1.3.Состав и структура комплексной
программы
Состав и структура
комплексной программы социально-экономического развития региона представляют перечень и
взаиморасположение разделов,
отражающих содержательную и функциональную
характеристики принятого к реализации программного проекта.
Каждое программное задание и программа в
целом оцениваются системой
количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:
-показатели целевой программы;
-показатели эффективности конечных результатов, где
оцениваются экономические,
социальные, научно-технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отражающие полезность (ожидаемую, полученную)
осуществления программы,
эффективность обслуживания ею соответствующих пользователей. Различают
показатели прямого эффекта (результат от реализации программы);
перераспределенного эффекта
(воздействие программы на сопряженные сферы деятельности; полного эффекта (сумма прямого и
перераспределенного эффекта).
Показатели эффекта программы могут
быть как абсолютными, так и сравнительными (исчисляются как прирост по сравнению с началом
осуществления программы).
Для характеристики конечных результатов могут быть использованы также показатели, отражающие
отношение эффекта к
затратам;
-специфические показатели,
необходимость и состав которых устанавливаются
в зависимости от характера и особенностей каждой программы;
-показатели выполнения работ в рамках программы
(этапы и промежуточные
результаты);
-параметры и оценки клиентных групп,
характеризующие пользователей
программы;
-показатели ресурсных
(финансовых, материально-технических, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых для выполнения заданий
программы. Оцениваются прямые
затраты (связанные с компенсацией негативных последствий программы) и общие (сумма прямых и сопряженных затрат за вычетом
доходов, полученных по программе).
Помимо
названных выше показателей разрабатываются формулировки программных
мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели,
необходимые для эффективного управления
программой.
Процесс отбора территориальных
проблем, подлежащих решению на программной
основе, является многоэтапным. Выделяются три основные этапа:
• отбор региональных проблем, требующих решения;
• обоснование возможности решения проблем программным
методом;
• независимая
экспертная оценка целесообразности решения проблем
программным методом.
Отбор проблем включает в себя следующие
процедуры:
• комплексное изучение принятой концепции и
прогнозов функционирования
экономики региона;
• анализ
складывающейся социально-экономической ситуации (экономический потенциал, внутренние и внешние тенденции
развития, динамика товарного рынка, движение основных фондов производства, конъюнктура межрегиональных
связей и внешней торговли, уровень удовлетворения производственных, научных, социальных потребностей и
др.);
• определение
узких мест в хозяйстве региона, порождающих проблемные
ситуации (фиксация неудовлетворенности какой-либо потребности, разрыв между желаемым и достигнутым уровнями развития и др.);
• выделение и описание проблем, требующих неотложного
решения;
• структурный, качественный анализ выделенных
проблем (выявление
соподчиненности и взаимосвязей выделенных проблем;
• рассмотрение проблем, подлежащих решению в увязке
с совокупностью уже решаемых региональных проблем.
Обоснование возможности решения проблем программным методом выключает:
·
разработку рекомендаций об объективной возможности
решения проблем программно-целевым методом
(выявление наличия у проблем программных признаков — конечность во времени реализации, локализуемость проблемного
объекта, неразрешимость проблемы в
заданные сроки на основе других
методов и форм управления и др.);
·
анализ преимуществ и
недостатков использования программного метода для устранения выявленных проблемных ситуаций применительно к условиям региона;
·
обобщение и
систематизация накопленного в регионе опыта применения программного метода;
·
оценка возможности
использования программного подхода в регионе в условиях рыночных отношений.
Экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом содержит следующие
процедуры:
·
предварительная
ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материальных, земельных,
трудовых, информационных и временных ресурсах);
·
определение ресурсных
возможностей региона и сопоставление их с потребностями для решения проблем;
·
расчет полезной результативности решения каждой из
проблем, конкретизация конечных результатов;
·
определение
экономической эффективности реализации проблем программным методом;
·
ранжирование проблем
для программирования по значимости
и приоритетности, формирование каталога проблем;
·
принятие решения о
разработке конкретных программ.
Технология
разработки региональных целевых комплексных программ включает в себя следующие основные этапы:
формирование
перечня одновременно реализуемых программ и принятие решения об их разработке. Перечень составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой
списка территориальных
проблем, подлежащих решению на программной основе. Формируется банк целевых
программ территории. Рекомендуется не принимать к единовременной реализации избыточное количество программ, превышающее ресурсные
возможности, реализуемые
текущими мерами. Предлагается на этапе формирования перечня программ затратить больше усилий и
средств для обоснования целесообразности их разработки,
установления оптимальных параметров, увязки с
другими потребностями региона, а также с
образом жизни и обычаями людей. Не проработанные решения, как показывает опыт,
влекут за собой неоправданные, невозместимые потери;
определение
органа программно-целевого управления, ответственного за формирование и реализацию программы. Определяется функциональный «Заказчик» программы и «Исполнитель» программы. Взаимоотношения между «Заказчиком» и
«Исполнителем» программ
регламентируются на основе заключаемых контрактов на разработку конкретной программы;
определение головного разработчика проекта программы и соисполнителей.
Выбор головного разработчика (как правило, научно-исследовательская проектная организация, специально
созданная комиссия, рабочая группа) целесообразно проводить на конкурсной основе по согласованию с «Заказчиком» и
ответственным «Исполнителем». В
качестве головного разработчика могут быть как местная организация (всех форм собственности), так и специализированные
организации, других регионов или творческие коллективы, составленные из представителей разных ведомств и имеющих
соответствующий опыт/решения поставленных в программе проблем. В конкурсе допускается участие
организаций государственного
(ведомственного) подчинения. Головной разработчик осуществляет
организационное и научно-методическое руководство деятельностью всех соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных
программ; формирует проект территориальной программы в сводном виде и
представляет его заказчику. Соисполнители подбираются с учетом их статуса и полномочий, а также наличии квалифицированных кадров и опыта аналогичных работ.
Взаимоотношения головного
разработчика и соисполнителей также регламентируются контрактами с «Исполнителем» программы;
разработка
технического задания на
проектирование программ! На
основе утвержденного перечня программ организация-заказ чик подготавливает и
выдает голодному разработчику исходное задание на
формирование региональной программы, которое дол) содержать:
• развернутую формулировку главной цели, основных подцелей и задач программы с количественно
определенными конечными
показателями;
• примерный состав программы в рамках региона;
• ориентировочный состав предприятий (организаций),
участвующих в реализации
программы;
• ориентировочную потребность в
материально-технических, топливно-энергетических,
земельных, трудовых ресурсах, прочих видах ресурсов;
• объем предполагаемых затрат на разработку
программы с указанием
источников и порядка финансирования;
• указания по организации разработки, согласованию и
рассмотрению программы и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|