рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Частные деньги: проблемы и перспективы развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3 Влияние частных электронных денег на денежно-кредитную политику страны.

 

Центральные эмиссионные банки являются главным регулятором денежно-кредитной политики во всех странах, и естественно, что основной проблемой организаций, внедряющих системы электронных денег, является урегулирование взаимоотношений с ними. Основные вопросы, стоящие перед Центральными банками в связи с внедрением электронных денег, как правило, следующие: разрешение эмиссии электронных денег и определение круга эмитентов, организация регулирования и обращения электронных денег, решение проблемы возникающих рисков в системах электронных денег.Более того, отсутствие или невысокое качество нормативной базы приводит к возможности в отдельных странах эмитировать электронные деньги, в связи с тем, что они не имеют прямой связи с банковскими счетами, не только кредитных учреждений, подконтрольных центральным банкам, но и прочим организациям, эффективного контроля над которыми Центробанки не имеют.

Без одобрения или молчаливого невмешательства со стороны центрального банка попытка внедрения электронных денег в стране будет несостоятельна. Центральный же банк при решении вопроса о разрешении функционирования электронных денег сталкивается с проблемой ограничения своих возможностей по регулированию денежно-кредитного оборота и возможной потерей контроля над денежной массой, так как нарушается его монополия на эмиссию наличных денег.

Позиция центральных банков многих стран по данной проблеме сводится к тому, что эмиссия электронных денег должна быть прерогативой только кредитных организаций. Политика некоторых систем электронных денег облегчает позицию центральных банков по данному вопросу. Так, согласно технологии компании Mondex International, распространяющей самую крупную в настоящее время систему электронных денег, только одно кредитное учреждение может являться ответственным за производство, выпуск и окончательное погашение электронных денег в каждой валюте. При таком подходе центральному эмиссионному банку приходится контролировать только одну организацию, что существенно облегчает работу и повышает возможности регулирования.Однако не все центральные эмиссионные банки заняли наблюдательную позицию по вопросу разрешения эмиссии электронных денег. Так, например, Центральный Банк России в отсутствие специального законодательства сам пытается организовать правовое поле для частных электронных денег.

Согласно пункту 2.4. Положения «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» № 23-П от 09.04.1998г ( изм. от 28.04.2004 N 1426-У).,

 2.1. Кредитная организация может осуществлять эмиссию банковских карт для физических и юридических лиц при условии, что ее лицензия на осуществление банковских операций предусматривает проведение операций по счетам указанных лиц в соответствующей валюте.

2.2. В случае, если эмитируемые банковские карты предоставляют возможность держателю банковской карты осуществлять трансграничные платежи, их эмиссию могут осуществлять только кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".

2.3. Эмиссия банковских карт на территории Российской Федерации осуществляется кредитными организациями - резидентами.

 

Указанием ЦБ РФ от 09.04.1999 N 536-У установлено, что кредитные организации вправе осуществлять распространение платежных или банковских карт других эмитентов на основании лицензии на право осуществления банковских операций без получения разрешения Банка России.

 

2.4. Распространение (продажа) кредитными организациями - резидентами карт и предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов (American Express, Diners Club, Visa Travel Money, VISA CASH, Mondex, чеков и аналогичных им), позволяющих производить оплату товаров (услуг) и/или получение наличных денежных средств, может осуществляться только по специальному разрешению Банка России.

Банк России выделяет специальную группу, классифицируемую как предоплаченные финансовые продукты, позволяющие производить оплату товаров (услуг) или получение наличных денежных средств, и указывает, что их распространение может осуществляться только по специальному разрешению Банка России. Причем в приведенном в указанном Положении перечне примеров предоплаченных финансовых продуктов, наряду с такими как Visa Travel Money, VISA CASH, и аналогичные им, указан и Mondex.

 

2.2.4НОВАЯ КАТЕГОРИЯ ДЕНЕГ

 

Таким образом, Банк России, выпустив свои нормативные документы и выделив новую категорию  «предоплаченных финансовых продуктов», в которую попадают и электронные деньги, дает возможность кредитным организациям организовать процесс эмиссии и распространения последних в обход законодательного запрета эмиссии наличных денег, но под контролем Центрального Банка.По нашему мнению, при первоначальном внедрении электронных денег необходимо ограничить круг эмитентов небольшим числом кредитных организаций, с целью жесткого регулирования, контроля и минимизации возможных рисков. В то же время распространение и обслуживание электронных денег могут проводить как банковские, так и небанковские организации. Решение же данного вопроса в дальнейшем должно основываться на анализе состояния и развития систем электронных денег в каждой конкретной стране. В настоящее время логичными и экономически обоснованными можно назвать действия Банка России, который своевременно предпринял шаги, направленные на осуществление контроля за нововведениями в денежно-кредитной сфере.

При разрешении эмиссии электронных денег частными кредитными организациями центральные банки сталкиваются с необходимостью оценить ее влияние на денежно-кредитную политику, денежную массу, эмиссионный доход и другие факторы.

Негативное влияние на состояние денежного обращения могут оказать два фактора:

·        бесконтрольное увеличение объема денежной массы и

·        ускорение оборачиваемости денежной единицы, что может привести к существенному росту инфляции.

Бесконтрольная со стороны Центральных банков эмиссия электронных денег частными кредитными организациями может привести к росту денежной массы. В случае реинвестирования денежных средств, полученных в обмен на электронные, возникнет кредит, который приведет к возникновению новых денег под действием банковского мультипликатора.

 

Другой фактор - увеличение скорости оборота денежной единицы. Рассмотрим уравнение обмена Фишера:

MV = PT

где

M — объем денежной массы,

V — скорость ее обращения,

P — общий уровень денежных цен на товары,

T — объем текущих сделок в экономике.

 

Обычно при решении данного уравнения показатель скорости обращения денег (V) признается стабильной величиной. Однако, если происходит увеличение скорости обращения денег, то оно должно соответствовать или пропорциональному уменьшению денежной массы, или же в результате приведет к росту уровня цен (P) при неизменном объеме текущих сделок в экономике (T).

Использование электронных денег приведет к существенному ускорению оборачиваемости наличной денежной единицы, используемой при расчетах, при том, что адекватного уменьшения денежной массы не произойдет, а наоборот, возможно она частично увеличится. Однако, по нашему мнению, фактор роста денежной массы и влияние на общую скорость обращения денег будут не таким существенными. 3начительная доля рас-четов в денежном выражении происходит путем использования безналичных денег, а платежи электронными деньгами будут происходить на небольшие суммы эквивалентные от долей центов до двух-трех сотен долларов) за товары и услуги реального спроса и предложения. И, соответственно, количество электронных денег необходимое для обслуживания расчетов на малые суммы не должно быть значительной величиной. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Перспективы расширения использования частных денег.

 

Взгляд в ближайшее будущее показывает, что концепция денег в таком виде, как мы ее теперь представляем, будет радикально меняться. "Деньги" будущего во все большей степени будут выпускаться не государством, а частными компаниями, помогая ускорять приватизацию в других секторах национальной экономики. Приватизация денег происходит по большей части не как результат усилий правительства по приватизации, а из-за того, что к этому принуждает развитие технологии. Технологические достижения в области электронного банковского обслуживания и электронной торговли угрожают едва ли не заменой существующей системы бумажных денег. Они, в конечном итоге, приведут к революционизированию способа, которым будут проводиться операции денежного обмена, как физическими лицами, так и финансовыми учреждениями. И, следовательно, они усилят процесс приватизации за счет вовлечения в него финансовой и налоговой систем государства.

Физические деньги полезны только, как средство для облегчения торговли и инвестиций. Новые технологии дадут возможность людям приобретать товары без использования наличных денег, являющихся ненадежными и не приносящими дохода. В будущем, торговля будет осуществляться путем проведения мгновенного и одновременного дебетования на ликвидные счета активов и кредитования с таких счетов, поддерживаемых как и банковскими, так и небанковскими учреждениями.

Технология электронных цифровых платежей предоставит возможность предъявлять требования на права собственности в реальных активах, такие, как фонды в акциях и облигациях или золото, используемые как средство обмена для практически всех операций. В итоге, когда предприятия или физические лица пожелают приобрести товар или услугу, они дадут - непосредственно или косвенно - электронную инструкцию своему банку или другому финансовому посреднику. В инструкции будет определена сумма, эквивалентная номинальной стоимости покупки, которая должна быть немедленно переведена на счет продавца товара или услуги. Соответственно, не будет ни потерь, связанных с выплатой банковского процента, ни какой-либо необходимости в традиционной межбанковской клиринговой распределительной системе. Покупатель и продавец произведут перемещение стоимости мгновенно, без риска неплатежа. При отказе от использования выпущенных государством бумажных денег исчезнут многие проблемы, связанные с инфляцией и ненадежностью платежей.

Обычные деньги исчезнут, потому что они являются дорогостоящими и неудобными в обращении. Бумажные деньги и монеты могут легко быть потеряны или украдены, занимают большой объем при перевозке и отнимают много времени при использовании в деловых операциях. Использование таких денег требует от торговцев наличия их запаса, необходимого для проведения обменных операций. При покупке товаров с помощью торговых автоматов, например, должны быть установлены дорогостоящие механизмы обработки монет и счетов. Эти механизмы подвержены частым механическим неисправностям и случаям воровства, как со стороны служащих, так и посторонних. Весь этот запас бумажных денег и монет является источником риска и не приносит никакого материального дохода его владельцу. Бумажные деньги являются также предметом для подделки. При наличии продвинутой технологии копирования, подделка становится все проще. Несмотря на меры борьбы с этим, технически опытные фальшивомонетчики продолжают находить способы разработки "имеющих хождение" денег. Электронные платежи, проводятся ли они с помощью различного вида карточек, или непосредственно с компьютера на компьютер, устраняют большинство этих проблем и значительно уменьшают издержки. Электронная оплата, будучи фактически мгновенной, также устраняет различие между кредитными и дебетовыми перемещениями средств.

В настоящее время мы входим в эру, когда людям не придется периодически испытывать воздействие непрерывной инфляции, которая в общем случае вызывается государствами, желающими тратить деньги людей на свои собственные цели. Люди смогут иметь выбор использования денег, выпускаемых, как государством, так и в частном порядке, который даст им возможность избежать валютной неустойчивости. Если центральный банк государства, например, Центральный Банк РФ, прибегнет к инфляционной валютной политике, пользователи денег переключатся на другую валюту или будут использовать другие активы. Люди еще будут использовать государственные деньги, чтобы платить налоги и получать платежи от правительства. Но, в случае частных операций, они все более будут удаляться от них. Государства, которые выпускают деньги с устойчивой стоимостью (малая или нулевая инфляция) придут к тому, что их деньги смогут использоваться как расчетная единица и средство урегулирования платежей, хотя они не смогут быть использованы, как средство накопления или обмена. Происходит ряд технологических и регуляторных изменений, которые, в конечном счете, сделают частным порядком выпущенные цифровые (электронные) деньги нормой. Эти изменения облегчат многие проблемы, связанные с использованием обычных денег, выпускаемых центральными банками, особенно с бумажной валютой и монетами.

В течение прошедших нескольких десятилетий, кредитные карточки стали популярными в развитых странах с высоким доходом. Позже стали популярны дебетовые карточки, с помощью которых происходит снятие средств с текущего счета. Кредитные и дебетовые карточки имеют магнитную полосу на обратной стороне, которая считывается машиной, но магнитная полоса довольно ограничена в количестве данных, которые она содержит. Поэтому, из-за необходимости пользования телефоном и недостатка анонимности, а также невыгодности оплаты малых покупок, кредитные и дебетовые карточки никогда не станут универсальными механизмами оплаты.

Существует технология, которая может преодолеть ограничения кредитных и дебетовых карточек – это “интеллектуальная или умная карточка”. Интеллектуальная карточка похожа на кредитную или дебетовую, но содержит компьютерный чип, который обрабатывает значительное количество информации. Денежная стоимость может быть загружена в карточку и храниться там, а затем сниматься по нарастающей по мере совершения покупок.

Машины, которые добавляют информацию в чип и снимают ее известны, как считывающие/записывающие устройства интеллектуальной карточки. Они малы по размеру, недороги и могут быть легко установлены в банкоматы, персональные компьютеры и телефоны. Когда вы используете интеллектуальную карточку, как "кошелек с наличностью," происходит перегрузка денег с вашего банковского счета банка на карточку, подобно тому, как вы получаете наличные деньги из банкомата. Каждый раз, когда вы делаете покупку с помощью карточки, сумма покупки снимается из суммы, находящейся на карточке платы и вносится в компьютер продавца через считывающее/записывающее устройство. Платежи также могут проводиться непосредственно из компьютера. Таким же путем, как деньги перегружаются из банковского счета в интеллектуальную карточку, они могут быть направлены непосредственно на жесткий диск персонального компьютера. "Деньги" на жестком диске могут быть направлены на чей-либо еще ПК, а затем на банковский счет его владельца. Безопасность всех этих операций гарантируется использованием практически нераскрываемого шифрованного ключа. В результате доступного уже сейчас применения этих новых технологий можно послать "деньги" из одной точки земного шара в другую чрезвычайно быстро и анонимно. Такие переводы средств могут быть выполнены шифрованном формате, который в любом случае является нераскрываемым и полностью защищенным от вмешательства криминала или правительства.

 

 

 

Положительные черты частных электронных денег:

1.      Уменьшение операционных издержек

2.      Снижение инфляционного риска

3.      Меньшие размеры правительства

 

 

·        Уменьшение операционных издержек

Конкуренция между частными и другими финансовыми учреждениями за получение прибыли от выпуска денег или производство их заменителей снижает стоимость операций и уменьшает “долю рынка” центральных банков и степень контроля функций денег. Поскольку мы входим в цифровой век, частные конкуренты центральных банков будут оказываться во все более выгодной ситуации, несмотря на существующее законодательство о законных платежных средствах.

 

·        Снижение инфляционного риска

По мере того, как все большее количество "денег" становится электронными деньгами с процентным доходом, уменьшается риск инфляции, потому что для частных банков или других финансовых учреждений нет никакого стимула для избыточного выпуска доходной по процентам валюты, так как это увеличивает их собственные долги. Расчетная единица вероятно, и далее будет устанавливаться центральным банком, даже при том, что использование государственных денег, как средства проведения операций снизится. Однако, государство будет способно сохранить функцию установления расчетной единицы только в том случае, если оно будет действовать в дефляционном режиме. Государства дисциплинируются рынком, потому что в век мгновенных глобальных коммуникаций и наличия финансовых институтов, инфляция немедленно вызовет бегство капитала и валюты.

Государства во все большей степени должны будут конкурировать с другими государствами и частными поставщиками денежных единиц (например, долларов США, японских иен, британских фунтов, швейцарских франков). В конечном счете, некоторые государства, вероятно, ясно определят значение их валюты в форме покупательской корзины товаров и услуг. Имеющие универсальную цену товары, продаваемые на организованных товарных биржах будущего, станут главными кандидатами в такую корзину. Например, доллар мог бы быть определен как количество золота – Х, плюс количество сырой нефти - Y, плюс количество зерна - Z . Это представило бы собой современную версию старого золотого стандарта, однако корзина товаров и услуг более ясно отразит то, что мир, как производит, так и потребляет а также те товары и услуги, которые являются наиболее легко измеряемыми - металл, сельскохозяйственные продукты, энергоносители, и даже страховые тарифы.

Если государствам не удастся разработать ясные определения стоимости своих валют, то частный сектор сможет это сделать. Товары и индексы ценных бумаг, реализуемых в настоящее время, служат основой для установления определений, которые могли бы служить единицей счетной функции денег.

В экономике будущего, большинство состояний станут делимыми, ликвидными и мгновенно перемещаемыми и, вследствие этого, используемыми, как средства проведения операций. При отсутствии необходимости выведения производящих стоимость активов с целью обеспечения покупательной способности, как это имеет место в монетарной экономике, и принятии расчетной единицы, определяемой взаимодополняющим количеством товаров и услуг, не будет причин для возникновения инфляции или дефляции. Все требования по облегчению торговли будут соблюдаться, а условия самой торговли улучшатся.

Многие из тех, кто хотел бы регулировать процесс обращения цифровых денег и интеллектуальных карточек, работы в Интернете и т.д., утверждают, что при отсутствии регулирования будет происходить уклонение от уплаты налогов. Но это утверждение упускает главное. Утверждения о том, что возрастет уклонение от налогов правильны, если налоговое законодательство не изменится с целью отражения достижений цифровых технологий. Однако, неверно утверждать, что более жесткое регулирование приведет к большим налоговым поступлениям от тех, кто не желает платить налоги. Цифровая революция сделает уклонение от налогов очень простым, вызывая у все большего числа людей желание воспользоваться таким преимуществом. Если несколько нажатий на клавиатуру компьютера позволит избежать налоговых платежей, то искушение сделать это будет велико.

·        Меньшие размеры правительства

Уменьшение налоговой базы и налоговых тарифов, требуемые в цифровом веке неизбежно уменьшат размеры правительства. Относительное сокращение правительства, однако, является необходимым условием того, чтобы общество достигло своего полного экономического, социального потенциала и развития личного потенциала его членов. Изучение связи между экономическим ростом и правительственными расходами показало отрицательное соотношение для большинства стран и периодов времени - то есть большое правительство препятствует сильному экономическому росту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наше собственное заключение... состоит в том, что передача денежных и банковских установлений на усмотрение рынка привела бы к более удовлетворительному результату, чем тот, который ныне достигнут благодаря государственному вмешательству.

М.Фридман
лауреат Нобелевской премии по экономике.

 

 

Государственная монополия на деньги имеет недавнее происхождение. Государства поддерживают монополию на выпуск денег, потому что, в той мере, в которой они способны выпустить денежную единицу по стоимости, меньшей, чем ее номинальная стоимость, они получают прибыль, известную, как “сеньораж” (доход от чеканки монеты). Кроме того, по причине того, что денежная единица сама по себе - это долг государства ее держателю, причем без процентов, накапливающихся по этому долгу, государство получает беспроцентную ссуду.

Число выпущенных в частном порядке цифровых денег будет расти, пока практически все деньги не станут частно эмитированными. Рост объема цифровых денег сделает все более затруднительным для правительства сбор налогов, особенно с финансового капитала (если большинство государств не введет строгие меры контроля). Меньшая налоговая база вынудит правительства сокращаться, что способствует экономическому росту, а также финансовой независимости. Давление, направленное на сокращение правительства будет напрямую выражаться в спаде производства государственных предприятий, что увеличит стимул к их приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] “Исследование о природе и причине богатств народов” Адам Смит. Книга 1 глава IV стр. 40.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.