Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального
бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной
программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение
ассигнований на её реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого
предпринимательства включают в себя основные положения:
·
меры по
формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на
федеральном, региональном и местном уровнях;
·
перспективные
направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды
деятельности субъектов малого предпринимательства;
·
меры,
принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки
малого предпринимательства;
·
предложения
по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из
соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных
программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт
средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных
бюджетов и других источников.
Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды
поддержки малого предпринимательства.
Финансовую
политику поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне
осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства путем
реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы
государственной поддержки малого предпринимательства, государственным
заказчиком которой он является.
На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и
муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства на основе
соответствующих региональных и муниципальных программ.
Главной целью финансовой политики государства в отношении малого
бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на
рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой
устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных
высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал
малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение
конкурентоспособности.
Основными направлениями
кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства являются:
различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций;
системы самофинансирования малого предпринимательства (кредитные союзы,
общества взаимного страхования) и микрокредитование.
Возможности малых предприятий получить банковский кредит ограничены в
силу более жестких требований банков к малым предприятиям по предоставлению
гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной
кредитной истории и повышенных рисков. Банковский
сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий, что
существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к
повышению ставок по кредитам.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в рамках
Федеральной программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых
компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием,
которые будут работать с субъектами малого предпринимательства, а также
создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на кредитование
малого предпринимательства, вовлечения средств частных инвесторов в развитие
малых предприятий.
Банк России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных
организаций, которые будут осуществлять депозитно-кредитные операции и специализироваться
на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на
кредитовании субъектов малого предпринимательства.
Создание общих благоприятных условий кредитования и оздоровление
финансового рынка России в целом не исключают необходимости сохранения
специальных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства через
систему фондов поддержки малого предпринимательства. Такая система хорошо
зарекомендовала себя за рубежом.
Проблема нехватки у малых предприятий высокотехнологичных основных
фондов может быть решена на основе лизинга оборудования, с помощью которого
малые предприятия, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению
кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и
технологии.
Несмотря на относительно малый объем государственных средств,
вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, развитие
лизинговых операций, ориентированных на малый бизнес, приносит положительные результаты.
Мониторинг деятельности 9 региональных
лизинговых компаний, работающих с малыми предприятиями, показал, что средний
процент лизингополучателей – субъектов малого предпринимательства от общего
количества клиентов составляет 61,5%, при этом из общего количества заключенных
договоров на автотранспорт приходится 28,2%, на торговое оборудование –27%,
компьютеры и другую оргтехнику – 8,6%, на производственное оборудование – всего
4,5%, сельскохозяйственное оборудование – 1,3%. «Нижегородская лизинговая
компания» за последние два года заключила лизинговых сделок более чем с 50-ю
предпринимателями объемом в 8,1 млн. рублей и более 1704 тыс. долларов США.
Лизинговой компанией “Кубаньлизингмаш” Краснодарского края было проведено 10
лизинговых операций на сумму 4 млн. рублей. Внедрение оборудования,
поставляемого по лизингу, позволило в 1,5 раза увеличить объем производства
лизингополучателями, дополнительно внести в бюджеты всех уровней около 1 млн. рублей.
Эффективная работа лизинговых компаний позволяет не только
своевременно и в полном объеме получать лизинговые платежи и комиссионное
вознаграждение, но и отчислять соответствующие суммы налогов в бюджеты,
превышающие объемы средств, первоначально выделенных на их финансовую
поддержку.
Лизинговые компании в настоящее время испытывают значительные
трудности в привлечении дополнительных оборотных средств. Существуют проблемы,
вытекающие из общей неразвитости рынка: финансовая маломощность предприятий,
отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей, неполнота
правовой базы, неясность налоговых правил, недоработка механизма возврата
имущества, отсутствие развитого рынка подержанного оборудования.
Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов
финансирования малого предпринимательства является венчурное
инвестирование. Инвестиции венчурного капитала
сопряжены с длительными сроками вложений, относительно повышенными рисками, но
обеспечивают более высокую доходность в случае успешного развития получателей
инвестиций. Эти средства вкладываются, в основном, в уставной капитал вновь
созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на
развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов.
Для становления малых предприятий и деятельности предпринимателей без
образования юридического лица важное значение имеет проблема быстрого доступа к
кредитным ресурсам в относительно малых суммах, используемым в качестве
оборотных средств - микрофинансирование. По
оценкам Ресурсного центра малого предпринимательства объем рынка
микрофинансирования в России составляет около 7 млрд. долларов.
Только в 1998-2000 гг. началась реализация нескольких программ
микрофинансирования на общую сумму около 100 млн. долларов на региональном
уровне при содействии ФФПМП и ряда зарубежных и международных организаций.
Состояние программ микрокредитования (по данным
ФФПМП) на 01.01.2001 г.: среднемесячная процентная ставка по микрокредитам – 6%
в месяц; средний размер займа – 12,5 тыс. руб.; средний объем займов на одного
клиента – 20 тыс. руб.; средний процент возврата займов – 95%; распределение
займов: торговля - 55%, оказание бытовых услуг - 24%, сельское хозяйство - 11%;
63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям.
Осуществление программ микрокредитования в регионах показало, что эта
услуга востребована не только предпринимателями с незначительными доходами, но и
субъектами малого предпринимательства, заинтересованными в оперативном доступе
к финансовым ресурсам. Показательно, что услуги микрокредитования активно
востребованы в районных центрах и муниципальных образованиях.
В Свердловской области выдачу микрокредитов ведут 16
муниципальных фондов. С июля 1998 года по февраль 2000 г. эти фонды предоставили 1388 займов на сумму 15 млн. рублей. Ставка кредита составляет 8-9% в
месяц. Срок возврата -3 месяца. Для получения кредита не требуется залог.
Возвратность кредитов - 98%. В Смоленской области кооператив финансовой помощи
“Содействие” выдал за 8 месяцев 2000 года 1321 микрозайм на сумму 18,6 млн. рублей,
коэффициент оборачиваемости ресурсов в микрокредитовании составил 5,3.
Несмотря на расширение такого вида финансовой поддержки, как
микрофинансирование, коммерческие банки практически не развивают программы
микрофинансирования, в связи с чем большая часть рынка такого рода финансовых
услуг действует на «неформальной» основе в рамках теневого оборота. Соответственно,
прибыль, получаемая по ссудам и микрокредитам, не учитывается в официальном
обороте и не облагается налогами.
С учетом значительного спроса на данные услуги и высокой
эффективности микрокредитования в 2001 г. и в среднесрочной перспективе эти программы будут развиваться, в том числе через небанковские кредитные
организации и общества взаимного кредитования.
Значительным инвестиционным резервом для малого предпринимательства
является внебанковский рынок капитала, в том числе система обществ взаимного кредитования (кредитных
кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения
свободных средств граждан в развитие малого предпринимательства.
В Волгоградской области кредитные потребительские кооперативы
и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы действуют с 1994 г. За это время выдано займов на сумму 33,2 млн. рублей. В настоящее время в области действует
55 кредитных кооперативов. В 1999 году их активы составили 18,2 млн. рублей, выдано
займов на сумму 22,3 млн. рублей, в том числе крестьянским (фермерским)
хозяйствам - 8,2 млн. рублей, предпринимателям - 7,2 млн. рублей, гражданам -
6,9 млн. рублей. Для оказания финансовой помощи индивидуальным
предпринимателям при Республиканском фонде поддержки малых предприятий
Чувашской Республики в октябре 1998 года образован потребительский кооператив
финансовой взаимопомощи предпринимателей “Союз”. За время деятельности
кооператива заключено 76 договоров на сумму 3,62 млн. рублей. На территории
Хабаровского края действуют 9 кредитных союзов. Кредитный потребительский союз
«Первый Дальневосточный» в г. Комсомольске-на-Амуре, созданным в 1995 году, с
числом пайщиков 1100 человек выдал 8630 займов на сумму 34,6 млн. рублей. Займы
выдавались за счет сформированного фонда финансовой взаимопомощи, который
состоит из личных сбережений пайщиков.
В настоящее время в России уже работают более 700 таких обществ.
Право создания обществ взаимного кредитования определено гражданским
законодательством, но для более целенаправленного использования этого механизма
необходимо совершенствовать нормативную правовую базу и организовать
методическое сопровождение деятельности обществ взаимного кредитования.
Одной из привлекательных ресурсосберегающих форм привлечения средств
является франчайзинг. Роль его в развитии
малого предпринимательства постоянно возрастает, так как он позволяет
предпринимателю начать собственное дело, пользуясь чужим опытом, знаниями и
поддержкой.
Развитие государственной финансовой поддержки малого
предпринимательства должно способствовать созданию базы для
рациональной структуры как регионального хозяйства, так и экономики России в
целом. Достижение этой цели связано с разработкой специальных механизмов
финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и решением комплекса
взаимосвязанных вопросов, включающих развитие системы гарантий и внедрение
компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, налоговые
льготы, совершенствование законодательства, информационную поддержку,
подготовку кадров, формирование соответствующей инфраструктуры финансовых
институтов поддержки малого предпринимательства, эффективную координацию
действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов
местной власти.
Государственная финансово-кредитная поддержка малого
предпринимательства должна осуществляться по двум основным направлениям.
Первое из них связано с оказанием субъектам малого бизнеса прямой
финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и
беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной
компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании
субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного
финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций. Такая
финансовая помощь может являться как безвозвратной, не оговоренной какими-либо
предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго
по назначению при условии их возврата или компенсации.
Второе направление - косвенная финансовая поддержка малого
предпринимательства, нацеленная на поощрение, стимулирование инвестиционной
активности малых предприятий. Соответствующие меры должны включать
общегосударственные и региональные режимы налогообложения малых предприятий,
внедрение упрощенных схем взимания налогов; установление норм ускоренной
амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями; распространение
системы лизинга и др.
Должен получить развитие механизм гарантий по инвестиционным кредитам
малым предприятиям, включая предоставление государственных гарантий
коммерческим банкам, принимающим участие в финансировании сферы малого предпринимательства.
Проектный цикл, или жизненный цикл проекта, - важнейшее понятие дисциплины управления проектами. В целом это - “промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации”. Проектный цикл является исходным понятием для решения проблемы финансирования работ по проекту, принятия соответствующих решений. Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называются фазами (этапами, стадиями). В самом общем виде проектный цикл делится на три фазы: 1) прединвестиционная; 2) инвестиционная; 3) эксплуатационная. В рамках каждой фазы можно выделить ряд этапов. Например, прединвестиционная фаза для инициатора проекта может быть разделена на этапы:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|