рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономические системы: классификация и структура

Экономические системы: классификация и структура

Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение

“МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра экономических и финансовых дисциплин

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Экономические системы: классификация и структура

(по курсу «Экономическая теория»)

 

 

 

 

 

 

Студента 1 курса гр. Ф-103

Факультета экономики и

управления

ЮХАЛОВА А.А.

Научный руководитель

КУПЧЕНЯ С.С.

 

 

 

Москва 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

 

Глава I. Структура экономической системы.. 5

1.1. Социально-экономические отношения. 5

1.2. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности. 8

1.3. Хозяйственный механизм. 9

 

Глава II. Подходы к изучению экономических систем. 11

2.1. Формационный подход. 11

2.2. Теория постиндустриального общества. 13

2.3. Цивилизациоиный подход. 16

 

Глава III. Современные типы и модели экономических систем. 18

3.1. Традиционная система. 18

3.2. Рыночная экономика. 19

3.3. Командно-административная система. 21

3.4. Смешанная экономика. 26

3.5. Сравнительный анализ макроэкономической политики в рыночной и плановой экономических системах. 32

 

Глава IV. Особенности перехода к рыночной экономике в России. 35

 

Заключение. 38

 

Список использованной литературы.. 40

 

Приложения. 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности[1].

Не будь элементы экономики систематизированы, перестали бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, экономическая политика была бы неэффективной и нескоординированной.

Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы политэкономии А. Смитом в его главном научном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшим в свет в 1776 г. Из последующих научных эконо­мических систем следует, прежде всего, выделить системы, созданные Д. Рикардо (1817 г.), Ф. Листом (1841 г.), Дж.С. Миллем (1848 г.), К. Марксом (1867 г.), К. Менгером (1871 г.), А. Маршаллом (1890 г.), Дж. Кейнсом (1936 г.), П. Самуэльсоном (1951 г.).

Из российских экономистов прошлого, делавших упор на системное представление об эко­номике, следует отметить И.Т. Посошкова, А.И. Бутовского, Н.Г. Чернышевского, М.И. Туган-Барановского, А.И. Чупрова, П.Б. Струве, В.И. Ленина, Н.Д. Кондратьева.

На сегодня в российской и зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы.  Обычно авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках. Иногда в определение включают более широкий круг факторов, определяющих экономическое поведение участников (законы и правила, традиции и убеждения, позиции и оценки). Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Сам термин "экономическая система" применяется на разных уровнях. Экономической системой можно считать и самые простые образования, например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты, однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.

Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях[2].

В данной работе рассматриваются различные подходы к определению экономических систем и их структура. Основной акцент сделан на их современную классификацию.

Так же в работе содержится анализ наиболее популярных систем и попытка рассмотреть специфический путь перехода России к рыночной экономике.

 

Глава I. Структура экономической системы

 

Экономическая система имеет определённое строение, в которое входят: социально-экономические отношения, организационно-правовые формы хозяйственной деятельности и хозяйственный механизм.

 

1.1. Социально-экономические отношения

 

Социально-экономические отношения, выражаются в отношениях между людьми. В структуре социально-экономических отношений определяющими   являются отношения по поводу собственности на средства производства, ресурсы и результаты производства. Именно они определяют отношения распределения и потребления произведенных благ.

Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:

·         присвоение факторов и результатов производства;

·         хозяйственное использование материальных и иных средств

·         получение дохода от собственности.

Присвоение - экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Именно эта связь составляет основу производственного процесса, так как всякое производство материальных благ означает присвоение людьми природного вещества в целях удовлетворения их потребностей. Оно всегда протекает в рамках определенной формы собственности.

Прямо противоположным присвоению является отношение отчуждения. Такое отношение возникает в том случае, если какая-то часть общества захватывает все средства производства, а другая часть остается без всяких источников существования. Именно такими, например, были, взаимоотношения между феодалами и крепостными крестьянами.

Отношения хозяйственного использования имущества возникают по той простой причине, что собственники средств производства не всегда сами занимаются созидательной деятельностью, они дают другим лицам возможность употреблять их имущество в своих целях на определенных условиях. Примером таких отношений может служить аренда, или наем рабочей силы.

Социальная политика государства призвана проводить все мероприятия, которые предохраняют население страны от таких рисков для их жизни, как болезни, несчастные случаи, старость или безработица.

Политика социальной защиты гарантирует экономическое и социальное страхование почти всех групп населения от жизненных рисков общего характера. Например, по безработице, на случай болезни, по безработице и от несчастных случаев.

Политика распределения призвана сглаживать неравномерности в первичном распределении доходов. Эта политика включает, например, социальные пособия, компенсационные выплаты многодетным семьям, стипендии студентам.

Политика в области охраны труда охватывает все мероприятия, направленные на предотвращение опасностей, которые могут возникнуть на предприятии. К ним относятся: регламентация длительности рабочего времени, профилактика производственного травматизма, охрана труда молодёжи.

Политика в области рынка труда должна создавать удовлетворительную ситуацию на рынке рабочей силы, например путём посредничества при поиске работы, профессиональных консультаций, государственных мер по расширению занятости.

Гармоничный социальный мир создаётся в обществе, если все социальные группы в целом согласны с существующим порядком вещей.

На первый взгляд, активизация социальной политики – это непременно централизация. Именно к ней явно и неявно привели, например, меры, принятые после протестов, вызванных монетизацией льгот. И сегодня все слышнее требования как можно больше расширить круг и масштабы национальных проектов, иначе говоря, как можно больше выстраивать социальную политику непосредственно из центра. В общем, логика тут есть: собрать доступные средства и распределить по единому принципу. Только вот по какому? При слабости общенациональной солидарности, при отсутствии единых общераспространенных представлений о справедливости получаем ситуацию, о которой я говорил: начальство, безнадежно перекраивающее тришкин кафтан, и граждане, с надеждой или злорадством следящие за этим процессом. Довольных всё время меньше, чем обиженных, так что возникает соблазн увеличить площадь кафтана, подтянув еще больше средств в центр. А вместе со средствами концентрируется ответственность, и все большими становятся издержки унификации. Тут есть опасность порочного круга, и на самом деле это больше всего меня беспокоит.

Можно было бы много хороших слов сказать про разумность программного подхода. Нужно только постараться понять следующее. Для успеха национального проекта недостаточно ресурсов и организации. Сама идея предполагает общепризнанность выбранного приоритета. Причем речь идет о приоритетности не просто той или иной сферы, а конкретных действий, заложенных в проект. Такого рода консенсус возможен, но при нынешних обстоятельствах - скорее по относительно узким сюжетам. А соблазн удовлетворить всевозможные ожидания за счет умножения числа приоритетов вводит в тот самый порочный круг.

Что действительно может и должно составлять общенациональные приоритеты в социальной области – это, прежде всего, обновление «правил игры», которое позволило бы изживать имитации, уменьшить заведомую нерациональность, усилить прозрачность, в том числе и прозрачность неравенства. Без здоровых «правил игры» немыслима эффективная децентрализация. Конечно, если мы намерены централизованно решать большинство социальных проблем по единому плану, то правила не слишком существенны. Надо просто определить, когда, кому, сколько и в какой форме выдадим. Это как в социалистической экономике: если централизованно управлять производством на предприятиях, фиксированные правила не слишком нужны. Они даже могут помешать что-то куда-то быстро перебросить. А поскольку все время возникали узкие места, перебрасывать приходилось все больше, и на каждом шагу хотелось все больше усилить централизацию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.