1.
Для
обеспечения конкурентоспособности аграрной продукции ЕС, цены на
земледельческую продукцию и говядину в течение трех лет были снижены, чтобы
приблизиться к уровням мировых рынков (для зерновых, например, снижение цен
составило 29%, для говядины – 15%).
2.
Для того
чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются
компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур
выплата компенсации находится в зависимости прежде всего от сокращения
обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент
контроля за уровнем и эффективностью производства.
3.
В
производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей
устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от
поголовья скота в расчете на гектар.
Кроме того, новая
аграрная политика включает в себя так называемые меры сопровождения —
сохранение аграрной окружающей среды, лесонасаждение и прекращение
сельскохозяйственной деятельности путем досрочного выхода фермеров на пенсию.
В рамках ЕС также
проводится региональная политика, нацеленная на оказание помощи так называемым
проблемным районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в которых
уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это
Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии,
остров Корсика, Северная Ирландия, Северная Шотландия и др. С января 1994г.
статус слаборазвитых официально получили новые земли ФРГ, возникшие на
территории бывшей ГДР. Среди проблемных районов можно отметить
старопромышленные регионы Великобритании, Франции, Германии, Испании и других
стран, которые оказались в кризисном положении из-за упадка таких традиционных
для них отраслей, как угольная промышленность, металлургия, судостроение и текстильная
промышленность, а также слаборазвитые сельские области, находящиеся на
периферии ЕС. Новым направлением, появившимся после вступления в ЕС Швеции и Финляндии,
является развитие регионов с крайне малой плотностью населения на севере и северо-востоке
этих государств. Региональная политика — вторая по значимости статья расходов
ЕС (36% в 1999г.). Основные ее направления — координация региональной
политики отдельных стран-членов Союза и прямая финансовая поддержка
проблемных регионов из Европейского фонда регионального развития.
В конце 80-х гг.
в Римский договор об организации ЕС была внесена специальная глава о сотрудничестве
в научно-технической области. Недавно завершена реализация четвертой рамочной
научно-технологической программы стран ЕС (1994–1998 гг.). Ее цель и цели
двадцати входящих в нее специализированных программ — обеспечение
конкурентоспособности Западной Европы в области информационных технологий и технологий
средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и т.д.
Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды.
ЕС принимает
активное участие в программе ЭВРИКА, направленной на налаживание европейской
широкомасштабной кооперации в области новейшей технологии (осуществляется с 1985г.).
Члены ЭВРИКА – Европейская комиссия и 25 европейских государств, включая всех
15 членов ЕС и Россию. В настоящее время в рамках этой программы осуществляется
665 проектов общей стоимостью 5,6млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают
участие почти 3 тыс. различных европейских организаций (2/3 из них –
промышленные компании); 684 проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены.
Основные направления исследований и разработок – информационные технологии,
связь, робототехника и автоматизация производства, новые материалы,
медицина и биотехнология, охрана окружающей среды, лазерная техника,
транспорт.
Формирование
интеграционного комплекса в ЕС включало и создание ряда региональных
валютно-кредитных и финансовых организаций. С марта 1979г. начала
функционировать Европейская валютная система (ЕВС), предназначенная для
уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов.
В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица — ЭКЮ,
базирующаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС.
К 80-м гг.
Европейское сообщество стало одним из главных центров мирового хозяйства и крупнейшим
торговым блоком на планете. Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком —
как мы уже упоминали, сохранялось много препятствий для свободного
экономического обмена между государствами. Постоянно нарушались положения
Римского договора в части свободного перемещения товаров. Вызовы времени на
рубеже 80-x гг. — иранская революция, Афганистан, кризис в Польше,
Фолклендская война — показали, что у Сообщества отсутствует четкая
внешнеполитическая линия, инструменты и возможности урегулирования
кризисных ситуаций. Политический вес, влияние ЕС были явно неадекватны его
растущей экономической мощи.
Перед Сообществом
встали две взаимосвязанные задачи. Первая — завершить создание единого
внутреннего рынка (ЕВР) со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и людей.
Вторая — образовать валютно-экономический и политический союзы, превратив тем
самым ЕС в некую полуконфедеративную-полуфедеративную супердержаву.
Первая задача —
создание ЕВР — решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале
1986г. И вступившего в силу 1 июля 1987г. Этим Актом была поставлена задача
создать к 1 января 1993г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное
движение товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта задача
успешно решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила скорее символическое
значение, так что отладка механизмов функционирования ЕВР продолжается. С 1
января 1993г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран
ЕС. Граждане стран-членов ЕС получили возможность без загранпаспортов и виз
путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по
своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в гармонию
технические стандарты, финансово-банковские порядки, правовые нормы. Фирмы
теперь могут сбывать продукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС без
каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути миграции
капиталов.
Переход
Сообщества в новое качество — Европейский союз — основывается на договоре о Европейском
союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля 1992г.
Маастрихтский договор предусматривает, в частности, постепенный переход от уже
созданного единого рынка к полному Экономическому и валютному союзу (ЭВС),
создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных
знаков единой валютой евро, учреждение гражданства ЕС. Европейский союз будет
осуществлять общую политику в ряде новых областей — дипломатии, юстиции,
полиции, обороны. Поэтапное ограничение суверенитетов стран ЕС в экономической,
валютной и внешнеполитической сферах в случае успешной реализации
Маастрихтского договора приведет к превращению ЕС в подобие федеративного
или конфедеративного государства со всеми его атрибутами. Как уже упоминалось,
1 ноября 1993г., после ратификации в государствах-членах ЕС, Маастрихтский
договор вступил в силу, и Европейское сообщество сменило свое официальное
название на Европейский союз. В 1997г. был подписан Амстердамский договор о Европейском
союзе, являющийся, по сути, скорректированным и дополненным текстом
Маастрихтского договора.
Создание
Европейского союза не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома,
которые с дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским
договорами, являются основой ЕС.
В конце марта
1998г. Европейская комиссия объявила окончательный состав ЭВС, в который вошли
11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции).
С 1 января 1999г. бразды правления монетарной политикой в этих странах перейдут
к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне (Германия).
С 1 января 2002г. евро поступит в обращение и начнет заменять национальные
денежные единицы. Расчеты в розничной торговле будут вестись только в евро. С 1
июля 2002г. хождение национальных валют в ЕВС будет прекращено и евро останется
единственной денежной единицей.
Среди участников
ЭВС в ЕС – две группы государств – участники нового этапа интеграции и аутсайдеры,
что создает для этого объединения новые трудности и проблемы.
На вступление в ЕС
претендуют сейчас Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния,
Словакия, Словения, Чехия и Эстония. По степени готовности к вступлению
указанные государства разделены на две группы – начавшие с 30 марта 1998г.
непосредственные индивидуальные переговоры о присоединении (Венгрия, Польша,
Словения, Чехия, Эстония) и остальные. Как ожидается, прием первых
стран-претендентов в ЕС начнется не ранее 2003–2004гг.
Европейский союз —
не единственная интеграционная группировка в Западной Европе. В 1959–1960г. по
инициативе Великобритании и Скандинавских стран была учреждена Европейская
ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее
участников как временная организация для усиления их позиций на будущих
переговорах о вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания
(1972г.), Дания (1972г.), Португалия (1985г.), Австрия (1995г.), Финляндия
(1995г.) и Швеция (1995г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ
остались только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970г.).
Ассоциированным членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923г. В таможенном
союзе со Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве.
В отличие от
Европейского союза ЕАСТ представляет собой региональную экономическую
группировку с сохранением суверенных прав государств-участников и отсутствием
наднациональных институтов, имеющих право издавать законы. ЕАСТ — зона
свободной торговли, обеспечивающая свободную беспошлинную торговлю между
странами-членами промышленными товарами (действие конвенции EAСT в принципе не
распространяется на сельскохозяйственную продукцию). В отношениях с третьими
странами каждая страна ЕАСТ проводит самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет
свои таможенные пошлины. Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и
14 государствами Европы и Азии.
Расширение
влияния ЕС, а также усиление на мировом рынке конкурентных позиций США и Японии
привели к активизации связей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях
между этими организациями начались в июне 1990г. И завершились соглашением о создании
Европейского экономического пространства (ЕЭП), подписанным 2 мая 1992г. В Порто.
Договор на 70% перекликается с законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС,
предусматривая окончательное устранение торговых барьеров между
странами-участницами (тарифные и количественные барьеры между ними были сняты
еще к концу 1983г.), свободу передвижения людей, капиталов и услуг. Соглашения
о ЕЭП не распространяются на сельскохозяйственную сферу, однако на
двухсторонней основе страны ЕАСТ будут допускать импорт аграрной продукции из
ЕС (особенно из наиболее отсталых районов Союза), а в обмен на это на более
выгодных условиях ввозить свои продукты в ЕС.
Соглашение о создании
ЕЭП, общей экономической зоны двух торговых блоков, в составе 18 государств
вступило в силу с 1 января 1994г. Швейцария, население которой на референдуме в
1992г. высказалось против вхождения страны в ЕЭП, получила статус наблюдателя.
В декабре 1992г.
Польша, Чехия, Словакия и Венгрия заключили Центральноевропейское соглашение о свободной
торговле (ЦЕФТА), вступившее в силу 1 марта 1994г. Договор предусматривает
создание зоны свободной торговли промышленными товарами к 2001г. В отношении
сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Позднее
членами ЦЕФТА стали также Словения, Румыния и Болгария.
Внутри
Содружества Независимых Государств (СНГ) заключено два соглашения об
углубленной интеграции. В январе 1996г. Россия, Белоруссия и Казахстан
заключили соглашения о создании Таможенного союза, к которому в марте того же
года присоединилась Киргизия, а в апреле 1998г. – Таджикистан. Таможенный союз,
в частности, предусматривает одинаковый торговый режим в отношении третьих
стран, единство таможенной территории. Второго апреля 1996г. подписан договор
об образовании Сообщества России и Белоруссии, предусматривающий не только
экономическую, но и политическую интеграцию двух государств. Будет создано
единое экономическое пространство со свободным передвижением товаров, услуг,
капиталов и рабочей силы, предполагается максимально использовать преимущества
межстранового разделения труда, специализации и кооперации производства. Будут
созданы условия для введения общей валюты. Россия и Белоруссия условились
согласовывать внешнюю политику и вырабатывать общую позицию по основным
международным вопросам. В 1999г. на всенародное осуждение был вынесен проект
Договора о создании союзного государства России и Белоруссии; в декабре
1999г. договор был подписан.
В Северной
Америке в январе 1989г. вступило в силу Американо-канадское соглашение о свободной
торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывавшая
двухстороннюю торговлю почти в 200 млрд. дол. В год. В течение десяти лет
должны были быть ликвидированы все оставшиеся между США и Канадой тарифные и нетарифные
ограничения на любые операции – начиная от рекламы и кончая дальней связью и торговлей
вином. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить собственные
импортные ограничения на торговлю с третьими странами.
В июне 1991г. по
инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой,
завершившиеся подписанием 17 декабря 1992г. соглашения о создании
Североамериканской зоны свободной торговли (по первым буквам английского
названия — НАФТА). После ратификации в странах-участницах оно вступило в силу
1 января 1994г. Ключевые элементы соглашения:
1.
ликвидация
всех таможенных пошлин во взаимной торговле к 2010г.;
2.
поэтапное
упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле
товарами и услугами;
3.
смягчение
режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике;
4.
либерализация
условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке;
5.
создание
американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии.
Реализация
достигнутых договоренностей приведет к возникновению самого крупного в мире
торгового блока с населением 378 млн. человек и совокупным ВВП более 8,5 трлн.
дол. (1995). Создание НАФТА позволит соединить экономическую мощь США,
природные ресурсы Канады и дешевую рабочую силу Мексики, чтобы успешнее
конкурировать с Европой, Японией и Восточной и Юго-Восточной Азией.
Впервые в мире торговый блок объединил развитые государства и развивающуюся
страну.
Прорабатывается
идея формирования „атлантической“ зоны свободной торговли, объединяющей НАФТА и
ЕС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|