рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Деньги и международные экономические отношения

3.      непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

4.      регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами, с дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

1.     Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

2.     Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.

3.   Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4.   Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

5.   Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

·        ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

·        прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

·        содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

·        расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.

·        регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

·        регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно европейские) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

С середины 70-х до середины 80-х годов промышленно развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.

В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее.

С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах невелика (2,4%).

С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств в центральных банках других стран.

Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров. Например, в 1947 г. 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефицитны.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

 

3. Валютные фонды и операции предприятия

При осуществлении внешнеэкономической деятельности предпринимателю приходится сталкиваться как с национальной, так и иностранной валютой. Внешняя торговля неразрывно связана с осуществлением валютных операций.

Валютные операции совершаются по валютным курсам, являющимся соотношением двух валют. Валютный курс может быть определен как количество единиц одной валюты, которое надо отдать, чтобы приобрести единицу другой валюты. Валютный курс дает возможность реализовать связь между различными национальными валютами, обеспечить их международное сравнение и осуществление операций.

Для определения валютного курса может использоваться либо прямая, либо обратная котировка.

Прямая котировка представляет собой оценку иностранной денежной единицы в национальной валюте. При использовании прямой котировки единица иностранной валюты выражается в национальной валюте. Прямая котировка используется в США.

В ряде европейских стран используется обратная котировка - она показывает цену единицы национальной валюты в иностранной валюте.

При обратной котировке единица национальной валюты выражается в определенном количестве иностранной валюты.

Обычно валюты котируются до четвертого знака после запятой, за исключением японской йены и итальянской лиры.

Общепринятым является котировка валют по отношению к доллару США, иными словами, доллар США является базовой валютой котировки. Можно рассчитать и соотношения различных валют, зная их котировку по отношению к доллару США. Это так называемые кросс-

курсы, которые получаются путем умножения или деления двух курсов валют по отношению к доллару США.

Основным курсом валютного рынка является курс по кассовым сделкам (курс "спот" или курс телеграфного перевода). Этот курс предполагает совершение валютной сделки немедленно или в течение двух дней.

Курсы валют постоянно изменяются - они могут изменяться даже в течение одного рабочего дня банка, поэтому при совершении сделки нередко указывается, по какому курсу, т.е. на момент открытия или закрытия банка, она будет осуществляться.

По любым сделкам котировка валютных курсов производится одновременно как для покупки, так и для продажи, т.е. производится котировка на базе курса продавца и курса покупателя. Разница между ними (спрэд или маржа) представляет собой доход банка. Кроме того, имеются определенные различия в курсе для больших и нормальных (до 5 млн. долл.) и малых сумм. Маржа для большой суммы обычно выше. Помимо сделок с немедленной поставкой валюты на практике широко распространены валютные сделки с условием взаимной поставки валют через определенный - период и заранее оговоренную дату по курсу, который также оговаривается в момент совершения сделки. Подобные сделки служат для покрытия валютного риска, возникающего у экспортера или импортера товаров, у дебитора или кредитора в иностранной валюте, у инвесторов в ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте. При этом курсы валют с поставкой через определенный период времени в будущем отличаются от курсов валют с немедленной поставкой, отражая разницу в процентных ставках по соответствующим валютам и, до некоторой степени, предположения валютного рынка о тенденции соответствующих валют к повышению или понижению. Подобные сделки получили наименование форвардных операции (сделки на срок). По действующей на валютном рынке терминологии принято говорить о валюте, курс которой котируется на срок на более высоком уровне, чем курс "спот", что она котируется с премией, в противоположном же случае говорят о дисконте.

Свыше 60% всех международных валютных сделок осуществляется по форме кассовых сделок на межбанковском рынке. Остальные сделки реализуются в основном как "своповские сделки" (на их долю приходится около трети всех сделок). "Своповские сделки" объединяют фактически две операции - наличную и срочную. Курс валюты фиксируется в момент заключения сделки, но участники сделки предоставляют гарантии возмещения премии или дисконта при изменении курса. Лишь 4% сделок приходится на сделки, осуществляемые на фьючерсных (срочных") рынках (форвард - сделки).

Котировка (валютные курсы) валют ежедневно публикуется в газетах, имеющих непосредственное отношение к предпринимательству.

Так, например, "Wall Street Journal" ежедневно публикует прямую, обратную котировки 44 валют, а также курс по сделкам спот и форвард - сделкам для английского фунта стерлингов. канадского доллара, французского франка, японской йены, швейцарского франка и немецкой марки.

Особое место занимают валютные операции, связанные не с обслуживанием движения товаров, кредита и ценных бумаг, а с куплей-продажей валюты с целью получения прибыли.

Среди таких операций - купля-продажа валютных опционов, т.е. права купить или продать иностранную валюту в течение определенного периода времени (американский опцион) или в определенный срок (европейский опцион). При этом покупатель опциона может либо выполнить, либо не выполнить контракт, в зависимости от его оценки прибыльности подобной операции. Продавец должен при желании покупателя обязательно выполнить условия контракта.

К подобным же сделкам относится и валютный арбитраж. Валютный арбитраж - это процесс купли-продажи валюты для получения прибыли, представляющей собой разницу в курсах одной и той же валюты на различных рынках. Различают простой и сложный (так называемый тройной) арбитраж.

В современных условиях проведение арбитражных сделок затруднено тем, что в связи со значительным развитием систем коммуникаций, котировки валют повсюду примерно одинаковы. Смысл валютного арбитража сохраняется при проведении сделок на срок.

Есть и еще значительное количество валютных операций, но они относятся уже к категории спекуляций, которые не входят в предмет нашего рассмотрения.

Валютные операции предприятия в контексте украинского законодательства. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка). Регулирование валютных и кредитных операций осуществляется также на межгосударственном уровне для координации валютной политики отдельных государств.

Современный этап валютного регулирования в Украине начался в конце 80-х годов. Отмена монополии внешней торговли и валютной монополии государства привела к децентрализации валютных ресурсов и создала предпосылки для формирования в Украине внутреннего валютного рынка.

Принятый в феврале 1993 г. Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" регламентирует проведение валютных операций на территории Украины. Декретом определены принципы осуществления валютных операций в Украине, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями. Субъекты валютных отношений подразделяются декретом на две категории:

·      резидентов;

·      нерезидентов.

Как говорится в Декрете Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 г. № 15-93.[1.1]

К "резидентам" относятся:

·      физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), имеющие постоянное местожительство на территории Украины, в том числе временно находящиеся за границей;

·      юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.) с местонахождением на территории Украины, осуществляющие свою деятельность на основании законов Украины;

·      дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за рубежом, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.

К “нерезидентам" относятся:

·      физические лица (иностранные граждане, граждане Украины, лица без гражданства), имеющие постоянное местожительство за пределами Украины, в том числе временно находящиеся на территории Украины;

·      юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.), с местонахождением за пределами Украины, созданные и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе юридические лица и другие субъекты предпринимательской деятельности с участием юридических лиц и других субъектов предпринимательской деятельности Украины;

·      расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства других организаций и фирм, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на основании законов Украины.

Объектом валютного регулирования являются операции, осуществляемые с валютными ценностями.

К валютным ценностям декрет относит:

·      иностранную валюту - иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах, находящиеся на счетах или вносимые в банковские и другие кредитно-финансовые учреждения за пределами Украины;

·      платежные документы и прочие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в иностранной валюте или монетарных металлах.

К валютным операциям Декрет относит:

·      операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, за исключением операций, осуществляемых между резидентами в валюте Украины;

·      операции, связанные с использованием валютных ценностей в международном обращении как средства платежа, с передачей задолженностей и иных обязательств, предметом которых являются валютные ценности;

·      операции, связанные со ввозом, переводом и пересылкой на территорию Украины и вывозом, переводом и пересылкой за ее пределы валютных ценностей.

Основными институтами, осуществляющими валютное регулирование в Украине, являются Национальный банк Украины и Кабинет Министров Украины. Данные структуры обладают правом законодательной инициативы и разработали целый комплекс нормативных документов, определяющих способ и порядок валютного регулирования в стране, но основным из них является "Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 г. №15-93 [1.1].

В частности в статье 11, вышеуказанного "Декрета..." говорится, что Национальный банк Украины в сфере валютного регулирования:

·      осуществляет валютную политику исходя из принципов общей экономической политики Украины,

·      составляет совместно с Кабинетом Министров Украины платежный баланс Украины,

·      контролирует соблюдение утвержденного Верховным Советом Украины лимита внешнего государственного долга Украины,

·      определяет при необходимости лимиты задолженности в иностранной валюте уполномоченных банков нерезидентам,

·      издает обязательные к исполнению нормативные акты по осуществлению операций на валютном рынке Украины,

·      накапливает, сохраняет и использует резервы валютных ценностей для осуществления государственной валютной политики,

·      выдает лицензии на осуществление валютных операций и принимает решения об их отмене,

·      устанавливает способы определения и использования валютных (обменных) курсов иностранных валют, выраженных в валюте Украины курсов валютных ценностей, выраженных в иностранной валюте или расчетных (клиринговых) единицах,

·      устанавливает по согласованию с Министерством статистики Украины единые формы учета, отчетности и документации о валютных операциях, порядок контроля за их достоверностью и своевременным представлением,

·      обеспечивает публикацию банковских отчетов о собственных операциях и операциях уполномоченных банков.

Кабинет Министров Украины в сфере валютного регулирования:

·      определяет и представляет на утверждение в Верховный Совет Украины лимит внешнего государственного долга Украины,

·      принимает участие в составлении платежного баланса Украины,

·      обеспечивает выполнение бюджетной и налоговой политики в части, касающейся движения валютных ценностей,

·      обеспечивает формирование и выступает распорядителем Государственного валютного фонда Украины,

·      определяет порядок использования поступлений в международных расчетных (клиринговых) единицах, используемых в торговом обороте с иностранными государствами, а также в неконвертируемых иностранных валютах, используемых в неторговом обороте с иностранными государствами на основании положений международных договоров Украины.

Заключение

Важнейшим фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан.

Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства, но все же ни одна страна не может достичь сколько-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.

Выгода от внешнеэкономических отношений и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает что она не должна  объектом государственного регулирования. Государственное регулирование внешней торговли:

Развитые внешнеэкономические отношение обостряют конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда, что ведет к санации национальной экономики. Поэтому хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться, разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер.

 

 

Список использованной литературы:

1. Валютный союз по-европейски / Вл. Крайний // Интерфакс-АиФ. - 1996 №16.

2. Гальчинський, Анатолий. Теорія грошей: Навч. посібник. – К.: Основи, 1998.

3. Европейский валютный союз: взгляд из Европы, Америки, Азии / Дэвид Ширрефф // Деловая Сибирь 1997 №2

4. Евровалюта “Соединенных Штатов Европы” / М. Погорелый // Ревизор 1996 №9.

5. Европейская валютная система. Т.Д. Валовая. 1986

6. Іванов В.М. Гроші та кредит: Курс лекцій. – К.: МАУП, 1999. – 230 с.

7. Румянцев А.П., Румянцева Н.С. Міжнародна економіка: Короткий конспект лекцій. – К.: МАУП, 1999.

8. Основи економічної теорії / С.В. Мочерний, С.А. Єрохін, Л.О. Каніщенко та ін. За ред. С.В. Мочерного. – К.:ВЦ “Академия”, 1997.

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. - Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД". - 1993.

10. Закон Украины “О налогообложение прибыли предприятий



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.