Кейнсианская теория нестабильности прямо предполагает необходимость
проведения государственной экономической политики. С точки зрения кейнсианства
недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы,
избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом,
правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они
слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки.
Итак, фискальная политика базируется на двух основных выводах экономической
науки.
·
Во-первых, рост
государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к
расширению объема выпуска продукции и уровня занятости.
·
Во-вторых, увеличение
суммы налогов сокращает личный располагаемый доход домашних хозяйств и,
следовательно, приводит к сокращению расходов, объема выпуска продукции и
занятости.
Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно
воздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительство
использует меры фискальной и/или денежной политики, пытаясь приблизить объем
выпуска продукции к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен,
это называется политикой стабилизации.
Политика стабилизации представляет собой действия правительства по
контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП к
его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции.
Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов
ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на
уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.[2]
Бюджет — это подробное описание расходов, а также
финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджетный
дефицит — это превышение размера государственных расходов над величиной
бюджетных поступлений. Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его
расходы больше его доходов.
Каково же влияние
величины и динамики бюджетного дефицита на развитие всей экономики в целом и
отдельных ее показателей в частности? Для начала отмечу, что бюджетный дефицит
нуждается в финансировании, и, как правило, это финансирование проводится при
помощи заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Несомненно,
иногда правительства прибегают и к прочим методам финансирования, среди которых
наиболее губительным для экономики в целом является инфляционное финансирование.
1.1.
1. Факторы роста бюджетного дефицита
Государственный
бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм
собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного
фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и
функций.
Полностью
сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен
только теоретически. Но, как я уже упомянула, не всегда бюджетный дефицит
является негативным явлением.
Еще
Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной
занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит
бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн,
стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится
недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях
бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец,
существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита,
когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала,
неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических
мер, но и соответствующих политических решений.
Нормальным
считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в
стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или
беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают
возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит
государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных
бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом
рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным
ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее
эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы
и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего
денежно-кредитного оборота.
Что
же происходит в России? Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение
неналоговых доходов, бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко
дефицитным. На 1999 предельный размер дефицита федерального бюджета был
установлен в сумме 88,5 трлн. руб., или 3,85 % к ВВП. Этот дефицит должен был
быть профинансирован за счет внутренних источников финансирования в общей сумме
56,1 трлн. руб., включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, и
через привлечение источников внешнего финансирования в общей сумме 32,5 трлн.
руб. На конец года, по данным Минфина России, консолидированный бюджет исполнен
со следующими результатами:
Таблица 1.
Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации в 1998 г.
|