рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Деньги и их роль в экономике

Как правило, банкиры и инвесторы скептически относятся к новым рискованным начинаниям, и далеко не каждый способен добиться финансовой поддержки. Но после того как новый замысел воплотится в действующее предприятие, другим уже нетрудно доставать кредит и капитал для аналогичных предприятий. Если новый процесс успешно приведён в действие, то другие могут попросту копировать его. Каждый раз, когда появляется несколько удачных новаторов, их примеру тот час следуют другие. Таким образом, движущий толчок, даваемый новатором, порождает движение последователей, привлечённых соблазном возможностей извлечения прибыли.

Бум — это явление, вызываемое движениями предпринимателей, устремляющимся к новым возможностям. Бум может усиливаться преувеличено оптимистическими ожиданиями. Сущность бума можно свести к внедрению в производственную систему нововведение.

“Дисперсия представляет собой не что иное, как реакцию экономической системы на бум или приспособление экономической системы к тому состоянию, к которому приводит её бум”. Нарушения, возникающие из нововведений, не могут рассосаться постепенно, на ходу, потому что почти все из них носят капитальный характер. Они рассматривают существующую систему и вызывают необходимость особого процесса приспособления. В период рецессии экономическая система переходит к новому состоянию равновесия, следующему за нарушениями, вызванными бумом. Если нововведения появляются одновременно и в большом количестве, то условия меняются резко, и процесс приспособления становится чрезвычайно трудным. Постепенно, однако, это приспособление осуществляется, и достигается новое состояние равновесия. Период депрессии можно определить как период, на протяжении которого завершается приспособление к новой промышленной ситуации, которая создаётся в предшествующий период внедрения нововведений. Перестройка системы является неизбежной. Этот процесс и воплощает в себя сущность депрессии, и его осуществления связано с потерями, сопротивлением, крушением надежд.

Мы приходим к выводу, что множество нововведений, появляющихся в период процветания, является как раз тем самым фактором, который нарушает равновесие и настолько изменяет условия промышленной жизни, что после этого неизбежно наступает период перестройки цен, стоимостей и производства.

По мнению Шумпетера, “нововведениям свойственно нахлынуть приливной волной и затем отступить. Экономический цикл сводится к отливу и приливу нововведений и к тем последствиям, которые отсюда вытекают”.

Мы “быть может, найдём, что причина болезни кризисов лежит, по существу, не в кошельке, а в душе”. Большое место психологическая теория заняла в работах Пигу. Под психологическими причинами Пигу понимает “перемены в человеческих мыслях, возникающие помимо тех изменений в ожиданиях, которые вызываются изменениями активных факторов, на коих строится суждение”. Пигу строит свой анализ на той роли, которую играют ожидания прибыли от затрат в промышленности. С наступлением каждой из фаз цикла одновременно происходит соответственно перемена ожиданий людей, и от цикла к циклу эти перемены бывают одни и те же. С введением такого элемента как “ожидания” или “расчёты на будущее” возникает проблема неопределённости этих ожиданий. Как правило, прогноз будущих событий не может быть абсолютно верным, и чем больше события отдалены во времени, тем менее точен прогноз и тем сильнее вероятность нарушений. А так как каждое экономическое решение — часть экономического плана, который простирается в более или менее отдалённое будущее, то в каждой экономической деятельности есть элемент неуверенности. В связи с этим следует ввести такие термины как оптимизм и пессимизм. Психологические теории имеют в виду что-то большее, чем то, что во время подъёма люди придерживаются более оптимистических, а во время спада более пессимистических взглядов, только то, что во время подъёма люди инвестируют более свободно и делают это с неохотой во время спада. Оптимизм и пессимизм рассматриваются в этих теориях в качестве факторов, имеющих тенденцию вызывать или усиливать рост или падение вложений. Следует отметить, что невозможно предсказать, с какой силой будут реагировать предприниматели на изменения в экономике или в какой степени они увеличат или уменьшат сумму инвестиций.

В период, когда происходит рост спроса на продукцию многих отраслей промышленности и расширение выпуска их продукции, производители в тех отраслях, которые не испытали ещё повышение спроса на свою продукцию, склонны ожидать, что оно наступит. Кроме того, когда в течение некоторого времени происходит рост спроса и цен, люди имеют обыкновение всё с большой уверенностью ожидать, что и в дальнейшем рост спроса и цен будет происходить в таких же или примерно таких же размерах, то есть они слишком уверенно рассчитывают на то, что нынешнее положение сохранится и в будущем. “Самой главной и существенной чертой бума является то, что инвестиции, которые фактически в условиях полной занятости принесут 2%, производятся из расчёта 6%.” Именно под влиянием такого рода идей здоровый экономический рост начинает постепенно выливаться в опасное разбухание. На этом этапе, как правило, ошибки оптимизма обнаруживаются, наступает реакция и возникают ошибки противоположного характера. Оптимистические прогнозы в итоге приводятся в сопоставление с фактами. Когда эта проверка вещей оказывается неутешительной, уверенность оказывается поколебимой, наступает разочарование. Пессимизм и нежелание инвестировать приводят к сокращению покупательской способности. Деньги не инвестируются и не расходуются на товары производственного назначения, а идут на покрытие убытков. Поскольку сбережения не инвестируются, то всё, что способствует увеличению размеров сбережений, оказывает гнетущее воздействие. Цены падают, и это усиливает пессимистические настроения.

Каждое экономическое явление имеет свой психологический аспект. Психологические факторы выдвигаются в качестве дополнительных к другим экономическим факторам.

Современное государство располагает целым набором экономических инструментов, способных сдержать “перегрев” экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость) деловую активность в определенных сферах деятельности. Используя систему льгот, можно осуществлять перенаправленное воздействие на конкретные группы предприятий. В тех же целях используется кредитная политика. Понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.

Большой вклад в развитие производства и сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счет бюджета крупных программ развития (например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки для развития бизнеса в необходимых обществу сферах деятельности. Пример США показывает, какое влияние на экономику оказала существовавшая здесь в 60-е годы крупномасштабная программа дорожного строительства, давшая толчок развитию связанных с этим отраслей, — автомобилестроению, металлургии, машиностроению (с полным основанием и законной гордостью американцы изображают на рекламных плакатах дороги с катящимся по ним долларом — как символ высокой прибыльности и экономического прогресса).

Вопрос №68.

Международная экономическая интеграция.

Современное мировое хозяйство — это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики. Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли.

Существует несколько основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.

В таможенный союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы, и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза проводят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли.

Общий рынок возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей силы и капитала.

Экономический союз предполагает в дополнение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участницами единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов.

На практике границы между указанными типами интеграционных объединений весьма условны и их развитие может идти по восходящей — от ЗСТ к экономическому союзу.

Наибольшей степени зрелости достиг интеграционный хозяйственный комплекс в Западной Европе, где в 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Договор о его образовании подписали в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С 1967г. ЕЭС имеет общие руководящие органы и единый бюджет с двумя другими европейскими интеграционными объединениями — Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) и Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом). Межгосударственное интеграционное объединение стало официально именоваться Европейскими сообществами — ЕС (часто использовался неофициальный синоним: Европейское сообщество). При этом договоры об учреждении ЕЭС (или „Общего рынка“), ЕОУС и Евратома остались в силе. В 1973г. К ЕС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981г. — Греция, в 1986г. — Испания и Португалия, в 1995г. – Австрия, Финляндия и Швеция. С 1 ноября 1993г., после вступления в силу Маастрихтского договора, Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом (ЕС). Сейчас в ЕС входят 15 государств Западной Европы с населением более 370 млн. человек. На ЕС приходится более 20% мирового ВВП и более 40% мирового экспорта. Эта региональная группировка стоит к экономическому, политическому и валютному союзу гораздо ближе, чем какое-либо межгосударственное объединение современного мира.

ЕС имеет специальные торгово-экономические соглашения со многими странами мира. Например, согласно так называемым Ломейским конвенциям (первая из которых была подписана в 1975г.) фактически все товары из 70 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана получили беспошлинный доступ на рынок ЕС. Похожие соглашения есть и с 12 странами Средиземноморского бассейна. Кроме того, существует Таможенный союз ЕС с Турцией и Кипром. В 1991–1995гг. было подписано девять так называемых Европейских соглашений со странами Центральной и Восточной Европы. Шесть из них (с Болгарией, Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией) уже действуют, три (с Литвой, Латвией и Эстонией) ожидают ратификации. Готовится десятое соглашение со Словенией. Европейские соглашения охватывают как политические, так и экономические вопросы. В частности, уже с 1 января 1995г. были сняты таможенные барьеры на все товары, импортируемые в ЕС из подписавших их стран Центральной и Восточной Европы (за исключением текстиля, для которого это было сделано к концу 1997г.).

24 июня 1994г. на острове Корфу было подписано Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и Россией (вступило в силу с 1 февраля 1996г.).

В Римском договоре отмечалось, что в рамках ЕС создается Общий (единый) рынок, представляющий собой пространство „четырех свобод“ – свобода движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.

Первым шагом в формировании ЕС стала постепенная, в три этапа (с 1959 по 1968г.), отмена таможенных пошлин в торговле между „шестеркой“ стран ЕС и создание таможенного союза. По отношению к третьим странам, не входящим в ЕС, был установлен Единый таможенный тариф ЕС. Затем, по мере присоединения к ЕС новых стран, упразднялись таможенные пошлины в торговле между государствами-основателями ЕС и новыми участниками.

Таможенный союз активизировал взаимную торговлю государств-членов ЕС, на которую сейчас приходится в среднем более 60% объема их совокупной внешней торговли (у Бельгии-Люксембурга, Нидерландов, Ирландии, Португалии — более 70%). Однако после устранения взаимных таможенных пошлин на границах между странами Сообщества все еще имели место случаи проведения таможенного досмотра и контроля, другие дорогостоящие формальности. Свободной торговле продолжали препятствовать различия стандартов и технических норм в разных госу­дарствах (в области здравоохранения, охраны окружающей среды, защиты интересов потребителей и т.п.).

Одним из важнейших направлений политики ЕС является Единая аграрная политика. Она была введена в действие в 1964г. И по сей день остается важнейшей статьей бюджета Европейского союза (около 48% расходов в 1995г.). Аграрная политика гарантирует производителям сельскохозяйственной продукции ее сбыт по заранее устанавливаемой цене интервенции. По некоторым товарам был введен режим прямых дотаций производству. К концу 80-х гг. политика цен охватывала более 90% сельскохозяйственного производства в ЕС. Для централизованного финансирования сельского хозяйства был создан Фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, финансируемый из бюджета ЕС.

Кроме того, Совет министров ЕС устанавливает лимитированные импортные цены, т.е. минимальные цены, по которым те или иные продукты могут быть импортированы в страны-члены Европейского союза. Эти цены, которые из-за ввозных пошлин во многих случаях выше мировых, предназначены для защиты сельского хозяйства ЕС от конкуренции со стороны более дешевых продуктов из стран, не входящих в Союз. Фермеры получают из бюджета ЕС субсидии в случае неблагоприятных погодных условий (заморозки, засухи и т.п.), на строительство новых помещений, модернизацию производства, закупки новой техники и т.д. Субсидируется и экспорт сельскохозяйственных товаров — экспортеры получают возмещение, которое должно компенсировать разницу между мировой ценой и более высокой ценой в ЕС.

Субсидии, система единых цен и защита рынка способствовали укрупнению хозяйств, решению продовольственной проблемы. Между 1973 и 1988 гг. сельскохозяйственное производство в ЕС возрастало в среднем на 2% в год, в то время как потребление продовольствия – только на 0,5%. Страны ЕС практически полностью обеспечили себя продовольствием и стали вторым в мире (после США) экспортером аграрной продукции. В некоторых странах ВС производительность труда в сельском хозяйстве превысила американскую (так, в Бельгии один работник сельского хозяйства „кормит“ 100 человек, в Великобритании 95 — против 80 человек в США и 13 человек в бывшем СССР). Урожайность, например, пшеницы в ЕС вдвое выше, чем в США, а в Нидерландах, Великобритании и Бельгии — почти втрое (от 65 до 70 ц/га в среднем). Аграрная политика ЕС, однако, привела к перепроизводству сельскохозяйственной продукции и к возникновению противоречий с другими мировыми производителями сельскохозяйственных товаров (прежде всего США), которые возражают против ограничения в доступе на рынок ЕС и практики субсидирования экспорта. Кроме того, она оказалось слишком дорогостоящей (70% расходов бюджета ЕС). Поэтому в июне 1992г. ЕС принял решение о радикальном пересмотре аграрной политики. Новая политика включает следующие меры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.