В 1551 г. Иван IV провел
земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую
грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских
наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты,
которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги.
Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы,
начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства
на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.
В XVI в. сбором налогов стали
ведать созданные территориальные органы — чети: Владимирская, Галицкая,
Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание
стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только
платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и
мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского
населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и
др. С народов Поволжья, Урала, Сибири собирался ясак, главным образом мехами.
Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну
с введением в середине XVI в. винных откупов.
Первый в России бюджет — смета
государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах
составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до
петровских реформ.
В 1679 г. вместо стрелецкой
подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога
назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее
между собой по дворам.
После проведения переписи
населения в 1722 г. подворный налог заменяется подушной податью,
которая взималась с лип мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества).
Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного
бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.
Наряду с прямыми
и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские
повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные
(содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.)
и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной
охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851—1854 гг.
мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские
сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.
Реформы 60-х годов XIX в.
внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с
мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый
налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами.
В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных
напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный
налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%)
этого налога вносили крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные
налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в
1894 г.
Менялся и аппарат управления
государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных
министерств (Министерство внутренних дел. Министерство финансов и др.) на
местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть
вертикальная система учреждений государственного управления. Например,
территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные
палаты, на уездном — казначейства.
Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов
и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в
виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых
на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной
продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за
деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.
В
1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в
соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления — земства.
Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные
собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем
куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских
общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались
хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы
доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств.
Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три
года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а
уездных — губернаторами.
Земства ведали
местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного
образования и медицинского обслуживания населения.
Финансовыми
средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские
бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных
земствам земских повинностей и сборов.
Земские
повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и
предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание
школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинности
устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.
Другим источником
земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого
недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься
каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских
бюджетов.
Крупным
источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из
государственного бюджета.
Земские бюджеты включали обязательные
и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались
для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых
судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы
на здравоохранение, содержание школ и др.
В волостях были волостные
бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том
числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам
имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские
бюджеты
формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань,
водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого
имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и
др.
Местные бюджеты не входили в
состав государственного бюджета России.
Таким образом, в России до
революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.
1.3 Бюджетная система СССР.
В первые месяцы после
Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и
местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в
бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд
новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев
населения, главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, нажившихся
за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы». До ноября 1918
г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.
Успешное существование нового
строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г.
открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на
котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул:
« Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований,
но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если
мы не будем иметь успеха в финансовой политике. »
Исходя из тяжелого
экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой
централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступление средств в
бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в
формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих
этапах истории СССР.
Эти принципы были
зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79
которой были сформулированы цели государственной финансовой политики:
Финансовая политика РСФСР в
настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели —
экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан
республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит
себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все
необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд
Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной
собственности.
Конституция 1918 г. установила
федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства
государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении
единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской
Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный
бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение
государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и
областей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов и
расходов. Государственные бюджеты Украинской Социалистической Республики и
Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.
В 1920 г. доходная часть
государственного бюджета имела следующие состав и структуру (%):
Доходы от государственных предприятий, имуществ и угодий
97,5
в том числе:
от промышленности
35,6
транспорта
14,1
сельского хозяйства
5,1
налоги и сборы 0,3
прочие
поступления
2,2
Территориальные бюджета формировались за счет: поступлений от
налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными
Советами, взимаемыми на местные нужды; надбавок (в пределах 40%) к
государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и
имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета.
Однако в условиях военного
времени, экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах
(например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили
950 млн. руб, а поступления от местных налогов — 44 млн. руб., или 4,6%)
сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и
территориальных бюджетов.
С окончанием Гражданской
войны, переходом к новой экономической политике (нэпу) и восстановлению
народного хозяйства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления
хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и повышения
экономической деятельности местных Советов в октябре 1921 г. ВЦИК принял
Постановление «О мерах по упорядочению финансового хозяйства», в соответствии
с которым государственный и территориальные бюджета были разъединены.
С образованием в 1922г. Союза
Советских Социалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были
внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет
СССР, в который вошли государственные бюджета социалистических республик,
составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое
обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области
хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения.
При формировании доходной части
всех бюджетов использовался принцип подведомственности, в соответствии
с которым, предприятия и хозяйственные организации были распределены между
различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий
бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в
ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а
предприятия (республиканского, областного, городского подчинения) — в
соответствующие бюджета. В свою очередь из соответствующих бюджетов
финансировались предприятия, организации и учреждения союзного,
республиканского и местного подчинения.
Следовательно,
доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных
доходов, главным из которых были отчисления от прибылей предприятий союзного
подчинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от
внешнеэкономической деятельности.
Следует отметить,
что местные бюджеты (бюджета автономных республик, краевые, областные,
городские, районные, а с 1929—1930 гг. — сельские бюджета) не включались в
состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.
Большую роль в развитии
народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930
—1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы
которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86
действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения
налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной
деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные
платежи — налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и
подоходный налог для кооперативных предприятий.
В ходе налоговой реформы был
введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных
бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и
местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» в территориальные бюджеты стала
передаваться часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от
реализации государственных займов и др.. Передача этих средств осуществлялась
в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от
общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для
сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов
стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную
систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие
общегосударственные источники. Он используется и в ныне действующей бюджетной
системе России.
Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936
г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и
финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было
зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только
утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и
установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и
местные бюджеты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|