рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экологические платежи

Экологические платежи


"ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ" ПЛАТЕЖИ

Введение

 

В последнее время законодательная позиция по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) стала более четкой и последовательной. Во-первых, плата теперь администрируется не налоговым органом (ведь это не налог, а обязательный сбор), а Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор). В свою очередь, последняя утвердила два новых основополагающих документа по исчислению платы: Приказ N 557 <1> и Приказ N 459 <2>, а также активно разъясняет различные моменты, связанные с порядком ее взимания. Более того, наконец появились действительно законные меры воздействия на нарушающих закон природопользователей. В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ на них налагаются штрафы (вместо неуместных для сбора обязательного характера мер Налогового кодекса). Заключение сам напишешь, раз скачал из Мети работу.

Итак, плата за НВОС - законный сбор, и его игнорирование может обернуться для предприятия немалыми штрафами. В этой статье мы расскажем о том, как встать на учет для ее исчисления, остановимся на некоторых особенностях исчисления платы предприятиями торговли, а также последствиях невнесения платы и применении новых документов.

Сроки уплаты, ответственность за неуплату


Как следует из Определения КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, плата за НВОС носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и по своей правовой природе является фискальным сбором. Порядок ее определения установлен Постановлением Правительства РФ N 632 <3>.

Штрафные санкции за неуплату "экологических" платежей были введены Федеральным законом от 26.12.2005 N 183-ФЗ, дополнившим КоАП РФ ст. 8.41, согласно которой с 08.01.2006 невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. При этом административно-юрисдикционными полномочиями наделены органы, осуществляющие государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ). Привлекают к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, государственные инспекторы по охране природы.

Отметим, что "экологические" платежи за IV квартал 2006 г. необходимо перечислить не позднее 20.01.2007. Это связано с тем, что срок внесения платы за НВОС - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). Эта норма закреплена в п. 1 Приказа Ростехнадзора N 557.

Природопользователи вносят плату за загрязнение одним платежным поручением в казначейства тех административно-территориальных образований, на территории которых они расположены и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В платежном поручении в графе "Статус плательщика" (поле 101) следует указывать "08", так как плата не является налогом, а в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (Приложение N 5) это значение используется, если фирма перечисляет неналоговый платеж. Поля 106 - 110 (основание платежа, налоговый период, показатель документа, дата документа и тип платежа соответственно) заполнять не надо также по причине неналогового характера платы. В платежном поручении на основании Закона N 115-ФЗ <4> (Приложение N 11.1) указывается КБК 498 1 12 01000 01 1000 120.

Отметим, что с 01.01.2005 Бюджетным кодексом установлены следующие нормативы распределения платы за НВОС:

- в федеральный бюджет в размере 20%;

- в бюджеты субъектов РФ - 40%;

- в бюджеты муниципальных районов и городских округов - 40%;

- в бюджеты г.г. Москвы и Санкт-Петербурга – 80%;

- в бюджеты-общаки группировок-крыш – 7%.

Минфин об этом напомнил в Письме от 12.07.2006 N 03-07-03-07/44, направленном Письмом Казначейства РФ от 14.07.2006 N 42-7.1-15/5.2-292.


Постановка на учет в качестве природопользователя


Полномочиями администратора платы за НВОС наделен Ростехнадзор, который ведает вопросами контроля правильности исчисления платы, полноты и своевременности ее уплаты, возврата переплаты, ошибочно перечисленной суммы.

В Порядке заполнения и предоставления формы Расчета платы за НВОС (Приложение N 2 к Приказу N 459) указано, что расчеты предоставляются в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Если предприятие имеет такие объекты, как магазин, офис, транспорт, на территории двух и более субъектов РФ, то встать на учет и сдавать расчеты нужно в разные структурные подразделения Ростехнадзора по каждому субъекту РФ. Например, предприятие, зарегистрированное в Москве, но имеющее офис в Санкт-Петербурге, должно встать на учет в Санкт-Петербурге. Если оно ведет деятельность и в Москве, и в Санкт-Петербурге, то встать на учет нужно в обоих городах. Так следует поступить и в случае, если в одном из городов находится офис или производственный участок, а в другом, например, зарегистрирован транспорт.

На практике при постановке на учет организация представляет, как правило, следующие документы:

- копии свидетельств о государственной регистрации, постановке на налоговый учет;

- заполненную и заверенную подписями ответственных лиц и печатью организации (индивидуального предпринимателя) учетную карточку природопользователя по форме, предлагаемой Ростехнадзором;

- расчет платы за отчетный период, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации или индивидуальным предпринимателем;

- копии документов, подтверждающих факт вывоза и размещения отходов;

- копии разрешений на сброс загрязняющих веществ и лимита на размещение отходов с предъявлением оригиналов;

- копию лицензии на действия с опасными отходами;

- пояснительную записку о хозяйственной деятельности в течение отчетного периода, подписанную руководителем и заверенную печатью организации, где отражаются сведения:

а) об основных видах деятельности;

б) об используемом оборудовании;

в) о наличии на балансе автотранспорта;

г) об использовании люминесцентных ламп;

д) о среднесписочной численности работников;

е) о наличии разработанных нормативов, установленных разрешений, лимитов и сроках их действия;

ж) о договорах с организациями, осуществляющими размещение отходов, и наличии у них лицензий на обращение с опасными отходами;

з) об арендодателях.


Разрешающая документация


Плата за НВОС уменьшается при наличии разрешений на выбросы (сбросы) и размещение отходов. На основании законодательства в области охраны окружающей среды в ряде случаев наличие таких разрешений необходимо (Закон N 96-ФЗ <5>). Характер разрешения определяется источниками загрязнения организации. Предприятие, осуществляющее в ходе своей деятельности выброс вредных веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения (сжигающее топливо в котельных, использующее электроды, эксплуатирующее различные установки, работающие с выбросами и пр.), должно получить разрешение на выброс загрязняющих веществ. Организация, сбрасывающая сточные воды в реки и на рельеф местности (после очистных сооружений), получает разрешение на сброс сточных вод, размещающая отходы - разрешение на размещение отходов.

Организации торговли, как правило, не имеют стационарных источников, производящих выбросы в атмосферу, и собственных очистных сооружений, а также не занимаются очисткой сточных вод. Однако они размещают отходы, поскольку в магазине или офисе работают сотрудники, значит, неизбежно образуются твердые бытовые отходы <6>, и используют транспорт.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ <7> и п. п. 4, 5 Правил <8> природопользователи, как предприятия торговли, так и производственные предприятия, должны иметь утвержденные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые разрабатываются на основании рекомендаций, изложенных в Методических указаниях <9>. Их заказывают у специальных организаций, имеющих лицензии и способных квалифицированно выполнить этот вид работ (например, в проектных институтах).

Проекты рассматриваются и утверждаются Ростехнадзором, который наделен полномочиями выдавать разрешения на выбросы и сбросы и устанавливать лимиты (пп. 5.3.3.5, 5.3.4 п. 5 Положения <10>). Согласованные проектные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение действительны в течение пяти лет. Ежегодно они подтверждаются техническими отчетами о том, что производство и используемые технологии не изменились (п. 11 Постановления Правительства РФ N 461).

К сведению: расходы организации на оплату услуг по разработке проектов учитываются в целях налогообложения прибыли на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-03-04/2/133).


Убедившись в обоснованности разработанных лимитов, Управление Ростехнадзора выдает предприятию разрешение на размещение отходов и их количество, допустимое к размещению (т/год).

Применительно к отходам производства и потребления на данный момент действуют ставки платы за размещение отхода не в пределах норматива, как для сбросов и выбросов, а в пределах установленных лимитов (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ N 344 <11>) для пяти существующих классов опасности отходов.

При наличии установленных разрешением лимитов на размещение отходов и условии соблюдения объемов и требований к их размещению предприятие при расчете платы использует ставку платы в пределах установленных лимитов, соответствующую классу опасности отхода (в лимитах на отходы содержится перечень отходов, образуемых в процессе хозяйственной деятельности предприятия, и их классы опасности). При отсутствии оформленного в установленном порядке разрешения плата увеличивается в пять раз по отношению к базовой ставке (п. 6 Порядка).

Справедливости ради следует отметить, что большинство торговых предприятий не имеют разрешений на размещение отходов (лимитов). Частично это объясняется тем, что более пристальное внимание экологов приковано к предприятиям производственной сферы, негативное воздействие которых на природу гораздо ощутимее. С другой стороны, предприятию торговли дешевле ежеквартально составлять расчет платы со штрафным 5-кратным коэффициентом за отсутствие лимитов, чем основательно потратиться на разработку проекта, стоимость которого может окупаться годами за счет уменьшения суммы платы. Кроме того, норматив платы за отходы организаций оптово-розничной торговли очень низок. Без учета дополнительных коэффициентов экологической значимости плата за тонну составляет 40 руб. (и это со штрафным 5-кратным коэффициентом!).


Порядок исчисления платы за НВОС


Расчеты платы предприятие делает самостоятельно. Специалист Ростехнадзора проверяет правильность расчетов и их соответствие представленным документам. Если нареканий не возникает, в расчете ставится отметка о его согласовании.

При исчислении платы следует руководствоваться Постановлениями Правительства РФ N N 632 и 344. На данный момент плата начисляется на следующие виды негативного воздействия (п. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды <12>):

- выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, на рельеф местности, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

- размещение отходов.

Украл работу из Интернета – хоть прочти ее.


Расчет платы за размещение ТБО


Практика показывает, что природопользователи при постановке на учет пытаются доказать, что они уже "заплатили за мусор". При этом подменяются понятия платы за размещение отходов и за вывоз мусора. Заключая договор на вывоз мусора с фирмой-посредником, предприятие оплачивает лишь услугу по физическому перемещению отходов к месту их размещения (на полигон или санкционированную свалку). Это оплата услуги. Предприятие может самостоятельно вывозить свои отходы на полигон, но при этом у него должна быть лицензия на обращение с отходами и спецмашина, платить в таком случае нужно только полигону за прием отходов. Практически все торговые предприятия не имеют таких лицензий и машин, поэтому прибегают к услугам сторонних организаций.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится собственником отходов. Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит лицу, в результате деятельности которого они образовались. С другой стороны, ничто не мешает предприятию передать собственность на отходы другому предприятию, или, оставаясь собственником, передать право пользования, распоряжения ими. Это разрешает п. 3 ст. 4 Закона N 89-ФЗ. При этом у такой организации должна быть лицензия на обращение с опасными отходами. Подобная ситуация возникает в отношениях арендатора и арендодателя, который зачастую не только предоставляет арендатору площадь, но и вывозит его мусор. То, что "экологическую" плату за арендатора будет вносить арендодатель, должно быть прописано в договоре. Например, это актуально для тех плательщиков, которые арендуют малые торговые площади и ведут деятельность в крупных торговых центрах с множеством подобных отделов с разными арендаторами. Предприятию-арендодателю (торговому центру) проще внести такой пункт в договор и включать в арендную плату арендатора и плату за размещение отходов, чем делить общий объем отходов на всех арендаторов, которые будут самостоятельно рассчитывать и вносить плату за свои отходы. Как указано в Письме Ростехнадзора от 23.12.2005 N СС-47/145, доведенном до сведения пользователей Письмом ФНС России от 08.02.2006 N ГВ-6-21/132@, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника. Так, если отходы размещаются от лица их собственника, то права и обязанности, в том числе по перечислению платы, возникают у собственника. Если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица комиссионера, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае комиссионер является плательщиком и должен платить плату за весь объем размещаемых отходов.

Итак, правило простое: если предприятие размещает отходы на полигоне от своего имени, в том числе через посредника, то оно платит за их размещение, если передает по договору другой организации или отдает на переработку (металлолом, отработанные аккумуляторы, масло и пр.), то оно свободно от платы за размещение.

Рассмотрим некоторые особенности заполнения разд. 4 "Размещение отходов производства и потребления" Расчета платы за НВОС.

1. Объектом негативного воздействия, по которому производится расчет платы, является объект размещения отходов. Статья 1 Закона N 89-ФЗ определяет объект размещения отходов как специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и др.). При этом разд. 4 заполняется по каждому месту размещения отходов и каждому отходу отдельно. Если у предприятия только ТБО и размещает оно их, например, на полигоне, то разд. 4 будет заполнен один раз.

2. В разд. 4 делается отметка о наличии лимита на размещение отходов, сроке его действия, указывается код отхода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 (информацию о кодах отходов можно взять из лимитов предприятия).

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.