рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономические (прямые и косвенные) регуляторы регионального развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Состав и структура комплексной программы

 

Состав и структура комплексной программы социально-эконо­мического развития региона представляют перечень и взаимо­расположение разделов, отражающих содержательную и функцио­нальную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:    

          -показатели целевой программы;

          -показатели эффективности конечных результатов, где оце­ниваются экономические, социальные, научно-технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отража­ющие полезность (ожидаемую, полученную) осуществления программы, эффективность обслуживания ею соответствую­щих пользователей. Различают показатели прямого эффекта (результат от реализации программы); перераспределенного эффекта (воздействие программы на сопряженные сферы деятельности; полного эффекта (сумма прямого и перераспределенного эффекта). Показатели эффекта программы могут быть как абсолютными, так и сравнительными (исчис­ляются как прирост по сравнению с началом осуществления программы). Для характеристики конечных результатов могут быть использованы также показатели, отражающие отноше­ние эффекта к затратам;

            -специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;

            -показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);

            -параметры и оценки клиентных групп, характеризующие пользователей программы;

            -показатели ресурсных (финансовых, материально-техничес­ких, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых для выполнения заданий программы. Оцениваются прямые затраты (связанные с компенсацией негативных последствий программы) и общие (сумма пря­мых и сопряженных затрат за вычетом доходов, полученных по программе).

Помимо названных выше показателей разрабатываются форму­лировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпро­грамм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.

Процесс отбора территориальных проблем, подлежащих реше­нию на программной основе, является многоэтапным. Выделяются три основные этапа:

•   отбор региональных проблем, требующих решения;

•   обоснование возможности решения проблем программным методом;

•   независимая экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом.

Отбор проблем включает в себя следующие процедуры:

•   комплексное изучение принятой концепции и прогнозов функционирования экономики региона;

•   анализ складывающейся социально-экономической ситуации (экономический потенциал, внутренние и внешние тенденции развития, динамика товарного рынка, движение основных фондов производства, конъюнктура межрегиональных
связей и внешней торговли, уровень удовлетворения произ­водственных, научных, социальных потребностей и др.);

•   определение узких мест в хозяйстве региона, порождающих проблемные ситуации (фиксация неудовлетворенности какой-либо потребности, разрыв между желаемым и достигнутым уровнями развития и др.);

•   выделение и описание проблем, требующих неотложного решения;

•   структурный, качественный анализ выделенных проблем (выявление соподчиненности и взаимосвязей выделенных проблем;

•   рассмотрение проблем, подлежащих решению в увязке с совокупностью уже решаемых региональных проблем.

Обоснование возможности решения проблем программным методом выключает:

·        разработку рекомендаций об объективной возможности ре­шения проблем программно-целевым методом (выявление наличия у проблем программных признаков — конечность во времени реализации, локализуемость проблемного объекта, неразрешимость проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и др.);

·         анализ преимуществ и недостатков использования програм­много метода для устранения выявленных проблемных ситу­аций применительно к условиям региона;

·         обобщение и систематизация накопленного в регионе опыта применения программного метода;

·        оценка возможности использования программного подхода в регионе в условиях рыночных отношений.

 Экспертная оценка целесообразности решения проблем про­граммным методом содержит следующие процедуры:

·         предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материаль­ных, земельных, трудовых, информационных и временных ресурсах);

·        определение ресурсных возможностей региона и сопостав­ление их с потребностями для решения проблем;

·         расчет полезной результативности решения каждой из про­блем, конкретизация конечных результатов;

·        определение экономической эффективности реализации проблем программным методом;

·        ранжирование проблем для программирования по значи­мости и приоритетности, формирование каталога проблем;

·         принятие решения о разработке конкретных программ.

Технология разработки региональных целевых комплексных программ включает в себя следующие основные этапы:

формирование перечня одновременно реализуемых программ и при­нятие решения об их разработке. Перечень составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территори­альных проблем, подлежащих решению на программной основе. Формируется банк целевых программ территории. Рекомендуется не принимать к единовременной реализации избыточное коли­чество программ, превышающее ресурсные возможности, реали­зуемые текущими мерами. Предлагается на этапе формирования перечня программ затратить больше усилий и средств  для обосно­вания целесообразности их разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона, а также с образом жизни и обычаями людей. Не проработанные решения, как показывает опыт, влекут за собой неоправданные, невозмес­тимые потери;

определение органа программно-целевого управления, ответствен­ного за формирование и реализацию программы. Определяется функциональный «Заказчик» программы и «Исполнитель» програм­мы. Взаимоотношения между «Заказчиком» и «Исполнителем» программ регламентируются на основе заключаемых контрактов на разработку конкретной программы;

определение головного разработчика проекта программы и соис­полнителей. Выбор головного разработчика (как правило, научно-исследовательская проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) целесообразно проводить на конкурс­ной основе по согласованию с «Заказчиком» и ответственным «Исполнителем». В качестве головного разработчика могут быть как местная организация (всех форм собственности), так и специ­ализированные организации, других регионов или творческие кол­лективы, составленные из представителей разных ведомств и име­ющих соответствующий опыт/решения поставленных в программе проблем. В конкурсе допускается участие организаций государ­ственного (ведомственного) подчинения. Головной разработчик осуществляет организационное и научно-методическое руководство деятельностью всех соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных программ; формирует проект территориальной програм­мы в сводном виде и представляет его заказчику. Соисполнители подбираются с учетом их статуса и полномочий, а также наличии квалифицированных кадров и опыта аналогичных работ. Взаимо­отношения головного разработчика и соисполнителей также регла­ментируются контрактами с «Исполнителем» программы;

разработка технического задания на проектирование программ! На основе утвержденного перечня программ организация-заказ чик подготавливает и выдает голодному разработчику исходное задание на формирование региональной программы, которое дол) содержать:

•   развернутую формулировку главной цели, основных подцелей и задач программы с количественно определенными конечными показателями;

•   примерный состав программы в рамках региона;

•   ориентировочный состав предприятий (организаций), участвующих в реализации программы;

•   ориентировочную потребность в материально-технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах, прочих видах ресурсов;

•   объем предполагаемых затрат на разработку программы с указанием источников и порядка финансирования;

•   указания по организации разработки, согласованию и рассмотрению программы и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.