рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности

    6. ПОРЯДОК ЗАПИСИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКУ.


6.1.Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность.

            Дети до 16 лет записываются на основании документов, удостоверяющих личность их законных представителей, и их поручительства.

            Родители, опекуны, попечители, иные законные представители должны ознакомиться с Правилами пользования и письменно (своей подписью) заверить свою обязанность соблюдения их.

            При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском билете или читательском формуляре (ст. 7 ФЗ, ст.26,п.1, ст.28,п.1,3, ст361-363,367 ГК)

6.3.При перемене места жительства, изменении фамилии и других изменениях читатель должен сообщить об этом в библиотеку.

6.4. Библиотека определяет технологию записи и пользования библиотекой (читательские билеты, контрольные листки или только формуляры)

      7.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АБОНЕМЕНТОМ.

7.1.Абонемент – форма индивидуального обслуживания и(или) структурное подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу документов для использования вне библиотеки на определенный срок и на определенных условиях.

7.2.Пользователь может получить единовременно на дом не более 5 экземпляров на срок 14 дней. Срок пользования новыми журналами и документами повышенного спроса устанавливается библиотеокй 7 дней.

7.3.Абонемент может продлить срок пользования документом, если на него нет спроса со стороны других читателей.

7.4.Библиотекарь обязан систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных документов. Через 30 дней сотрудник напоминает читателю (письменно или по телефону) о необходимости возврата документов. Если документы не возвращены, то библиотека может применить административные меры:

-лишить права пользования абонементом постоянно или на конкретный срок (ст. 13 ФЗ «О библиотечном деле»; ст.12,15,330 ГК)

перевести читателя на обслуживание только в читательном зале.

7.5.Пользователь обязан расписаться за каждый документ, при возвращении документы погашаются подписью.

7.6.Формуляр читателя и книжный формуляр являются документом и приемом их к библиотечной работе.

        8. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ.

8.1.Читальный зал – структурное подразделение библиотеки с помещением  и формами обслуживания пользователей, предоставляет литературу из фондов библиотеки для работы только в читальном зале.

8.2.Читальный зал обслуживает всех желающих только по предъявлению соответствующих документов, удостоверяющих их личность. В случае отсутствия этих документов гражданин получает право на единовременный вход в библиотеку через администрацию или дежурного по библиотеки.

8.3.Число документов, выдаваемых в читальном зале не ограничивается.

8.4.Документы, полученные по МБА, на дом не выдаются. Ими пользуются только в  читальном зале.

8.5.Пользователь обязан расписаться за каждый полученный в читальном зале документ.

          На основании всех выше перечисленных правовых документов составлены  Правила пользования детской библиотекой./5, с 18-20/




2.3.ИНФОРМАЦИОННАЯ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ.


          В последние годы в кругах специалистов чисто информационной сферы – информатики и вычислительной техники, инормационных технологий и телекоммуникаций, - занимающих ключевые позиции в вопросах формирования государственной информационной политики, определения ее стратегии, тактики, приоритетных направлений (в том числе и расходование бюджетных средств), традиционно скептически отношение к библиотекам, недооценка их деятельности стали меняться, причем, - в сторону несравненно лучшего понимания их реальной роли, задач в современном информационном мире, их информационных возможностей, характера и полноты накопленных в библиотеках информационных ресурсов и связанной с этим степени востребованности их обществом.

          Не в последнюю очередь этому способствовали активная библиотечная политика Министерства культуры РФ, особенно в сфере информатизации библиотечного дела, довольно тесное взаимодействие министерства в этих вопросах сначала с Комитетом по информационной политике при Президенте РФ,  затем с Государственным комитетом РФ по связи и информатизации, наконец, реальные успехи самих библиотек в вопросах компьютеризации, освоении новых информационных технологий, наращивании объемов и форм предоставления информационно-библиотечных услуг, создании собственных информационных ресурсов, развитии средств навигации и справочно-поисковых аппаратов. Успехи библиотек в информационном мире сегодня особенно заметны на фоне ослабления деятельности центров НТИ  и обусловлены консолидированностью библиотечного профессионального сообщества в осмыслении текущих проблем и перспектив своего развития в контексте мирового опыта.

          До самого последнего времени проблемы различных видов информационных ресурсов рассматривались изолированно друг от друга, прежде всего ввиду их большого разнообразия как по составу и содержанию самой информации, так и по формам ее представления, собственности, орагнизационным решениям, используемым технологиям и другим параметрам. В потоке публикаций, исследующих эти проблемы, библиотеки если  и небыли откровенно на заднем плане, то во всяком случае  явно терялись. Выходить на авансцену в информационном сообществе они начали тогда, когда была осознана необходимость формирования целостной государственной информационной политики, осмысления и синтеза всех уже накопленных знаний, представлений и информации об информационных ресурсах России, каналах доступа к ним и способах их использования./12, с 168,169/

          В 1995 году был  подготовлен Национальный доклад «Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития», содержащий анализ состояния информационных ресурсов, представленных в электронной форме, прежде всего баз и банков данных. Хотя в этом докладе библиотекам отведено достаточно скромное  место, но все же они в нем присутствуют./1, с 121/

          В 1999 году опубликован Национальный доклад «Информационные ресурсы России», целью которого является «формирование целостного представления о состоянии и тенденциях развития информационных ресурсов, позволяющего сформулировать  и определить пути реализации эффективной государственной политики в области формирования, защиты и использования информационных ресурсов» В нем библиотеки стоят уже на первом месте и раздел «Библиотечная сеть России и ее информационные ресурсы» фактически открывают доклад, следуя сразу после общего описания структуры всех информационных ресурсов страны. Библиотечная сеть России в этом докладе названа в числе четырех основных государственных информационных систем России, имеющих межведомственный универсальный характер, наряду с Архивным фондом Российской Федерации, государственной системой статистики и государственной системой научно-техничесмкой информации. Причем любопытно и показательно, что  в этом перечислении библиотечная сеть – на первом месте. В докладе омечается, что «в настоящее время начала складываться и система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах, принимаемых различными органами управления». Но и на этом направлении работ в качестве положительного примера в докладе приводится набирающее силу сотрудничество общедоступных (прежде всего крупных федеральных и региональных) библиотек и  ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией – имеется в виду начавшийся  1998 году процесс создания публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. /8, с 24/; /9, с 203/

          Тем не менее, говорить о том, что библиотеки сегодня уже занимают подобающее им место в государственной информационной политике или близки к гармонии отношений с ее идеологами, прямо скажем, прждевременно. Поэтому в повестке дня неминуемо появится вопрос об интеграции этих ресурсов с библиотечными (там, где это возможно и целесообразно) на основе совместимых технологий, единых стандартов, норм и правил в рамках государственной информационной политики. Новая федеральная программа «Электронные библиотеки» дает реальный шанс для такой интеграции./12, с 170/

ТРЕБОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

ЧИТАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ БИБЛИОТЕК.


          Появление нового направления в библиотечной деятельности, связанного с информационным обслуживанием предпринимательства, изменение экономического, хозяйственного статуса библиотек требуют осмысления выполняемых ими функций с учетом этих реалий.

         Сложности в определении функционального назначения библиотек в отношении обслуживания предпринимательства связаны прежде всего с изменениями, происходящими в нашем обществе, которые в основе своей институциональны. Это означает, что разрушаются устойчивые прежде  стереотипы интерпретации событий в повседневной жизни. Прежде всего это относится к новым для нашего общества социальным ролям. Появился социальный слой предпринимателей. Но общепринятый, типичный образ предпринимателя применительно к российской действительности еще не сложился, он только формируется.

         В условиях рыночной экономики на развитие предпринимательства нацеливаются все области (экономическая, правовая, социальная, духовная и т.д.) и все социальные институты того или иного общества. Важная роль в становлении института предпринимательства может быть отведена и библиотекам. Являясь неотъемлимой частью социальной системы, библиотека выполняет функции, связанные с обеспечением механизма социализации личности, т.е. знакомство с окружающей человека жизнью, приспособление и выработка индивидом собственных принципов, позиций, ценностей, норм, установок, стереотипов, социальных ролей, присущих данному обществу, профессиональному сообществу, группе. Социализирующее влияние библиотеки заключается в выявлении комплекса  формальных и неформальных норм и ценностей социума и их трансляция посредством библиотечных продуктов и услуг. Предпринимательская деятельность получает правовую основу. В настоящее время разработан и введен целый ряд важных законов, регулирующих эту деятельность. Библиотеки, информируя бизнесменов о законах, нормативно правовых документах, инструктивных и методических материалах по регулированию предпринимательской, экономическому сотрудничеству в условиях рынка, создают для сотрудничества с предпринимательскими структурами, а также поддерживают эти самые структуры. Деятельность библиотеки, связанная с информированием, разъяснением политики, программ, целей, задач, конкретных союзов, партий, ассоциаций, может способствовать консолидации потребностей и интересов разных социальных групп для достижения единых целей экономического и социального развития страны. Сейчас можно говорить о широком изучении предпринимательской деятельности. Подготовка специалистов в области бизнеса, осуществляется на базе различных курсов, бизнес-школ и т.д. Издается учебная литература по различным вопросам бизнеса, необходимая для организации учебного процесса. Информационное обеспечение учебного процесса является традиционной функцией как специальных учебных, так и других типов библиотек. Новая роль библиотеки обусловлена современной концепцией образования, в которой большее значение приобретает задача усвоения методологического знания, т.е. знания, как добыть нужную информацию, как научиться чему-то новому. Библиотечное обслуживание перестает быть просто приложением к различным обучающим программам. С его помощью каждому индивиду предоставляется возможность самостоятельно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.

         Практическая реализация социализирующей функции библиотеки должна происходить дифференцированно по отношению к отдельным группам в обществе. Определяющим должны стать профессионализация тех или иных людей, личностные характеристики, сходство и несхожесть интересов, условий жизни и возможностей различных социальных групп.

         Библиотекам важно ориентироваться на обеспечение таких социальных интересов и потребностей, которые не только имеют значимость внутри определенного проффессионального сообщества, но и отвечают требованиям общества в целом к данной социальной деятельности.

          Эти и многие другие факторы учитывают предприниматели в процессе подготовки бизнес-планов, составляющихся в соответствии со стандартными методиками. Предпринимательская деятельность имеет свою специфическую систему, информационные потребности, обусловленные особенностями планирования, целями, ценностями и способами действий и т.п. Интерес предпринимателя к информации определяется потребностью знания рынка товаров, их сертификации, возможностей и областей приложения денежных средств, а также потребностью в обеспечении законности своей деятельности. Взаимодействие субъектов рынка начинается с описания делового предложения. Точность формулировки делового предложения требует, в свою очередь, моделирования рыночной ситуации. Обычно такое моделирование проводится при составлении бизнес-плана предстоящей деятельности. Помощь в составлении бизнес-плановых, деловых предложений может оказать библиотека, одновременно реализуя и социализирующую, и коммуникативную функции.

         В условиях рыночной экономики, когда знания и информация получает статус товара, начинают формироваться региональные рынки информации. Принятие эффективных  решений в области предпринимательства невозможно без достоверной информации о них.           

         Для организации рациональной системы информационного обеспечения предпринимательства сейчас важно опереться на те структуры в регионах, которые уже существуют, имеют хорошую техническую и организационную базу. Это могут быть территориальные центры единой системы ТПП РФ, информационно-аналитические центры поддержки малого предпринимательства, создаваемые в соответствии с федеральной программой, центры научно-технической информации, коммерческие информационные структуры, уже зарекомедовавшие себя на информационном рынке. Важную роль в решении задачи информационного обслуживания предпринимателей способны взять на себя библиотеки, имеющие высококвалифицированных специалистов, обширные информационно-документальные фонды, отработанные формы и методы предоставления различных видов информационных услуг.

         Информационные потребности, связанные           с            предпринимательской деятельностью, могут идентифицироваться не только с самим бизнесом, но и      с научной, преподавательской, учебной, управленческой деятельностью. В этой связи можно отметить все большее расширение функций универсальных научных библиотек, возглавляющих систему библиотечного обслуживания в Российской Федерации. Благодаря своим фондам, именно они могут обеспечивать весь спектр функциональных            потребностей связанных с предпринимательской деятельностью. /22, с 24-25./

          Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок. Прежде всего это тотальная информатизация: повсеместное распространение  компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами  работы с формализованными знаниями беспрецедентное сокращение дистанций между появлением новой идеи и освоением ее индивидами и др. Вторая предпосылка – убыстрение технических средств реализации идеи, то есть сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующих для ее материального воплощения. И как результат этого – возрастание самоценности образования, квалификации, творческой продуктивной деятельности. Третья предпосылка – рефлексивная предметизация природной и социальной среды, то есть процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.