рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовое планирование и его совершенствование

Одной из актуальнейших проблем в научном прогнозировании на современном этапе его развития некоторые авторы[15],  точку зрения которых мы разделяем,  называют проблему надежности, достоверности прогностических оценок, как количественных, так и на качественном, описательном уровне, которая  тесным образом связана с методологией анализа и разработки прогноза; со сбором, систематизацией и обработкой информации; эффективностью освоения современных методов, технологий прогнозирования  и процедур верификации прогнозов.

         Повышение интереса, внимания к прогнозированию на региональном уровне обусловлено процессами  экономического роста, продолжающегося последние годы, разработкой  среднесрочной  Программы  социально-экономического развития РФ  на 2002-2004 годы (с учетом изменений на 2003-2005 годы), переходом к среднесрочному  финансовому  планированию, подготовкой  законов о разграничении  полномочий между уровнями бюджетной системы РФ, а также внедрением  новых информационных технологий  в процесс  управления, разработкой  программных продуктов  для моделирования развития регионов.

Экономика каждого из 88 субъектов Российской Федерации является составной частью экономики всего хозяйственного комплекса России с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала.

Как отмечается в[16], эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько эти решения реализуются в регионах. В связи с этим возрастает значение региональных прогнозов развития субъектов Российской Федерации, учитывающих как влияние федеральной социально-экономической политики (налоговой, бюджетной, тарифной, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной, институциональных преобразований и другой), так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие соответствующих территорий.

Общий порядок разработки прогнозов РФ и ее субъектов определен Федеральным Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” от 23 июня 1995 года.

Прогнозы социально-экономического развития России и регионов разрабатываются ежегодно по принимаемым поручениям Правительства РФ и в соответствии с согласованной с ним схемой порядка разработки, этапов и участников прогноза. Организация работы по формированию прогнозов на всех уровнях возложена на Минэкономразвития России.

При этом метод экономико-математического моделирования определения аналитических зависимостей между параметрами прогноза может быть одним из элементов системы региональных прогнозов, а результаты математических расчетов предлагается сопоставлять с выводами, полученными на основе применения других подходов, корректировать в соответствии с информацией, не учтенной в моделях. В связи с этим большое значение в прогнозировании имеют экспертные оценки прогноза социально-экономического развития, прогнозные сценарии, оценка выполнения прогнозов.

По мнению некоторых авторов[17], целесообразно обособить  процесс разработки территориального плана-прогноза от процесса сбора и передачи планово-прогнозной информации  по запросам министерства экономического развития и торговли РФ. Необходимость передачи такой информации, безусловно, сохраняется для разработки  экономической политики и принятия управленческих  решений Правительством России. Однако планово-прогнозная работа в структурах  исполнительной власти региона не должна сводиться лишь к удовлетворению информационных потребностей федеральных органов управления. Территориальное прогнозирование и планирование должно стать самостоятельной  формой экономической  работы, имеющей собственные цель, назначение и логику; должна существенно  измениться и  их роль. Они должны  отражать  интересы  региона, содержать информацию, значимую с точки  зрения задач  управления социально-экономическим  развитием региона.

Несмотря на то, что формы территориальных планов-прогнозов за последние несколько лет претерпели  существенные изменения, по нашему мнению,  в отличие  от используемого в настоящее время комплекта прогнозных  форм и показателей  для разработки прогноза социально-экономического развития, доводимых  Министерством экономического  развития и торговли РФ, в региональный  комплексный прогноз целесообразно было бы внести   ряд дополнений  и изменений, в частности следующие разделы: «Население, трудовые ресурсы и рынок труда», «Уровень  и качество жизни населения»;  «Рыночная инфраструктура»; «Развитие рынка платных услуг», «Развитие общественных (нерыночных) услуг».

На наш взгляд, в современной ситуации в прогнозировании социально-экономического развития региона важное место занимает именно финансовое прогнозирование (прогноз сводного  финансового баланса),  включая  бюджетное и налоговое прогнозирование, анализ и прогноз интегрированных показателей  финансовой, бюджетной обеспеченности на душу населения, удельных валовых налоговых ресурсов.

В настоящее время роль регионального финансового прогнозирования, как краткосрочного, так и среднесрочного  в системе управления экономическим развитием увеличивается, поскольку для регионов проблема повышения финансовой и бюджетной обеспеченности на душу населения стоит очень остро.

По мнению Христенко В.Б., в сфере бюджетного и налогового прогнозирования также много проблем. Для  повышения  точности и  качества бюджетного  прогнозирования  на региональном уровне (в перспективе - для перехода  к среднесрочному  бюджетному прогнозированию)  должна учитываться  необходимость укрепления  методической и информационно-аналитической  базы, особенно  в отношении налоговых прогнозов, и расширения использования удельных нормативов при планировании расходов. Основным  инструментом  среднесрочной  политики администрации должен стать  финансовый  план развития  региона, разработанный  на основе анализа  текущих макроэкономических показателей[18].

В бюджетном планировании существуют ряд объективных факторов, которые необходимо учитывать. Так, одной из  важнейших  проблем является то, что в методике ФФПР используются общероссийские показатели коэффициентов налоговой нагрузки  отраслей экономики, что для краевых условий не совсем адекватно  отражает ситуацию  из-за трансфертного  ценообразования  крупных российских корпораций.

Однако, по-прежнему экспертное оценивание преобладает и требуется апробация математических моделей.

При разработке  комплексного прогноза социально-экономического  развития региона в условиях перехода к рыночным отношениям, финансовом прогнозировании  особое  значение приобретает выбор методов  расчетов прогнозных  показателей территориального развития, от которых зависит  величина ошибки.

По-мнению[19],  в настоящее время  при разработке  прогнозов в основном должны применяться не математические  методы,  а методы  логического моделирования  и экспертные оценки. Они предполагают  не только использование  полного объема  соответствующей  статистической информации, но и оценку решений, принимаемых на правительственном уровне, законодательных актах, а также анализ  их возможного  влияния на уровень  экономической активности и объемы  материальных и финансовых ресурсов территории.

Экспертиза в области  прогнозирования  имеет свою специфику и предъявляет особые  требования к специалистам,  которые  определяют перспективы  развития общества, отдельных  социальных групп, явлений, процессов: необходимо быть аналитиком; уметь находить связи и зависимости  между процессами и факторами, определяющими их развитие; не только прогнозировать на основе существующих тенденций, но и предвидеть  развитие «скачкообразное» с учетом влияния возможных различных  факторов.

По мнению многих авторов экспертное прогностическое оценивание  имеет  целый ряд трудностей и недостатков. Это,  прежде всего то,  что отсутствуют: системный подход к экспертному прогнозированию как к процессу получения  экспертного заключения; общепринятый терминологический  аппарат, относящийся к качеству экспертного прогноза; теоретическое  обоснование подбора наиболее квалифицированных экспертов по рассматриваемой проблеме; слабо разработаны проблемы увязки и согласования единичных прогнозов в комплексный и целый ряд других.

Кроме того, выделяются следующие основные  заблуждения экспертов такие, как: а) сверхоптимизм в краткосрочных прогнозах; б) сверхпессимизм в долгосрочных прогнозах; в) опрос эксперта - «нулевой» цикл прогностического исследования; г) недостатки  одних субъектов при  экспертном прогнозировании  порождают трудности  для других. В итоге эти заблуждения воплощаются в ошибки, в том числе, и систематические, то есть повторяющиеся  на каждом этапе  прогнозирования[20].

Таким образом, рассмотрение проблем, роли прогнозирования, методов, форм и процессов прогнозирования  свидетельствует  о необходимости продолжения исследований в этих направлениях для теоретического обоснования качественно нового уровня управления развития регионом.

Проблема нормализации системы расчетов и платежей в  экономике  страны остается нерешенной, что  приводит  к  значительному  сокращению  финансовой  базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов  субъектов  РФ.  Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за  расходованием бюджетных средств.

Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

1. Рост ВВП и продукции промышленного производства;

2. Прекращение спада сельскохозяйственного производства;

3. Создание условий для переориентации финансовых потоков  в  реальный

сектор экономики;

4. Снижение налоговой нагрузки  на  товаропроизводителей  и  повышение

уровня собираемости налогов;

5. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения;

Поддержание  уровня  занятости   населения   РФ   и   снижение   числа

безработных.

Приоритетные задачи финансовой политики:

1)  Введение  в  действие  новых  принципов  межбюджетных   отношений, усиление  координации  деятельности  всех  фискальных  органов,   завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета;

2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;

3) совершенствование структуры расходов бюджетов на основе  сокращения прямых бюджетополучателей и численности  работников  бюджетных  издержек,  в первую очередь - в жилищно-коммунальной сфере, сокращение  неэффективных дотаций;

4)  существенное  укрепление  текущего  и   последующего   финансового контроля;

5) формирование реалистичного бюджета;

6) проведение политики на  финансовом  рынке,  позволяющей  преодолеть последствия  мирового  финансового  кризиса  и  обеспечить  последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам;

7) повышение эффективности валютно-финансовых  операций  и  дальнейшее укрепление национальной валюты;

8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.

Большое внимание следует уделить социальной  политике, т.е. реформе здравоохранения  и  образования  (адресная  социальная  помощь), концепции реформирования  российской  науки,  созданию  новой  пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.

Необходимо провести административную реформу.  Цель  реформы -  сделать госаппарат  компактным,  эффективным  и  подконтрольным   обществу.   Важное направление административной реформы - борьба с коррупцией.

Задача  подъема  России  напрямую   связана   с   развитием   местного самоуправления - снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но  за центром всегда остаётся  регулирование,  контроль  и  координация.  Один  из эффективных  рычагов  региональной  политики   -   федеральные   трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых  на  конкретные  цели. От  местных  властей  во  многом  зависит  проведение   жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка  которого  -  аксиома стабильной экономики.

Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены  дискриминационных  мер  в  отношении продукции наших фирм. Неизменный приоритет России - Содружество  Независимых Государств.


Заключение.


Из всего выше сказано можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных фондов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

Финансовое планирование направлено на достижение  устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

На современном этапе развития возникает острая необходимость совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая обусловлена изменением проводимого до августа 1998г. экономического курса в стране, направленного на повышение  роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. В основу совершенствования управления финансовыми отношениями положения активизация финансовой политики. В частности, это связано с изменениями системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.

Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.

В заключение хотелось бы обратить внимание, что планирование ведется в условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и хаотичной, объективной и субъективной, различаться по исходной базе (в экономической, нормативно-законодательной, технико-технологической, внутренней среде).

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие  стабильность экономики, определяются  соотношения между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Список использованной литературы:

     1.      Бабич А.М., Павлова Л.И. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

     2.      Бабич А.М., Павлова Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учеб.пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

     3.      Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2000.

     4.      Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.

     5.      Вахрин Т.И. ,Нешитой А.С.  Финансы: Учебник - М.: Юрайт, 2002.

     6.      Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.

     7.      Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.

     8.      Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.:Юнити, 2003.

     9.      Финансы / Под ред. В.П. Литовченко. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2005.

10.      Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, 1999.

11.      Финансы и статистика / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.,2005.

12.      Экономика: Учебник. // Под ред. Булатова А. С. — М. , 1999.

13.      Годин А.М., Подвпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2001.

14.      Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2000.-495 с.

15.      Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. – М.:. Теис, 1995.

16.      Дадашев А.З., Черник А.Г. Финансовая система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.:. Инфра-М, 1997.

17.      Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. — С-Пб. , 1994.

18.      Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 1998. - Т. 1.

19.      Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия  социального развития России.- 2-е изд. –М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003.- 352 с.

20.      Никитин С.Я. Государственное финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики. – СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.

21.      Пикулькин А.С. Система государственного управления: Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М., 1997.

22.      Региональная экономика / Под ред. профессора Кузнецова Н.Г.  и профессора Тяглова С.Г. . Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. –320 с.

23.      Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996.

24.      Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1999.

25.      Христенко В.Б. Межбюджетные отношения  и управление  региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002. – 608 с.

26.      Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ, Москва, 2003. - 200 с.

27.      Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. М: ИНФРА-М, 2002.


[1]              Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.

[2]              Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.

[3]              Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План: Теоретические очерки / Научн. ред. Е.З. Маймикас. – М.: Экономика, 1986. – С.24.

[4]     Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.


[5]              ст. «Финансовое моделирование и его роль в процессе прогнозирования финансовых потоков» доктор экономических наук, профессор Н.Н. Ильшева, кандидат экономических наук, доцент, УГТУ г.Екатеринбург, С.И. Крылов

[6]              Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.,1997

[7]           Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.


[8]           Финансы / Под ред. В.П. Литовченко. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2005.


[9]           Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.


[10]         Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.


[11]             Вахрин П.И., А.С.Нешитой. Финансы. Учебник для вузов. – М.: 2002.

[12]             Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.


[13]             Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для  вузов. –М.:.ГУ ВШЭ, 200.-495 с.


[14]             Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия».  Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.


[15]             Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.


[16]             Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ. Министерство экономического развития и торговли РФ, Москва, 2003 г. – 200 с.


[17]             Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия».  Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.


[18]             Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Дело, 2002. - 608 с.

[19]             Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия».  Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.


[20]             Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.