рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономическая теория и природные ресурсы

Экономическая теория и природные ресурсы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРЕЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                      Кафедра Экономика

 

К У Р С О В А Я      Р А Б О Т А

по дисциплине Экономическая теория

Тема. Экономическая теория. Природные ресурсы.

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

дневного отделения

группа Г 11

Гончарова Инна Петровна

Научный руководитель: преподаватель

Евдокимова Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2007

         Оглавление.

Введение….….…….……………………………………….…………………  3

Глава 1. Экономическая теория……………………………………………….5                                                                           

1.1.          История развития экономической теории……………………………  5

1.2.          Понятие «экономическая теория» в современной научной             

         литературе………………………………………………………………. 15

Глава 2. Природные ресурсы………………………………………………… 25

2.1. Классификация природных ресурсов……………………………………25

2.2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства…………………………….. 32

Заключение……………………………………………………………………..35

Литература…………………………………………………………………….  36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономическая теория выделяет в человеке его экономическое поведение в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом деятельность отдельных людей и групп реализуется в различных хозяйственных системах. Поэтому знание экономической теории позволяет не только оценить человеку его роль в экономике, но и формировать траекторию развития своей экономической мысли, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.

Природные ресурсы выступают как база для развития экономики, но их нерациональное использование влечет за собой негативные последствия для состояния окружающей среды.

Природно-ресурсный потенциал — база для развития экономики. Природ­ные ресурсы — база развития материального производства, основа хозяйственной деятельности людей. Фактически наличие ресурсов является необходимым (но не всегда обязатель­ным) условием для развития любого вида производства. При решении вопроса о размещении производства (например, промышленного) необходимо оценить всю совокуп­ность факторов размещения.

Человечество не может существовать, не используя природные ресурсы, сле­довательно, не внося изменений в окружающую среду. Процесс использования природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных по­требностей общества может быть рациональным и нерациональным.         

Хозяйственная деятельность человеческого общества, экстенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов все чаще входят в противоречие с возможностями планеты — ее ресурсным потенциалом, запа­сами пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов.

Экономическая оценка природных ресурсов призвана учесть целесообразность их использования.

Таким образом,  определены цели курсовой работы – выявить значение экономической теории для развития общества, определить значимость природных ресурсов для экономического развития страны. При выполнении курсовой работы мною поставлены задачи: изучить историю экономической теории и определить ее место в современной экономической науке, выявить классификацию природных ресурсов и кратко охарактеризовать потенциал мирового хозяйства.

Объектом исследования будет являться современная экономическая теория и наличие природных ресурсов в мировом пространстве.

Предметом исследования – экономические отношения в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая теория

1.1.         История развития экономической теории

Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Людям всегда были небезразличны процессы, прямо или косвенно влияющие на уровень их благосостояния. Поэтому размышления по поводу хозяйственной жизни сопровождали последнюю с момента ее зарождения.

Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с греческими мыслителями, в первую очередь Аристотелем (364—322 до н.э.) и Платоном (428—348 до н.э.), которые рассматривали в своих исследованиях вопросы экономической жизни. Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.

Сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», которое, как считают ученые, изобрел греческий писатель и историк Ксеиофонт (430—355 до н.э.). Слово «экономия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон). Так что в буквальном, первородном смысле «экономия» означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства.

Однако времена менялись, а вместе с ними не только менялся смысл слов, но и появлялись новые термины. Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолению натуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иногО государства. Возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны. В 1615 г. французский экономист Антуан де Моикретьен (1575- 1621) публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводить экономическую политику всемерного поощрения торговли, доказьтвает, что последняя является главной целью производства. Работа А.Монкретьена дала название нарождавшейся тогда науке, которая сохранилась и по сей день.

Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегреческие корни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл — искусство управления государственным, общественным хозяйством. В ХVII—ХVIII вв. политическая экономия была эмпирическим искусством, набором предписаний для правительственного пользования. Экономисты размышляли над текущими хозяйственными проблемами и предлагали решения, призванные увеличить доход государства и монарха.

В этот период основным направлением экономической мысли был меркантилизм — концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. К числу виднейших представителей этого направления можно отнести уже упоминавшегося выше А. Монкретьена, английского экономиста Томас Мэна (1571—1641), французского экономи-ста и политика Жана Батиста Кольбера (1619—1683), российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова (1652—1726).

Французские ученые Франсуа Кенэ (1694—1774) и Лии Тюрго (1727— 1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мнению физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук».

В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие ученые, как уже названный нами Франсуа Кенэ (1694—1774), английские экономисты Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Давид Рикардо (1772—1823), Джон Стюарт Миль (1806—1873), французский экономист Жан-Батист Сэй (1762—1832). Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикам политической экономии[1]. Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам. Прежде всего, классики — сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражается словами «laisser faire» (буквально — «оставьте делать»). Принцип «laisser faire» - политическое требование, сформулированное еще школой физиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки экономики Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия. длительное существование в такой системе безработицы, перепроизводства или недопроизводства товаров оказывается невозможным. Классики внесли огромный вклад в создание аппарата экономической науки, который в дальнейшем использовался и совершенствовался в трудах других представителей мировой экономической мысли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.