Руководство
по составлению платежного баланса МВФ в абзаце 21 определяет экономическую
территорию страны как территорию, находящуюся под юрисдикцией правительства
страны, в пределах которой возможна свободное перемещение людей, товаров и
финансовых ресурсов. При этом можно отметить, что эта территория не всегда
совпадает с географической границей государства, так как в пределы
экономической территории включаются территориальные анклавы вне основной
государственной границы: посольства, консульства, военные базы, научные
станции, информационные, иммиграционные или благотворительные агентства,
расположенные на территории других государств и находящиеся в распоряжении
правительства страны, которое владеет или арендует эти объекты.[5])
Согласно
пятому изданию "Руководства...", экономический субъект имеет центр экономических интересов на
территории данного государства, если в каком-то месте, находящемся на
экономической территории страны, существует имущество, производственные
помещения, иные строения, которые этот экономический субъект использует и
намеревается использовать в течение определенного длительного периода времени
прямым или косвенным образом для осуществления экономических операций или
сделок в достаточно большом масштабе.[6])
Из приведенного определения центра экономических интересов видно, что
формулировки достаточно расплывчаты, чтобы применять их напрямую на практике.
Вследствие этого МВФ утверждает, что в большинстве случаев для определения
центра экономических интересов достаточно признака ведения экономической
деятельности и операций в течение годичного срока.
Оба
предыдущих понятия — экономической территории и центра экономических интересов
субъекта — необходимы для определения ключевого понятия в системе платежного
баланса — резидентности, то есть установление критериев, в соответствии с
которыми того или иного экономического субъекта было возможно отнести к
категории резидента данной страны. В связи с этим важно подчеркнуть, что
концепция резидентности в системе платежного баланса не основывается на
критериях национальной принадлежности экономического субъекта либо на
юридических критериях определения резидентов того или иного государства.
В
соответствии с пятым изданием "Руководства..." экономический субъект
является резидентом данной страны, если он имеет центр экономических интересов
на экономической территории страны.[7])
МВФ
подразделяет всех экономических субъектов на две категории: домашние хозяйства
и физические лица, составляющие домашние хозяйства, а также юридические лица и
иные организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности,
некоммерческие организации и органы государственной власти данной страны. Пятое
издание "Руководства..." подробно описывает наиболее общие случаи
применения критериев резидентности к обеим категориям (например, вопросы
резидентства международных либо межправительственных организаций и т.д.).
Принципы
оценки экономической сделки и времени записи. Для целей сравнительного
анализа и агрегирования статистических данных при составлении балансов
международных расчетов требуется единая система оценки сделок с реальными и
финансовыми активами и пассивами, а также оценки активов и обязательств на
определенный момент времени. МВФ рекомендует производить оценку всех сделок, а
также активов и обязательств, по рыночным ценам, согласованным участниками
экономической операции. Обычно учет в системе платежного баланса производится
по фактическим ценам (причем, как правило, экспорт учитывается в ценах CIF, а импорт — в ценах FOB).
Тем
не менее, МВФ определяет рыночную цену как денежную сумму, которую покупатель,
добровольно желающий купить товар, услугу и т.д., готов уплатить продавцу,
добровольно желающему продать товар, услугу и т.д., в обмен на предмет сделки
при условиях независимости сторон сделки друг от друга и коммерческой
обоснованности сделки.[8])
Вместе с тем, в пятом издании "Руководства..." перечислены случаи,
когда рыночную цену в соответствии с приведенными критериями установить
невозможно — бартерные операции, налоговые платежи, сделки между дочерним и
материнским предприятиями, международный лизинг, гранты от государственных и
некоммерческих организаций. В таких случаях оценка сделок производится по ценам
аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени, за
который проводится оценка. Также МВФ дает рекомендации по поводу выявления
трансфертного ценообразования в сделках между аффилированными предприятиями —
резидентами разных стран.
Сами
же операции находят свое отражение в балансе в момент создания, трансформации,
обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости. При этом считается,
что требования и обязательства всегда возникают при смене собственника за некоторыми исключениями, такими как передача
имущества в рамках договора лизинга, перемещение продукции из одной страны в
другую в пределах одной корпорации или сети аффилированных предприятий или
перемещение давальческого сырья в страну в целях переработки (толлинг).
Концепция и типы экономических операций. В
широком смысле, смена экономического состояния объекта операции, отражаемая в
платежном балансе, вытекает из сделки между резидентом и нерезидентом (по
крайней мере, все сделки между ними фиксирует платежный баланс). Основными
типами действий экономических субъектов, которые можно найти в балансе,
являются не платежи, несмотря на название баланса, а экономические операции или
сделки, которые могут вовсе не сопровождаться денежным платежом. Учет в системе
платежного баланса таких операций и составляет основное его отличие от баланса
международных платежей страны. МВФ выделяет следующие виды экономических
операций, которые отражаются в платежном балансе[9]):
1)
Обмен. Такого рода сделки обычно составляют большую часть операций,
фиксируемых в платежном балансе. Сделка обмена заключается в предоставлении
одним контрагентом другому экономической стоимости в обмен на эквивалентную
стоимость в другой форме. При этом экономическая стоимость определяется в
широком смысле как реальные ресурсы (товары, услуги, доход) либо инструменты
денежного, валютного и финансового рынков.
2)
Трансферты. Отличаются от сделок обмена тем, что контрагент не
предоставляет взамен полученной стоимости ее эквивалента.
3)
Миграция. В силу того, что экономическая система определена в терминах
экономических субъектов, ее производительность наверняка будет подвержена
изменению вместе с изменением количества субъектов, относящихся к данной
экономике. Миграция возникает, когда домашнее хозяйство перемещается на
продолжительное время в другую страну. Данное явление имеет значение для
платежного баланса в силу того, что вместе с домашним хозяйством перемещаются
также и некоторые виды активов, которые как бы импортируются в ту страну, куда
переезжает экономический субъект.
4)
"Вмененные" операции. В некоторых случаях в платежном балансе
могут учитываться так называемые «вмененные» экономические операции, не
сопровождаемые движением стоимости от резидента к нерезиденту и наоборот.
Примером является реинвестирование полученной прибыли иностранным акционером
предприятия. Несмотря на то, что эта операция не сопровождается международным
движением стоимостей, реинвестированная прибыль в доле, пропорциональной доле
иностранного инвестора в акционерном капитале, отражается в платежном балансе
как доход от прямых инвестиций с балансирующей проводкой
"реинвестированная прибыль" по финансовому счету.
В
заключение рассмотрения основных принципов составления платежного баланса
необходимо остановиться на том, в каких денежных единицах вести учет. С точки
зрения МВФ, стандартная единица учета должна быть достаточно стабильной, чтобы
изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых
показателях, также единица учета должна быть стабильной на протяжении как можно
большего числа учетных периодов для обеспечения сравнимости и анализа их динамики.
Таким образом, не существует идеальной единицы учета, а для представления
отчета в МВФ от стран требуется составление платежного баланса в тех единицах,
которые утверждены в самой стране для этих целей. При этом МВФ в своих целях
может пересчитывать отчеты, представленные странами-участницами в денежные
единицы, которые его эксперты считают наиболее подходящими в сложившихся
обстоятельствах, учитывая рыночные, официальные обменные курсы, а в некоторых
случаях — и обменные курсы так называемого "черного" рынка. Но
следует отметить, что в подавляющем большинстве стран учет и публикация
показателей платежного баланса ведется в валюте США.
Таким
образом, в настоящее время большинство стран мира составляют свои платежные
балансы в соответствии с методологией и принципами, разработанными
Международным валютным фондом. Такой подход значительно облегчает сопоставление
и анализ платежных балансов разных стран за разные промежутки времени, а также
позволяет унифицировать процесс составления платежного баланса.
§2. Структура платежного баланса.
Разделение
платежного баланса на конкретные счета, или компоненты, должно основываться на
ряде принципов, среди которых следует особо выделить следующие[10]):
-
каждая статья платежного баланса должна иметь свои
особенности, то есть фактор или их совокупность, оказывающие влияние на объем
одной статьи, должны отличаться от факторов, воздействующих на иные статьи;
-
наличие той или иной статьи в платежном балансе
должно иметь значение для группы стран, выраженное как в динамике изменения
этой статьи, так и в абсолютной ее величине. Другими словами, если какой-нибудь
показатель системы платежного баланса подвержен сильным колебаниям в течение
определенного периода времени у группы стран либо он занимает большой удельный
вес в платежных балансах группы стран, то он должен быть выделен в виде
отдельной статьи;
-
сбор информации для учета по статьям не должен
представлять особых сложностей для составителей платежного баланса (тем не
менее, этот принцип второстепенен по отношению к первым двум);
-
структура платежного баланса должна быть такой,
чтобы показатели платежного баланса сочетались с другими статистическими
системами, например, системой национальных счетов; в то же время, количество
статей не должно быть чрезмерно многочисленным, а сами статьи должны подлежать
консолидации в компоненты более высокого уровня (для того, чтобы страны, не
вышедшие на высокий уровень обработки статистической информации были способны
представлять платежный баланс с меньшей детализацией).
МВФ в пятом издании
"Руководства..." приводит детальный перечень стандартных компонентов
платежного баланса, особо оговаривая то, что у большинства стран нет
необходимости придерживаться этого перечня до мельчайших подробностей прежде
всего в силу отсутствия информации по отдельным статьям.
Стандартные
компоненты баланса можно разбить на две основные группы счетов: счет текущих
операций, по которому учитываются экономические сделки, охватывающие товары,
услуги, получение дохода и текущие трансферты, и счет операций с капиталом и
финансовыми инструментами, учет по которому охватывает капитальные трансферты,
продажу/приобретение непроизведенных нефинансовых активов, а также операции с
финансовыми требованиями и обязательствами. Более детальная классификация
счетов платежного баланса приведена в таблице 1 Приложения.
Приведенная
структура в части счета текущих операций отражает исторически сложившиеся
критерии отнесения экономических сделок к текущим операциям. Наиболее
значительную долю в счете текущих операций обычно занимает счет
"товары", в последнее время все большую роль начинает играть статья
"услуги", также в счет текущих операций входят статьи
"доход" и "текущие трансферты". Также примечательно
выделение в составе второй части платежного баланса счета операций с капиталом
и финансового счета (или счета операций с финансовыми инструментами), первый из
которых охватывает операции, связанные с получением капитальных трансфертов и
приобретение/продажу непроизведенных нефинансовых активов, а второй — все
операции, связанные с изменением владельца всех иностранных активов и
обязательств экономики страны. Такое разделение отражает, во-первых, растущую
роль интеллектуальной собственности — программных продуктов, технологий,
ноу-хау и т.д. — в мировой экономике, а во-вторых, развитие мирового рынка
ссудного капитала.
§3. Подходы к
определению сальдо платежного баланса
После
рассмотрения принципов составления и структуры платежного баланса мне
представляется необходимым перейти к изложению подходов к определению сальдо
платежного баланса — основного показателя, используемого для анализа как
практиками, так и экономистами-теоретиками.
Проблема
в данном случае заключается в том, что по сути платежный баланс является чисто
учетным документом, основной целью составления которого служит получение
наиболее точных сведений о состоявшихся внешних платежах страны. Этот принцип
составления платежного баланса — общая сумма кредита должна быть равна общей
сумме дебета — часто не удовлетворяет экономистов и политиков, и для разработки
конкретных мер требуется сальдо по агрегированным группам операций внутри
общего баланса. При этом ситуация аналогична анализу бухгалтерского баланса,
когда аналитик строит баланс-нетто и исчисляет различные финансовые
коэффициенты.
В
связи с этим МВФ рекомендует странам составлять платежный баланс в двух
вариантах: в соответствии со стандартными компонентами (нейтральное
представление) и в аналитическом представлении. В нейтральном представлении
операции классифицируются с точки зрения безусловных экономических критериев. В
аналитическом представлении составители могут определенным образом
перегруппировывать статьи для целей получения, например, общего сальдо
платежного баланса, которое в нейтральном представлении всегда должно быть
равно нулю.
Анализ
сальдо платежного баланса важен также и при определении экономической политики,
основной целью которой с теоретической точки зрения является достижение
равновесного состояния, которое в современной экономической теории означает
такую ситуацию, когда экономические агенты не имеют побудительных причин к
изменению своего поведения[11]).
В связи с этим возникает вопрос, какие компоненты платежного баланса должны
находится в равновесии.
В
экономической науке выделяют три основных аналитических группировки статей
платежного баланса, результатом которых является соответствующее сальдо[12]:
I.
Торговый баланс
II. Баланс текущих операций
III. Общий баланс или баланс
официальных расчетов
Говорят,
что имеет место положительное сальдо, когда кредит превосходит дебет и наоборот
— отрицательное сальдо, или дефицит, когда дебет превосходит кредит.
Традиционно
принято говорить о подведении черты, разграничивающей операции, результат
которых составляет анализируемый показатель сальдо платежного баланса и
операции по финансированию этого сальдо. Таким образом, сальдо платежного
баланса является в определенной мере субъективным понятием и его определение
зависит как от целей анализа, так и от роли, которую играет страна и ее
национальная валюта в международных экономических отношениях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|