·
осуществление
государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов
иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской
Федерации;
·
установление
порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
·
осуществление
расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
·
установление
порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным
бюджетам;
·
предоставление
финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации и местным бюджетам;
·
установление
порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
·
установление минимальных государственных социальных
стандартов, норм и
·
нормативов финансовых затрат на единицу
предоставленных государственных или
·
муниципальных услуг;
·
утверждение
бюджетной классификации Российской Федерации;
·
установление
единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации;
·
формирование,
обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и
порядка осуществления государственных внешних заимствований;
·
определение
перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление
их легальностью;
·
установление
оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации.
Бюджетным кодексом РФ
регламентируются также полномочия федеральных органов власти в сфере
формирования бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов.
Установлено, что новые виды
доходов, их отмена или изменение возможны только путем внесения
соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.
Федеральные органы законодательной власти могут также устанавливать новые виды
неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления
федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем
внесения изменений в Бюджетный кодекс.
Федеральные органы
исполнительной власти предоставляют неналоговые кредиты, отсрочки и рассрочки
по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии
с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов
предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и
иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год.
К ведению федеральных органов
относится разграничение бюджетных доходов и расходов между федеральным и
региональными бюджетами.
Разграничение налогов и сборов
между бюджетами регламентируется:
• Законом РФ «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. №146-ФЗ (гл.2, ст.13—15),
• Бюджетным
кодексом РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, (раздел II, гл.7—9).
Разграничение
расходов между звеньями бюджетной системы регламентируется Бюджетным кодексом
РФ (раздел III, гл.11). Расходы разделяются на ассигнования, финансируемые
исключительно из федерального, региональных и местных бюджетов, и на расходы,
совместно финансируемые из бюджетов федерального, региональных и местных.
Бюджетным кодексом РФ
определяется порядок формирования и распределения целевых бюджетных фондов
(ст.54). Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в
доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым
законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными
целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по
нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год.
Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации наделены бюджетными правами в соответствии
с
• Законом РФ «Об основах бюджетных
прав...» от 15 апреля 1993 г. №4807-1;
• Законом РФ «О
субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области,
автономным округом,
городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 июля 1992 г. №3303-1;
• Бюджетным кодексом РФ.
Субъекты Российской Федерации
вправе издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные
правоотношения на подведомственной территории.
В области регулирования
бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:
·
установление
порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской
Федерации, утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления
контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов
субъектов Российской Федерации;
·
составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской
Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации,
утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление
контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов
субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных
фондов;
·
распределение доходов от региональных налогов и сборов,
иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской
Федерации и местными бюджетами;
·
определение
порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от
использования собственности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов
и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта
Российской Федерации;
·
разграничение
полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской
Федерации порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам
субъектов Российской Федерации;
·
определение
порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета
субъекта Российской Федерации местным бюджетам;
·
предоставление
финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации
местным бюджетам;
·
установление
порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
·
определение
перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований
субъектов Российской Федерации;
·
осуществление
государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской
Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.
Представительные
органы субъектов Российской Федерации вправе вводить региональные налоги и
сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в
пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской
Федерации.
Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки
и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов
Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов,
отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей,
определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете. Вместе с тем
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе
предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных
платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального
налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только
при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской
Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита
бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга
субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом РФ.
3.3
Бюджетные права органов местного самоуправления.
Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации
являются законодательные акты, изданные в 1991—1997 гг.
1. В Конституции
РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления
самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают
местные налоги и сборы.
2. В Законе «О местном
самоуправлении в РСФСР» (от 6 июня 1991 г. №1550-1) вопросам местного
самоуправления посвящен отдельный раздел. В нем определен состав финансовых
ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и
внебюджетных средств, кредитных ресурсов, валютных средств местных органов самоуправления.
В Законе зафиксированы важные
положения о том, что местные органы власти самостоятельно разрабатывают,
утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих
органов в бюджетный процесс не допускается.
В целях социальной защищенности
населения в Законе закреплено за местными органами власти право на минимальный
размер местных бюджетов в части текущих расходов.
Впервые в Законе записано, что
для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на
соответствующей территории, местными органами власти составляется территориальный
сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы,
предприятия, учреждения и организации представляют в местные органы власти
сведения, необходимые для его составления.
Впервые в Законе
признано право местных органов на создание и использование внебюджетных фондов
финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых
ресурсов местных органов власти и предприятий для финансирования
общерегиональных мероприятии.
Новые права даны
местным органам власти и распределении и использовании своих финансовых
ресурсов. Местным органам предоставлены права:
• самостоятельно определять
направлении использования средств местных бюджетов;
• в пределах имеющихся у них средств
увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на содержание
жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образе
нация, социального обеспечения, правоохранительных органов;
• устанавливать дополнительные льготы
и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать
резервные фонды.
3. В Законе «Об основах бюджетных
прав и принципов по формированию и использованию внебюджетных фондов
представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе
РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»
конкретизированы и развиты права местных органов власти в области
финансово-бюджетных отношений. В общих положениях Закона сформулированы новые
понятия минимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой
обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов, регулирования финансовых
отношений.
В Законе регламентируется
бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы составления,
рассмотрения проектов бюджетов и утверждения бюджетов. Закон определяет права
местных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их
бюджетов. Впервые зафиксировано положение об образовании при рассмотрении
разногласий согласительных комиссий из представителей вышестоящих и
нижестоящих органов власти. В Законе регламентируется также исполнение бюджета,
контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены гарантии
бюджетных прав местных органов власти, их ответственность за принятые ими
решения по бюджетным вопросам, а также их право обращаться в арбитражный суд в
случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав.
4. Вопросы,
касающиеся местных финансов, отражены в Законе «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации». В этом законе все налоги, входящие в
налоговую систему Российской Федерации, разделены на три группы:
• федеральные
налоги;
• налоги
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
областей, автономных округов;
• местные налоги.
Установлена
компетенция каждого органа власти, в том числе и местных органов власти, по
отношению к соответствующим налогам, т. е. право этих органов вводить на
подведомственной территории налоги, устанавливать ставки налогов,
предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и
т.д.
5. В Законе «О
субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным
округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» определены права территорий на
получение финансовой помощи в виде целевых субвенций из вышестоящих бюджетов
и внебюджетных фондов, общие условия предоставления и использования субвенций;
ответственность за соблюдение этих условий.
6. Дальнейшим
шагом в развитии финансово-бюджетных прав местных органов самоуправления стал Закон
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ). В Законе зафиксировано:
1) федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации
обеспечивают муниципальным образованьям (городам, районам, поселкам, селам)
минимальные местные бюджеты;
2) минимально необходимые расходы
местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на
основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
3) доходная часть минимальных
бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным
законом и законами субъектов Российской Федерации доходных источников.
Закон
устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно
предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов
Российской Федерации. Кроме того, увеличение расходов или уменьшение доходов
местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Решения
этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах,
переданных им в качестве компенсации средств.
В соответствии с
этим Законом население непосредственно путем местного референдума, на собраниях
(сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом
мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями
средств для финансирования местных мероприятий.
7. Важным этапом
в формировании законодательных основ местных финансов стал вышедший 25 сентября
1997 г. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления» (№126-ФЗ).
Закон регламентирует порядок формирования и использования финансовых ресурсов
местного самоуправления; финансовых взаимоотношений органов местного
самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и
финансово-кредитными институтами; разграничения доходов и расходов между
бюджетами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|