рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономические (прямые и косвенные) регуляторы регионального развития

Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществле­нии общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессио­нальную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение — свыше 80%, на социальное обеспечение — около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство — 100%. В настоящее время число ре­гиональных бюджетов составляет 29,3 тыс. Их объем (по расходам) в 1995 г. приблизился к 150 трлн руб., или примерно 50% консо­лидированного бюджета Российской Федерации.

Доходы региональных бюджетов. На региональные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь госу­дарственных социально-экономических реформ. Финансирова­ние мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществле­ние государственной программы в области социального разви­тия требует больших материальных и финансовых ресурсов. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закреп­ленных и регулирующих источников доходов.

Термин закрепленные, или собственные, доходы означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. пол­ностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные на­логи. Роль большинства этих налогов незначительна. Вместе с тем, надо отметить, что значение некоторых из этих налогов может существенно повыситься, например на имущество.

Перспективным является и земельный налог. Цель его — способствовать повышению уровня благоустройства территорий населенных мест. Кроме того, он служит экономическим ры­чагом, способствующим повышению эффективности использова­ния земли, и источником возмещения затрат местных бюджетов на освоение и обустройство территорий населенных пунктов.

Региональные органы заинтересованы в закрепленных ис­точниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйствен­ную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недос­таточном росте объема закрепленных доходов вызвали необхо­димость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществля­лось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и доходов регио­нальных бюджетов. Таким образом, в число этих доходов входят:

•    процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;

•    дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;

•    субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго оп­ределенные цели;

•    средства, полученные из вышестоящего бюджета в про­цессе исполнения бюджета.

В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой сис­темы» в число главных регулирующих доходов региональных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стои­мость; от акцизов; от налога на прибыль предприятий, хозяйст­ва, по ставкам, определяемым законами.

Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и объема их закре­пленных доходов. По объему и экономическому значению регули­рующие доходы занимают ведущее положение в доходах регио­нальных бюджетов. Их роль заключается не только в обеспечении  финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в по­вышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Так как темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы их доходов (несмотря на отчисления от регули­рующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами ре­гиональных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих качеств и создают у региональных органов иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, снижает их воздействие на выявление экономических резервов в подведомственном им хо­зяйстве, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и суб­венции, полностью исключить их как методы наделения регио­нальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При фор­мальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из выше­стоящих бюджетов. В целом это приведет к осложнению в финан­сировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средства­ми. Представляется, что дотация может иметь место в тех насе­ленных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических па­мятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориаль­ное формирование доходов. Местные же источники не в состоя­нии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить го­рода и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назна­чением на определенные мероприятия, на осуществление которых па местах не хватает средств.

Расходы региональных бюджетов. Развитие экономического по­тенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации яв­ляются основными факторами увеличения числа и объема регио­нальных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой ин­фраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоян­но увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение доходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюд­жетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства насе­ленных мест влекут расширение расходов региональных бюд­жетов. Возрастание расходов связано как с новым строительст­вом, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В настоящее время одним из главных направлений исполь­зования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для по­лучения в будущем собственных доходов.

Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — 60—86%.

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищ­но-коммунального строительства, повышением стоимости основ­ных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к удлинению комму­никаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущест­венный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации растут потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, торговля и т. д.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увели­чения затрат общества на поддержание необходимого состоя­ния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрас­тающих статей расходов региональных бюджетов являются ас­сигнования на охрану окружающей среды.

Одной из актуальных проблем является улучшение благоуст­ройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Целесообразно разбить городские территории на участки и давать подряды на их обслуживание на конкурсной ос­нове городским специализированным организациям по благоуст­ройству, кооперативам. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и по­высят качество работ по городскому благоустройству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Региональные внебюджетные фонды.

 

В связи с расширением для региональных органов власти воз­можностей по объединению средств предприятий и местных бюд­жетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема места объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование обще­региональных мероприятий стало образование территориальных вне­бюджетных фондов экономического и социального развития.

Внебюджетный фонд местного органа власти может форми­роваться за счет:

•    добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств самообложения населения;

•    доходов от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов;

•    привлечения на добровольной основе средств предпри­ятий, колхозов, кооперативов, других общественных ор­ганизаций и граждан;

•    штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу объектов историко-культурного назначения и др.

Такие фонды создаются на основании решений региональ­ных представительных органов, в соответствии с которыми ис­полнительные органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из предста­вителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.

Мобилизованные в такие фонды средства могут быть направ­лены на расходы: связанные со строительством на кооперативных началах объектов социально-культурного назначения; не заплани­рованные в бюджете на текущий год (главным образом на расходы но благоустройству); связанные с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием плановых затрат в случае невыполнения плано­вого размера доходов; связанные с перерасходами установленных смет и нормативов (например, перекрытие установленных смет­ных расходов на строительство, пополнение установленных нор­мативов собственных оборотных средств подведомственным пред­приятиям и другие незапланированные расходы).

Средства, полученные за счет взносов предприятий, долж­ны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Создание фондов развития местного хозяйства в населен­ных пунктах воздействует:

•    концентрации средств предприятии и региональных орга­нов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;

•    усилению материальной заинтересованности региональных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;

•    укреплению финансовых ресурсов региональных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финан­совой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;

•    более эффективному использованию материальных и фи­нансовых ресурсов нашего общества;

•    усилению экономической связи региональных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;

•    освобождению предприятий от выполнения не свойст­венных им функций по развитию местного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Учитывая, что влияние регионального фактора будет усиливаться, уже сейчас необходимо принять специальные законодательные или нормативные акты, в которых следует установить единые правила предоставления в исключительных случаях льгот и преимуществ отдельным регионам в сфере внешнеэкономической деятельности.
Проекты этих актов следует обсудить как законодательным органам, так и федеральным и местным органам исполнительной власти. Важное значение также придается разработке взаимоувязанных программ развития экспортных возможностей регионов России, их интеграции в общенациональной программе развития внешне­ экономической деятельности.

Социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реали­зации экономических реформ, но и обусловливают минимальные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности социально-экономической и политической систем Российской Федерации. Необходимость го­сударственной поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопре­деляет довольно значительный объем централизованных инвести­ций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах (даже независимо от их экономического положения) тре­бует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.

На современном этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функциони­руют. К их числу относятся: налоговая, банковская, складская и торгово-сбытовая, службы занятости и др. Однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в на­стоящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования.

В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирование процессов занятости.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Морозова Т.Г. Экономическая география России: учебное пособие для ВУЗов/2001

2.  Региональная экономика: учебник Степанов М.В. 2005г

3.  Региональная экономика: уч. для ВУЗов, М: ЮНИТИ,2000г

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.