Таким
образом, основными функциями государственного бюджета, как основного
финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального
дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование
экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за
образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. [8,
с.21]
В
более новой литературе к основным функциям добавляются ещё 3:
1.
общетеоретическая;
2.
аналитическая;
3.
критическая
Общетеоретическая
функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию
экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, науки об
обществе, о государстве, об экономике вообще (например, науки государственного
управления, общей теории финансов и т.д.).
Аналитическая функция бюджета состоят в
классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей,
контроле над их объемами.
Значение критической функции бюджета заключается
в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего
законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, в
установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической
действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам
государства в целом. Поэтому в широком смысле эта функция направлена на
повышение эффективности норм действующего законодательства. Контрольная функция
государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета
и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных
отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их
использования усиливается.
Как
видим, перечисленные функции бюджета взаимозависимы и как бы вытекают одна из
другой. Кроме того, поскольку наука о бюджетной деятельности развивается в
рамках науки финансовой, она тесно взаимосвязана и активно использует
(претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые научные достижения
российского права и экономической мысли, а, следовательно, указанные функции
реализуют сущность бюджета как экономико-правовой категории. [8, с25]
1.3
Принципы
бюджетной системы
Модель бюджетного
устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества,
но и от национально государственного устройства страны. Поэтому бюджетное
устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, который по
существу представляет собой определённый тип бюджетного устройства
федеративного государства.
Принцип
– правила, требования и установки, обязательные для исполнителей и законодателей.
В
мировой практике существует бюджетный декалог, который формирует 10 основных
принципов для любой бюджетной системы, любой страны мира. Он включает в себя:
1.
единство
2.
реалистичность
3.
гласность
4.
количественность
5.
качественность
6.
ежегодность
7.
своевременность
8.
полнота
9.
ясность
10.
подконтрольность
Данные
принципы так или иначе нашли своё отражение в бюджетной системе РФ.
Принципы
бюджетной системы закреплены в гл. 5 Бюджетного Кодекса РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской
Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Рассмотрим подробнее данные принципы.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство
бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и
функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной
документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской
Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской
Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств,
формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка
исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней
означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации
доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также
определение полномочий органов государственной власти (органов местного
самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных
обязательств.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
·
право и
обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и
эффективность использования бюджетных средств;
·
право и
обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на
соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Кодексом;
·
право
органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать
в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной
системы Российской Федерации;
·
право
органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии
с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования
средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых
осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
·
недопустимость
установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет
средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации,
или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за
счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих
расходных обязательств;
·
недопустимость
непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной
власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других
уровней;
·
недопустимость
введения в действие в течение финансового года органами государственной власти
и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного
законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению
расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений
в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию
увеличения расходов, снижения доходов;
·
недопустимость
изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам
бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование
налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления
межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями,
установленными настоящим Кодексом. Договоры и соглашения между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного
самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления,
определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации,
законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах,
бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном
объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за
счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов,
аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты,
отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью
учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за
исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных
платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом
расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении
бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации
размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы
бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из
источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из
источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств
целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из
бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип гласности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и
отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения
бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных
(представительных) органов государственной власти, органов местного
самоуправления;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации
процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по
вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного
(представительного) органа государственной власти, либо между законодательным
(представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального
бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность
расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных
средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые
действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств
либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении
конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства
Российской Федерации.
2 Характеристика элементов бюджетной системы
Элементы бюджетной системы делятся на два уровня базисный и настроечный.
Базисный уровень включает в себя сами элементы бюджетной системы:
государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, резервные фонды,
целевые бюджетные фонды.
Настроечный уровень включает в себя аппарат управления бюджетной системой
законодательной власти (государственная дума) и исполнительной власти
(центральный банк, казначейство, счётная палата).
В последние годы роль и значение государства
возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов
управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций
государства и органов управления государством (образованием института
президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного
Суда и др.).
Российская Федерация имеет право на самостоятельный
федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в
которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный
бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует
порядок его формирования и исполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги,
сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих
принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к
совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ,
Правительство, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными
правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства,
организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной
власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения общегосударственных
мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый
(денежный) фонд – федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской
Федерации.
В ст. 71 Конституции Российской Федерации
записано: “В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные
налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|