Из уже существующих нормативно-правовых актов видно, что библиотечное дело
начало рассматриваться не столько как одна из подотраслей культуры, сколько
как эффективный социальный институт, призванный прежде всего обеспечивать
развитие интеллектуального потенциала страны, информационно-культурное
сопровождение процесса ее политической и экономической модернизации, создание
правового демократического государства, формирование гражданского общества,
трансляцию новых идей, знаний, информации по всей территории страны,
способствовать ее интеграции в мировое информационное сообщество./12, с 86-88/
Решать назревшие проблемы можно только не федеральном уровне, нужна
госсударственная программа, которая определила бы обязательства государства по
поддержке библиотек и всего библиотечного дела; утвердила библиотеку как важное
информационное звено в системе научных коммуникаций и управления, а также как
социальное учреждение оказывающее существенное влияние на духовную жизнь
общества. Кроме того программа способствовала бы осуществлению межбиблиотечной
координации и кооперации. Нужны централизованные средства на информацию
библиотечного дела, на приобретение особо ценной литературы, на развитие
национальной библиографии, создание свободных электронных каталогов. Необходимо
решить вопрос о повышении заработной платы библиотечным работников на
государственном уровне, так как не дело, когда в едином государстве оценка
труда зависти от той территории где ты работаешь. Для решения данного вопроса
можно воспользоваться опытом Украины. В ст. 31 Республиканского Закона «О
библиотеках и библиотечном деле» записано «Государство гарантирует и
обеспечивает работникам библиотек установление средней заработной платы в
размере не ниже среднего уровня заработной платы работников народного
хозяйства. /18, с 37./
На работников библиотек независимо от форм собственности и статуса
распространяется законодательство о труде, социальное обеспечение и социальное
страхование. Работники библиотек работающие в сельской местности и поселках
городского типа, имеют льготы по оплате жилья, отопления, освещения и другие, в
соответствии с действующим законодательством. Предприятия, учреждения
и организации за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные
льготы работникам библиотек. /2, с 22-23./
На фоне общего ситуационного спада развития отечественного библиотечного дела
мобильность и многовариантность инициативной деятельности ряда передовых
библиотечных учреждений позволили им последние годы значительно расширить и
обогатить аспекты работы, выделить новые перспективные направления обслуживания
пользователей, разработать нетрадиционные виды дополнительных услуг, успешно
решать вопросы социального обеспечения собственных трудовых коллективов. При
этом в полном объеме сохраняется бесплатность и расширяются основные
традиционные формы предоставляемого библиотечно-библиографического
обслуживания, а, благодаря сверхнормативным поступлениям от конкурентоспособных
платных услуг, ощутимо укрепляется ресурсный потенциал библиотек.
Библиотеки
системы в числе немногих в экспериментальном порядке (с 1989 г.) начали
осваивать перспективные формы и методы хозяйствования ; с 1991 г. ЦБС получила
право оперативно – хозяйственной самостоятельности. В 1993 г. ЦБС «Кунцево»
одна из первых среди массовых библиотек России приступила к реализации
маркетинговой программы информатизации своей деятельности с целью повышения
уровня обслуживания населения региона.
Благодаря правильно выбранной руководством Центральной библиотеки стратегии,
была качесвенно по-иному реорганизована библиотечная сеть, введена
специализированная маркетинговая служба, значительно пополнена
материально-техническая база всех 14 библиотечных учреждений системы,
сформирована гибкая структура библиотечно-библиографического и информационного
обслуживания (сбаласированно сочетающая бесплатные и платные виды разнообразных
услуг и интеллектуальной продукции), создан позитивный имидж библиотеки,
установлены обширные международные контакты, образован сплоченнй коллектив
(около 150 человек) высококвалифицированных специалистов – единомышленников,
действует автономная система социальной поддержки библиотечного персонала.
К середине 90-х гг. в России в основном завершилось законодательное оформление
гражданского, интеллектуального и информационного права, вступили в действие
базовые библиотечные федеральные законы. Правовое поле стало благоприятным для
многоаспектной библиотечно-информационной деятельности, появились конкретные
юридические гарантии управления библиотекой как экономической (хозяйствующей)
единицей и субъектом права. На этом фоне специалисты ЦБС «Кунцево» продолжали
успешно воплощать в жизнь курс на дальнейшую компьютеризацию,
интеллектуализацию и регионализацию деятельности библиотек, нормативно-правовую
регламентацию различных сторон библиотечно-информационного обслуживания
пользователей в условиях конъюктурной рыночной среды, насыщение фонда
небумажными носителями информации. Происходила практическая реализация отличной
от прежней парадигмы регионального библиотечного строительства,
предусматривающей, в частности, постепенное превращение традиционной библиотеки
в технически оснащенную медиатику с интерактивным доступом к документам, а
затем и в виртуальную библиотеку.
Безупречная репутация и высокая конкурентоспособность
библиотечно-информационных и досуговых учреждений ЦБС «Кунцево», расширение
сферы и диверсификация форм взаимодейяствияыы с пользователями, моделирование
перспективной номенклатуры услуг, умелое маркетинговое планирование, наличие
обширных партнерских связей позволяют с полным основанием сделать заключение о
плодотворности избранных подходов. Имеющийся в Центральной библиотеке пакет
последних проблемных практических наработок по вопросам менеджмента, внедрения
прогрессивных технологий, экономики, маркетинга вполне может рассматриваться в
качестве методического банка организационно-технологических материалов. /5, с
5-8/
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Автоматизированные
ресурсы России. Состояние и тенденции развития: Нац. Доклад. – М.: НТЦ
«Информрегистр», 1994.
2.
Артамонова Г..Ответственность возлагается, но что к ней прилагается?// - Ж.
Библиотека. - 1998. - №9.
3.Бубекина
М..Деловые интересы современных старшеклассников// -Ж.Библиотека. – 1998.-№9.
4.Бутковская
М.. Библиотека – муниципальный общедоступный информационный центр// -
Ж.Библиотека. – 1998. - №7.
5.Бутковская
М., Харькова И., Шелудько В.. ЦБС «Кунцево»:новая стратегия, новые
возможности.// Сборник документов и материалов. - М., - 1997
6.Высоцкая
Л.А.. Проблемы и перспективы библиотек для слепых// - Ж.Мир библиотек сегодня.
– 1996. - №4.
7.Глухов
В.,Лаврик О.. Электронная доставка документов. //-Ж.Библиотека. –
1998. - №7.
8.Информацинные
ресурсы России: Нац. Доклад /Госкомитет РФ по связи и информатизации, Миннауки
России, ВИНИТИ. – М., 1999.
9.Информационные
ресурсы России. – М.:НТЦ «Информрегистр», 1999.
10.Карташов
Н.С. Добиваться качественно нового состояния библиотечной науки и практики.// -
Ж.Библиотекаведение. – 1998. - №6.
11.Клюев
В.К.. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки:// Учебное
пособие для вузов культуры и искусства. - М. 1998г.
12.Кузьмин Е.И.. Библиотечная Россия на рубеже тысячилетий.
Государсвенная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы.// –
М. - 1999г.
13.Куликова Л.. К разработке отечественного стандарта библиотеки // -
Ж. Билиотека. – 1998. - № 7.
14.Лукашов
И.В. Библиотечная наука, поиск путей обновления.// - Ж.Библиотековедение. –
1992. - № 2.
15.Мартынова
Л.С. Научные результаты в практику.// -Ж.Сов.библиограф. – 1990. - №1.
16.Полозова
Т.Д..Руководство чтением детей и юношества в библиотеке// - М.Издательство
МГИК. - 1992г.
17.Рязанцева Л. Подснежник души или как
разбудить добро // - Ж. Библиотека. – 1998. - №7.
18.Слободняк
М.С.. Выработка стратегии деятельности библиотек Украины.// - Ж.Сов.
библиотековедение. – 1991. - №4.
19.Соколов
А.В.. Пути преодоления кризиса.// - Ж. Библиотекарь. - 1990. - №11.
20.Стельмах
В.Д.. На каком фундаменте строить.// - Ж. Библиотекарь. – 1990. - №7.
21.Степанов
В. Хватит ли на наш век традиционных технологий , или теоретический взгляд на
практическую проблему. // - Ж.Библиотека. – 1998. - № 7.
22.Струкова
М. Ох, и тяжела забота воспитание бизнесмена.// - Ж.Библиотека. – 1998. - №9.
23.Яковлев
Д.. Роль электронных средств коммуникации в расширении информационных
ресурсов.// - Ж.Библиотека. – 1998. - №7.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
3%5% 2%
46%
19%
4% 21%
5%
- Основной оклад служащих (5% от единого фонда финансовых средств)
2%
- Начисление на зарплату.
19%
- Коммунальные услуги и аренда помещений.
21%
- Текущие расходы на закупку товаров и прочие расходы: книги, культмассовая
работа, подписка, сигнализация, электроэнергия,обеспечение информационной
программы «Консультант плюс» и др.
4%
- Приобретение оборудования и предметов длительного пользования.
46%
- Капитальное строительство.
3%
- Служебные командировки и разъезды.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Структура
расходов на финансирование программы.(руб.)
1. Рачет
себестоимости.
1.1.
Материальные затраты (всего) 300
000.
-компьютеры(для обучающих классов,ввода базы даных)105 000.
- оборудование для технического творчества; 9 000.
-оборудование лингафонных кабинетов; 66 000.
-оборудование мест для индивидуального пользования; 9 000.
-аудиовизуальные материалы (аудио и видеокассеты); 3 000.
-СD – ROM;
30 000.
-ремонт и профилактическое обслуживание тех. Средств; 3 000.
-телекоммуникационные средства; 45 000.
-альтернативное комплектование фондов; 30 000.
1.2.
Материальные поощрения и доплаты. 30 000.
1.3.
Расходы,
установленные на работы, необходимые для выполнения
прграммы: 31 800.
-разработка методики работы библиотек с одаренными 4 500.
детьми;
-формирование базы данных «Творческий потенциал 6 000.
и одаренность», «Диагностика развития интеллекта»;
-социологические исследования с помощью компьютер- 4 500.
ных программ;
-издание методических и библиографических пособий; 3 000.
-экспериментальное исследование внедрения программы 4 800.
внесение изменений, корректировка;
-привлечение специалистов к работе студий, кружков, 4 500.
школ, курсов, диагностического центра;
-проведение досуговых мероприятий и художественно 3 000.
творческих занятий с детьми – инвалидами;
-повышение профессиональной квалификации библиоте- 1 500.
карей;
2. Калькуляция
себестоимости.
2.1.
Прямые затраты (всего)
330 000.
В том числе:
- материальные затраты;
300 000.
- материальные поощрения и доплаты. 30 000.
2.2.
Накладные расходы
31 800.
Итого:
себестоимость программы 361
800.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
ПРОГРАММА КЛУБА
«РОБИНЗОНЫ».
(Абонемент
1998-1999гг.)
СЕНТЯБРЬ.
1. Гигантские
папоротниеи, лианы: что росло во времена диназавров и чем они питались?
-биоинформина.
2. «Долина
папоротников»
-видеофильм.
ОКТЯБРЬ.
1. На земле, в воде
и в воздухе: разновидности диназавров и их поведение.
-историческое путешествие.
2. «Вторжение
диназавров»
-видеофильм.
НОЯБРЬ.
1. Отчего погибли
диназавры?
-гипотез-пресс.
2. Затерянные миры
– вокруг нас!:
Эйвельманс Б. «Следы невиданных зверей!
-премьера книги.
ДЕКАБРЬ.
1. Вооруженные
рогами, шипами и панцирями: история появления звероящеров.
-час занимательной палеонтологии.
2. Когда крокодилы
летали…: диковинные гиганты и лилипуты среди крылатых ящеров.
-информина.
ЯНВАРЬ.
1.
Пращуры под водой: морские ящеры мезозоя.
-час интересных сообщений.
2.На
заре времен: «Земля до наших дней»
-видеофильм.
ФЕВРАЛЬ.
1. Медведь кодбяк,
белый носорог: происхождение и эволюция древних млекопитающих.
-беседа.
2. Койнозойские
оледенения и животный мир ледниковых периодов.
-конкурс знатоков.
МАРТ.
1. Смешные копии
людей: примтаы и происхождение человека.
-вечер вопросов и ответов.
2. Леший по
прозвищу «обезьяна»: обезьяна в народных верованиях, легендах, мифах.
-литературный час.
АПРЕЛЬ.
1. Они были
первыми: развитие рода человека.
-беседа.
2. Мастера и
художники каменного века.
-видеофильм.
МАЙ.
1. Приведи в
порядок свою планету: экология.
-эковизион.
2. «Заповедный
напев, заповедная даль…»: история крупнейших заповедников мира.
-экологическая информина.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|