6. ПОРЯДОК ЗАПИСИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКУ.
6.1.Запись
в библиотеку осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего
личность.
Дети до 16 лет записываются на основании документов, удостоверяющих личность их
законных представителей, и их поручительства.
Родители, опекуны, попечители, иные законные представители должны ознакомиться
с Правилами пользования и письменно (своей подписью) заверить свою обязанность
соблюдения их.
При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами
пользования и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на
читательском билете или читательском формуляре (ст. 7 ФЗ, ст.26,п.1,
ст.28,п.1,3, ст361-363,367 ГК)
6.3.При
перемене места жительства, изменении фамилии и других изменениях читатель
должен сообщить об этом в библиотеку.
6.4.
Библиотека определяет технологию записи и пользования библиотекой (читательские
билеты, контрольные листки или только формуляры)
7.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АБОНЕМЕНТОМ.
7.1.Абонемент
– форма индивидуального обслуживания и(или) структурное подразделение
библиотеки, осуществляющее выдачу документов для использования вне библиотеки
на определенный срок и на определенных условиях.
7.2.Пользователь
может получить единовременно на дом не более 5 экземпляров на срок 14 дней.
Срок пользования новыми журналами и документами повышенного спроса устанавливается
библиотеокй 7 дней.
7.3.Абонемент
может продлить срок пользования документом, если на него нет спроса со стороны
других читателей.
7.4.Библиотекарь
обязан систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку
выданных документов. Через 30 дней сотрудник напоминает читателю (письменно или
по телефону) о необходимости возврата документов. Если документы не возвращены,
то библиотека может применить административные меры:
-лишить
права пользования абонементом постоянно или на конкретный срок (ст. 13 ФЗ «О
библиотечном деле»; ст.12,15,330 ГК)
перевести
читателя на обслуживание только в читательном зале.
7.5.Пользователь
обязан расписаться за каждый документ, при возвращении документы погашаются
подписью.
7.6.Формуляр
читателя и книжный формуляр являются документом и приемом их к библиотечной
работе.
8. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ.
8.1.Читальный
зал – структурное подразделение библиотеки с помещением и формами обслуживания
пользователей, предоставляет литературу из фондов библиотеки для работы только
в читальном зале.
8.2.Читальный
зал обслуживает всех желающих только по предъявлению соответствующих
документов, удостоверяющих их личность. В случае отсутствия этих документов
гражданин получает право на единовременный вход в библиотеку через
администрацию или дежурного по библиотеки.
8.3.Число
документов, выдаваемых в читальном зале не ограничивается.
8.4.Документы,
полученные по МБА, на дом не выдаются. Ими пользуются только в читальном зале.
8.5.Пользователь
обязан расписаться за каждый полученный в читальном зале документ.
На основании всех выше перечисленных правовых документов составлены Правила
пользования детской библиотекой./5, с 18-20/
2.3.ИНФОРМАЦИОННАЯ И
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ.
В последние годы в кругах специалистов чисто информационной сферы – информатики
и вычислительной техники, инормационных технологий и телекоммуникаций, -
занимающих ключевые позиции в вопросах формирования государственной
информационной политики, определения ее стратегии, тактики, приоритетных
направлений (в том числе и расходование бюджетных средств), традиционно
скептически отношение к библиотекам, недооценка их деятельности стали меняться,
причем, - в сторону несравненно лучшего понимания их реальной роли, задач в
современном информационном мире, их информационных возможностей, характера и
полноты накопленных в библиотеках информационных ресурсов и связанной с этим
степени востребованности их обществом.
Не в последнюю очередь этому способствовали активная библиотечная политика
Министерства культуры РФ, особенно в сфере информатизации библиотечного дела,
довольно тесное взаимодействие министерства в этих вопросах сначала с Комитетом
по информационной политике при Президенте РФ, затем с Государственным
комитетом РФ по связи и информатизации, наконец, реальные успехи самих
библиотек в вопросах компьютеризации, освоении новых информационных технологий,
наращивании объемов и форм предоставления информационно-библиотечных услуг,
создании собственных информационных ресурсов, развитии средств навигации и
справочно-поисковых аппаратов. Успехи библиотек в информационном мире сегодня
особенно заметны на фоне ослабления деятельности центров НТИ и обусловлены
консолидированностью библиотечного профессионального сообщества в осмыслении
текущих проблем и перспектив своего развития в контексте мирового опыта.
До самого последнего времени проблемы различных видов информационных ресурсов
рассматривались изолированно друг от друга, прежде всего ввиду их большого
разнообразия как по составу и содержанию самой информации, так и по формам ее
представления, собственности, орагнизационным решениям, используемым
технологиям и другим параметрам. В потоке публикаций, исследующих эти проблемы,
библиотеки если и небыли откровенно на заднем плане, то во всяком случае явно
терялись. Выходить на авансцену в информационном сообществе они начали тогда,
когда была осознана необходимость формирования целостной государственной
информационной политики, осмысления и синтеза всех уже накопленных знаний,
представлений и информации об информационных ресурсах России, каналах доступа к
ним и способах их использования./12, с 168,169/
В 1995 году был подготовлен Национальный доклад «Автоматизированные
информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития», содержащий
анализ состояния информационных ресурсов, представленных в электронной форме,
прежде всего баз и банков данных. Хотя в этом докладе библиотекам отведено
достаточно скромное место, но все же они в нем присутствуют./1, с 121/
В 1999 году опубликован Национальный доклад «Информационные ресурсы России»,
целью которого является «формирование целостного представления о состоянии и
тенденциях развития информационных ресурсов, позволяющего сформулировать и
определить пути реализации эффективной государственной политики в области
формирования, защиты и использования информационных ресурсов» В нем библиотеки
стоят уже на первом месте и раздел «Библиотечная сеть России и ее
информационные ресурсы» фактически открывают доклад, следуя сразу после общего
описания структуры всех информационных ресурсов страны. Библиотечная сеть
России в этом докладе названа в числе четырех основных государственных
информационных систем России, имеющих межведомственный универсальный характер,
наряду с Архивным фондом Российской Федерации, государственной системой
статистики и государственной системой научно-техничесмкой информации. Причем
любопытно и показательно, что в этом перечислении библиотечная сеть – на
первом месте. В докладе омечается, что «в настоящее время начала складываться и
система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие
ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых
актах, принимаемых различными органами управления». Но и на этом направлении
работ в качестве положительного примера в докладе приводится набирающее силу
сотрудничество общедоступных (прежде всего крупных федеральных и региональных)
библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией – имеется в
виду начавшийся 1998 году процесс создания публичных центров правовой
информации на базе общедоступных библиотек. /8, с 24/; /9, с 203/
Тем не менее, говорить о том, что библиотеки сегодня уже занимают подобающее им
место в государственной информационной политике или близки к гармонии отношений
с ее идеологами, прямо скажем, прждевременно. Поэтому в повестке дня неминуемо
появится вопрос об интеграции этих ресурсов с библиотечными (там, где это
возможно и целесообразно) на основе совместимых технологий, единых стандартов,
норм и правил в рамках государственной информационной политики. Новая
федеральная программа «Электронные библиотеки» дает реальный шанс для такой
интеграции./12, с 170/
ТРЕБОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ
ЧИТАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ БИБЛИОТЕК.
Появление нового направления в библиотечной деятельности,
связанного с информационным обслуживанием предпринимательства, изменение
экономического, хозяйственного статуса библиотек требуют осмысления выполняемых
ими функций с учетом этих реалий.
Сложности в определении функционального назначения библиотек в
отношении обслуживания предпринимательства связаны прежде всего с изменениями,
происходящими в нашем обществе, которые в основе своей институциональны. Это
означает, что разрушаются устойчивые прежде стереотипы интерпретации событий в
повседневной жизни. Прежде всего это относится к новым для нашего общества
социальным ролям. Появился социальный слой предпринимателей. Но общепринятый,
типичный образ предпринимателя применительно к российской действительности еще
не сложился, он только формируется.
В условиях рыночной экономики на развитие предпринимательства
нацеливаются все области (экономическая, правовая, социальная, духовная и т.д.)
и все социальные институты того или иного общества. Важная роль в становлении
института предпринимательства может быть отведена и библиотекам. Являясь
неотъемлимой частью социальной системы, библиотека выполняет функции, связанные
с обеспечением механизма социализации личности, т.е. знакомство с окружающей
человека жизнью, приспособление и выработка индивидом собственных принципов,
позиций, ценностей, норм, установок, стереотипов, социальных ролей, присущих
данному обществу, профессиональному сообществу, группе. Социализирующее влияние
библиотеки заключается в выявлении комплекса формальных и неформальных норм и
ценностей социума и их трансляция посредством библиотечных продуктов и услуг.
Предпринимательская деятельность получает правовую основу. В настоящее время
разработан и введен целый ряд важных законов, регулирующих эту деятельность.
Библиотеки, информируя бизнесменов о законах, нормативно правовых документах,
инструктивных и методических материалах по регулированию предпринимательской,
экономическому сотрудничеству в условиях рынка, создают для сотрудничества с
предпринимательскими структурами, а также поддерживают эти самые структуры.
Деятельность библиотеки, связанная с информированием, разъяснением политики,
программ, целей, задач, конкретных союзов, партий, ассоциаций, может
способствовать консолидации потребностей и интересов разных социальных групп
для достижения единых целей экономического и социального развития страны.
Сейчас можно говорить о широком изучении предпринимательской деятельности.
Подготовка специалистов в области бизнеса, осуществляется на базе различных
курсов, бизнес-школ и т.д. Издается учебная литература по различным вопросам
бизнеса, необходимая для организации учебного процесса. Информационное
обеспечение учебного процесса является традиционной функцией как специальных
учебных, так и других типов библиотек. Новая роль библиотеки обусловлена
современной концепцией образования, в которой большее значение приобретает
задача усвоения методологического знания, т.е. знания, как добыть нужную
информацию, как научиться чему-то новому. Библиотечное обслуживание перестает
быть просто приложением к различным обучающим программам. С его помощью каждому
индивиду предоставляется возможность самостоятельно получать знания,
информацию, в том числе и вне пространства обучения.
Практическая реализация социализирующей функции библиотеки
должна происходить дифференцированно по отношению к отдельным группам в
обществе. Определяющим должны стать профессионализация тех или иных людей,
личностные характеристики, сходство и несхожесть интересов, условий жизни и
возможностей различных социальных групп.
Библиотекам важно ориентироваться на обеспечение таких
социальных интересов и потребностей, которые не только имеют значимость внутри
определенного проффессионального сообщества, но и отвечают требованиям общества
в целом к данной социальной деятельности.
Эти и многие другие факторы учитывают предприниматели в
процессе подготовки бизнес-планов, составляющихся в соответствии со
стандартными методиками. Предпринимательская деятельность имеет свою
специфическую систему, информационные потребности, обусловленные особенностями
планирования, целями, ценностями и способами действий и т.п. Интерес
предпринимателя к информации определяется потребностью знания рынка товаров, их
сертификации, возможностей и областей приложения денежных средств, а также
потребностью в обеспечении законности своей деятельности. Взаимодействие
субъектов рынка начинается с описания делового предложения. Точность
формулировки делового предложения требует, в свою очередь, моделирования
рыночной ситуации. Обычно такое моделирование проводится при составлении
бизнес-плана предстоящей деятельности. Помощь в составлении бизнес-плановых,
деловых предложений может оказать библиотека, одновременно реализуя и
социализирующую, и коммуникативную функции.
В условиях рыночной экономики, когда знания и информация
получает статус товара, начинают формироваться региональные рынки информации.
Принятие эффективных решений в области предпринимательства невозможно без
достоверной информации о них.
Для организации рациональной системы информационного
обеспечения предпринимательства сейчас важно опереться на те структуры в
регионах, которые уже существуют, имеют хорошую техническую и организационную
базу. Это могут быть территориальные центры единой системы ТПП РФ,
информационно-аналитические центры поддержки малого предпринимательства,
создаваемые в соответствии с федеральной программой, центры научно-технической
информации, коммерческие информационные структуры, уже зарекомедовавшие себя на
информационном рынке. Важную роль в решении задачи информационного обслуживания
предпринимателей способны взять на себя библиотеки, имеющие
высококвалифицированных специалистов, обширные информационно-документальные
фонды, отработанные формы и методы предоставления различных видов
информационных услуг.
Информационные потребности, связанные с
предпринимательской деятельностью, могут идентифицироваться не только с самим бизнесом,
но и с научной, преподавательской, учебной, управленческой деятельностью.
В этой связи можно отметить все большее расширение функций универсальных
научных библиотек, возглавляющих систему библиотечного обслуживания в
Российской Федерации. Благодаря своим фондам, именно они могут обеспечивать
весь спектр функциональных потребностей связанных с
предпринимательской деятельностью. /22, с 24-25./
Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных
предпосылок. Прежде всего это тотальная информатизация: повсеместное
распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих
информационные банки данных, массовое овладение способами работы с
формализованными знаниями беспрецедентное сокращение дистанций между появлением
новой идеи и освоением ее индивидами и др. Вторая предпосылка – убыстрение
технических средств реализации идеи, то есть сокращение трудовых, временных,
финансовых и иных затрат, требующих для ее материального воплощения. И как результат
этого – возрастание самоценности образования, квалификации, творческой
продуктивной деятельности. Третья предпосылка – рефлексивная предметизация
природной и социальной среды, то есть процесс превращения обществом самого себя
в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|