рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономическая природа кредита и его роль на современном этапе

 Коммерческие нор­мы шариата не при­думаны богослова­ми. Они лишь кодифицировали те из существовавших в докоранические времена деловых проце­дур, которые были признаны мо­рально приемлемыми. Правда, в наше время далеко не все финан­совые структуры Ближнего Вос­тока оперируют с оглядкой на ша­риат. Королевские семьи Саудов­ской Аравии и Кувейта размеща­ют свои капиталы на западных финансовых рынках, крупнейшие арабские финансово-промыш­ленные группы используют за­падные методы бизнеса. Финан­совые учреждения западного ти­па появились в исламских стра­нах е конце прошлого века — в основном как отделения крупных банков европейских метрополий. Однако их деятельность ограни­чивалась в основном экспортно-импортными операциями инос­транных компаний. Местное тор­говое сообщество из национа­листических и религиозных сооб­ражений избегало услуг запад­ных банков. Процессы модерни­зации в экономике заставили бизнесменов-мусульман откры­вать текущие счета в банках для проведения расчетов, однако многие из них по-прежнему отка­зывались делать процентные де­позиты и брать кредиты. Поэто­му с конца 40-х годов ряд ислам­ских экономистов начинает тео­ретическую разработку финансо­вой модели «исламского капита­лизма», исключающей ссудный процент.

Конкретная история исламско­го банковского дела берет нача­ло в 60-е годы. Первый ислам­ский сберегательный банк был основан в 1963 году в Египте, но просуществовал он недолго.

В 70-е годы развернулась прак­тическая работа по созданию ис­ламских финансовых институтов. В 1974 году Организация ислам­ских государств приняла реше­ние о создании межгосудар­ственного Исламского банка раз­вития, для того чтобы финанси­ровать экономические и социаль­ные программы на основе прин­ципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank. Среди центральных фигур, которые стояли у истоков становления исламских банков, следует назвать члена королев­ской семьи Саудовской Аравии принца Мохамеда аль-Фейса-ла, ныне главу группы Faisal Finance/DarAI Mal, а также шейха Салеха Камеля, основателя группы Albaraca. В 1977 году два банка группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в Бахрейне ис­ламский банк.

Психологические предпосылки возникновения исламских банков создал процесс «исламского воз­рождения», то есть усиление при­верженности традиционному ис­ламу среди широких слоев насе­ления Ближнего Востока (его кульминацией была революция имама Хомейни в Иране). Мате­риальные предпосылки для воз­никновения исламских банков создал нефтяной кризис 1973 го­да, когда на Ближний Восток в ре­зультате резкого повышения цен на нефть хлынул поток нефтедол­ларов.

Приток средств клиентов из числа религиозных мусульман позволил исламским банкам соз­дать значительные пассивы, од­нако эмбриональное состояние исламского рынка капиталов не позволяло их полностью задей­ствовать. В 80-е годы главной целью исламских банков было накопление опыта пассивных операций, стандартизация мето­дов финансирования и инвести­рования.

В начале 80-х годов начинает­ся активный рост исламского банковского дела в Юго-Восточной Азии. Еще в 1963 году в Ма­лайзии был основан благотвори­тельный фонд, который привле­кал сбережения мусульман, со­биравшихся совершить паломни­чество в Мекку. Впоследствии на его основе возник один из круп­нейших в мире исламских инвес­тиционных фондов Tabung Haji. Бурный рост исламского банков­ского сектора в Малайзии начал­ся после 1983 года в рамках по­литики властей по повышению уровня жизни мусульманского большинства. Кроме сугубо эко­номических эта политика имела и внутриполитические причи­ны — хотя мусульмане составля­ют 75 процентов населения Ма­лайзии, большую часть капита­лов частного сектора контроли­руют этнические китайцы.

Последнее десятилетие стало для исламских банков временем быстрого развития и инноваций в области пассивных операций. Клиентская база по-прежнему растет, но нынешние вкладчики хотят, чтобы их вложения были не только правильными с точки зре­ния религии, но и приносили до­ход. Идет активное создание ис­ламских инвестиционных банков и фондов нового типа, занима­ющихся управлением активами, пакетами акций, вложениями в недвижимость. Исламские ин­вестиционные банки действуют на рынке лизинговых операций и рискового капитала. Тем более что ближневосточным банкам приходится бороться за клиентов с гигантскими западными конку­рентами, которые активно открывают исламские подразделения.









3.2.Пути дальнейшего совершенствования и эффективность кредитования в коммерческом банке КР.


    Правительство Кыргызской  Республики и, в том числе, Министерство экономики и финансов и Национальный банк отвечают за налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную политику, за стабильность бюджетной системы государства и за макроэкономическую устойчивость. В целях развития банковского сектора и дальнейшей либерализации законодательства на финансовых рынках правительством республики предусмотрен ряд инициатив. В ближайших планах - усовершенствование законодательства по налогообложению с целью привлечь депозиты населения и повысить, таким образом, роль отечественных банков, сделать все возможное для того, чтобы Кыргызстан мог стать финансовым центром Центральной Азии.

    Финансовая система Кыргызской Республики характеризуется достаточно низким уровнем инфляции, которая не превышает 5-6%. Пока, к сожалению, средневзвешенные кредитные ставки не уменьшаются. Это связано с высокими требования к залоговому обеспечению (180% от стоимости кредита в 2005 г. по сравнению со средневзвешенной ставкой в Центральной Азии в 153%). Ускоренный рост депозитной базы по сравнению с кредитным портфелем привел к высокому росту уровня ликвидности банковской системы. В настоящее время участие банковской системы в финансировании экономики остается низким, и, по данным некоторых аналитиков, только 8,4% финансовых ресурсов бизнеса в Кыргызской Республике заимствовано из банковской системы. В странах Центральной Азии этот показатель находится на уровне 15-16%.

    В соответствии со Стратегией развития Кыргызской Республики, недавно утвержденной Национальным советом и указом Президента КР, одним из основных приоритетов является развитие банковской системы. Рост объемов банковский системы и доступность кредитования будут достигаться путем создания условий для опережающего роста уровня финансового посредничества, устойчивости и надежности банков и финансовых кредитных учреждений. За счет увеличения капитальной базы банков к 2010 г. объем привлеченных средств в виде депозитов к ВВП превысит 30%, объем долгосрочного банковского финансирования составит более 15% ВВП и соотношение активов кредитов к ВВП превысит 20%.

    Предусматривается увеличение доли банковских кредитов в портфеле финансовых ресурсов предприятий. В целях укрепления доверия населения к банковской системе планируемый уровень депозитной базы и кредитных ресурсов коммерческими банками и НБК будет достигнут при технической помощи доноров (таких, как ЕБРР, МВФ и т. д.). Также будут внедрены современные системы по управлению рисками и соблюдению критериев адекватного капитала и соответствия качества кредитов.

    В ближайшее время правительство предпримет ряд мер. Например, в сентябре этого года в парламенте планируется принять Закон о защите депозитов. Будет также создана структура, отвечающая за страхование депозитов. Сбор страховых сумм и система защиты депозитов должны начать функционировать уже в 2008 г.

    Повышение эффективности банковской системы и рост объемов кредитования экономики будут способствовать продолжению процесса консолидации коммерческих банков путем повышения требований к величине минимального капитала, а также создания условий, которые поощрят процессы слияния, объединения и поглощения, ведущие к укреплению банковского сектора республики. На правительственном заседании также обсуждалась концепция приватизации, в ближайшее время она будет поддержана парламентом республики.

    Для снижения стоимости кредитных ресурсов и упрощения процедур кредитования будут устранены противоречия отдельных законов Кыргызской Республики и закона о залоге. Это коснется процедур реализации в части внесудебного изъятия залогового имущества банками.

    Будет существенно ослаблено законодательное ограничение на механизм и сроки использования и реализации сельскохозяйственной земли, взятой в залог банками под обеспечение ссуд крестьянскими хозяйствами. Будут также созданы условия и механизмы по внедрению и расширению системы жилищного кредитования, которые необходимы для активизации строительства, формирования надежных источников финансирования и превращения его в движущую силу экономического развития. Внедрение механизмов жилищного кредитования осуществляется по той же схеме, что и внедрение системы защиты депозитов.

    Для повышения охвата финансовыми услугами населения отдаленных регионов страны, для создания инфраструктуры микрофинансового рынка и новых рабочих мест будет продолжена реализация Стратегии развития Кыргызстана на 2007-2010 гг. Результатом реализации этой стратегии станет увеличение числа заемщиков сектора микрофинансирования в 2 раза - до 220 тыс. человек, в том числе с помощью соответствующего роста микрокредитных ассоциаций на уровне сельских обществ. Объем кредитного портфеля микрофинансовых институтов также возрастет в 2 раза и составит около 7 млрд сомов (185 млн долл. США). Это будет достигнуто путем поощрения притока ресурсов в специализированные небанковские и микрокредитные институты.

    Реформирование платежной системы будет способствовать развитию новых удобных для населения хозяйственных субъектов механизмов проведения платежей через счета в коммерческих банках. В среднесрочной перспективе предполагается, что рынок ценных бумаг республики должен перетерпеть коренные преобразования. Для этого необходимо разработать стратегию финансового рынка на ближайшие 3 года, направленную на повышение роли фондового рынка, привлечение инвестиций, а также мобилизацию средств кыргызской экономики.

   Наряду с повышением прозрачности и эффективности деятельности, приоритетами в этом направлении провозглашены мероприятия по дальнейшему укреплению институциональной базы рынка ценных бумаг, в частности создание единого центрального депозитария и единого мегарегулятора на финансовом рынке для усиления надзора в небанковском финансовом секторе для защиты законных интересов наших инвесторов.

    Сектор страхования в Кыргызстане находится на стадии становления и в настоящее время представлен 11 частными компаниями с объемом оборота около 0,3% ВВП. И здесь есть возможности для наших инвесторов.

    Задача, которую ставит перед собой Национальный банк и Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики по дальнейшей либерализации законодательства финансовых рынков, безусловно, будет реализована, что позволит расширять спектр услуг для населения республики, а также повышать инвестиционную привлекательность Кыргызстана для различных групп инвесторов , а также внедрят новые методы финансирования .



Говоря о проблеме финансирования инвестиционных проектов предприятий, очевидно, необходимо учитывать отсутствие "длинных" пассивов у наших  банков и отечественных инвесторов. Иными словами, в настоящее условия  речь идет о привлечении долгосрочного ресурса зарубежного банка или иностранного инвестора. В данном вопросе рассказывается о том, каким образом это возможно, какие выгоды это приносит  нашем предприятиям, какие схемы организации долгосрочного финансирования могут быть использованы  (и используются) коммерческими банками.


Примеров такой деятельности можно найти достаточно много. Это и предоставление финансирования для реализации крупных инвестиционных проектов известными производственно-финансовыми корпорациями, и программы кредитования малого и среднего бизнеса, и программы кредитования населения.

Между тем необходимо констатировать, что процесс становления системы прямого финансирования кыргызского клиента зарубежным банком постоянно сдерживается рядом объективных факторов.

Первая группа факторов, связана с проблемами привлечения крупного кредита (займа) зарубежного банка. К ним, несомненно, необходимо отнести следующее:

затраты рабочего времени персонала и расходы на проведение международного аудита кыргызской компании (которые зачастую сопоставимы с размером самого займа);

депонирование денежных средств компании в зарубежном банке, в качестве обеспечения кредита, под мизерные проценты, обычно не вызывающее энтузиазма у кыргызского заемщика;

получение крупного кредита зарубежного банка связано с подготовкой пакета документации западного формата и проведением ряда несвойственных отечественныи коммерческим банкам и непривычных для отечественного заемщика кредитных процедур;

реальное получение кредита зарубежного банка зачастую имеет призрачные перспективы и не определено во времени.

Разумеется, зарубежные банки, планирующие осуществление широкомасштабной экспансии на нашем рынке в области предоставления крупных кредитов нашем организациям , проявляют все большую гибкость в процессе принятия решения. Но в обозримой перспективе коренного изменения зарубежного менталитета и приобретения опыта российских банков по предоставлению и мониторингу крупных кредитов вряд ли следует ожидать.

Вторая группа факторов, связана с проблемами привлечения кредитов малыми и средними предприятиями реального сектора экономики, а именно:

предприятие заинтересовано не только в привлечении кредитных ресурсов для реализации одного-двух проектов, но и в получении комплексного банковского обслуживания, основанного на обеспечении каждодневных потребностей нашего предприятия в проведении текущих расчетных и конверсионных операций;

предприятие зачастую нуждается в поддержке финансовой организации, хорошо знающей реалии нашего рынка, способной оценивать риски и оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях, исходя из текущих потребностей бизнеса клиента;

наше компании требуется методическое содействие и организационно-правовое сопровождение текущих операций, консультационная поддержка при организации финансирования и структурирования внешнеторговых сделок.

 Наш коммерческие банки (не относящиеся к группе крупнейших), как правило, не обладают долгосрочной ресурсной базой для финансирования инвестиционных проектов из собственных средств. В тоже время последствия финансового кризиса в Киргизии во многом преодолены, обеспечен устойчивый платежеспособный спрос на импортные товары и оборудование, восстанавливается доверие к кыргызской финансовой системе. Зарубежные производители и банки проявляют все больший интерес к возобновлению и расширению торгово-экономического и финансового сотрудничества с нашими партнерами, в том числе на основе товарных и банковских кредитов. В результате наши банки получить  возможность предложить своим клиентам так называемые «льготные программы финансирования импортных операций». В чем заключается эта льгота? В первую очередь это относится к стоимости зарубежных кредитных ресурсов, которые даже с учетом маржи нашего банка, значительно «дешевле» большинства других кредитных продуктов. Действительно, для нашего импортера получение кредита по ставке до 10 % годовых является крайне привлекательным способом реализации своей даже самой амбициозной импортной программы. Кроме того большой интерес импортеров вызывают сроки такого финансирования. Документарные лимиты зарубежных банков позволяют нашим финансовым институтам предоставлять импортерам такие льготные кредиты на срок до 18-24 месяцев. Разумеется, отдельной темой разговора здесь являются долгосрочные (до 8,5 лет) кредиты на закупку зарубежных машин и оборудования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.