения выгоды указанным лицам.

Говоря об управлении конкуренцией на рынках со стороны государства, следует иметь в виду ограниченные возможности государственных органов и тем более предпринимательских структур влиять, воздействовать на конкуренцию в масштабах локальных, региональных, международных рынков. Конкуренция в условиях свободного рынка есть самовозникающее, самоподдерживающееся и саморегулируемое явление, объективно присущее незакрепощенным рыночным связям и отношениям. В этом смысле приходится говорить не столько о внешнем управлении конкуренцией, сколько о приспособлении к конкуренции.

Если подходить к проблеме конкуренции с этой стороны, то правомернее рассматривать ее как с точки зрения воздействия на процессы конкуренции, именуемого управлением конкуренцией, так и в равной, а то и большей мере с позиций развития возможностей субъектов хозяйственной деятельности участвовать в конкуренции, усиливать свое конкурентное положение на рынках.

При такой постановке в центре внимания должна находиться конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, агентов экономической деятельности, а объектом изучения теории и практики управления становится управление конкурентоспособностью участников рыночных отношений.

В научной и учебной литературе можно встретить разные определения понятия «конкурентоспособность», хотя по смыслу это­го слова ясно, что речь во всех случаях идет о способности участника экономической деятельности конкурировать со своими соперниками на рынках.

Европейский форум по проблемам управления предлагает следующее определение: «Конкурентоспособность — это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов». В данном определении, касающемся конкурентоспособности компании, подчеркивается решающая роль потребителей в качестве главного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности фирм, товары и услуги которых приобретаются и используются данными потребителями.

Еще одна характерная черта приводимого определения заключается в том, что в нем выделено влияние на конкурентоспособность не только производства и сбыта, но и проектирования то­варов. Действительно, уже в процессе проектирования, разработки товаров, при определении их конструкции, формы, состава закладываются качественные параметры, определяющим образом воздействующие на привлекательность товара для потенциально­го потребителя.

Характерно, что в приводимом определении конкурентоспособность фирмы ассоциируется, отождествляется с привлекательностью производимых ею товаров. Такой подход нельзя признать исчерпывающим, так как фирма может быть конкурентоспособной благодаря исторически сложившемуся имиджу, рекламе, которые не всегда адекватно соответствуют реальной привлекательности товаров фирмы для потребителей.

Отметим к тому же, что включение в определение конкурентоспособности таких чисто описательных ее признаков и свойств, как привлекательность, притягательность товара для совершающего покупку потребителя, не способствует конкретизации данного понятия, придает ему субъективную окраску. Сведение всех покупателей товара к одному универсальному потребителю не дает возможности уяснить, каково количество покупателей, предъявляющих спрос на товар, а именно от этого количества зависит конкурентоспособность.

Отдельные авторы включают в определение конкурентоспособности свойство товара, характеризуемое степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности в сравнении с аналогичными товарами других продавцов, представ­ленными на данном рынке. Недостаточность такого определения состоит в том, что оно по сути воспроизводит определение качества товара, тогда как конкурентоспособность товара определяется соотношением качества и цены.

В более общем виде конкурентоспособность товара характеризуется как степень его соответствия требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичны­ми товарами того же назначения, представленными на данном или других доступных рынках. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценой предложения на товар, устанавливаемой его продавцом. На конкурентоспособность товара влияют также мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, известность и популярность товара, конъюнктура рынка, колебания спроса, платежеспособность потребителей.

В предыдущем изложении, говоря о конкурентоспособности, мы имели в виду конкурентоспособность товара и связанную с ней конкурентоспособность фирмы, производящей и продающей данный товар. Для восприятия конкурентоспособности в более широком смысле и дальнейшей конкретизации этого понятия необ­ходимо различать конкурентоспособность разных субъектов либо объектов.

Под конкурентоспособностью страны понимается возможность, способность этой страны соревноваться, противоборствовать с другими странами в стремлении удержать за собой и расширять долю внутреннего и внешнего рынков, на которых представлены и находят устойчивый сбыт товары данной страны. Конкурентоспособность страны зависит от уровня конкурентоспособности производственных и торговых организаций, составляющих ее экономику.

Конкурентоспособность компания характеризует ее реальную и потенциальную возможность соперничать с другими компаниями, производящими те же или аналогичные виды продукции, товаров, услуг, реализуемых на общих рынках. Компании стремятся повысить свою конкурентоспособность, прибегая к ценовой и неценовой конкуренции, посредством проникновения на новые рынки сбыта или расширения уже занимаемых секторов рынка. Конкурентоспособность компаний в целом зависит от уровней конкурентоспособности разных видов производимых и продаваемых компанией товаров и услуг.

Конкурентоспособность проекта определяется его преимущества­ми в сравнении с аналогичными проектами, проявляющимися в основном в уровне достигаемой экономической и социальной эффективности, определяемом как отношение достигаемого эф­фекта к затратам на его получение.

Конкурентоспособность товара характеризуется прежде всего отношением качества товара к его рыночной цене в сравнении с величиной этого отношения для аналогичных по природе и на­значению товаров, представленных на рынке другими производителями и продавцами. Конкурентоспособность товара предопределяется качеством, эффективностью его производства и продажи, совершенством технологии и организации производства, ориентацией на запросы потребителей, учетом платежеспособно­го спроса.

Все эти виды конкурентоспособностей образуют своего рода иерархию, в которой способность конкурировать на уровне системы предопределяется конкурентоспособностью входящих в нее подсистем. В то же время каждый уровень обладает собственны­ми возможностями воздействия на повышение конкурентоспособности. Особо подчеркнем зависимость конкурентоспособности производимых товаров от проектов их конструкции и технологии изготовления. Качество товара и издержки его производства самым существенным образом зависят от совершенства научных разработок, проектирования, конструирования, технологического обеспечения производства.

Выделение конкурентоспособностей на разных уровнях управления экономикой подчеркивает также специфику методов управления конкурентоспособностью на каждом из уровней, своеобразие макроэкономического и микроэкономического управления, способность к конкуренции страны, отраслей, регионов, компаний, производителей отдельных товаров и услуг.

Государственное управление конкурентоспособностью представляет организационно-распорядительное, экономическое, морально-психологическое воздействие государственных органов на процессы разработки, изготовления, рыночного обращения, потребления то­варов и услуг и участников этих процессов, осуществляемое с целью укрепления позиций на рынках, максимизации объема продаж, выручки от продаж, дохода, прибыли посредством использования конкурентных преимуществ. В число конкурентных преимуществ входят более высокие в сравнении с конкурентами технический уровень и качество товаров и услуг, более низкие цены, издержки производства и обращения, включая трансакционные (посреднические, оформительские и другие косвенные рас­ходы, связанные с заключением и осуществлением сделок).

Государственное управление конкурентоспособностью на мак­ро- и микроэкономическом уровнях, направленное на ее повышение, включает, соответственно:

—              финансирование научных исследований, проектных, конструкторских, технологических разработок, опытного производства, испытаний в рамках государственных целевых программ научно-технического и технико-технологического развития;

—              участие государства в профессиональной подготовке, повышении уровня образования работников;

—              государственное участие в поиске, распространении, пере­даче мирового опыта ведения производства я организации рыноч­ных продаж;

—              государственное содействие освоению и применению ресурсосберегающих технологий производства и обращения продукции;

—              управление качеством товаров и услуг посредством разработ­ки и утверждения государственных стандартов качества и сертификации продукции;

—              государственное способствование продвижению товаров и услуг отечественных производителей на рынки сбыта, удержанию и расширению секторов рынка, защите от давления отечествен­ных и иностранных монополий.

Государство может прибегать к мерам повышения конкурентоспособности продукции, товаров, услуг путем стимулирования высокого качества, регулирования и контроля параметров качества, установления налоговых ставок, таможенных пошлин, тарифов, способствующих усилению конкурентных возможностей отечественных товаропроизводителей.

 

 

  Заключение

 Антимонопольная политика государства не означа­ет тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регули­рование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и ней­трализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ос­лаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и со­ставляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд суще­ственных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, ког­да в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии ста­новления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразви­тость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольно­го регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо созда­вать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не созда­ет систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно ус­пешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность госу­дарственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому ан­тимонопольное регулирование в России распространяется и на дея­тельность всех этих субъектов.   

 

 

 

 

 

Список литературы

      

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. – М. Дело. 2001. – 280 с. – (Сер. «Наука управления»).

 

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд. , перераб. И доп. – М.: Юрайт – здат, 2004. – 399 с.

 

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 572 с.

 

4. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 384 с. — (Высшее образование).

 

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 456 с.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.