рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Деньги и их роль в экономике

1.                 Для обеспечения конкурентоспособности аграрной продукции ЕС, цены на земледельческую продукцию и говядину в течение трех лет были снижены, чтобы приблизиться к уровням мировых рынков (для зерновых, например, снижение цен составило 29%, для говядины – 15%).

2.                 Для того чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур выплата компенсации находится в зависимости прежде всего от сокращения обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент контроля за уровнем и эффективностью производства.

3.                 В производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от поголовья скота в расчете на гектар.

Кроме того, новая аграрная политика включает в себя так называемые меры сопровождения — сохранение аграрной окружающей среды, лесонасаждение и прекращение сельскохозяйственной деятельности путем досрочного выхода фермеров на пенсию.

В рамках ЕС также проводится региональная политика, нацеленная на оказание помощи так называемым проблемным районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в которых уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии, остров Корсика, Северная Ирландия, Северная Шотландия и др. С января 1994г. статус слаборазвитых официально получили новые земли ФРГ, возникшие на территории бывшей ГДР. Среди проблемных районов можно отметить старопромышленные регионы Великобритании, Франции, Германии, Испании и других стран, которые оказались в кризисном положении из-за упадка таких традиционных для них отраслей, как угольная промышленность, металлургия, судостроение и текстильная промышленность, а также слаборазвитые сельские области, находящиеся на периферии ЕС. Новым направлением, появившимся после вступления в ЕС Швеции и Финляндии, является развитие регионов с крайне малой плотностью населения на севере и северо-востоке этих государств. Региональная политика — вторая по значимос­ти статья расходов ЕС (36% в 1999г.). Основные ее направления — координация региональной политики отдельных стран-членов Союза и прямая финансовая поддержка проблемных регионов из Европейского фон­да регионального развития.

В конце 80-х гг. в Римский договор об организации ЕС была внесена специальная глава о сотрудничестве в научно-технической области. Недавно завершена реализация четвертой рамочной научно-технологической программы стран ЕС (1994–1998 гг.). Ее цель и цели двадцати входящих в нее специализированных программ — обеспечение конкурентоспособности Западной Европы в области информационных технологий и технологий средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и т.д. Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды.

ЕС принимает активное участие в программе ЭВРИКА, направленной на налаживание европейской широкомасштабной кооперации в области новейшей технологии (осуществляется с 1985г.). Члены ЭВРИКА – Европейская комиссия и 25 европейских государств, включая всех 15 членов ЕС и Россию. В настоящее время в рамках этой программы осуществляется 665 проектов общей стоимостью 5,6млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают участие почти 3 тыс. различных европейских организаций (2/3 из них – промышленные компании); 684 проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены. Основные направления исследований и разработок – информационные технологии, связь, робототехника и автоматизация производства, новые материалы, медицина и биотехнология, охрана окружающей среды, лазерная техника, транспорт.

Формирование интеграционного комплекса в ЕС включало и создание ряда региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. С марта 1979г. начала функционировать Европейская валютная система (ЕВС), предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица — ЭКЮ, базирующаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС.

К 80-м гг. Европейское сообщество стало одним из главных центров мирового хозяйства и крупнейшим торговым блоком на планете. Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком — как мы уже упоминали, сохранялось много препятствий для свободного экономического обмена между государствами. Постоянно нарушались положения Римского договора в части свободного перемещения товаров. Вызовы времени на рубеже 80-x гг. — иранская революция, Афганистан, кризис в Польше, Фолклендская война — показали, что у Сообщества отсутствует четкая внешнеполитическая линия, инструменты и возможности урегулирования кризисных ситуаций. Политический вес, влияние ЕС были явно неадекватны его растущей экономической мощи.

Перед Сообществом встали две взаимосвязанные задачи. Первая — завершить создание единого внутреннего рынка (ЕВР) со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и людей. Вторая — образовать валютно-экономический и политический союзы, превратив тем самым ЕС в некую полуконфедеративную-полуфедеративную супердержаву.

Первая задача — создание ЕВР — решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале 1986г. И вступившего в силу 1 июля 1987г. Этим Актом была поставлена задача создать к 1 января 1993г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное движение товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта задача успешно решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила скорее символическое значение, так что отладка механизмов функционирования ЕВР продолжается. С 1 января 1993г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС. Граждане стран-членов ЕС получили возможность без загранпаспортов и виз путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в гармонию технические стандарты, финансово-банковские порядки, правовые нормы. Фирмы теперь могут сбывать продукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС без каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути миграции капиталов.

Переход Сообщества в новое качество — Европейский союз — основывается на договоре о Европейском союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля 1992г. Маастрихтский договор предусматривает, в частности, постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному Экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства ЕС. Европейский союз будет осуществлять общую политику в ряде новых облас­тей — дипломатии, юстиции, полиции, обороны. Поэтапное ограничение суверенитетов стран ЕС в экономической, валютной и внешнеполитической сферах в случае успешной реализации Маастрихтского договора приведет к превращению ЕС в подобие федеративного или конфедеративного государства со всеми его атрибутами. Как уже упоминалось, 1 ноября 1993г., после ратификации в государствах-членах ЕС, Маастрихтский договор вступил в силу, и Европейское сообщество сменило свое официальное название на Европейский союз. В 1997г. был подписан Амстердамский договор о Европейском союзе, являющийся, по сути, скорректированным и дополненным текстом Маастрихтского договора.

Создание Европейского союза не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским договорами, являются основой ЕС.

В конце марта 1998г. Европейская комиссия объявила окончательный состав ЭВС, в который вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции). С 1 января 1999г. бразды правления монетарной политикой в этих странах перейдут к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1 января 2002г. евро поступит в обращение и начнет заменять национальные денежные единицы. Расчеты в розничной торговле будут вестись только в евро. С 1 июля 2002г. хождение национальных валют в ЕВС будет прекращено и евро останется единственной денежной единицей.

Среди участников ЭВС в ЕС – две группы государств – участники нового этапа интеграции и аутсайдеры, что создает для этого объединения новые трудности и проблемы.

На вступление в ЕС претендуют сейчас Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. По степени готовности к вступлению указанные государства разделены на две группы – начавшие с 30 марта 1998г. непосредственные индивидуальные переговоры о присоединении (Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония) и остальные. Как ожидается, прием первых стран-претендентов в ЕС начнется не ранее 2003–2004гг.

Европейский союз — не единственная интеграционная группировка в Западной Европе. В 1959–1960г. по инициативе Великобритании и Скандинавских стран была учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее участников как временная организация для усиления их позиций на будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания (1972г.), Дания (1972г.), Португалия (1985г.), Австрия (1995г.), Финляндия (1995г.) и Швеция (1995г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ остались только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970г.). Ассоциированным членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923г. В таможенном союзе со Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве.

В отличие от Европейского союза ЕАСТ представляет собой региональную экономическую группировку с сохранением суверенных прав государств-участников и отсутствием наднациональных институтов, имеющих право издавать законы. ЕАСТ — зона свободной торговли, обеспечивающая свободную беспошлинную торговлю между странами-членами промышленными товарами (действие конвенции EAСT в принципе не распространяется на сельскохозяйственную продукцию). В отношениях с третьими странами каждая страна ЕАСТ проводит самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет свои таможенные пошлины. Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и 14 государствами Европы и Азии.

Расширение влияния ЕС, а также усиление на мировом рынке конкурентных позиций США и Японии привели к активизации связей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях между этими организациями начались в июне 1990г. И завершились соглашением о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), подписанным 2 мая 1992г. В Порто. Договор на 70% перекликается с законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС, предусматривая окончательное устранение торговых барьеров между странами-участницами (тарифные и количественные барьеры между ними были сняты еще к концу 1983г.), свободу передвижения людей, капиталов и услуг. Соглашения о ЕЭП не распространяются на сельскохозяйственную сферу, однако на двухсторонней основе страны ЕАСТ будут допускать импорт аграрной продукции из ЕС (особенно из наиболее отсталых районов Союза), а в обмен на это на более выгодных условиях ввозить свои продукты в ЕС.

Соглашение о создании ЕЭП, общей экономической зоны двух торговых блоков, в составе 18 государств вступило в силу с 1 января 1994г. Швейцария, население которой на референдуме в 1992г. высказалось против вхождения страны в ЕЭП, получила статус наблюдателя.

В декабре 1992г. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия заключили Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), вступившее в силу 1 марта 1994г. Договор предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами к 2001г. В отношении сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Позднее членами ЦЕФТА стали также Словения, Румыния и Болгария.

Внутри Содружества Независимых Государств (СНГ) заключено два соглашения об углубленной интеграции. В январе 1996г. Россия, Белоруссия и Казахстан заключили соглашения о создании Таможенного союза, к которому в марте того же года присоединилась Киргизия, а в апреле 1998г. – Таджикистан. Таможенный союз, в частности, предусматривает одинаковый торговый режим в отношении третьих стран, единство таможенной территории. Второго апреля 1996г. подписан договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, предусматривающий не только экономическую, но и политическую интеграцию двух государств. Будет создано единое экономическое пространство со свободным передвижением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, предполагается максимально использовать преимущества межстранового разделения труда, специализации и кооперации производства. Будут созданы условия для введения общей валюты. Россия и Белоруссия условились согласовывать внешнюю политику и вырабатывать общую позицию по основным международным вопросам. В 1999г. на всенародное осуждение был вынесен проект Договора о создании союзного государства России и Белоруссии; в декабре 1999г. договор был подписан.

В Северной Америке в январе 1989г. вступило в силу Американо-канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывавшая двухстороннюю торговлю почти в 200 млрд. дол. В год. В течение десяти лет должны были быть ликвидированы все оставшиеся между США и Канадой тарифные и нетарифные ограничения на любые операции – начиная от рекламы и кончая дальней связью и торговлей вином. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить собственные импортные ограничения на торговлю с третьими странами.

В июне 1991г. по инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17 декабря 1992г. соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (по первым буквам английского названия — НАФТА). После ратификации в странах-участницах оно вступило в силу 1 января 1994г. Ключевые элементы соглашения:

1.                 ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле к 2010г.;

2.                 поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;

3.                 смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике;

4.                 либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке;

5.                 создание американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии.

Реализация достигнутых договоренностей приведет к возникновению самого крупного в мире торгового блока с населением 378 млн. человек и совокупным ВВП более 8,5 трлн. дол. (1995). Создание НАФТА позволит соединить экономическую мощь США, природные ресурсы Канады и дешевую рабочую силу Мексики, чтобы успешнее конкурировать с Европой, Японией и Восточной и Юго-Восточной Азией. Впервые в мире торговый блок объединил развитые государства и развивающуюся страну.

Прорабатывается идея формирования „атлантической“ зоны свободной торговли, объединяющей НАФТА и ЕС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.