Лишь много позже, на рубеже
XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для
экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам
производства — труду, земле, капиталу — четвертый — организацию,
а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название — предпринимательство.
Красочную характеристику
предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта.
Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная
свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять
многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить
свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели
предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и
росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно
процветание.
Следующий этап
развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга
заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя
особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и
предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и
Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие
моменты:
- умение
организовать и управлять производством;
- инициативная,
новаторская деятельность;
- рисковая
деятельность;
Наиболее полное
современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге
"Предпринимательство". Аналогичное определение предпринимательства
дано у Стаддарта в книге "Ключи к миру бизнеса". В целом,
скомпонованное определение выглядит так:
"Предпринимательство
- это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности,
направленная на создание экономических и организационных условий с целью
производства материальных благ и услуг и получения прибыли".
Таким образом,
основными чертами предпринимательства являются:
1. Инициативная
деятельность.
2. Новаторская
деятельность.
3. Деятельность
по организации и управлению производством.
4. Рисковая
деятельность.
5. Получение
предпринимательского дохода.
Однако
наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его
природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того
организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые
комбинации: "Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают
другие... и не так, как делают другие". При этом
Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником
производства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка
или акционерного общества.
К функциям предпринимателя
И. Шумпетер относит:
1) создание нового, еще не
знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми
качествами;
2)
введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа
производства;
3)
завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
4)
использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
5)
введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот,
преодоление монополии .
Борясь с рутиной, осуществляя
нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по
словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Разработанная И.
Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным
определением сути предпринимательства.
Данная характеристика,
конечно, не является исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще
одну важную функцию предпринимателя — слежения за ценами и издержками, а также
за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект
деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он
подчеркивал, что предприниматель — это лицо, которое в конкурентной системе
направляет производство, выполняя роль механизма цен .
Таким образом, в современной
научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на
важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы
производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития.
1.4. Роль бизнеса в экономике страны.
Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной экономики
является существование и взаимодействие больших, средних и малых предприятий
Особенное значение бизнеса в переходный к рыночным
отношениям период, проявляется в структурной перестройке экономики, ускорении
научно-технического процесса, формировании нового социального слоя. Развитие бизнеса
создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует
диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать
издержки рыночной экономики, к числу которых следует отнести безработицу,
конъюнктурные колебания производства, а также иные кризисные явления.
Бизнес содержит большой потенциал для оптимизации
путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью предприятия
является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное
стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных
для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на предприятии не
может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних
работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов
достижения рациональных показателей экономики в целом.
Таким образом, роль бизнеса в общей экономике страны
трудно переоценить, и его влияние на различные аспекты общественного
воспроизводства значительны и не подлежат сомнению.
Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые
неизбежны при образовании нового течения в экономике Украины, сначала следует
поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же
условия необходимы для развития предпринимательства в Украине.
1.1 Необходимость государственного регулирования
предпринимательства.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты,
не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы
в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально
справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не
нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои
населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие
отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для
общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не
решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться
государство.
Прерогатива государства — обеспечение надежного правопорядка в
стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для
развития предпринимательства и экономики?.
Таким образом, предпринимательство в любой стране
не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих
условий для этого. Государство всегда регулирует современную экономику. При
этом организационно-правовое воздействие направленно на стимулирование частной
инициативы и помощь хозяйствующим субъектам путём создания необходимых условий
для их успешного функционирования.
Затянувшийся экономический кризис в нашей стране,
характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в
обществе и совпавшей по времени с переходом на
________________
? Курс предпринимательства: Учебник для вузов. – В.Я. Горфиндель, В.А.
Швандер, Е.М Купряков и др.: Под ред. проф. В.Я. Горфинделя, проф. В.А.
Швандера. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – ст. 393
рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и
некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические
процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на
него возлагаются.
Для стабилизации рыночных отношений и преодоления экономического
кризиса на государство возлагаются следующие основные функции:
1. Создание правовой основы. Государство разрабатывает и
принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие
предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При
помощи правовой основы государство обеспечивает законные "правила игры",
регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.
2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной
безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого
гражданина, общества в целом и всех субъектов предпринимательской деятельности.
Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране
создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности,
мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет
на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.
3. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики,
когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные
макроэкономические показатели: объем валового национального продукта,
национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др.
Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все
имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения
соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и
инвестиционной политики.
Если государство не будет добиваться стабилизации
экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может
повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом,
социальную обстановку и другие процессы.
4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.
Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в
гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы,
пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении
различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных
доходов в связи с инфляцией и т.д. Проводя эту политику, государство тем самым
обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не
допускает социальной напряженности в обществе.
5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция – один
из основных регулирующих инструментов. Конкуренция — основа прогресса во всех
сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все
новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее
производство. Поэтому одна из функций государства – защита конкуренции.
При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятие
– их слуга. При монополии ситуация резко изменяется и покупатель из хозяина
превращается в слугу?.
Для Украины проблема создания конкурентной сферы и ее защита
особенно важны на современном этапе, поскольку среда для настоящей конкуренции
в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована.
Выход из
создавшегося положения очевиден: демонополизация экономики – создание
конкурентной среды – защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций
государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и
средства.
_______________
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Реализация предпринимательства в Украине имеет большое число
проблем, к основному числу которых можно отнести следующее:
-
недостаточная финансовая поддержка и отсутствие
реальных финансово-кредитных механизмов, что есть следствием слабой финансовой
политикой государства в отношении предпринимательства, что порождает трудности
с получением кредита и высокая кредитная ставка;
-
налоги; законодательство; инфляция; экономическая
ситуация в целом;
-
невыгодность инвестиций; конкуренцию;
несовершенство рынка; недоверие западных партнеров, недостаток культуры, опыта;
-
неплатежеспособность и необязательность партнеров и
клиентов; несовершенство банковской системы, недостаток собственных средств;
-
чрезмерная бюрократизация и излишние администрирование
развития предпринимательства со стороны государства, что порождает возможность
вседозволие властей, коррупцию и взятки;
-
неразвитости системы информационной поддержки предприятий,
трудности со сбытом; поиском клиентов и потребителей;
-
неразвитость системы страхования и гарантий при
реализации инновационных проектов в развитии наукоемких малых производств;
-
государственное регулирование инновационного
развития;
-
низкий уровень материально-технического обеспечения
малого предпринимательства, высокие цены на сырье и материалы; монополия
государства, госпредприятий, громоздкая отчетность;
-
трудности с арендой; разрыв экономических связей,
недостаток производственных площадей,
проблемы собственности; кадровые проблемы;
-
недоверие к власти со стороны предпринимательских
кругов;
-
отрицательное отношение к предпринимателям [13, c.17].
Только перечисление проблем, с которыми
сталкиваются отечественные предприниматели в сфере бизнеса, свидетельствует,
что пока не сформированы достаточно благоприятные условия, необходимые для развития
предпринимательства вообще. Все это приводит к торможению развития
предпринимательства, несмотря на усиление внимания в последнее время к этой
проблеме со стороны государства. Кроме этого, сложившаяся экономическая
ситуация с падением производства после прихода к власти в 2005 г. «оранжевой» правительственной команды, негативно воздействует на предпринимательство по всем
направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят
многие предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь
оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых
услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых
постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере
бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают реальные стимулы к
предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Однако не все так плохо в сфере предпринимательства,
и оно имеет свои перспективы развития. Особенно актуальна проблема
внедрения на рынок предприятий в свете последних изменений в экономике
Украины. В условиях выхода из экономического кризиса появление большого числа
фирм приведет к появлению новых рабочих мест, предприятием легче управлять в
условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные
деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.
Но все это станет возможным лишь после того, как государство
действительно займется бизнесом вплотную, а общество изменит свои взгляды на
предпринимательскую деятельность в данной сфере в целом, и на самих
предпринимателей, в частности.
Одним из наиболее важных направлений государственной
поддержки предпринимательства должно стать льготное кредитование. Бизнесу
нужен приток средств. Крупным предприятиям - с именем, авторитетом, банк всегда
пойдет навстречу. А малому, особенно начинающему, вряд ли на обычных условиях
дадут кредит. Поэтому льготное кредитование и страхование субъектов предпринимательства
с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет
средств фондов поддержки предпринимательства является одной из насущнейших
задач государственного регулирования и поддержки.
Кроме льготной кредитной политики следует применять и
льготное налогообложение. Законами Украины должны устанавливаться льготы по налогообложению
субъектов предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных
и страховых организаций.
Большую роль в государственной поддержке бизнеса
должны сыграть фонды, государственные и муниципальные, основными направлениями
деятельности которых, является:
-
содействие в формировании
рыночных отношений путем привлечения и эффективного
использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов,
мероприятий в области предпринимательства;
-
участие в разработке,
проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов в области
предпринимательства, развитие конкуренции, насыщения товарного рынка, создания
новых рабочих мест;
-
участие в форсировании
работ по созданию инфраструктуры рынка;
-
поддержка инновационной
деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и
производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых
технологий и изобретений;
содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для
реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды
и развитию предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проделанной работы следует еще раз отметить
важность и актуальность предпринимательства в экономике любой страны, в том
числе, и Украины. Динамизм, развитие и диверсификация форм бизнеса дают
основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах с развитой экономикой
будет и дальше развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и
Украина, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации
предприятий бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в
стране. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории Украины
малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов
производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Предпринимательство
ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из
создавшейся в Украине кризисной ситуации была бы государственная политика
правительства, направленная на расширение и развитие предприятий.
Несомненна перспективность сектора бизнеса в
современной экономике, и большой интерес к нему не следует рассматривать лишь
как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное
направление структурной политики, обеспечивающей органическую смычку
воспроизводственных и рыночных процессов в украинском хозяйстве, реализацию
современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода.
Ибо, именно предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой
государственной политики в области бизнеса, могут стать основой рыночных
структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее
эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной
политики и формирование всеукраинского рынка.
Однако все это возможно лишь после устранения ряда
причин, ведущих к торможению развития предпринимательства.
Налоговая система и налоговая политика в Украине
являются тормозом развития бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов
предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система
государственной поддержки субъектов предпринимательства, из государственного и
местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало финансовых средств.
Работа созданной инфраструктуры для поддержки бизнеса остается только на
бумаге.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности для субъектов предпринимательства тоже не может решить проблему
экономического стимулирования предпринимательства, так как сама система
требует изменений.
Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности
должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом
порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные
санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.
Таким образом, можно сказать, что предпринимательство
развивается не благодаря, а «вопреки» заботам государства, ведь
предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части
бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП,
становления так необходимого в Украине «среднего» класса.
Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно лишь при
последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций
государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных
гарантий безопасности ведения бизнеса. Увеличение числа добросовестных
налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в
конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов предпринимательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Видягин В.И. Экономическая
теория (политэкономия): учебник для ВУЗов. – М., 2000. – 546 с.
2. Киселев А.П. Теория и практика
современного бизнеса. - К.: Либра.
3. Курс предпринимательства: Учебник для вузов. –
В.Я. Горфиндель, В.А.
4. Курс экономической теории: общие основы
экономической теории. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика:
Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор
А.В.Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 1997.-736с.
5.
Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. –
М.:ИНФА-М, 2002.
6. Основы экономической теории: Учебник/С.В.
Мочерный, В.К.Симоненко; под общей редакцией С.В.Мочерного-К.: О-во «Знания»,
КОО,2000.
7. Основи эк. Теорii : Пiдручник
суспiльне виробництво/ред. Ю.В. Нiколенко-К.:
Либiдь
8. Основы экон. Теории/под
ред.доктора экономических наук профес. С.В. Мочерного Киев-Академия,2003.
9. Полiт экономiя / пiдр. Для студентiв вузiв Т.I.Башнянин,
П.Ю. Лазур. Iльга 2000
10. Предпринимательство / Под
ред. А.М. Горфинкеля – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1999.
11. Романов М.В. Фінансова
підтримка підприємництва. // Фінанси України. -№9, 2003. – С. 32-35.
12. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г.
Лапусты, -М.: ИНФРА-М, 1998.
13. Экономика Украины №2 1998.
14. Экономика, менеджмент, предпринимательство- Сборник
научных работ №3/2000. издательство СНУ Луганск 2000.
Страницы: 1, 2
|