Если
в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в
бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя
финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % -
законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной)
власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом
срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной
сокращение (секвестр) расходов).
Уполномоченный
исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты
об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство.
Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.
Важнейшая
задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления
налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование
мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета
Российской Федерации сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских
бюджетов 90-х годов не был исполнен полностью. Например, по данным 1997 года:
Исполнение федерального бюджета в 1997 г. составило по доходам 341,5 трлн., по
расходам 427,9 трлн. неденоминированных руб., или соответственно 77,2 и
79,5 % бюджетных назначений[27].
По данным 1998 г.: За январь-май 1998 г. доходы федерального бюджета составили
105,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах больше показателей прошлого года на
5 %. В январе-мае доходы бюджета превысили текущие расходы, что привело к
первичному профициту бюджета на сумму 13,4 млрд. руб., или 1,4 % от ВВП.
Однако дефицит консолидированного бюджета РФ в январе-апреле составил 33,1
млрд. руб., или 4,3 % от ВВП (при норме 3-3,4 %). В мае произошло
снижение поступлений налоговых доходов (на 16 % меньше, чем в мае 1997
г.).[28]
Из-за финансового кризиса, явно проявившегося с апреля 1998 г. ухудшились
макроэкономические показатели. Прекратился рост производства, перестал
выполняться план по доходам бюджета. Продолжающийся кризис неплатежей и
ухудшение конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках также оказали
свое негативное воздействие. Крайне негативное влияние имел резкий рост
процентных расходов (уже сейчас они составляют четверть расходов бюджета, а во
второй половине 1998 г. их доля могла превысить 35 %). В результате Россия
вплотную подошла к угрозе невыплаты долговых обязательств, вследствие чего
девальвация рубля стала почти необходимостью. С целью исправить положение
Правительством РФ были приняты жесткие решения августа 1998 г. (главное из них
- реструктуризация внутреннего долга). Однако эти решения вкупе с политическим
кризисом спровоцировали обвал валютного курса рубля и новый виток инфляции. Как
следствие реальное исполнение бюджета опять отложено «до лучших времен»
(подробнее о финансовой ситуации в России и российской бюджетной политике - гл.
4 настоящей работы).
3.5.
Составление отчетов об исполнении бюджетов и их
утверждение
Рассмотрение
и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового
контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти
(последующий контроль).
Для
контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную
палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при
рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).
Отчет
об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов
главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является
Министерство финансов РФ.
Отчет
об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и
Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня
вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и
материалами:
·
отчетом о расходовании средств резервных фондов
Правительства и Президента РФ;
·
отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о
предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных
государственных гарантиях;
·
отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по
их видам;
·
отчетом
о доходах, полученных от использования госимущества;
·
сводными отчетами о выполнении плановых заданий по
предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
·
годовыми отчетными сметами доходов и расходов
бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
·
реестром федеральной государственной собственности
и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний
день отчетного финансового года;
·
отчетом Федерального казначейства о рассмотренных
делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.
Счетная
палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный
год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы
и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает
отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения
заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении
отчета .
4. Бюджетная политика Российской
Федерации
и
направления ее совершенствования
Бюджетная политика как целенаправленная
деятельность государства по определению основных задач и количественных
параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным
долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием
Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта)
предшествующего года.
Так
как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных
доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и
государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть
оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в
указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное
воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических
показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта
осуществляемой бюджетной политики.
В
качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить
следующие[29]:
·
уровень
собираемости
бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
·
уровень выполнения бюджетных обязательств;
·
величину
бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
·
объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на
обслуживание государственного бюджета;
·
уровень монетизации бюджетного дефицита;
·
величину валютных резервов, используемых для
финансирования бюджетного дефицита;
·
динамику валового внутреннего продукта;
·
уровень безработицы;
·
степень выполнения законодательных и приравненных к
ним актов о бюджете.
В
условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,
характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:
·
масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО,
зачеты);
·
величину просроченной задолженности по оплате труда
из-за отсутствия бюджетного финансирования;
·
величину просроченной задолженности по оплате
государственного заказа.
Для иллюстрации оценки эффективности российской бюджетной
политики приведем конкретные данные в соответствии с перечисленными выше
критериями (Источники: Минфин РФ, ЦБР РФ, Госкомстат РФ, ИЭА) за период - 1994
- 1997 г.г.[30]
|