рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бухучет. Учет материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками

Бухучет. Учет материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ.

            Порядок ведения учета материалов определяется положением о БУ «Учет материально-производственных запасов» ПБУ-5/98 (утв. приказом МФ РФ от 15.06.98 г. № 25-4).

             Все материалы в зависимости от их назначения и способа применения в процессе производства делятся на несколько групп. Такой способ  группировки материалов нашел отражение в инструкции по применению плана счетов, которое предусматривает открытие к 10 счету соответствующих субсчетов:

 

10/1   «Сырье и материалы» - отражает наличие и движение:

            а) сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции;

            б) вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции, или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу. 

10/2  «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия» - отражается  наличие и движение покупных полуфабрикатов, которые требуют затрат по их обработке или сборке.

10/3  «Топливо» - отражает наличие и движение нефтепродуктов и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств и на технологические нужды производства.

10/4  «Тара и тарные материалы» – отражает наличие и движение всех видов тары, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и  ее ремонта.

10/5   «Запасные части» - отражает наличие и движение запчастей, предназначенных для ремонта или замены изношенных частей машин и оборудования.

10/6   «Прочие материалы» – отражает наличие и движение:

           а) отходов производства;

           б) неисправленного брака;

           в) материальных ценностей, полученных при выбытии основных средств и МБП.

10/7 «Материалы, предназначенные в переработку на сторону» - отражает движение материалов, предназначенных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий. 

10/8  «Строительные материалы» – применяется предприятиями-застройщиками для учета материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ.

            Согласно ПБУ-5/98 МПЗ принимаются к БУ по фактической себестоимости. В зависимости от способа поступления материалов на предприятие различают их фактическую себестоимость:

            1. Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на приобретение за исключением НДС.

            К фактическим затратам относятся:

-          суммы, уплаченные поставщику или физическому лицу по договору;

-          стоимость информации и консультационных услуг, связанных с приобретением материалов;

-          таможенные пошлины;

-          вознаграждение посреднических организаций;

-          затраты на содержание заготовительно-складского аппарата;

-          на услуги транспорта за доставку материалов;

-          по оплате процентов по кредитам поставщика.

            2. ФСМ при их изготовлении самими предприятиями определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством.

 3.  ФСМ, внесенных в счет взноса в уставный капитал предприятия  определяется исходя из их денежной оценки.

 4. ФСМ, полученных безвозмездно, определяется исходя из рыночной стоимости на дату оприходования.

 5. ФСМ, приобретенных в обмен на другое имущество определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в ББ-се у этого предприятия.

  Фактическую себестоимость можно рассчитать только в конце отчетного периода, когда известны все ее слагаемые, по этому в текущем учете используют твердые или расчетные цены, называемые учетными.  При отпуске материалов в производство, и ином выбытии их оценка производится одним из методов:

1. По себестоимости каждой единицы.

2. По средней себестоимости, которая определяется как частное от деления общей себестоимости запасов на их количество:

Сред.себест. = (Сумма Н.С. + Сумма постав.мат) / (Кол-во нс + Кол-во пост. за м-ц).

3. По себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО). Данный метод предполагает списание материалов в строго хронологическом порядке поступления партия, т.е. сначала списывается 1 партия, затем 2 и т.д.

4. По себестоимости последних по времени МПЗ. Данный метод предполагает списание в производство сначала последних партий (ЛИФО).

Пример: Расчет стоимости израсходованных материалов и оценка их запасов на конец месяца

Показатели

Количество (шт.)

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1. Остаток на начло месяца

100

6

600

2. Поступило за месяц:

-          1 партия

-          2 партия

-          3 партия

50

50

50

7

5

9

350

250

450

3. Отпущено в производство

200

4. Остаток на конец месяца

1 вариант.  По средней стоимости          Ср.ст. = 600+350+250+450 =   6,6

                                                                            100+ 50+ 50 + 50

         Стоимость отпущенных материалов = 200 х 6,6  = 1 320 руб.

         Остаток на конец месяца = 50 х 6,6 = 330

2 вариант.  ФИФО

                     Ср. стоимость отпущенных материалов = (100 х 6) + (50 х 7) + (50 х 5) = 1 200  руб.

                     Остаток на конец месяца = 50 х 9 = 450                  

 3 вариант.   ЛИФО                  

                     Ср. стоимость отпущенных материалов = (50 х 9) + (50 х 5) + (50 х 7)  + (50 х 6) = 1 35  руб.

                     Остаток на конец месяца = 50 х 6 = 300

Документальное оформление движения материалов.

           Требования, предъявляемые к первичным учетным документам, изложены в постановлении Госкомстата РФ  от 30.10.98 г. № 71-А «Об утверждении унифицированных форм первичных документов».

            Для получения материалов от поставщика предприятие выдает доверенности лицам, состоящим с ним в трудовых отношениях. Доверенности подписываются руководителем и  гл.бух. и заверяются печатью. Выдачу доверенности регистрируют в журнале учета выдачи доверенностей и выдают по расписку получателю. Доверенность должна быть полностью заполнена, и иметь образец подписи лица на имя, которого она выдана. Представитель предприятия, получивший материалы, передает их должностному лицу, ответственному за их хранение и отчитывается перед бухгалтерией.

           Срок действия доверенности, как правило, 15 дней.  

           Не использованные доверенности возвращаются в бухгалтерию, где хранятся до  конца отчетного года, а затем списываются по акту. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается.

           

          Поступившие материалы на склад оформляются следующими документами:

1.       Приходный ордер (Форма М-4)  - применяется для учета материалов, поступивших от поставщика или из переработки при полном соответствии количества, фактически поступивших  материалов количеству указанному  в документах.

2.       Акт приемки материалов (Форма  М-7) – применяется в двух случаях:

-          для оформления приемки материалов, имеющих количественное или качественное расхождение с данными  сопроводительных документов;

-          применяется при оформлении приемки неотфактурованной поставки.

           Акт  в 2-х экземплярах составляется членами комиссии с обязательным присутствии мат-отв. лица и представителя поставщика. Один экз. передается в бухгалтерию, а другой – отделу снабжения или юридическому отделу для направления претензионного письма поставщику. В случае выявления излишек они приходуются, а затем оплачиваются.

3.       Договор купли-продажи – применяется в случае  приобретения материалов у физического лица. Должны содержать сведения о продавце и о закупленном материале.

               Документы на отпуск со склада:

               

1.       Лимитно-заборная карта (Форма М-8)  - применяется для оформления отпуска материалов (при наличии лимита), систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Выписывается в 2-х экз. на одно наименование материала, после чего выводится остаток свободного лимита.

2.       Требование-накладная (Форма М-11) – применяется для учета движения материала внутри организации между структурными подразделениями и мат-отв. лицами.

Этим же документом оформляется операция по сдаче на склад из производства неиспользованных материалов, а также сдача отходов и брака.

3.       Накладная на отпуск материалов на сторону (Форма М-15) – применяется для учета отпуска материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории или сторонним организациям на основании договоров или иных документов.

Выписывается  в 2-х экз.  Один -  после письменного разрешения руководителя на отпуск и подписи гл.бух., передается складу как основание для отпуска, второй – получателю материалов. Подписывается лицами отпустившими, и получившими материальные ценности.

Синтетический учет материалов.

            Для синтетического учета материалов предназначен 10 счет, который имеет  8-м субсчетов. Счет активный, инвентарный.

            Материалы, принятые на ответственное хранение и в переработку, учитываются на забалансовом 002 счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». План счетов предусматривает возможность использования одного из двух вариантов учета заготовления материалов:

             1 вариант: 

Движение материалов на 10 счете отражается по фактической себестоимости. В течение месяца отпуск материалов производится по учетным ценам, а по окончании месяца определяется сумма транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), относящихся к израсходованным материалам. Данные, образующие фактическую себестоимость полученных материалов, отражаются в разных Ж-О: № 6 (К 60);  № 7 (К 71); № 8 (К76);  № 10 (К20); № 13 (К 47, 80), а суммируются в главной книге по Д-ту 10 счета.  Фактическая стоимость израсходованных материалов определяется по ведомости № 10 и записывается в Ж-О № 10 с К-та 10 счета в дебет разных счетов.

10 счет  - «Материалы»:

НС -  показывает фактическую себестоимость материалов на складе.

Обороты по дебету – поступление материалов:

1. От поставщика                  -                К 60

2. За счет подотчетных сумм   -            К 71

3. Изготовленные цехами вспомогательного производства            - К 23

4. Отходы и сэкономленные материалы из производства               -  К 20

5. Стоимость лома и отходов от окончательно забракованной продукции  -        К 28

6. В счет вкладов в уставный капитал              -   К 75/1

7. Излишки материалов, выявленные при инвентаризации           - К 80

8. ТЗР:

-          стоимость перевозки собственным транспортом   - К 23

-          стоимость услуг сторонних организаций  -  К 60

-          з/плата отдела снабжения и складских работников с отчислениями – К 70; 69 – 30% отчисления

Обороты по кредиту – фактическая себестоимость израсходованных материалов:

1. На изготовление продукции основного производства   - Д 20

2. На изготовление продукции вспомогательного производства -  Д 23

3. На общехозяйственные нужды  - Д 26

4. На общепроизводственные нужды – Д 25

5. На исправление брака  -  Д 28

6. На освоение новых видов продукции – Д 31

7.  На упаковку готовой продукции – Д 43; 46

8. Стоимость материалов, реализованных на стороны  -  Д 62; 48

9. Недостача материалов, выявленная при инвентаризации -  Д 84.

2 вариант.  

Предполагает использование 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» счетов.

          В этом случае на основании поступивших расчетных документов производится запись – Д 15; 19 и К 60.

         По дебету 15 счета собираются все затраты по процессу заготовления: Д 15 – К 60; 70; 71; 76;69; 23 и т.д.

         Стоимость фактически поступивших и оприходованных материалов по учетным ценам – Д 10 К 15. Разница между фактической себестоимостью и учетной стоимостью списывается на 16 счет:

-          положительная разница  (фактическая > учетной)  Д16 – К15;

-          отрицательная разница  (фактическая < учетной)  Д15 – К16.

         Стоимость материалов по учетным ценам, отпущенным со склада, списывается проводкой: Д20; 26; 23 – К 10.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.