рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан

Такие проекты должны раз­рабатываться в каждом мини­стерстве, ведомстве, городс­ком, областном хокимиятах. Это значительно повысит инве­стиционную привлекательность подобных проектов не только для иностранных, но и для оте­чественных инвесторов и со­здаст предпосылки для реаль­ного увеличения средств, вкла­дываемых в народное хозяй­ство республики[10].

Инвестиции и инновации

Инвестиции и инновации являются довольно тесно смы­кающимися структурными эле­ментами рынка, следователь­но, любая инвестиционная так­тика, которую осуществляет то или иное предприятие, будет определенным образом связа­на с инновационной деятель­ностью.

В данном контексте надо иметь в виду еще одно весьма важное обстоятельство: выход на передовые позиции эконо­мического развития в начале XXI века неизбежно вызовет новую научно-техническую ре­волюцию, а та, в свою очередь, - инновационно-инвестицион­ный бум, который будет на­правлен на обновление основ­ного капитала на принципиаль­но новой конкурентной основе. Следовательно, капиталовло­жения без инноваций невоз­можны, поскольку не имеет смысла воспроизводить уста­ревшие в техническом и тех­нологическом отношении про­изводства. Однако инноваций без капиталовложений не су­ществует. Уже сегодня стало реальностью формирование тесно взаимосвязанных инвес­тиционного и инновационного рынков, что помогает ресурс­ному обеспечению насущных видов инновационной деятель­ности.

В связи с трудностями пе­реходного периода государ­ственный и местные бюджеты пока не в состоянии выделить средства на долгосрочное ин­новационно-техническое пере­вооружение действующих про­изводств. Поэтому основная тяжесть финансирования этой деятельности ложится на са­мих собственников капитала и товаропроизводителей. Однако многие из них сегодня, прежде всего, озабочены «выживанием» и уделяют мало внимания про­изводственным инвестициям и нововведениям, поскольку это выходит за пределы их ближай­ших интересов.

Чтобы кардинально изме­нить ситуацию, товаропроиз­водители и собственники ка­питалов должны наряду с де­тальным изучением рыночной конъюнктуры, изысканием внутренних резервов для сни­жения себестоимости продук­ции разрабатывать собствен­ную инновационно-инвестици­онную программу с конкретны­ми предложениями, адресо­ванными как потенциальным иностранным инвесторам, так и отечественным кредитно-инвестиционным институтам.

Безусловно, большой эко­номический интерес для раз­вития инновационного процес­са представляют зарубежные инвестиции, привлечению кото­рых может способствовать предоставление относительно де­шевой, но квалифицированной рабочей силы и стабильного рынка сбыта в Узбекистане. Но для этого необходимо усилить реальные гарантии сохранно­сти и возврата иностранных кредитов и инвестиций, кото­рые будут обеспечиваться отечественными страховыми организациями на внутреннем рынке республики. В качестве материального обеспечения зарубежных кредитов и инве­стиций, видимо, целесообраз­но использовать республикан­ские авуары в заграничных бан­ках, а также вкладывать валюту в совместное производство за рубежом.

Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод: осуществление ры­ночных реформ в Узбекиста­не, включая углубление про­цессов приватизации, дости­жение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в националь­ном народнохозяйственном комплексе неразрывно связа­ны с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более усилится при вступлении на­шей независимой страны в XXI век[11].

Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана

В осуществлении структурных преобразований эконо­мики Узбекистана иностранные инвестиции играют чрез­вычайно важную роль, поскольку производительные силы республики нуждаются в крупных капиталовложениях для модернизации и реконструкции, а внутренние источни­ки финансирования инвестиций недостаточны. Поэтому привлечение в широких масштабах иностран­ных инвестиций преследует стратегические цели и яв­ляется одним из важнейших направлений проводимой государственной политики[12].

Основная задача государства заклю­чается в создании благоприятных усло­вий для вложения капитала. Наша страна имеет все необходимое, чтобы привлечь значительные иностранные инвестиции:

Ø     сформированную законодательную базу, определяющую правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции;

Ø     созданную инфраструктуру поддер­жки инвестиционного процесса;

Ø     политическую стабильность;

Ø     выгодное географическое положе­ние;

Ø     богатые минерально-сырьевые ре­сурсы, а также потенциал развития агропромышленного сектора;

Ø     квалифицированные трудовые ре­сурсы;

Ø     достаточно емкий рынок сбыта.

Важным фактором инвестиционного климата является система финансово-экономических стимулов и льгот для иностранных инвесторов, которая сори­ентирована на увеличение прямых ино­странных инвестиций в производствен­ную сферу и, в особенности в отрасли и производства, обладающие большим экспортным потенциалом.

Иностранные инвестиции: общая оценка

Общий объем прямых иностранных инвестиций и иностранных кредитов воз­рос в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 24%, составив $986,8 млн. Однако за тот же период приток прямых иностранных инвестиций уменьшился на 37%, соста­вив $188 млн. Доля иностранных инве­стиций в общем объеме инвестиций снизилась с 7,6% до 4,6%[13]. В первом полугодии 2000 г. продолжилось сни­жение притока иностранных инвестиций. Так, их объем в сумовом выражении (7,6 млрд. сумов) уменьшился по сравнению с тем же периодом прошлого года в 3,5 раза. В то же время сумма полученных кредитов возросла в 1,5 раза[14].

В 1999 г. был отмечен наибольший приток иностранных инвестиций в энер­гетическую отрасль (газ - 30%), транс­порт (13%) и сельское хозяйство (12%) (диаграмма 1). В первом полугодии 2000 г. иностранные инвестиции активно при­влекались в переработку нефти, хими­ческую отрасль и транспорт. Совокуп­ная доля этих отраслей в общем объе­ме составила более 54%.


Что касается территориального рас­пределения, то по объемам привлечен­ных иностранных инвестиций выделяются Ташкентский (40%) и ферганский (26%) регионы (диаграмма 2).

Особо крупные проекты в республи­ке реализуются при государственном мониторинге. При отборе таких проек­тов предпочтение отдается объектам межотраслевого значения, высокотехно­логичным и наукоемким производствам, а также взаимосвязанным технологичес­ки производствам.

В результате реализации государ­ственной инвестиционной политики в 2000 году начались пусконаладочные работы на Шуртанском газохимическом комплексе, завершено строительство предприятия по производству целлюлозы на ферганском заводе фурановых соеди­нений, расширена первая очередь Кы­зылкумского фосфоритного комбината.

В прошедшем году введены в эксплу­атацию такие совместные предприятия, как "Хобас-ТАПО" по производству неметал­лических труб мощностью 270 км в год, "Узсматана-Сантехника" по производству счетчиков для горячей и холодной воды мощностью 750 тыс. штук в год, цех по производству полиэтиленовых труб мощ­ностью 468 т в год в Самаркандской об­ласти, производство универсального фос-форноазотнокислого удобрения мощнос­тью 4,4 т в час в Ташкентской области, производство пищевого спирта мощнос­тью 915 тыс. дал в год в Ферганской об­ласти, производство по переработке 600 тыс. штук овчин в год в Ташкентской об­ласти, СП "Олтин Дери" по производству 45 тыс. штук кожаных изделий в Андижан­ской области, СП "Ишк" по производству 2 млн. штук ученических тетрадей в г. Таш­кенте, завод по выпуску 390 млн. штук таб­леток и 6,6 млн. ампул инфузионных ра­створов в год в г. Ташкенте и ряд дру­гих объектов.

Стратегия привлечения

Дальнейшее углубление экономических реформ подра­зумевает выработку и осуще­ствление новой стратегии привлечения иностранных инвести­ций, основанной не на "точеч­ном" инвестировании отдель­ных отраслей, производств, а на комплексном, программно-целевом подходе, заключаю­щемся в создании и реализа­ции целевых или комплексных инвестиционных программ, ох­ватывающих всю совокупность предприятий различных отрас­лей, расположенных на одной территории. Это могут быть территориально-производ­ственные комплексы, специ­альные экономические, экспор­тные или другие зоны. Причем наиболее важны не текущие краткосрочные программы, а долгосрочные, рассчитанные на решение стратегически зна­чимых задач либерализации экономики. Как отмечает Игорь Ансофф: "Цели определяют за­дачи, а стратегия - способы их решения"[15].

Подобное понимание инве­стиционной политики опреде­ляет и основные ее направле­ния:

Ø     активное участие иност­ранного капитала в структурных преобразованиях экономики, ускорение технического пере­вооружения и модернизации производств;

Ø     создание необходимых ус­ловий для широкой интеграции экономики Узбекистана в ми­ровую экономическую систему;

Ø     последовательное прове­дение политики открытых две­рей в отношении инвесторов, поставляющих в республику тех­нологии мирового уровня и оказывающих содействие в со­здании интегрированной струк­туры народного хозяйства;

Ø     содействие инвестициям, направляемым на производ­ственные проекты, обеспечива­ющие валютную самоокупае­мость;

Ø     поддержание национальной кредитоспособности и обеспе­чение Узбекистану репутации первоклассного заемщика;

Ø     содействие инвестициям, направленным на решение со­циальных и экологических про­блем[16].

Указанные направления ре­ализуются по мере формиро­вания необходимых условий и в прямой связи с характером и масштабом общих экономи­ческих преобразований. Сейчас в республике создалась благоприятная ситуация для внедрения базисных ресурсосберегающих нововведений в капиталоемкие горнодобываю­щие и перерабатывающие от­расли, что позволяет снизить чрезмерные ресурсные затра­ты, особенно в области произ­водства товаров, цены на ко­торые ниже мировых. Внедре­ние подобных технологий в на­званных отраслях промышлен­ности создает прочную основу для инвестирования в наукоем­кие производства и высокие технологии, поскольку «повсе­местным внедрением ресурсосберегающих технологий можно снизить инвестиции в капиталоемкие отрасли, а по­лученный эффект использовать в наукоемких и высокотехноло­гичных производствах"[17].

Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что в переход­ный период инвестиции стано­вятся важнейшим фактором не только реконструкции и обнов­ления, но и создания новых про­изводств и предприятий. Поэто­му привлечение и использова­ние зарубежного капитала в эко­номике Узбекистана представля­ется существенной закономер­ностью инвестиционного про­цесса на современном этапе. При этом привлечение иност­ранных инвестиций должно осу­ществляться на основе принци­пов социально-экономической эффективности, экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержа­ния приоритетности государ­ственной структурной и воспро­изводственной политики.

Опираясь на эти принципы, следует определить критерии правильного выбора оптималь­ных форм инвестиционной де­ятельности. К этим критериям относятся: сфера деятельнос­ти и вид продукции (наукоем­кие, технически сложные и т.д.); масштабы проекта (мел­кий, средний, крупный); стра­тегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования производствен­но-управленческого опыта).

Изучение достоинств и не­достатков существующих форм привлечения иностранных инве­стиций показывает, что наибо­лее приемлемыми можно счи­тать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов ин­вестора в хозяйстве принима­ющей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами[18].

Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций

Под стимулированием пря­мых иностранных инвестиций в широком смысле слова можно понимать процесс создания мак­симально благоприятных усло­вий, гарантий и стимулов для их широкого привлечения в эконо­мику страны. В настоящее вре­мя эта задача стала ключевой и требует выработки новых под­ходов и механизмов для своего решения. А для этого необходи­мо объективно и самокритично оценить все проделанное. В этом плане следует прежде всего под­черкнуть тот факт, что создана серьезная законодательная база инвестирования.

Это обеспечило такие благо­приятные условия для иностран­ных инвесторов, как освобожде­ние их от уплаты налога на при­быль в течение семи лет, если вложенный ими капитал задей­ствован в инвестиционной про­грамме республики. Иностран­ные инвестиции не подлежат на­ционализации и реквизиции. Если в республике будут приня­ты законы, ухудшающие условия инвестирования, то к иностран­ным вложениям еще в течение 10 лет будет применяться законода­тельство, действовавшее на мо­мент осуществления инвестиций. Улучшение общих условий сопро­вождалось предоставлением ряда льгот ПИИ: снижены нало­говые ставки при росте масш­табов инвестиций (их долей) в ус­тавных фондах; облегчены усло­вия выплаты налогов на прибыль при росте объема реализации экспортной продукции с 30% и более; в общем объеме реали­зации предусмотрено льготное налогообложение предприятий, вкладывающих свои капиталы в техническое перевооружение; снижены таможенные пошлины при использовании имущества, ввозимого из-за рубежа на соб­ственные нужды и др.[19]

Однако наряду с положи­тельными моментами в форми­ровании благоприятного инве­стиционного климата в респуб­лике имеются и определенные трудности. В частности, одной из причин сокращения темпов со­здания ПИИ и прекращения де­ятельности уже созданных, осо­бенно небольших и средних, стал несовершенный механизм самого привлечения иностран­ных инвестиций, а также пробле­мы с конвертацией выручки. Оценивая инвестиционный кли­мат в нашей стране, глава пред­ставительства Всемирного бан­ка в Узбекистане господин Дэвис Пирс отмечает: "Можно ска­зать, что для крупных инвесто­ров с капиталом в десятки и сотни миллионов долларов (а таковые привлекаются при уча­стии и под гарантии правитель­ства) в Узбекистане могут созда­ваться особые условия благо­приятного "микроклимата", что же касается мелких и средних инвесторов, то для них нынеш­ние условия вкладывания капи­тала в Узбекистан, его эффек­тивного использования и репат­риации прибыли не столь при­влекательны, как в ряде других стран СНГ и тем более Цент­ральной Европы. Думаю, поло­жение можно значительно улуч­шить, окончательно решив про­блемы с конвертацией валют, основательно либерализовав систему внешней торговли и укрепив банковскую систему, стимулируя при этом конкурен­цию банков»[20]. Экспертный ана­лиз по двум странам с переход­ной экономикой, проведенный Европейским банком реконст­рукции и развития за 1997 г., позволил дать благоприятный прогноз долгосрочного (на бли­жайшие 25 лет) экономического роста Узбекистана. Вместе с тем регулярный рейтинг уровня ры­ночных преобразований, рассчи­танный по 11 показателям, выявил ряд позиций, по которым республика отстает. В частности, в сфере регулирования внешней торговли и обменного курса не­достаточна либерализация экс­порта и импорта; несмотря на почти полную конвертируемость текущего счета платежного ба­ланса, поддерживается множе­ственность (или двойствен­ность) обменного курса; режим конвертации недостаточно про­зрачен. Ниже среднего уровня показатель эффективности за­конодательства, так как некото­рые нормативные акты не обла­дают полной ясностью и имеют­ся случаи их противоречий друг другу. В области банковской системы насущной потребнос­тью является улучшение финан­сового положения банков и на­лаживание механизмов банков­ского надзора, полная либера­лизация процентной ставки, ми­нимизация льгот для доступа к дешевому рефинансированию, увеличение доли кредитования частных предприятий и широкое присутствие частных и иност­ранных банков[21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.