Одной
из актуальнейших проблем в научном прогнозировании на современном этапе его
развития некоторые авторы[15],
точку зрения которых мы разделяем, называют проблему надежности, достоверности
прогностических оценок, как количественных, так и на качественном, описательном
уровне, которая тесным образом связана с методологией анализа и разработки
прогноза; со сбором, систематизацией и обработкой информации; эффективностью
освоения современных методов, технологий прогнозирования и процедур
верификации прогнозов.
Повышение
интереса, внимания к прогнозированию на региональном уровне обусловлено
процессами экономического роста, продолжающегося последние годы, разработкой
среднесрочной Программы социально-экономического развития РФ на 2002-2004
годы (с учетом изменений на 2003-2005 годы), переходом к среднесрочному
финансовому планированию, подготовкой законов о разграничении полномочий
между уровнями бюджетной системы РФ, а также внедрением новых информационных
технологий в процесс управления, разработкой программных продуктов для
моделирования развития регионов.
Экономика каждого из 88
субъектов Российской Федерации является составной частью экономики всего
хозяйственного комплекса России с определенной специализацией, связанной с
наличием на их территории природных ресурсов и особенностей климатических
условий, накопленного производственного, квалификационного и научного
потенциала.
Как отмечается в[16],
эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет
зависеть от того, насколько эти решения реализуются в регионах. В связи с этим
возрастает значение региональных прогнозов развития субъектов Российской
Федерации, учитывающих как влияние федеральной социально-экономической политики
(налоговой, бюджетной, тарифной, структурно-инвестиционной,
внешнеэкономической, социальной, институциональных преобразований и другой),
так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие
соответствующих территорий.
Общий порядок разработки
прогнозов РФ и ее субъектов определен Федеральным Законом “О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской
Федерации” от 23 июня 1995 года.
Прогнозы
социально-экономического развития России и регионов разрабатываются ежегодно по
принимаемым поручениям Правительства РФ и в соответствии с согласованной с ним
схемой порядка разработки, этапов и участников прогноза. Организация работы по
формированию прогнозов на всех уровнях возложена на Минэкономразвития России.
При этом метод
экономико-математического моделирования определения аналитических зависимостей
между параметрами прогноза может быть одним из элементов системы региональных
прогнозов, а результаты математических расчетов предлагается сопоставлять с
выводами, полученными на основе применения других подходов, корректировать в
соответствии с информацией, не учтенной в моделях. В связи с этим большое
значение в прогнозировании имеют экспертные оценки прогноза
социально-экономического развития, прогнозные сценарии, оценка выполнения
прогнозов.
По
мнению некоторых авторов[17],
целесообразно обособить процесс разработки территориального плана-прогноза от
процесса сбора и передачи планово-прогнозной информации по запросам
министерства экономического развития и торговли РФ. Необходимость передачи
такой информации, безусловно, сохраняется для разработки экономической
политики и принятия управленческих решений Правительством России. Однако
планово-прогнозная работа в структурах исполнительной власти региона не должна
сводиться лишь к удовлетворению информационных потребностей федеральных органов
управления. Территориальное прогнозирование и планирование должно стать
самостоятельной формой экономической работы, имеющей собственные цель,
назначение и логику; должна существенно измениться и их роль. Они должны
отражать интересы региона, содержать информацию, значимую с точки зрения
задач управления социально-экономическим развитием региона.
Несмотря
на то, что формы территориальных планов-прогнозов за последние несколько лет
претерпели существенные изменения, по нашему мнению, в отличие от
используемого в настоящее время комплекта прогнозных форм и показателей для
разработки прогноза социально-экономического развития, доводимых Министерством
экономического развития и торговли РФ, в региональный комплексный прогноз
целесообразно было бы внести ряд дополнений и изменений, в частности
следующие разделы: «Население, трудовые ресурсы и рынок труда», «Уровень и
качество жизни населения»; «Рыночная инфраструктура»; «Развитие рынка платных
услуг», «Развитие общественных (нерыночных) услуг».
На наш взгляд, в
современной ситуации в прогнозировании социально-экономического развития
региона важное место занимает именно финансовое прогнозирование (прогноз
сводного финансового баланса), включая бюджетное и налоговое
прогнозирование, анализ и прогноз интегрированных показателей финансовой,
бюджетной обеспеченности на душу населения, удельных валовых налоговых
ресурсов.
В настоящее время роль
регионального финансового прогнозирования, как краткосрочного, так и
среднесрочного в системе управления экономическим развитием увеличивается,
поскольку для регионов проблема повышения финансовой и бюджетной обеспеченности
на душу населения стоит очень остро.
По мнению Христенко В.Б.,
в сфере бюджетного и налогового прогнозирования также много проблем. Для
повышения точности и качества бюджетного прогнозирования на региональном
уровне (в перспективе - для перехода к среднесрочному бюджетному прогнозированию)
должна учитываться необходимость укрепления методической и
информационно-аналитической базы, особенно в отношении налоговых прогнозов, и
расширения использования удельных нормативов при планировании расходов.
Основным инструментом среднесрочной политики администрации должен стать
финансовый план развития региона, разработанный на основе анализа текущих
макроэкономических показателей[18].
В бюджетном планировании
существуют ряд объективных факторов, которые необходимо учитывать. Так, одной
из важнейших проблем является то, что в методике ФФПР используются
общероссийские показатели коэффициентов налоговой нагрузки отраслей экономики,
что для краевых условий не совсем адекватно отражает ситуацию из-за
трансфертного ценообразования крупных российских корпораций.
Однако, по-прежнему
экспертное оценивание преобладает и требуется апробация математических моделей.
При
разработке комплексного прогноза социально-экономического развития региона в
условиях перехода к рыночным отношениям, финансовом прогнозировании особое
значение приобретает выбор методов расчетов прогнозных показателей
территориального развития, от которых зависит величина ошибки.
По-мнению[19],
в настоящее время при разработке прогнозов в основном должны применяться не
математические методы, а методы логического моделирования и экспертные
оценки. Они предполагают не только использование полного объема
соответствующей статистической информации, но и оценку решений, принимаемых на
правительственном уровне, законодательных актах, а также анализ их возможного
влияния на уровень экономической активности и объемы материальных и
финансовых ресурсов территории.
Экспертиза
в области прогнозирования имеет свою специфику и предъявляет особые
требования к специалистам, которые определяют перспективы развития общества,
отдельных социальных групп, явлений, процессов: необходимо быть аналитиком;
уметь находить связи и зависимости между процессами и факторами, определяющими
их развитие; не только прогнозировать на основе существующих тенденций, но и
предвидеть развитие «скачкообразное» с учетом влияния возможных различных
факторов.
По
мнению многих авторов экспертное прогностическое оценивание имеет целый ряд
трудностей и недостатков. Это, прежде всего то, что отсутствуют: системный
подход к экспертному прогнозированию как к процессу получения экспертного
заключения; общепринятый терминологический аппарат, относящийся к качеству
экспертного прогноза; теоретическое обоснование подбора наиболее
квалифицированных экспертов по рассматриваемой проблеме; слабо разработаны
проблемы увязки и согласования единичных прогнозов в комплексный и целый ряд
других.
Кроме
того, выделяются следующие основные заблуждения экспертов такие, как: а)
сверхоптимизм в краткосрочных прогнозах; б) сверхпессимизм в долгосрочных
прогнозах; в) опрос эксперта - «нулевой» цикл прогностического исследования; г)
недостатки одних субъектов при экспертном прогнозировании порождают
трудности для других. В итоге эти заблуждения воплощаются в ошибки, в том
числе, и систематические, то есть повторяющиеся на каждом этапе
прогнозирования[20].
Таким
образом, рассмотрение проблем, роли прогнозирования, методов, форм и процессов
прогнозирования свидетельствует о необходимости продолжения исследований в этих
направлениях для теоретического обоснования качественно нового уровня
управления развития регионом.
Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств. Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.: 1. Рост ВВП и продукции промышленного производства; 2. Прекращение спада сельскохозяйственного производства; 3. Создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики; 4. Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов; 5. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения; Поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных. Приоритетные задачи финансовой политики: 1) Введение в действие новых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов, завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета; 2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов; 3) совершенствование структуры расходов бюджетов на основе сокращения прямых бюджетополучателей и численности работников бюджетных издержек, в первую очередь - в жилищно-коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций; 4) существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля; 5) формирование реалистичного бюджета; 6) проведение политики на финансовом рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам; 7) повышение эффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты; 8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг. Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров. Необходимо провести административную реформу. Цель реформы - сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы - борьба с коррупцией. Задача подъема России напрямую связана с развитием местного самоуправления - снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики - федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого - аксиома стабильной экономики. Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм. Неизменный приоритет России - Содружество Независимых Государств.
Заключение.
Из всего выше сказано можно сделать вывод, что финансовое планирование
представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами
государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и
некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию
денежных фондов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами,
поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах,
документах, определяющих финансовую политику.
Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в
отдельные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи,
решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках
финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых
ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их
использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия
финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития
страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.
Задачи, решаемые в процессе финансового планирования сложны и
многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования
финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться
взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и
субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов
социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между
движением материальных и финансовых ресурсов.
Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого
экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для
эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом
уровнях.
На современном этапе развития возникает острая необходимость
совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая обусловлена
изменением проводимого до августа 1998г. экономического курса в стране,
направленного на повышение роли финансовой системы в экономическом и
социальном развитии. В основу совершенствования управления финансовыми
отношениями положения активизация финансовой политики. В частности, это связано
с изменениями системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие
экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических
методов управления.
Совершенствование управления финансами вызвано также расширением
финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием
значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой
политики.
В заключение хотелось бы обратить внимание, что планирование ведется в
условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и
хаотичной, объективной и субъективной, различаться по исходной базе (в
экономической, нормативно-законодательной, технико-технологической, внутренней
среде).
Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации
финансовой политики государства. Посредством финансового планирования
намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного
использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются
соотношения между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении
субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового
планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах,
необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами
социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их
покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования
бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает
предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.
Список использованной литературы:
1. Бабич А.М., Павлова Л.И. Финансы:
Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
2. Бабич А.М., Павлова Л.И.
Государственные и муниципальные финансы: Учеб.пособие для вузов. М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
3. Бюджетная система России: Учебник для
ВУЗов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2000.
4. Бюджетная система РФ: Учебник / Под
ред. П.И. Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.
5. Вахрин Т.И. ,Нешитой А.С. Финансы:
Учебник - М.: Юрайт, 2002.
6. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. –
М.: Финансы и статистика, 1995.
7. Финансы / Под ред. М.В. Романовского,
О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.
8. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. –
М.:Юнити, 2003.
9. Финансы / Под ред. В.П. Литовченко. –
М.: ИД «Дашко и Ко», 2005.
10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред.
Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, 1999.
11. Финансы и статистика / Под ред. А.Г.
Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.,2005.
12. Экономика: Учебник. // Под ред.
Булатова А. С. — М. , 1999.
13. Годин А.М., Подвпорина И.В. Бюджет и
бюджетная система Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2001.
14. Гранберг А.Г. Основы региональной
экономики. Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2000.-495 с.
15. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев
С.Г. Финансовое право России. – М.:. Теис, 1995.
16. Дадашев А.З., Черник А.Г. Финансовая
система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.:. Инфра-М, 1997.
17. Долан Э. Дж., Линдсей Д.
Макроэкономика. — С-Пб. , 1994.
18. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс.
- М.: Республика, 1998. - Т. 1.
19. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и
стратегия социального развития России.- 2-е изд. –М.:
Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003.- 352 с.
20. Никитин С.Я. Государственное
финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики. – СПб.: Изд. СПбУЭФ,
1996.
21. Пикулькин А.С. Система
государственного управления: Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.,
1997.
22. Региональная экономика / Под ред.
профессора Кузнецова Н.Г. и профессора Тяглова С.Г. . Серия «Учебники и
учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. –320 с.
23. Сумароков В.Н. Государственные
финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и
статистика, 1996.
24. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.
Экономика. – М.: Дело, 1999.
25. Христенко В.Б. Межбюджетные
отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы.
– М.: Дело, 2002. – 608 с.
26. Методические рекомендации к
разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ,
Москва, 2003. - 200 с.
27. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. М:
ИНФРА-М, 2002.
[1]
Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.
[2]
Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.
[3]
Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План: Теоретические очерки / Научн.
ред. Е.З. Маймикас. – М.: Экономика, 1986. – С.24.
[4]
Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В.
Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.
[5]
ст. «Финансовое моделирование и его роль в процессе прогнозирования финансовых
потоков» доктор экономических наук, профессор Н.Н. Ильшева, кандидат
экономических наук, доцент, УГТУ г.Екатеринбург, С.И. Крылов
[6]
Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / Под
ред. Т.Г. Морозовой. – М.,1997
[7] Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В.
Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.
[8]
Финансы / Под ред. В.П.
Литовченко. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2005.
[9] Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин.
– М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.
[10]
Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И.
Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.
[11]
Вахрин П.И., А.С.Нешитой. Финансы. Учебник для вузов. – М.: 2002.
[12]
Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. –
2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.
[13]
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. –М.:.ГУ ВШЭ,
200.-495 с.
[14]
Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г.
Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320
с.
[15]
Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. –
2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.
[16]
Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов
социально-экономического развития субъектов РФ. Министерство экономического
развития и торговли РФ, Москва, 2003 г. – 200 с.
[17]
Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г.
Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320
с.
[18]
Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами:
опыт, проблемы, перспективы. - М.: Дело, 2002. - 608 с.
[19]
Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г.
Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320
с.
[20]
Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. –
2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|