рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовое планирование и его совершенствование

Финансовое программирование используется в развитых странах с 60-х годов. Суть его заключается в составлении 5-летних «скользящих» планов расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. Показатели при этом передвигаются (скользят) по 5-летней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели 1-го предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих 4-х лет — ориентировочными,

В настоящее время в Российской Федерации используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям[7].

Разработка прогноза и выработка плановых решений – взаимосвязанные стадии плановой работы, но имеющие специфику. Различие между ними состоит в том, что план отражает будущее состояние финансовой системы, ее показателей, сформированных, исходя из целей, заданных в настоящем моменте времени. Прогноз основан на поиске более оптимальных, рациональных вариантов развития. План как итог всех видов и этапов плановой работы должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранных целей. Прогноз обнаруживает возможность различных вариантов развития. Процесс разработки и составления прогнозов называют прогнозирование.

В прогнозе можно рассмотреть различные варианты финансовой политики в сочетании объективных и субъективных, экономических факторов и факторов другого порядка. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Например, при подготовке федерального бюджета используется прогноз социально-экономического развития страны с выделением макроэкономических показателей, обеспечивающих реалистичность и надежность плановых разработок. Финансовое планирование – это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их финансовыми ресурсами и направлениями использования этих средств. Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и пропорции сопутствующие – натурально-вещественные, трудовые и др.

Финансовое планирование является органической частью социально-экономического планирования. Поскольку планируются отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, то можно говорить о системе финансовых планов: бюджетных, внебюджетных, страховых и др. При этом выделяются следующие виды финансовых планов: общегосударственный, отраслевой, территориальные, финансовые планы отдельных предприятий и организаций. Иными словами, финансовые планы составляются на всех уровнях финансовой системы и всеми субъектами финансовых отношений[8].

Для практического построения финансовых планов используются различные методы: экстраполяции, нормативный, балансовых расчетов, экономического моделирования и прочие. Но основой для использования всех перечисленных методов должен служить экономический анализ.

Метод экономического анализа представляет собой  комплексное, взаимосвязанное изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Понятие метода экономического анализа конкретизируется в следующих, наиболее часто используемых методологических приемах:

·        использование системы абсолютных и относительных показателей;

·        сравнительный анализ;

·        метод группировки;

·        индексные расчеты.

Метод экстраполяции основан на анализе тенденций и закономерностей изменения показателей за прошлый период, на этой основе определяются финансовые параметры на планируемую перспективу. Слабостью метода экстраполяции являются ограниченные возможности его применения в условиях экономической нестабильности.

Нормативный метод предполагает, что финансовые планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируется финансовые взаимоотношения между бюджетами различных уровней: федеральным бюджетом и отраслями социально-культурного комплекса, государством и хозяйствующими субъектами.

В качестве примеров финансовых нормативов можно рассматривать ставки налогов и других обязательств платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды. регулирующие налоги также могут служить примером финансовых норм.

При выборе управленческих решений отдельными субъектами финансовой деятельности, а также для выбора критерия оценки достигаемой финансовой результативности разрабатываются финансовыми нормативами в виде коэффициентов (например, для хозяйствующих субъектов – коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и прочие). Финансовые коэффициенты не имеют универсального значения и могут рассматривать лишь как ориентировочные показатели.

Балансовый метод в планировании – метод планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В основе балансового метода лежит практика построения бухгалтерского баланса, связывающего источники формирования имущества предприятий с направлениями расходов этих денежных средств. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс.

Стоимостные балансы применяются при разработке планов, позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности увязку доходов и расходов государства (финансовые балансы, разрабатываемые по конкретным территориям, федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ), доходов и расходов населения и др.

Одним из важных видов стоимостного баланса является федеральный бюджет РФ, который характеризует объем и структуру доходов и расходов государства.

Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении Денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.)[9].

Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд — федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: "В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития".

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.

Помимо федерального бюджета, составляется сводный финансовый баланс, который отражает все финансовые ресурсы (доходы) государства и хозяйствующих субъектов.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально- экономического  развития  РФ,  субъектов  РФ,  муниципальных  образований  и отраслей экономики, а  также  подготовка  сводных  финансовых  балансов,  на основании  которых  органы  исполнительной  власти  осуществляют  разработку проектов бюджетов. Проекты  бюджетов  составляются  с  учетом  необходимости достижения  минимальных  государственных  социальных  стандартов  на  основе нормативов  финансовых  затрат   на   предоставление   государственных   или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими  нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами  органов местного самоуправления.

Главная задача разработки проекта  бюджета  –  определение  объёма  денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового  обеспечения  функций, возложенных   на   органы   государственной   власти   и   органы   местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных  прогнозом  экономического  и социального развития государства и территории.

Составление  проекта   бюджета   является   прерогативой   Правительства Российской Федерации, исполнительных  органов  власти  субъектов  Российской Федерации и  муниципальных  образований.  По  их  поручению  проект  бюджета разрабатывается Министерством финансов  РФ  и  территориальными  финансовыми органами[10].

Для   составления   проекта   бюджета   Министерство   финансов   РФ    и территориальные  финансовые  органы  должны  быть  обеспечены   необходимой  информационной   базой,   которая   поступает   им   от    соответствующего правительства,  статистических,  налоговых  органов  и  других  учреждений. Главным  источником  информации  для  составления  проекта  бюджета  служит прогноз  социально-экономического  развития  государства  или   территории, который в свою очередь разрабатывается на основе  данных  экономического  и социального развития за отчетный период, тенденций развития на  планируемый год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются  также основные    положения    финансово-бюджетной    политики,    принятой    на соответствующий плановый период.

Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ  по поручению Правительства РФ.  Работа  над  проектом  бюджета  начинается  за двенадцать месяцев до начала планируемого года.

Консолидированный  бюджет  —  объединенный  бюджет  территориальных  единиц, регионов, образующих единую административно -  территориальную  совокупность (автономию, республику, государство). В отличие от государственного  бюджета консолидированный бюджет не утверждается ни на законодательном, ни на  каком то другом уровне, а  выступает  в  качестве  обычного  свода  статистических показателей.

При установлении проектов нормативов отчислений  от  федеральных  налогов  в бюджеты субъектов Федерации и сумм дотаций в эти бюджеты за  основу  берется отнюдь  не  каждый  территориальный  бюджет,  а   консолидированный   бюджет национально  -  государственного  и   административно   -   территориального образования.


3.Совершенствование финансового планирования.


Финансовое планирование требует постоянного совершенствования. В частности, в тех отраслях хозяйства, которые традиционно относятся к финансируемым из бюджета, ослабляется адресная регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нормативов, расширяется внедрение элементов хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, они используются на расширение производственной и социальной деятельности коллективов[11].

Совершенствование финансового планирования вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.

Поскольку  в области методологии  регионального управления и территориального стратегического планирования остается  много дискуссионных вопросов,  образ России и ее регионов  в будущем, тенденции их экономического, социального, демографического, политического, научно-технического, культурного развития, общественных отношений находят отражение в работах исследователей  различных областей знаний.

В их числе такие авторы, как Абалкин Л.И., Бестужев-Лада И.В., Бобков В.Н., Глазьев С.Ю.,  Гранберг А.Г., Жихаревич Б.С., Львов Д.С., Найбороденко Н.М., Римашевская Н.М.,  Христенко Б.Г., Яковец Ю.В.  и целый ряд других.

В современных условиях  требуется более активное использование  научного прогнозирования для повышения эффективности управления, которое должно основываться  не только на анализе информации об объекте управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе  стратегических альтернатив.  Чрезвычайно актуальной остается проблема  научного обоснования, прогнозирования последствий  принимаемых решений в экономической и социальной политике.

По-мнению  Н.М. Найбороденко, современное состояние прогнозирования в России переживает очередной свой кризис[12]. А.Г. Гранберг говорит о затянувшейся «прогностической  паузе»[13]. На уровне регионов – сложная ситуация с прогнозированием комплексного социально-экономического развития[14].  Определенный негативный эффект  на процессы прогнозирования оказывают и мировые тенденции последних десятилетий.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.