Бухгалтерская (финансовая) отчетность и ее роль в процессе управления предприятием
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
I. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в процессе
управления предприятием…………………………………………………………………..5
1.1. Отчетность, её
сущность и значение……………………………………5
1.2. Система нормативно-правового регулирования
учета и отчетности в РФ……………………………………………………………………………….9
1.3
Цель и задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в условиях
развитого рынка………………………...……………………………….13
II. Бухгалтерская отчетность и ее роль в системе
управления ООО «агрофирма «Урожай» Киквидзенского района Волгоградской области..17
2.1. Краткая экономическая характеристика
предприятия………………..17
2.2. Организация
бухгалтерской службы ООО «агрофирма «Урожай»…26
III. Порядок составления и содержание
бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «агрофирма «Урожай»………………………………...…30
3.1 Этапы
формирования отчетности в ООО «агрофирма «Урожай» и ее
представление
пользователям…………………………………………...…30
3.2. Содержание
основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности в ООО «агрофирма «Урожай»………..……………………………….……35
IV. Трансформация и совершенствование
бухгалтерской (финансовой)
отчетности в
соответствии с международными стандартами…………….69
Выводы и предложения……………………………………………………...77
Список литературы…………………………………………………………..80
Введение
Бухгалтерская отчетность
– это единая система данных об имущественном и финансовом положении
организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности,
подготовленная по установленным формам. Согласно концепции финансового капитала
при формировании бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также
приложений к этим формам отчета при обобщении данных бухгалтерского учета
основное внимание уделяется раскрытию информации, которая влияет или может
повлиять на принятие деловых и организационных решений, обеспечивающих
экономические выгоды заинтересованных лиц.
Бухгалтерская отчетность, прежде всего, должна быть полезна пользователям,
использующим эту отчетность для удовлетворения потребности в информации.
Пользователи бухгалтерской отчетности должны получить полную и достоверную
информацию о деятельности предприятия и его имущественном положении.
Формирование
финансовой отчетности позволяет всем заинтересованным лицам осуществить
контроль за соблюдением паритета экономических интересов, и именно финансовая
отчетность позволяет судить о качестве и соблюдении экономических интересов
собственника.
Поэтому цель
данной курсовой работы – раскрыть сущность и роль бухгалтерской отчетности в
системе управления ООО «агрофирма «Урожай» Киквидзенского района Волгоградской
области.
В условиях
развития рыночной экономики роль бухгалтерского учета заключается в
формировании максимально достоверной информации о финансовом состоянии и
финансовых результатах деятельности организации, а отчетность выступает
средством коммуникации в рамках национальных и международных рынков. В связи с
этим во многих странах усилилось внимание к проблеме унификации бухгалтерского
учета, поскольку развитие экономической интеграции бизнеса требует единых
подходов в понимании показателей, формируемых в системе бухгалтерского учета и
отражаемых в финансовой отчетности.
В этой
связи можно выделить следующие задачи, поставленные в предложенной курсовой
работе:
- раскрыть
сущность и значение отчетности;
- рассмотреть
систему нормативно-правового регулирования учета и отчетности в РФ;
- показать
организацию бухгалтерской службы на конкретном предприятии;
- рассмотреть
этапы формирования бухгалтерской отчетности и ее представление пользователям;
- детально
рассмотреть содержание основных форм финансовой отчетности;
- выявить пути
совершенствования бухгалтерской отчетности ООО «агрофирма «Урожай» в
соответствии с международными стандартами.
Объектом
исследования данной курсовой работы является ООО «агрофирма «Урожай»
Киквидзенского района Волгоградской области.
I. Бухгалтерская (финансовая)
отчетность в процессе управления предприятием
1.2.
Отчетность,
её сущность и значение
Информация о хозяйственных
операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период
времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в
сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного
регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система
показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на
отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период[2].
В свою очередь – это период, за который организация должна составлять
бухгалтерскую отчетность.
Такая
процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому
предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и
корректировки дальнейшего курса его финансово-хозяйственной деятельности.
Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание
которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии
собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках[12]. Пользователями
такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники
имущества предприятия. Содержание отчетности о деятельности предприятия,
имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес
для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом
положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности,
подготовленная по установленным формам на основе учетной информации. Принцип
составления и публикации бухгалтерской отчетности является одним из
определяющих принципов, положенных в основу методологии бухгалтерского учета[11].
Значение отчетности
– в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости,
сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления
и публичности.
Достоверность
базируется на информации не только бухгалтерского, но и других видов учета, в
первую очередь статистического. Нарушение данного подхода делает невозможным
составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на
различных уровнях хозяйственной деятельности[6]. Это условие требует
сопоставимости отчетных и плановых показателей.
В целях
обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной
политики должны вводиться с начала финансового года. Если такая сопоставимость
отсутствует, то данные за период, предшествовавший отчетному, подлежат
корректировке. При этом следует руководствоваться положениями, установленными
действующими нормативными актами системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации. В этом – методологическое единство
показателей отчетности. Сама корректировка с указанием причин и методика ее
проведения должны быть раскрыты в пояснительной записке к бухгалтерскому
балансу и отчету о финансовых результатах.
Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, т.е. она
должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самой
организации, так и ее филиалов, представительств и иных структурных
подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы. Целостность
или полнота отчетности позволяют принимать более обоснованные управленческие
решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть
подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской
организации.
Своевременность предполагает представление соответствующей бухгалтерской отчетности
в соответствующие адреса в установленный срок.
Простота отчетности выражается в ее упрощении и доступности. Переход
бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует
реализации данного требования[18].
Проверяемость
отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней
информации в любое время. Косвенно данное условие подразумевает нейтральность
представленной в ней информации.
Публичность
бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых
регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые
акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные
и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных
источников.
Публичность
предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности предприятия в
средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение
ее в соответствующих изданиях, а также передачу органам государственной
статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным
пользователям[5]. Исходя из принципа существенности, организация вправе
включить в отчетность любой показатель, который, по ее мнению, позволит
потенциальным пользователям получить более полное представление о ней. Годовая
бухгалтерская отчетность ОАО должна быть опубликована не позднее 1 июня года,
следующего за отчетным. Публикация должна предшествовать аудиторская проверка с
обязательным утверждением годового отчета общим собранием акционеров. Из перечня
форм годовой отчетности публикации в обязательном порядке подлежат
Бухгалтерский баланс (ф. № 1) и Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2). Такой
подход принят и в международной практике, что позволяет внешним пользователям
информации принять обоснованное решение в части вложения капитала в данную
компанию.
Отсутствие
отечественной нормативно-правовой базы учета в части подготовки отчетности по
международным стандартам требует постановки параллельного учета. В настоящее
время такой сервис могут предоставить некоторые отечественные фирмы,
специализирующиеся на информационных технологиях[12].
Наряду с
годовой бухгалтерской отчетностью публикуется также аудиторское заключение,
суть которого должна содержать мнение независимого аудитора о ее достоверности.
Внутренняя
бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к
коммерческой тайне. За незаконное получение и разглашение сведений,
составляющих коммерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.
1.2. Система
нормативно-правового регулирования учета и
отчетности в РФ
Российский
бухгалтерский учет в течение длительного периода времени существовал вне
процессов международной гармонизации, особенно в советский период, поскольку
созданный и функционирующий в годы советской власти отечественный учет отвечал
требованиям централизованно планируемой экономики, когда подавляющая часть
национального имущества находилась в распоряжении государства и
контролировалась государственными органами управления.
Важным
фактором обеспечения успешной интеграции России в мировую экономику стал
переход на принятую в международной практике систему учета и статистики.
Органами, наделенными полномочиями реформирования отечественной учетной
системы, стали Правительство РФ и Министерство финансов РФ, поскольку Россия по
основным характеристикам регулирования учета и отчетности относится к
континентальной модели регулирования, которое осуществляют государственные
органы. Система нормативно-правового регулирования включает четыре уровня.
На первом
уровне действует Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные
законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам
бухгалтерского учета, устанавливающие общие принципы организации учета, основы
финансовой отчетности[6].
Документы
второго уровня регулируют принципы и правила формирования учетной политики,
организации учета отдельных объектов наблюдения и их отражения в отчетности. К
ним относятся Положения по бухгалтерскому учету, составляющие систему
национальных стандартов. Положения утверждаются Министерством Финансов РФ.
На третьем
уровне учет регулируют инструкции и методические указания, разрабатываемые и
вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету, а
также рекомендации, определяющие отраслевые особенности учета. К документам
третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их
применению, составляющие основу организации учета экономических субъектов
независимо от организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, форм
собственности.
Документы
четвертого уровня разрабатываются внутри экономического субъекта, утверждаются
руководителем организации и определяют особенности учетной политики на
предприятии исходя из вариантности форм и методов ведения учета и формирования
отчетности, закрепленных в нормативных актах более высоких уровней.
Развитие
рыночных отношений привело к расширению числа заинтересованных пользователей финансовой
отчетности, в том числе иностранных и отечественных инвесторов, а также
показало необходимость владения полной систематизированной информацией самими
организациями для успешного ведения бизнеса[12]. Исходя из этого, в России при
разработке Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, одобренной
Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве Финансов РФ и
Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в 1997 г., было признано целесообразным создание национальной системы учета, базирующейся на традициях
российской практики, максимально приближенной к требованиям международных
стандартов финансовой отчетности.
В 1998 г. Правительством РФ утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
требованиями МСФО, предусматривающая план мероприятий по реконструкции учета,
действие которой было пролонгировано до 2005 г.[17]. В рамках реформирования законодательного обеспечения и нормативного регулирования выделяются два важных
направления. Первое связано с закреплением в должностных инструкциях требования
по аттестации профессиональных бухгалтеров, второе предполагает введение нормы
обязательности составления консолидированной бухгалтерской отчетности по группе
взаимосвязанных организаций. Одна из проблем, снижающих информативность
российской финансовой отчетности – отсутствие законодательного требования о
представлении консолидированной отчетности взаимозависимых организаций,
позволяющей оценивать перспективы развития бизнеса каждой компании с учетом
связей между ними. С 1.01.2004 г. российские предприятия должны составлять
консолидированную отчетность по правилам МСФО.
Выполнение
второго направления реформы связано с формированием положений по бухгалтерскому
учету. В настоящее время разработаны и действуют 20 стандартов (ПБУ).
В 2001 г. новые ориентиры дальнейших преобразований были определены Министерством финансов РФ.
Мероприятия по дальнейшему регулированию учета и отчетности предполагают:
- завершение
стандартизации, введение новых ПБУ;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|